Новости раздела

Как сын первого премьера Татарстана поссорился с «решалами» Челябинской области из-за ледовой арены за 1 млрд

Как стало известно «Реальному времени», в Челябинской области разразился громкий скандал вокруг проекта татарстанского инвестора — компании, подконтрольной Шамилю Сабирову, сыну легендарного премьер-министра Татарстана Мухаммата Сабирова. Замешано в нем сразу несколько сил: от администрации города до «решал» и криминальных авторитетов, от политической борьбы за депутатские кресла до бизнес-войн. Центром противостояния стал участок под строительство ледовой арены в Миассе, четвертом по величине городе Челябинской области с населением чуть больше 150 тыс. человек. Инвестор проекта рассказал «Реальному времени», что надежды на решение дела в свою пользу не теряет и намерен писать губернатору Челябинской области, с которым он год назад имел рандеву.

Лето 2015 года: власти Миасса «подружились с татарами»

На днях URA.RU опубликовало материал о том, что миасские власти «делают все, чтобы не пустить «чужих» — то есть татарстанских инвесторов — на свою территорию». Причем в деле оказались замешаны некие криминальные (или полукриминальные) структуры под названием «турбазовские». Дело касается строительства ледовой арены на 1600 мест.

Основной инвестор, как выясняется, из Татарстана. Это компания с говорящим названием «Союз десантников-авто». Подрядчик местный — ООО «Ледовая арена». Год назад сами же миасские власти, вроде бы, приветствовали строительство крытой ледовой арены, идею которого поддержали на областном уровне. Власти города успели подписать соглашение с компанией, выделив в аренду земельный участок: «бюджетных вложений не требовалось, мэрия брала обязательство предоставить строителям самую благоприятную среду с минимумом административных барьеров». Проект представлял из себя строительство арены, гостиницу, мини-котельную, новую ДЮСШ по хоккею. Помещение арены должно было стать многофункциональным — готовым к использованию не только для ледовых состязаний, но и для других спортивных соревнований, а также концертов. Проект поддержали и местные хоккеисты, которым приходится до сих пор тренироваться в соседнем Чебаркуле (речь идет о хоккейном клубе «Динамо»).

Осень 2016 года: власти Миасса «поссорились с татарами»

Кончилось же это в итоге тремя судебными процессами в Челябинском областном арбитражном суде, который пытается разобраться, законно получен участок в аренду или нет.

Противником бизнесменов из РТ стало местное УФАС, инициировавшее разбирательство после жалобы неизвестного жителя (не исключено, что представителя конкурентов, потенциально желающих завладеть участком) на то, что «участок передали без торгов». УФАС тут же наложило запрет на строительство. В ответ «Ледовая арена» подала в суд, при том что «прокуратура никаких нарушений в процедуре передачи земли не нашла». В деле, как будто, появилась и еще одна сила, помимо УФАС и миасских властей — «турбазовские».

Местные «решалы» о татарстанских инвесторах: «Ну и … с ними. Судьба у них такая»

Чтобы не утомлять читателя подробностями криминальной сферы далекого Миасса и именами «криминальных авторитетов» (которые могут оказаться и обычными бизнесменами), ограничимся тем, что сошлемся на местных журналистов, считающих эту «банду» одной из самых влиятельных сил в городе. Именно эти силы якобы вынудили отказаться от участия в выборах бывшего сити-менеджера Миасса Станислава Третьякова, который и договаривался с татарстанскими инвесторами.

Именно «турбазовские» якобы стоят за организацией убийств двух миасских бизнесменов и теми, кого сейчас судят за эти убийства в Москве — в том числе, между прочим, и экс-сити-менеджера, возглавлявшего город до Третьякова — Виктора Ардабьевского, скандально задержанного в 2013 году. Все те же «турбазовские» после ухода Третьякова, считают опять же отдельные наблюдатели, вновь «запустили щупальца» в мэрию Миасса, ставя на ключевые посты своих людей. И, наконец, якобы именно эта группа влиятельных бизнесменов (назовем ее политкорректно именно так) вступила в борьбу за участок земли.

Причем так, как боролись за такие участки в лихие 90-е: адвокату «Ледового дворца» Сергею Гаврюшкину предлагали за «плюшки от мэрии» проиграть дела в суде, перебили в доме все стекла (дважды). И проблема не столько в участке. Все требования местного влиятельного бизнесмена Владимира Мурашкина (его называют «решалой», человеком, выступающим главным переговорщиком и связным между властями города и местными бизнесменами) сводятся к одному: «инвестор должен отказаться от проекта и никогда больше в Миассе не появляться». Или, выражаясь менее цензурно, если верить записанному диалогу Мурашкина с Гаврюшкиным, отказавшимся пойти у «турбазовских» на поводу: «Все будут счастливы, кроме них (татарстанских инвесторов, — прим. ред.), ну и … с ними. Судьба у них такая». Насколько все эти «якобы» соответствуют действительности — из Татарстана узнать сложно, пожалуй, что и невозможно.

Как бывший мэр Миасса привел «татар» в город и «посадил» в кресло мэра, который их в городе видеть не хочет

При более пристальном рассмотрении уральского дела, все оказалось еще сложнее… Во-первых, выяснилось, что татарстанцы договаривались с миасскими властями, когда кресло сити-менеджера там занимал Станислав Третьяков (с 2013 по 2015 годы), который за два года, если верить его сторонникам, очистил «авгиевы конюшни» и пресек множество коррупционных схем, в том числе отказывая в распродаже по дешевке лесов и все тех же участков земли. Договаривался он еще летом 2015 года, перед выборами. Но осенью, из-за изменений в политической расстановке сил и появления в мэрии депутатов, близких к предыдущему сити-менеджеру (которого сейчас судят за организацию заказных убийств), он вынужден был уйти.

Самое смешное (или печальное), что уходя Третьяков назвал городское собрание депутатов «цирком и клоунами» и высказался за то, чтобы его кресло мэра перешло Геннадию Васькову: «Сейчас именно Геннадий Анатольевич (и я в этом убежден) — тот человек, который своим конструктивом, позитивом и умением договариваться нужен городу больше, чем я». В итоге именно Васьков год спустя пытается «выжить», считают некоторые наблюдатели, татарстанских инвесторов. Геннадию Васькову проект арены «кажется сомнительным, в благие намерения инвесторов он не верит и опасается, что никакой ледовой арены не будет, вместо спортивного объекта появится очередная гостиница». Что любопытно, Третьяков, уходя и говоря о достигнутом, одним из первых упомянул именно татарстанский проект: «В 2015 году (в период кризиса для многих) к нам в город пришло несколько серьезных инвесторов. К примеру, частный инвестор из Татарстана начал строительство ФОКа (физкультурно-оздоровительного комплекса) с искусственным льдом», — гордо заявил он.

«Пришел новый глава администрации и начал палки в колеса ставить»

Корреспондент газеты «Реальное время» связался с этим частным инвестором, которого «местные авторитеты» не хотят видеть в городе, а местные власти считают его проект сомнительным. Им оказался глава компании ООО «Союз десантников-авто» Шамиль Сабиров — сын ныне покойного бывшего татарстанского премьера Мухаммата Сабирова, который возглавлял правительство республики в самые сложные 1989—1995 гг.

— Ну что случилось? Были договоренности с предыдущим главой администрации Миасса (Станиславом Третьяковым, — прим. ред.). Я с ним лично встречался, все обговорили. Точки над i поставили. Мы свои все обязательства выполнили согласно протоколу. А у них пришел новый глава администрации и начал палки в колеса ставить… — с сожалением прокомментировал ситуацию инвестор из Казани.

— Шамиль Мухамматович, ваши противники считают, что земля была передана незаконно.

— Если это касается социальных проектов, то землю имеют право без торгов передавать. Если это инвестиционные проекты, без каких-либо средств государства. А это именно инвестпроект, потому что я привлекаю инвесторов и строю за свой счет!

— О какой сумме идет речь?

— Весь комплекс строительства обойдется где-то в 1 миллиард рублей.

— Вы только в Миассе строитесь или в каких-то еще регионах работаете?

— Я начал с Миасса.

— Сейчас идут суды в Челябинской области. Вы будете рассчитывать на них и надеяться на решение в вашу пользу или искать какие-то другие рычаги?

— Я думаю, что губернатор (губернатор Челябинской области Борис Дубровский, — прим. ред.) решит вопрос положительно в нашу пользу…

— Вы уже встречались с ним?

— Предварительно где-то год назад встречались. Это было начало ситуации, я обрисовал проект, никаких проблем у нас не было. Сейчас мы готовим письмо на имя губернатора, и, вполне возможно, в следующем месяце я поеду на встречу с ним, чтобы объяснить нынешнюю ситуацию. Нужно это им или не нужно… Если не нужно, то, ребята, отдайте то, что я вложил, и разойдемся на этом. Хотя в Миассе люди, с которыми я встречался, хотят, чтобы мы им арену построили. Жители Миасса увидели машину с татарскими номерами, подходят, спрашивают: «Это вы строите у нас ледовую арену?» — «Да, — говорю, — вот пытаюсь…» — «Ну, если надо, вы только нам скажите, мы тут же народ соберем, чтобы выступить в вашу защиту!». Но до таких крайностей я доводить не хочу, — признался татарстанский бизнесмен.

«Мы им показываем инвестиционный договор, но одно в ответ: «Где лежат деньги?»

Гендиректор ООО «Ледовая арена» Иван Завьялов, который находится в Миассе, назвал происходящее в беседе с корреспондентом газеты «Реальное время» «административным барьером»:

— Это административный барьер в самом прямом смысле. У нас все есть, все документы на руках, половину земли нам выделили, половину просто не хотят выделять! Юридически не передают землю, чтобы мы продолжали строительство. Всех (в администрации Миасса) интересует, где лежат деньги! В каком чемодане, на каком счету!

— Какие деньги?

— Инвестиционные. Мы им показываем инвестиционный договор, со всеми печатями, что инвестор финансирует, финансирование идет. Но одно в ответ: «Где лежат деньги?»!

— Сколько сейчас уже вложено?

— Точную цифру могу назвать: 11 миллионов 385 тысяч 67 копеек. Вчера только «подбивали» смету.

— Противники считают, что не было торгов, что землю неправильно выделили…

— Да, да! Но мы строим социально значимый объект. Мы сегодня реализовываем три направления, которые нам указывает президент РФ. Во-первых, это привлечение частных инвесторов. Второе — развитие массового спорта. Третье — строительство спортивных сооружений. Но на уровне города Миасса глава города Миасса — полностью выставил барьер и говорит: «Я передавать землю не буду! Потому что я не вижу, где у вас лежат деньги…». Мы ему показываем инвестиционный договор, вот компания, знаменитая, все ее знают во всем мире… «Это бумажки, бумажки бумажками, а покажите, где лежат деньги!».

— А губернатор Челябинской области что думает?

— Пока мы ему письмо не писали, но, думаю, нас в Челябинске поддержат. Там же более здравомыслящие люди. Потому что у нас был ряд совещаний — в законодательном собрании, в минэкономразвития. Они попросили нас собрать документы, мы это сделали, сейчас их в Челябинске проверяют. Думаю, будет принято положительное решение. Но мы еще подали иски в судебные инстанции, чтобы отменить решение УФАС. Потому что по всем законам обоснована передача земли без торгов — объект социально значимый.

— Почему вы выбрали татарстанского инвестора? Говорят, вот именно его в вашем городе видеть не хотят.

— Это не совсем так. Да, поступают угрозы и в мой адрес. Говорят, что и меня в городе не хотят видеть. Но воспринимать слова некоторых людей, что они не хотят видеть татарского инвестора… Это группа людей, которая выстроила барьеры. Слова словами, но на самом-то деле ситуация такая, что народ переживает. Народу нужен этот объект. Народ как раз поддерживает нас и хочет, чтобы мы ледовую арену эту построили. Но вы сами знаете, что такое народ и что такое росчерк пера главы города. Наша администрация везде кричит: «Нам нужен этот объект!», но всеми своими поступками делает все, чтобы инвестор из города ушел, реализация проекта не состоялась.

«Обоснованного бизнес-плана, который бы внушал доверие, казался бы правдоподобным, убедительным — представлено не было»

Пресс-секретарь главы Миасса Дмитрий Скляров заявил корреспонденту газеты «Реальное время», что ничего против конкретно татарстанского инвестора администрация не имеет, но:

— Если этот инвестиционный проект будет защищен как положено у нас на инвестиционном совете при губернаторе, то, соответственно, никаких проблем с предоставлением этого земельного участка не будет. Это обязательное и непременное условие, которое никак не обойдешь и не перепрыгнешь. Я понимаю, что здесь являются представителями (инвестора) другие люди, в частности, господин Завьялов, директор «Ледовой арены». Но, на наш взгляд, пока нет никаких документов, свидетельствующих о серьезности намерений (инвестора). Обоснованного бизнес-плана, который бы внушал доверие, казался бы правдоподобным, убедительным — представлено не было. Насколько это связано с тем, что нет между ними (Завьяловым и компанией «Союз десантников-авто» из Татарстана) коммуникации, трудно сказать, на какой стадии произошел сбой, но тем не менее всего этого (бизнес-плана) не было. И сомнения связаны именно с этим.

— В принципе, если проект защитится на инвестиционном совете, то проблем не будет?

— Проблем нет! Очень много сейчас публикаций на эту тему, в том числе и здесь, в Миассе. И они связаны с тем, что глава нынешний якобы «не заинтересован», что он взял и «сознательно зарубил этот проект»… Позиция наша непреложная — на этом месте должна быть ледовая арена. И ледовая арена еще 20 лет назад планировалась на этом месте. У нас есть автомобильный завод, который «Уралы» выпускает, он брался за такой проект, но потом случились 90-е годы, у завода был период банкротства, внешнего управления, и реализовать это он не смог. Идея уже сейчас вернуться к строительству появилась как раз с этим участком (у нас, кстати, и свободных участков в городе не так уж много), рядом с которым тоже спортивные учреждения есть, ФОК с бассейном, стадион. Здесь просится именно спортивное учреждение такого рода, тем более в Миассе искусственного льда нет. У нас рядом Чебаркуль, где населения в четыре раза меньше, и там есть арена. Город, естественно, в ледовой арене заинтересован! Кто в данном случае будет это делать, дело вторичное. Нет каких-то предубеждений конкретно против этого инвестора. Но серьезности намерений, на наш взгляд, продемонстрировано не было. Такая позиция и у областного руководства, в министерстве экономического развития, в минспорте Челябинской области.

Нам нужен крытый искусственный лед. Вот у вас в Татарстане, полагаю, с искусственным льдом гораздо лучше. В КХЛ две команды играют, при том что Нижнекамск меньше по населению. Если вариант с этим инвестором не проходит, будем другой вариант искать, возможно связанный с федеральными программами.

— Но татарстанский инвестор из «Союза десантников-авто» заявляет, что проект на 1 млрд рублей, и он готов эти деньги вложить, просто ему не дают этого сделать.

— Что значит «не дают»? Если бы все необходимые моменты были сделаны, то зеленый свет бы дали ему. Речь несколько раз шла о том, чтобы переподписать соглашение, прописать какие-то сроки. Встреч было много. В том числе и татарстанский представитель приезжал на них. Но дальше дело не пошло. Вышло все в сферу судов сейчас.

Я видел эту публикацию. Там, конечно, много наверчено в связи с юристом, которому якобы побили окна, но это уже исключительно местные политические страсти. Их я бы вообще оставил в стороне. Очевидно, что наши коллеги с УРА.РУ ухватились, как водится, за скандальную историю. Но немаловажный момент, что автор публикации в Миассе не был, и написано все со слов тех, кто организовал этот «слив». А на самом деле, ситуация выглядит следующим образом. Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области вынесло 24 июня 2016 года предупреждение, в котором указано, что администрация Миасского округа годом ранее незаконно предоставила участок в аренду, без проведения торгов, а значит — участок земли должен быть возвращен в муниципальную собственность. Мы были обязаны предписание УФАС выполнить, но ООО «Ледовая арена» сейчас оспаривает его в арбитражном суде. После этого администрация подала иск в арбитражный суд, чтобы признать сделку недействительной.

Но эти разбирательства не означают, что тема строительства арены в Миассе закрыта. 6 сентября состоялась встреча с руководством ООО «Ледовая арена» и общественностью. С ее участием, чтобы все вопросы решались открыто, и будут проходить заседания рабочей группы. Состав утвержден распоряжением главы округа Геннадием Васьковым, туда включены и представители инвестора. Первое заседание запланировано на будущей неделе. Администрация настроена на то, чтобы ледовая арена была построена как можно быстрее.

Сергей Афанасьев

Новости партнеров