«Барсы» точат когти: «Кубок татарина» вернем без шума и пыли — ставка на преемственность
Вчера президент Татарстана Рустам Минниханов посетил базу «Ак Барса», чтобы представить тренерам и игрокам нового президента клуба Наиля Маганова. Однако встреча незаметно трансформировалась в теплые «проводы» экс-президента «барсов» Шафагата Тахаутдинова, вечер воспоминаний и декларацию неизменности курса флагмана татарстанского и российского хоккея. В общем, в «Ак Барсе» все спокойно — без шума и пыли. На тренерском и руководящем мостике профессионалы (Билялетдинов и Шавалеев), и вчерашний диалог утвердил автора этих строк в том, что революций в логове «барсов» не предвидится. Подробнее — в материале «Реального времени».
Не хватало лишь Юрия Моисеева
На базе, по сути, собрались все, кто ковал статус «Ак Барса» в качестве топ-клуба российского хоккея. Ностальгическая нотка встречи освежила память автора этих строк и стало ясно, что все-таки не все собрались. Лично мне не хватило Юрия Ивановича Моисеева, который впервые пробил дорогу казанскому хоккею к золотым наградам российского масштаба. Я начал свою «фанатскую карьеру» в хоккее в последний сезон существования клуба «Итиль», а к 1998 году, безусловно, знал всех игроков по имени, фамилии и номеру на форме. Скажу, что Юрий Иванович в те годы был для Казани почти как Курбан Бердыев в «Рубине». Ярый поклонник тренерского искусства Тарасова, Моисеев сделал команду-звезду из средних, по большому счету, хоккеистов. Тот «Ак Барс» стал просто «терминатором» от хоккея, физически и функционально уничтожая все на своем пути.
Тренерское искусство Юрия Ивановича стало ключом к успеху команды, на 80% состоящей из воспитанников клуба. Якубов, Балмин, Кудерметов, Баранов, Лабзов, Нигматуллин, Гарифуллин, Гизатуллин, Кадейкин, Сарматин, Ячанов. Это далеко не весь список воспитанников той команды. Все они, наряду со ставшими своими Чупиным, Золотовым, Гунько, Шахрайчуком, вряд ли стали бы чемпионами без Юрия Ивановича. Его вчера не было, и не только на встрече, а вообще… Светлая память вам, Юрий Иванович!
Интересно, что нынешний «Ак Барс» поступательно движется в славное прошлое — к привлечению своих воспитанников. В прошлом плей-офф в основном составе команды выходило до 10 татарстанских хоккеистов. Уже сегодня понятно, что в новом сезоне их будет больше. Причем они не просто «выходят», а становятся лидерами команды. Так, Альберт Яруллин стал твердым игроком основы лишь по ходу прошлого плей-офф. Сегодня по предсезонным играм уже очевидно, что наш молодой защитник будет играть в первой-второй паре защитников и регулярно выходить на реализацию большинства. Пайгин, Ткачев, Лукоянов, Абросимов, Сидоров, Гарипов и Архипов — та малая часть татарстанских воспитанников (за исключением Сидорова родились в Татарстане), которые существенно прибавляют под руководством Зинэтулы Билялетдинова. По ходу нового сезона, нет сомнений, появятся и новые имена.
«Ак Барс» — символ Татарстана, пусть в «Рубине» не обижаются
Билялетдинов, Тахаутдинов, Шавалеев — те, кто ковал золотые успехи «второй волны» «Ак Барса», были вчера на месте. И президент Татарстана Рустам Минниханов очень метко оценил результаты их работы.
— «Ак Барс» — это символ нашей республики, прославивший ее своим победами! За 60-летнюю историю клуб прошел огромный путь, стал четырехкратным чемпионом страны, двукратным обладателем Кубка Гагарина. У него лучшая база, мощная подпитка собственными питомцами — и все это заслуга Шафагата Тахаутдинова. Мы видим, как изменилась за 12 лет его президентства в «Ак Барсе» хоккейная жизнь республики, это заслуга наших нефтяников. Заложен прекрасный фундамент для дальнейшего развития хоккея. Новый президент клуба Маганов — это ваш преемник и воспитанник. Вам нужно не только сохранить достигнутый уровень, но и поднять планку выше, — заявил Рустам Минниханов.
Не стал спорить с главой республики и новый президент клуба, который призвал не обижаться футбольных коллег из «Рубина». «Хоккей — спорт номер один в республике, — отметил Наиль Маганов. — Это показатель огромной работы по популяризации хоккея. Мы поднимем его на новый, более высокий уровень. Благодарим Тахаутдинова за огромную работу, будем поддерживать клубные традиции и пойдем дальше».
Но главными героями мероприятия стали, конечно, Билялетдинов и Тахаутдинов. Первый попросту разразился несвойственной для себя теплой речью в адрес бывшего босса и подарил ему личную золотую медаль чемпиона мира-2012, завоеванную на посту главного тренера сборной России.
Сентиментальный Билл
— Вся хоккейная семья хочет сказать вам большое спасибо. Спасибо за то, что мы живем в таких условиях. Наши дети тренируются в хороших условиях. У нас замечательный интернат, который далеко не у каждого клуба есть. Великолепная база. Очень за это благодарны вам. Вы все делали для того, чтобы мы добивались высоких результатов. Вы значимый человек для нас, мы вас очень уважаем и любим. Это ваше внимание, ваше слово, которое вы всегда держали. Таких руководителей, как Шафагат Тахаутдинов, в российском хоккее просто нет. Я много работаю в этой отрасли и знаю о чем говорю. Вы помогали как могли, никогда не мешали работать, что очень важно. В 2012 году со сборной России я завоевал золотую медаль и теперь хочу ее подарить вам. Она мне очень дорога, но еще дороже то, что она будет у вас за все то, что вы сделали для меня в Казани. Эта медаль — и ваша заслуга, — сказал наставник «барсов».
Сказал Билл гораздо больше. Столь длинных монологов от него на пресс-конференциях не дождешься. Да и не надо. За любого тренера должны говорить результаты, а не слова или мифическая «открытость для СМИ». Показалось, что экс-президент «Ак Барса» Шафагат Тахаутдинов был тронут словами Билла и с большим удовольствием надел золотую медаль. Он отметил, что ему приятно видеть в сегодняшнем «Ак Барсе» большое количество воспитанников татарстанского хоккея и сказал, что клуб всегда шел к этой цели.
— Хотел бы высказать слова благодарности и признательности за добрые слова в мой адрес и адрес нашего клуба. Хоккей — это наша игра, а основа хоккея закладывается в хоккейных коробках, которые во дворах. Их количество вместе с вами мы довели до 600, а крытых дворцов в Татарстане — более 40. Это самый высокий уровень оснащенности в нашей стране. Я проработал в клубе 12 лет президентом. Честно признаюсь, как-то говорил: «Надо и деньги платить, и огромные переживания терпеть». Это нужно чувствовать, когда ты находишься с командой на выезде. Я иногда говорил игрокам перед решающими матчами: «Ребята, давайте играть. Я с вами шестой полевой игрок». За эти годы мы завоевали два Кубка Гагарина, три золотые медали. Столько наград имеют еще две команды — «Динамо» и «Металлург». Спорт есть спорт, здесь бывают поражения и неудачи. Нужно из каждой игры, из каждого года делать правильные выводы. И с первого дня моей работы в клубе мы ставили задачу — воспитывать местные кадры. И то, что их сейчас огромное количество в команде мастеров, это заслуга тренеров», — сказал Тахаутдинов.
Я остаюсь преданным болельщиком «Ак Барса». Готов помочь, если будет нужен совет новому президенту клуба. Все-таки столько лет прожито с этой командой
Контракт? Решит сам Билялетдинов
В завершение встречи капитан команды Александр Свитов вместе со своим ассистентом Артемом Лукояновым презентовали Рустаму Минниханову и Наилю Маганову именную игровую форму. 99-й номер достался главе республики, а 58-й получил президент клуба. На этом сентиментальная часть мероприятия и завершилась, плавно перейдя в сугубо деловую плоскость — в рамках пресс-конференции. На наши вопросы ответили Наиль Маганов, Шафагат Тахаутдинов и Зинэтула Билялетдинов. Прежде всего, всех интересует контракт главного кузнеца всех побед современности «барсов» — многолетнего наставника команды.
— Контракт главного тренера истекает в 2017 году. Планируете ли продлевать его? (вопрос Маганову)
— Оставьте это на наш диалог. Контракт с кем-то — значит желание двух сторон. В первую очередь, нужно спросить у главного тренера.
Судя по всему, решение будет принимать сам Зинэтула Билялетдинов, основываясь на результате грядущего сезона. Наверное, это правильно. В казанском хоккее умеют ценить тренерские кадры и великими тренерами не разбрасываются. Печальный пример обратного в стане «Рубина» до сих пор аукается казанскому футбольному клубу целой чередой революций и «новых курсов». Впрочем, вернемся в зал, где проходила пресс-конференция.
— Можно ли узнать, какие возможности у «Ак Барса», какой бюджет у клуба? (вопрос Маганову)
— Президент республики Рустам Минниханов сегодня сказал, что возможности у клуба самые широкие, самые большие. Об условиях вы также знаете. В моем понятии, комплектация команды проходила по ее потребностям и ее тренера. Но мне сложно говорить на эту тему, так как комплектация команды была проведена до моего назначения. На мой взгляд, на сегодняшний день команда полностью готова. Показывает боевой и задорный хоккей. Думаю, с таким настроением игроков и тренера «Ак Барсу» доступны самые высокие рубежи. Что касается усиления, то селекционная работа — это обязанность и право главного тренера, а также соответствующей службы, которая занимается поиском игроков. Я внимательно слежу за тренировочным процессом и вижу, что команда прибавляет от игры к игре, мне понравился Кубок губернатора в Нижнем Новгороде. Президент республики Рустам Минниханов сегодня уже сказал, что возможности у клуба самые большие. Комплектация команды проходила по потребностям. Да, она проходила без моего участия, в команду я пришел позже, но она мне понравилась.
На мой взгляд, на сегодняшний день команда полностью готова. Показывает боевой и задорный хоккей. Думаю, с таким настроением игроков и тренера «Ак Барсу» доступны самые высокие рубежи
«Давайте говорить про хоккей»
— Соответствие цены и качества в нынешнем «Ак Барсе» отвечает вашим требованиям? (вопрос Билялетдинову)
— Давайте не будем ничего говорить о деньгах. Лучше про хоккей.
— Останетесь ли вы при структуре «Ак Барса» после ухода с поста президента? (вопрос Тахаутдинову)
— В штатной структуре я не остаюсь. Я остаюсь преданным болельщиком «Ак Барса». Готов помочь, если будет нужен совет новому президенту клуба. Все-таки столько лет прожито с этой командой.
— Как команда провела турнир в Нижнем Новгороде? Как оцениваете состояние команды? (вопрос Билялетдинову)
— В принципе, команда находится в хорошем состоянии. В большей степени мы занимались тактическими действиями, большинство и меньшинство, проводилась теория. Команда сейчас на ходу, и у нас есть еще две недели. Одну неделю проведем в Казани, а затем поедем в Ригу, где еще раз проверим свои возможности. Думаю, мы должны подойти в хорошем состоянии к сезону.
«Ак Барс» ждет усиления из НХЛ
— Команда укомплектована, чтобы стартовать, или будут еще новички? (вопрос Билялетдинову)
— Есть еще позиции, которые хотелось бы заполнить. Но это нелегко решить. Во-первых, нет такого количества игроков, которые могут нас устроить. Мы ждем, когда в НХЛ что-то решится, может, кто-то появится. Поэтому в данной ситуации торопиться не надо, но работа ведется. У нас есть генеральный менеджер, который ведет эту работу.
— Появилась информация о переходе в клуб КХЛ канадца Эрика О'Делла. «Ак Барс» им не интересуется? (вопрос Билялетдинову)
— Откровенно говоря, такой информации у меня нет.
Давайте не будем ничего говорить о деньгах. Лучше про хоккей
Шафагат Тахаутдинов: Зинэтула Хайдарович сказал, что на рынке не так много игроков, как хотелось бы. Если все клубы будут заниматься детским хоккеем, как в Республике Татарстан, то классных игроков будет больше. Вот что происходит в футболе? Из 11 игроков на поле может быть 6 иностранцев. А в хоккее из 20 — только 5. Все регионы должны вкладывать больше денег в развитие детского хоккея, из которого вырастут будущие Морозовы и Билялетдиновы. Это наше кредо. В 2004-м у нас играл один казанец — Дмитрий Обухов, в прошлом году было 10 человек. Это не так просто, молодежь нужно воспитывать, но без этого никак.
— Оцените перспективы Владимира Ткачева. У него есть потенциал стать, скажем, как Сергей Зиновьев? (вопрос Билялетдинову)
— Он прогрессирует, это заметно. Я могу сейчас наговорить все что угодно, что он — суперзвезда, будущее и настоящее нашего клуба и всего российского хоккея. Будем смотреть на него дальше и надеяться, что из Володи вырастет хороший хоккеист. Все данные и возможности для этого у Ткачева есть. Все зависит от него.
В поиске компании для Азеведо и Секача
— Вопрос про легионеров «Ак Барса». Марек Дялога мало играл в Нижнем Новгороде, а у Джастина Азеведо и Иржи Секача не было постоянного места в звеньях. С чем это связано? (вопрос Билялетдинову)
— Азеведо прибыл в Нижний Новгород с опозданием, почти пять дней не тренировался. Нам нужно было его ставить в любом случае, чтобы он набирал форму. Что касается Секача, то когда они играли вместе, то выглядели получше. Проблема в том, что у нас нет третьего иностранца в их тройку. Хорошего центрфорварда, который играл бы с Секачем и Азеведо, чтобы каждый из них раскрыл все свои возможности. Пока такого у нас нет. Поэтому в Нижнем Новгороде Секач играл с Антоном Глинкиным и Андреем Поповым, а Азеведо вместе с Владимиром Ткачевым и Артемом Лукояновым. Звено Попова выглядело предпочтительнее, а что касается тройки Ткачева, то пока сложно сказать. Дялога никак не может отойти немножко от своей травмы. У него была серьезная травма, из-за которой он не попал на чемпионат мира. Иногда побаливает нога, иногда — нет. Он, конечно, говорит, что все нормально, но, видимо, она его до сих пор беспокоит.
В общем, казанцам предстоит еще один предсезонный турнир, а уже 23 августа «Ак Барс» стартует в марафоне под названием «регулярка» в КХЛ. Посмотрим, найдет ли отражение на льду тот оптимизм, который вызвали последние события вокруг клуба.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.