Новости раздела

Ильдус Янышев: «Татарстан должен быть пионером, а имеет право построить всего лишь 100 км велодороги...»

Велоактивист предложил госкомитету по туризму проект веломаршрута за 100 млн рублей, который соединит Казань с пригородными районами республики

Ильдус Янышев: «Татарстан должен быть пионером, а имеет право построить всего лишь 100 км велодороги...»
Фото: realnoevremya.ru/Роман Хасаев

На днях велоактивист, экс-депутат Казгордумы и председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр» презентовал госкомитуризму РТ веломаршрут по районным достопримечательностям Татарстана. В разговоре с корреспондентом «Реального времени» главный казанский пропагандист велокультуры рассказал, что к еще нереализованному веломаршруту присматриваются несколько крупных предпринимателей, а стоимость одного километра дороги ориентировочно составит 1 млн рублей. Правда, пока конкретных договоренностей о финансировании нет.

Янышев поставит казанцев на 2 колеса

— Ильдус Ахтямович, расскажите, кто занимался разработкой веломаршрута и на основе чего он был составлен?

— Интерес к разработке веломаршрута есть у владельцев группы компаний «Мингер-Дубай», они хотели бы соединить этот маршрут велодорогой. К этой идее подключилась проектная артель Анжелики Мелентьевой. Они вместе с представителями велосипедного сообщества Татарстана решили не только увязать две точки прямой линией, но и соединить с другими достопримечательностями, которые есть в Высокогорском, Пестречинском, Арском, Балтасинском районах. Более того, эта дорога пошла в сторону Камы. Идея в том, чтобы создать, может быть, пока единственный в России веломаршрут по специально построенной велодорожке, которая соединяла бы большой город с пригородами Казани на расстоянии до 100 км. Такой маршрут позволил бы развить принципиально новый вид туризма — велосипедный загородный туризм. Он очень популярен в Европе: велосипедист имеет возможность выехать в субботу с утра или в пятницу вечером и, проехав доступные 50—60 км и переночевав где-нибудь на объекте загородного или сельского туризма, вернуться обратно в город. Это новая модель отдыха, которая совмещает в себе и отдых, и культурное погружение, и плюс, конечно, физическое развитие, потому что два дня на велосипеде очень полезны для сердца, для кровоснабжения.

У нас родилась идея создать веломаршрут, который позволил бы жителям и гостям города выехать за город и увидеть многочисленные культурные объекты, которые есть по пути следования. Это богатое наследие Арского района — родины Габдуллы Тукая, интересные объекты туризма в Высокогорском районе, в том числе и страусиная ферма, много объектов исторического, природного значения — родники, места для рыбалки, красивые дома. Таким образом, эта модель позволяет людям оздоравливаться, а селу — подниматься, потому что его жители также будут задействованы: они будут готовить свое жилье для размещения туристов, еду, развлечения, сувенирную продукцию. Сразу поднимается инвестиционная привлекательность и деловая активность в ближайших к Казани селах и районах.

Эта модель достаточно хорошо зарекомендовала себя в Белоруссии, где я изучал такой опыт. В Самарской области на полуострове Самарская Лука есть веломаршруты и система велодорог, там уже специально для велосипедистов строятся велоприюты и велоотели. Поэтому я думаю, что строительство этой дороги даст возможность тысячам велосипедистов, не опасаясь за свое здоровье, проехать по полям, по лесам, по берегам водоемов. Кроме того, там можно было бы проводить различные мероприятия, эту трассу могли бы использовать бегуны, лыжероллеры.

— Какова протяженность веломаршрута и стоимость его строительства?

— По нашим оценкам, протяженность дороги составит порядка 100 км, а стоимость — в районе 100 млн рублей. С помощью этого маршрута более чем 100 тысяч велосипедов, которые находятся на руках у населения, начнут более активно использоваться. Не секрет, что реально в городе ездят с разной степенью интенсивности от 10 до 20 тысяч велосипедистов. Таким образом, мы можем дать новый импульс развитию велодвижения как спорта и как туризма.

Не только по паркам кататься

— Кто будет инвестором проектов?

— Интересантов может быть много — это Габдулхай Каримов (руководитель общества «Агро-Сервис»), он развивает туризм в Новом Кырлае. Это может быть «Таттелеком», потому что эта компания очень много средств вкладывает в возрождение села, культурного наследия.

— Каким будет дальнейшее развитие событий?

— Сейчас мы будем вести переговоры с организациями, которым интересен этот веломаршрут. Потом, возможно, он будет представлен инвестиционному совету Татарстана и президенту.

У нас родилась идея создать веломаршрут, который позволил бы жителям и гостям города выехать за город и увидеть многочисленные культурные объекты, которые есть по пути следования

— То есть вы не исключаете варианта с республиканским финансированием проекта?

— Почему бы и нет? Возможно, и с федеральным. Почему бы Татарстан не сделать центром велосипедного туризма России? У нас очень подходящая для этого местность, ровный рельеф, богатое культурное наследие. Скажу больше — этот маршрут не должен быть единственным. Очень интересный маршрут в сторону Лебяжьего и Зеленодольска. Или, например, через Иннополис или Зеленодольск к острову-граду Свияжск. Он тоже укладывается в дневной формат пробега — чтобы можно было один день проехать, отдохнуть, переночевать и вернуться обратно.

— Вы планируете взаимодействие с районами?

— Как я уже говорил, этот маршрут объединяет интересы Высокогорского, Арского, Сабинского, Тюлячинского, Пестречинского и Балтасинского районов. У нас в планах провести межрайонное совещание по созданию туристического кластера на северо-востоке Татарстана. Это кластер, который бы работал под единым брендом, с единой схемой навигации и продвижения. Как показывает мировой опыт, развивать туризм в отдельных районах нет смысла.

— Совещание по развитию туристического кластера пройдет под эгидой комитета по туризму? Когда оно состоится?

— Да. Оно запланировано на сентябрь.

— Сейчас еще рано говорить о сроках реализации проекта?

— Я хочу в эти выходные сам лично проехать этот маршрут, записать реальный трек, сделать фото- и видеосъемку наиболее проблемных и интересных участков и представить эти данные к отчету.

— Если появится живой интерес со стороны республики и инвесторов, можно говорить о том, что проект начнут реализовывать уже в следующем году?

— Все зависит от того, насколько это будет интересно инвесторам, будут ли возможности у Татарстана, потому что ни для кого не секрет, что у республики напряженный бюджет. Но в любом случае я убежден в том, что веломаршруты должны быть и будут, особенно загородные. Это тренд — количество велосипедов в Казани с каждым днем увеличивается. Я думаю, что эта техника и люди нуждаются в неком пространстве: не только же по паркам кататься. Велосипед требует больших расстояний, больших впечатлений, большей инфраструктуры. Катание по набережной — это только начальный этап: люди, прокатившись по набережной, уже захотят выехать на Лебяжье, поехать в двух-, трехдневное путешествие.

Идея в том, чтобы создать, может быть, пока единственный в России веломаршрут по специально построенной велодорожке, которая соединяла бы большой город с пригородами Казани на расстоянии до 100 км

— На данный момент в России нет таких протяженных веломаршрутов?

— США уже практически закончили строительство велотрассы, соединяющей все штаты от Бостона до Флориды — это 50 тысяч километров. Европа соединила веломаршрутами территорию от Норвегии до Средиземного моря — там протяженность 8 тысяч километров. Я думаю, что Татарстан должен быть здесь пионером и имеет право построить всего лишь 100 км велодороги, в то время, когда мир ведет счет уже на тысячи километров.

— Ильдус Ахтямович, вы до этого говорили нам, что ищете для музея велосипедной культуры новое помещение. Вы еще не определились?

— Мы пока ищем интересные предложения, партнеров, которых интересует сотрудничество с нашим музеем. Это могут быть владельцы недвижимости, отель или развлекательный центр.

Мария Горожанинова

Новости партнеров