Как битва за чистоту рядов на рынке «наружки» Казани принесла городу новый медиафасад
Скандальный брандмауэр на фасаде «писательского» дома в Казани по ул. Ершова, 8 в ближайшее время превратится в модный носитель — медиафасад. Интересно, что устанавливать дорогостоящую конструкцию компания-владелец этого рекламного места стала лишь после информационной волны, вызванной публикацией газеты «Реальное время». Тем временем делом заинтересовались в УФАС по РТ. Впрочем, участники рынка скептически относятся к будущему медиафасадов: в нынешней экономической ситуации они обходятся слишком дорого и несут вредное излучение, которое может не понравиться жителям дома.
Сменим брандмауэр на медиафасад
На минувшей неделе рабочие начали монтировать новую рекламную конструкцию — медиафасад — на торце дома по ул. Ершова, 8. Это будет один из самых больших таких рекламоносителей в городе: его размеры превзойдут и медиафасад на здании банка «БТА-Казань» (ныне «Тимер банк»), площадь которого составляет 302 кв. метра. При этом медиафасады являются для Казани новым форматом рекламы. Самым первым и самым большим, причем не только в городе, а, как заявляется и в Европе, стал фасад стадиона «Казань-арена». Также есть сравнительно небольшой экран возле офиса «Нэфис».
Тем временем история этого рекламного места довольно любопытна. Напомним, в конце февраля неизвестные разместили поверх расположенного на фасаде этого дома, который в качестве рекламоносителя эксплуатирует ООО «АртФинанс Казань» (бренд «Майн медиа»), брандмауэра с рекламой автомобиля Audi растяжку с текстом «реклама размещена не законно» (пунктуация сохранена — прим. ред.). Газета «Реальное время» первой написала об этом. Участники рынка тогда предполагали, что это могли сделать конкуренты-рекламщики, которые устали он незаконных действий коллег по цеху, кто-то считал, что это могло быть и управление наружной рекламы и информации исполкома Казани. При этом в самой «АртФинанс Казань» обвинения в причастности к баннеру отрицали: сотрудница компании, представившаяся Айгуль, заявляла, что фотографии, размещенные на сайте мэрии, — «фотомонтаж» и обещала «устроить скандал». Она также признавала, что у компании есть разрешение на монтаж медиафасада на этом здании и уверяла, что работы начались.
Загадочные рекламщики
Апрельский монтаж медиафасада совпал по времени с ответом редакции «Реального времени» от УФАС по РТ о том, что брандмауэр, висевший там полтора месяца назад, содержит «признаки нарушения рекламного законодательства». Обращение антимонопольного органа направлено в казанский исполком, сообщили в УФАС корреспонденту нашего издания.
Нарушения признавала и сама мэрия. Как говорилось на сайте исполкома, разрешение у компании-владельца баннера ООО «АртФинанс Казань» все-таки есть, но оно выдано на установку и эксплуатацию рекламной конструкции в виде медиафасада. Однако такой фасад обходится существенно дороже брандмауэра, его стоимость может достигать десятков миллионов рублей.
Тем не менее скандалов компания не устраивала — более того, связаться с ней повторно, чтобы взять комментарий, не удалось: все три телефона, находящиеся в распоряжении редакции, оказались недоступны. Однако пресс-служба мэрии Казани подтвердила, что медиафасад устанавливает компания «АртФинанс Казань». «По факту самовольной установки на указанном месте рекламной конструкции в виде баннерной сетки (в феврале 2015 года) материалы для привлечения виновного лица к административной ответственности были направлены в Управление МВД России по г. Казани и Прокуратуру Вахитовского района г. Казани. После чего указанная конструкция была добровольно демонтирована ее владельцем», — говорится в ответе пресс-службы.
Всего по Казани управление выдало 7 разрешений на установку и эксплуатацию медиафасадов, три из которых (в том числе на ул. Николая Ершова, д. 8) установлены, отмечает мэрия.
«Сейчас все рекламные бюджеты сокращаются»
«Реальное время» опросило мнения участников рынка о новом формате рекламных конструкций.
Альберт Зиннатов — директор рекламно-производственной компании «3 АРТ» (владеет медиафасадом на здании «Тимер банка» на ул. Ибрагимова):
— Мое мнение: она себя не окупает при таком курсе доллара. Мы сейчас свою покупку стараемся окупить, а покупали свой медиафасад за 37-38 (рублей за доллар — прим. ред.). А ребята на Ершова, насколько я знаю, покупали уже по курсу 62-63. Тогда каков будет срок окупаемости этого проекта? Я думаю, минимум года три. Если, конечно рынок, немного раскачается, то, может, тогда будет поменьше, а пока инвестиции эти долгосрочные, дорогие. Одно дело, когда мы брали кредит под один процент, а теперь нам с учетом поднятия ставки рефинансирования подняли процентную ставку — 21%, и нельзя было отказаться. Мы брали тогда в районе 20 миллионов, плюс аренда, плюс электроэнергия, плюс низкий спрос — такие суммы под 21%.
Ребята рискнули — вот на Губкина планируется еще фасад. Больше нет, есть маленькие экранчики, но об этом мы уже не говорим. Мы сейчас еще один покупаем, но небольшой — 54 кв. метра. Вообще такие медиафасады, если они хорошего качества и в хорошем месте, — лучшие носители, аналогов нет. Но другое дело, что сейчас все рекламные бюджеты сокращаются. Многие уходят в Интернет, даже с телевидения. Надеюсь, что ситуация в ближайшее время изменится, но пока так. Поскольку ценник начинается где-то от 50 тысяч в месяц и в зависимости от хронометража может перевалить за сотни, рынок не особо широкий в таком сегменте. Это крупные российские и московские компании, а на местный рынок сложно ориентироваться. И то я не планировал такой ценник, но он складывается из затрат на окупаемость экрана, процента по банку, дорогущей аренды.
Ирина Волынец — генеральный директор рекламного агентства «Президент»:
— Я думаю, раз рекламораспространители идут на эти расходы, значит, у них уже рассчитано, значит, продана реклама. Потому что ни для кого не секрет, что договор на установку рекламной конструкции может быть расторгнут в любое время по решению одной из сторон. Если собственники будут чем-то недовольны, ничто не мешает им аннулировать разрешение.
Надо прописать, что для здоровья жителей дома, особенно для тех, кто граничит с этой стеной, вредно это излучение. Потому что неизбежен круглосуточный электромагнитный фон. Вот, например, есть дом на Вишневского, 49: жители этого дома высказали свой категорический протест против размещения там медиафасада, о чем уведомили управление наружной рекламы и прочие компетентные органы. Соответственно, никто без их согласия ставить не будет. Потому что они ссылались на медицинские данные, на какие-то свои сводки. Если собственники квартир на Ершова, 8 узнают, что этот медиафасад вреден для их здоровья, они могут потребовать его демонтажа.
Потому что исполком следит за регламентом, а здоровье граждан — это другая инстанция, которая здесь не опрашивается — рекламные конструкции не проходят согласование на соответствие санитарным нормам.
Как менялся фасад дома на ул. Н. Ершова, 8, март-апрель 2015 г.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Рынок наружной рекламы в Казани в последнее зафиксировал резкое падение. В декабре 2012 года в Казани прошли электронные аукционы на право размещения рекламных конструкций, когда рынок резко «похудел» за счет того, что центр города был очищен от хаотичной рекламы. По итогам в бюджет города поступил почти 1 млрд руб., что в 6,6 раза превышает стартовую цену. Но несмотря на то, что конструкций стало меньше, экономический кризис привел к застою, констатировал мэр города Ильсур Метшин на одном из совещаний в конце октября прошлого года.
Поступления в бюджет от рекламной отрасли впервые за несколько лет перестали расти и остановились на уровне 88 млн рублей, а загрузка конструкций снизилась примерно на 30%. Первый же антикризисный штаб в 2015 году, который прошел в администрации города, был посвящен именно рынку наружной рекламы. «По нашим исследованиям, порядка 30% клиентов в Казани полностью отказались от размещения наружной рекламы — это автосалоны, гостиницы, развлекательные центры. Оставшаяся часть клиентов сократила бюджет от 15% до 50%. Так, в январе-феврале средняя заполняемость площадей составила от 10% до 40%. Такого никогда не было, даже в 2009 году», — говорил тогда директор рекламного агентства «Лариса-сити» Артур Закиров. Тогда рекламщики попросили мэра снизить цены на аренду рекламных мест, однако просьба их осталась без ответа.