Новости раздела

Кому в России трудиться хорошо

С одной стороны — «бездоговорные» трудовые отношения, невыплаты зарплат, незаконные увольнения, «липовые» вакансии. С другой — наглые прогулы, безответственность сотрудников, трудный поиск квалифицированного персонала. На современном российском рынке труда не все так гладко, как «рисует» официальная статистика — об этом, так или иначе, знает каждый обыватель. «В чем правда, брат?» — спросил бы герой известного фильма. «Реальное время» попыталось разобраться в ситуации.

«Не хочу работать, хочу зарабатывать — много, легко и просто», — так рассуждает, похоже, большинство представителей современной молодежи. Казалось бы, милое дело — прослушал тренинг [где промыли мозги, мол, как плохо и неумно работать на «дядю», да и вообще работать, — прим.ред.], с щелчка организовал собственное дело — конечно же, суперприбыльное — и живи в свое удовольствие, да знай, «стриги купоны»! А вкалывать — это для тупых «негров». Ан нет, реальность все по своим местам расставит. И чем быстрее такой молодой спец это поймет, тем менее болезненным окажется его карьерный опыт.

Сколько бы ни стремились люди в начальники, на все профессии директоров более чем хватает — казалось бы, уже прописная истина. Тем более что быть руководителем — это, прежде всего, ответственность, ноша, нести которую не каждому под силу.

…Светлана Алексеевна работала бухгалтером в частной фирме, занятой производством наружной рекламы. Ее шефом был молодой, амбициозный парень. Достойно оплачивал труд команды, снимал солидный офис, ездил на хорошей машине. Кризис 2008-го вкупе с новыми правилами игры на рынке «наружки» разорил компанию. Но хозяин рассчитался со всеми кредитами и долгами по зарплате, продав собственную элитную квартиру.

— Ему пришлось очень тяжело, — рассказывает Светлана, — и материально, и морально, — ведь свое дело он начинал еще в 90-е годы. Все было хорошо: прибыль вкладывал в расширение фирмы, за хорошую работу выдавал премии, всегда помнил, когда, у кого в коллективе день рождения. Потом, когда разом все рухнуло, он прежде подумал не о себе, а о людях, которые с ним работали. Пережив кризисные годы, наш шеф вновь начал бизнес «с нуля» и, как только открыл фирму, мы всей командой пришли в нее и работали бесплатно до тех пор, пока не пошла прибыль.

Но такие случаи взаимной приверженности — скорее, исключение, подтверждающее правило. Если с «первыми лицами» компаний все более-менее определенно, то в кризис [ставшее типичным состояние современной российской экономики, — прим. ред.] страдают в первую очередь менеджеры среднего звена — «белые воротнички», еще недавно составлявшие костяк среднего класса нового российского общества.

— Многие из знакомых, которые еще вчера горя не знали, работая на руководящих должностях в крупных торговых организациях, в последнее время часто звонят мне и спрашивают, нет ли какой-либо «ручной» работы для них, — рассказывает Рафаэль, владелец столярного дизайн-ателье. Дело понятное — людям надо семью кормить, и в такой ситуации выигрывают те, кто в свое время, кроме «бизнесового» образования, смог освоить что-то еще.

Собеседник «РВ» признается, что сам еще недавно работал топ-менеджером в сфере торговли и общепита, а потому на собственной «шкуре» знает, каково тем, кто еще недавно очень прилично зарабатывал на организации процессов. Многим психологически сложно перестроится на «ручной» труд. Кому «гордость не позволяет», банально спиваются, добивая треснувшую судьбу. Другие, вспомнив навыки с «уроков труда», идут в «установщики» и, надо отметить, довольно успешно. Многие из них перестраиваются и создают в новой реальности не просто доход для «поддержания штанов», а базис для собственного прибыльного дела.

Так, на проекте «Фабрика предпринимательства», реализуемом совместно с министерством экономики РТ и Казанским федеральным университетом, начинающие предприниматели [многие из них — недавние наемные сотрудники, — прим. ред.] открывают бизнес, все чаще основываясь на рабочих профессиях. Так, победителями пятого сезона «СТАРТ-фабрики» — курса для начинающих предпринимателей по созданию бизнеса с нуля вместе с наставниками — стали команда «Миллениум», организовавшая производство мебели из поддонов в Альметьевске, и «Carne» — казанские ребята, «строяки по жизни» [по их собственному удовлетворенному признанию, — прим. авт.], занятые в нише малоэтажного строительства. При этом ребята даром времени не теряют. «Выручка многих команд за 3 месяца с начала проекта превысила 1 млн рублей, а чистая прибыль — более 300 тысяч рублей», — сообщили в пресс-службе «ФП».

На проекте «Фабрика предпринимательства» начинающие предприниматели открывают бизнес, все чаще основываясь на рабочих профессиях. realnoevremya.ru/Олега Тихонова

Неудивительно — времена, когда большинство рабочих профессий можно было освоить только на заводе, давно прошли. Технологии упростились, и рабочие профессии стали более доступны для предпринимателя.

К примеру, раньше корпусную мебель выпускали только на фабриках. Сейчас любые толковые и «рукастые» ребята могут организовать небольшое мебельное производство, закупив соответствующее оборудование. И не факт, что оно уступит по качеству фабричному: одно дело — «штамповка», а другое — ручная работа под заказ. Человек работает руками, но вместе с тем работает и головой. Сегодня для обладателя рабочей профессии появляется главный, ранее невозможный аспект — возможность творчества.

— Я помню, у меня папа на заводе работал, — вспоминает Роман, сотрудник столярной мастерской. — Сколько-то деталей проточит-пропилит на своем участке, сделает план, ему и оплачивают. Какое уж там творчество! Сейчас все по-другому, да и потребности у людей несколько другие.

Еще один пример — автослесарное дело. С появлением огромного числа автомобилей, интерес молодежи к их ремонту и тюнингу, подогретый западными фильмами и программами, и не думает утихать. Но одного увлечения тут маловато — здесь нужны и инженерные, и дизайнерские знания. Не что иное, как навыки рабочей профессии, по сути.

Да, везде нужны хорошие, «умные» руки, как говорится, нужным концом вставленные. Но тем и плачевнее, что добросовестный работник нередко абсолютно незащищен перед работодателем, нагло диктующим свои условия. Наиболее показательна в этом плане строительная отрасль. Не случайно ситуацию именно на этом рынке ежедневно отслеживают специалисты министерства труда, занятости и социальной защиты РТ. На портале министерства открыта телефонная «горячая линия», куда каждый работник может обратиться с жалобой. Стройплощадки [в том числе весьма «знаковые», — прим. ред.] регулярно посещают проверяющие. Но…

— Однажды водители устроили забастовку, требуя выплаты зарплаты в срок и по договору. Так хозяин всех уволил и набрал новых. Тем дело и кончилось, — поделился рабочий одной из «строек века», отказавшийся назваться. Он и его соратники по несчастью оказались меж двух огней — если «вариться в собственном соку», никому до тебя нет дела, а если «вынести сор из избы» (и скинуть информацию о скандале в СМИ, — прим. ред.], тем паче начальник озлобится. И вообще ничего не заплатит.

— Везде обман, — делится опытом работы на различных стройках водитель экскаватора Фарит, — белых зарплат еще нигде не встречал. Поэтому сейчас, если нанимаешься на короткий срок, то договариваешься на оплату за день. По такому же принципу работают и гастарбайтеры, — по словам Фарита, они сговорчивей, но с них и «взятки гладки».

А вот бригаде строителей с Вятки повезло: уже много лет они сотрудничают с казанской фирмой, специализирующейся на частном строительстве. Руководство компании, судя по всему, их ценит как добросовестных работников, выполняющих заказы качественно и в срок. И поэтому не только обеспечивает постоянными заказами, вызывая в Казань из родного села, но даже премирует дорогостоящим инструментом.

— Умный руководитель понимает, — говорит бригадир вятичей Олег, — если его подчиненные работают с душой, значит, дела у него будут идти наилучшим образом.

Салих, водитель грузовой «Газели», оказался одновременно и работником, и работодателем. Он трудится на одной из крупнейших торговых фирм Татарстана.

— Если б мне платили столько, сколько я работаю, — говорит он, — то я давно был бы очень богатым человеком. Но я за ненормированный рабочий день получаю немногим более 20 тысяч рублей, а работать приходится в среднем с 8 часов утра до десяти вечера.

Но почему же такие, прямо скажем, сомнительные трудоустройства так манят к себе новую и новую рабочую силу, основной костяк которой составляют так называемые выходцы из районов?

— Потому что зарплаты на селе существенно ниже, чем городские, вот и едут в город сельские специалисты: механизаторы, плотники, доярки, учителя, чтобы работать охранниками, разнорабочими… Я знаю даже бывшего председателя колхоза, который теперь трудится охранником в супермаркете. Вот так идет процесс вымывания кадров из села, — объясняет предприниматель Ильдус Янышев.

Янышев — известный татарстанский бизнесмен, сегодня — агроинвестор. Его небольшое фермерское хозяйство занимается агротуризмом, производит молочную продукцию, сыр. В хозяйстве трудятся только члены семьи и родственники. Нанимать работников со стороны — непозволительная по нынешним временам роскошь, считает он, потому как сельскохозяйственная продукция сегодня нерентабельна. Продажа экологически чистых фермерских продуктов через Интернет едва покрывает расходы на их производство, откуда платить еще и наемной силе? Но Ильдусу Ахтямовичу можно возразить: сельское хозяйство во все времена являлось трудоемкой и рискованной отраслью. Сегодня, казалось бы, столько разговоров об импортозамещении, а огромное количество пашен брошены. Может, причины есть и в характерах самих сельчан?

«Зарплаты на селе существенно ниже, чем городские, вот и едут в город сельские специалисты», — говорит Ильдус Янышев. Фото Романа Хасаева

— Увы, годы коллективизации сделали свое дело, вытравили в крестьянине чувство собственности к родной земле. Изменилась ментальность сельского жителя: если наши бабушки рассказывали, как раньше на дома не вешали замков, то теперь пьянство и воровство стало чуть не единственным средством выживания трудоспособного сельского населения. Для того чтобы крестьянин вновь почувствовал себя хозяином на своей земле, должен пройти обратный, очень трудный процесс, — считает Янышев.

В начале статьи мы упоминали тренинги, мотивирующие молодежь к самореализации. Как минимум в одном все эти «бизнес-гуру» солидарны — чтобы достичь успеха, нужно стать хозяином своей жизни. И независимо от того, какой путь вами выбран, именно и только рабочие профессии станут вашей надежной страховкой в этом изменчивом мире.

Материал подготовлен при содействии Министерства труда, занятости и социальной защиты РТ

Интернет-газета «Реальное время»

Новости партнеров