Новости раздела

Как Ибн Фадлан помог Болгару стать объектом всемирного наследия ЮНЕСКО

Как Ибн Фадлан помог Болгару стать объектом всемирного наследия ЮНЕСКО
Фото: Роман Хасаев

Каждый год в Татарстане отмечается годовщина принятия ислама. В центре этих событий находится Болгар. Хоть официальной датой этого события считается 922 год, религия Аллаха проникла на эту территорию значительно раньше. Но после визита Ибн Фадлана ислам стал государственной религией. А сведения об этих событиях содержатся в «послании» арабского путешественника. Именно ему и его записям («Рисале») была посвящена научная конференция, состоявшаяся накануне в Казани. На форуме побывал и корреспондент «Реального времени».

Выставка завершилась, экспонаты возвращаются в музеи

Круглый стол, посвященный книге Ибн Фадлана, его эпохе и археологическим коллекциям, прошел накануне в Казани на площадке «Эрмитаж-Казань». Форум был приурочен к завершению работы выставки «Путешествие Ибн Фадлана: Волжский путь от Багдада до Булгара».

Пару слов о самой выставке. В ней было собрано свыше 20 тысяч экспонатов, среди которых памятники декоративно-прикладного искусства, предметы ювелирного дела, керамические и стеклянные изделия. Организаторы задумали показать людям мир глазами арабского посла, познакомить не только с Волжской Булгарией, но и с другими государствами — Хазарским каганатом, Древней Русью; рассказать о культуре степняков.

На выставке было собрано свыше 20 тысяч экспонатов, среди которых памятники декоративно-прикладного искусства, предметы ювелирного дела, керамические и стеклянные изделия. Фото Тимура Рахматуллина

Многие предметы казанцы и гости города смогли увидеть впервые именно здесь. Как рассказала корреспонденту «Реального времени» директор музея-заповедника «Казанский кремль» Зиля Валеева, экспонаты специально подбирались для казанского посетителя и были доставлены из различных коллекций, хранящихся во многих городах России: Государственного Эрмитажа (Санкт-Петербург), коллекции Фонда Марджани (Москва), Государственного исторического музея, Государственного музея искусств Востока, музеев Астрахани, Волгограда, Самары.

— Клады, найденные в Булгаре, впервые здесь показываются. Когда еще будут показываться — большой вопрос. Проект был по-настоящему грандиозным, содержательным и интересным, — подчеркнула она.

За время работы выставки ее посетили более 49 тысяч человек, из них 25 тысяч — школьники и студенты. Учитывая, что она работала и виртуально, с экспозициями ознакомилось гораздо больше людей. По словам Зили Валеевой, большой интерес проявляли не только в России, но и в Турции, Иране, Ираке, Италии и других странах.

Проект был по-настоящему грандиозным, содержательным и интересным, считает Зиля Валеева. Фото Олега Тихонова

Ибн Фадлан: кто он?

— Эти научные конференции, круглые столы, симпозиумы стали хорошей традицией, сопровождающей выставки, — сказал в приветственном слове директор Института истории им. Ш. Марджани Рафаэль Хакимов. — Ибн Фадлан — это неисчерпаемая тема. Это один из лучших источников, который нам достался от Заки Валиди.

Хоть о наследии Ахмада Ибн Фадлана, его значении сказано и написано немало, о нем самом известно не так много. Научный сотрудник Государственного Эрмитажа Вячеслав Кулешов, например, назвал его «маленьким человеком» в том смысле, что его нельзя отнести отнести к представителям высшей знати.

Обстоятельства рождения путешественника, по словам ученого, неясны. По всей вероятности, Ибн Фадлан не был арабом, поскольку указан как «клиент повелителя правоверных», то есть он относился к широкому слою обслуживающего персонала дворца халифа. В источниках есть также указание на некоего Фадлана ат-Табиби, врача Фадлана, служившего при дворе правителя. Возможно, это и был отец нашего героя.

Что касается его национальности, возможно, он был либо персом, либо ассирийцем. Кулешов склоняется ко второй версии, поскольку ассирийцы в то время славились своими традициями врачевания. А сам Ибн Фадлан, кроме того, отвечал и за доставку лекарственных средств булгарскому царю.

Неизвестен и точный возраст путешественника. К моменту его приезда в Булгарию ему было от 40 до 50 лет, то есть родился он в 70-е годы IX века.

Вячеслав Кулешов назвал Фадлана «маленьким человеком» в том смысле, что его нельзя отнести отнести к представителям высшей знати. Фото Олега Тихонова

В Багдад он, скорей всего, не вернулся. Однако записи его («Рисале») «случайным образом» выжили. И уже в начале XX века документы путешественника обнаружил Заки Валиди.

— В начале XXI века в мире возрастает интерес к записям Ибн Фадлана, — заметил Кулешов. — Однако в России после издания перевода Ковалевского прогресса в этом направлении нет. Его записи переведены на 20 языков мира. Нам следует идти дальше. В 2022 году в Казани будет отмечаться большой праздник — юбилей принятия ислама Волжской Булгарией. И имя Ибн Фадлана будет в центре этих событий.

Как арабский путешественник поднял статус городища

Благодаря путешествию Ибн Фадлана была обоснована выдающаяся ценность Болгарского историко-археологического заповедника. И городище в итоге было включено в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Хотя, как рассказал проректор Казанского института культуры, руководитель кафедры ЮНЕСКО Рафаэль Валеев, добиться этого было весьма непросто. Учитывая, что на территории городища был восстановлен Большой минарет и построен Музей Корана, в «евроцентричном» комитете, занимающемся этим вопросом, долго сопротивлялись этому. Среди аргументов оппоненты указывали слабую изученность городища со стороны археологов — на тот момент ученые изучили лишь 3% территории древнего города.

— Болгар признан объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, и одно из доказательств — книга Ибн Фадлана. Территория Спасского района, Закамья стала широко известна благодаря ему, — отметил исследователь.

Кроме того, Ибн Фадлан описал торгово-денежную систему Волжской Булгарии. Это, в свою очередь, опровергло предположение, что булгары не пользовались монетами, используя лишь шкурки пушных животных.

Вообще, по словам Валеева, на территории государства ходило четыре вида монет: сасанидские, хорезмийские (туранские), куфические и европейские (с конца X века). Куфические дирхемы быстро распространились в Булгарии. А к середине XI века куфическая монета стала своего рода американским долларом — универсальной валютой для многих стран того времени.

По мнению ученого, ислам распространился в Волжской Булгарии не только с его официальным принятием, но и благодаря активной торговле арабов. На сегодняшний день в Татарстане найдено более 1000 монет. И благодаря деньгам стали известны имена многих булгарских правителей (эмиров).

1/29
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
  • Тимур Рахматуллин
Тимур Рахматуллин, фото Автора и Олега Тихонова
Хакимов Рафаэль СибгатовичВалеева Зиля Рахимьяновна

Новости партнеров

комментарии 11

комментарии

  • Анонимно 21 сен
    интересная выставка
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    каждое лето в Болгар всей семьей ездим, хорошо там)
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    а гостиницу большую к этому лету там построят?
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    ...мы ему очень за это благодарны!
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    Отонокак
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    А почему на конференции, судя по представленным здесь фотографиям, не было археологов Татарстана? Они что, к этой теме не имеют никакого отношения? Странно... Видимо, сидящий в президиуме К.Руденко, и олицетворяет теперь собой всю археологию республики. Интересный тренд...вон оно как
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    клевые картинки с выставки
    Ответить
  • Damir Nabi 21 сен
    то есть, "ханства" болгарского не было а был илтабирство (провинция, "табир-табор в смысле "лагерь" , "ил"-народ) Хазар, а наместник назывался эмиром (правитель, управляющий).
    Как видно из монет "болгарских" сами себя свое эмиратство-илтабирство называли БАРСИЛским (не болгарским, т.к. правитель-эмир был из племени барсил) , а болгарским их назвали эти арабы, так и распространилось в истории и стало мифом, чем и воспользовались те кто вспомнил о "болгарах" через много столетий, в 19 веке, (Маржани и др.) как понятно через разные арабские или персидские записки
    Ответить
    Анонимно 21 сен
    Вы где таких сведений набрались, товарищ? Хватит читать сказки самозванцев и псевдоисториков
    Ответить
  • Анонимно 21 сен
    Какая интересная информация об арабском путешественнике, который не такой уж и араб
    Ответить
  • Анонимно 16 фев
    Записки Фадлана - это список! И не факт, что в этой "копии" написано то, что писал на самом деле Фадлан. Всецело верить не стоит. Булгар был захудалой деревушкой, до того как стал слолицей Улуг Улуса! И то, перед чем сейчас все булгаристы благоговеют - это все благодаря татарам и другим народам Улуса Джучи.
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии