Новости раздела

«Касыйм бабай — обычный человек, который проникся идеей помощи тем, кто находится в местах лишения свободы»

В Казани сняли фильм о самом известным «духовнике» заключенных мусульман в Татарстане

«Касыйм бабай — обычный человек, который проникся идеей помощи тем, кто находится в местах лишения свободы»
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

В Татарстане сняли фильм об основателе религиозного движения в местах заключения Касыме Нуруллине, который всю жизнь проработал на КМПО, а выйдя на пенсию, посвятил свою жизнь помощи заключенным мусульманам. Заместитель председателя ДУМ РТ, имам мечети «Ярдэм» Ильдар Баязитов в своем интервью «Реальному времени» рассказал, как появилась идея фильма и какие условия созданы для верующих заключенных в Татарстане на сегодняшний день.

«Главная цель и государства не наказать людей, а сделать так, чтобы они исправились»

— Как появилась идея снять фильм о Касыме Нуруллине, основателе религиозного служения в местах заключения?

— Этот фильм снял режиссер Ренат Хабибуллин. Это серия фильмов о выдающихся личностях — были сняты фильмы про Рашиду Исхаки, Исхака хазрата Лотфуллина. Я предложил ему Касыма Нуруллина, потому что это один из выдающихся людей, который работал в исправительных учреждениях Татарстана.

— Расскажите подробней, кто такой был Касым Нуруллин?

— Это обычный человек, который работал на заводе, вышел на пенсию и проникся идеей помощи людям, которые находятся в местах лишения свободы. Почему? Потому что именно духовное воспитание людей, отбывающих наказание, и по его мнению, и по нашему мнению, является основой для исправления. Ведь главная цель и государства, и вообще всех нас не наказать людей, а сделать так, чтобы они исправились и вышли в социум уже нормальными людьми и не совершали преступлений. Именно духовное воспитание людей дает результат — мы видим, как люди, совершившие тяжкие преступления, возвращаясь к духовности, осознают сделанное и каются в содеянном. Первые шаги в этом направлении в Татарстане делал как раз Касым Нуруллин. Про него и был снят фильм.

— В какой период жизни вел свою деятельность Касым Нуруллин?

— С 1990-х до начала 2000-х. Насколько я помню, он умер примерно в 2006 году.

— А на каком заводе он работал?

— В КМПО. Выйдя на пенсию, он посвятил все время религии. Он прожил больше 80 лет, больше 20 лет он посвятил этому служению.

— Съемки фильма финансировал ДУМ РТ?

— Нет, фильм снимал сам Ренат Хабибуллин. По-моему, это киностудия «Алиф». Мы только дали ему идею.

— Будете ли вы или сам режиссер номинировать фильм на какие-то премии, участвовать с ним в кинофестивалях?

— Мы очень надеемся, что фильм пройдет на какой-нибудь конкурс. Работа этого режиссера, Рината Хабибуллина, в этом году прошла на Мусульманский кинофестиваль. Речь идет о фильме про мечеть Марджани. Но фильм про Касыма Нурруллина был снят немного с опозданием, поэтому мы уже не успели заявить его на этот фестиваль. Но в будущем, я думаю, это возможно.

«Реабилитацию осужденных необходимо развивать»

— А если говорить о заключенных-верующих, много ли их, по вашим оценкам, в Татарстане?

— В исправительных учреждениях Татарстана где-то 600 человек посещают мечети. Примерно столько же — церкви.

— А где самые дружные общины в исправительных учреждениях? Какова их судьба?

— Я хочу сказать, что везде коллективы сплоченные, при каждой мечети. Но самая большая в пятой колонии на Свияге — там порядка 200 человек.

— Часто говорят, что мусульман в других регионах притесняют. Есть ли такая проблема?

— К сожалению, я не могу судить о других регионах. Слухи доходили, но в Татарстане мы видим, что условия хорошие. Я лично захожу, смотрю, общаюсь с людьми. Все возможности для исполнения религиозных обрядов — и разговения в месяц Рамадан, и для проведения ифтаров — есть. И на Курбан мы повезем туда мясо. То есть, все условия созданы у нас в Татарстане.

— А занимаются ли у нас дальнейшей судьбой заключенных-верующих, их реабилитацией?

— Да, у нас есть центр реабилитации и адаптации. Большую работу в этом направлении ведет Азат Гайнетдинов. И мы работаем совместно с ним. Здесь вопрос о тех, кто вышел из мест лишения свободы — об устройстве их на работу, о предоставлении первой помощи — одежды, жилья. Я думаю, что эту деятельность — реабилитацию осужденных необходимо развивать.

Гуландам Зарипова

Новости партнеров