Новости раздела

Владимир Путин: «Бизнес считает свои расходы исходя из одной ситуации. А потом — бух, и все надо пересчитывать в сторону повышения»

В России может быть создана новая единая госструктура поддержки малого бизнеса. Такое предложение президенту России Владимиру Путину сделали эксперты в ходе прошедшего накануне заседания Госсовета РФ, посвященного комплексу мер по развитию предпринимательства. В числе таковых предложение расширить налоговые каникулы с ИП до малого бизнеса, которое, впрочем, пока не нашло понимания у президента, увеличение порогового значения размера выручки по «упрощенке» вдвое (не нашло понимания у минфина) и снижение страховых взносов для вновь открывающихся малых предприятий до 14% на 2 года (не нашло понимания у минтруда). Радикальные либеральные предложения бизнес-сообщества и самокритику властей зафиксировал наблюдавший за ходом заседания Госсовета корреспондент «Реального времени».

Основы поддержки МСБ созданы, но стабильных правил игры нет

Накануне в Москве прошло заседание Государственного совета РФ, главным вопросом которого стало развитие малого и среднего предпринимательства в России. Заседанию на самом высоком уровне предшествовали предварительные совещания, в ходе которых эксперты и представители регионов разработали ряд мер поддержки малого бизнеса в России. Активное участие в работе экспертных групп принимал Татарстан, глава которого Рустам Минниханов, побывавший, кстати, на Госсовете у Путина, уделяет развитию МСБ повышенное внимание.

Благодаря активности новой команды минэкономики, развитию общественных организаций, института бизнес-омбудсмена и личной позиции Минниханова Татарстан, по версии журнала Forbes, возглавляет список 30 лучших регионов России для ведения бизнеса. Республика является регионом-лидером по реализации программ господдержки предпринимательства, регулярно выбирая средства сверх определенного изначально лимита. При этом никакие меры государственной поддержки малого бизнеса в кризис заморожены не были.

Но вернемся в Кремль. Путин начал свою речь как будто бы с традиционного заявления о том, как много государством сделано в направлении развития малого и среднего бизнеса (МСБ), а затем чуть ли не по пунктам признал неэффективность госполитики в этой сфере хотя бы потому, что цифры динамики развития и доля МСБ в ВВП показались президенту неутешительными.

— Да, в России созданы основны поддержки МСБ. Включая «упрощенку», систему грантов на открытие дела, выплату микрозаймов, гарантий, кредитов на льготных условиях. Расширяется доступ МСБ к госзакупкам. В последние годы улучшился деловой климат, — перечислил глава государства почти все главные инструменты господдержки МСБ, но тут же перешел к грустным результатам этой поддержки. — Вместе с тем МСБ развивается медленно. Он представлен у нас сегодня в основном индивидуальными предпринимателями (ИП) и микропредприятиями. Его доля в ВВП — всего 21%. Для сравнения, доля в других развитых странах — 50 и более процентов. Всего 6% от всего объема инвестиций в России идет на малый бизнес.

Люди не спешат браться за создание своего бизнеса, резюмировал Путин. Всего 6% граждан — начинающие предприниматели или владельцы нового дела. Что вместо этого предпочитает молодежь, задался он риторическим вопросом, и тут же сам на него ответил: молодые люди сегодня предпочитают работу на госслужбе, в госкорпорациях или в компаниях с госучастием. При этом появилась тенденция к оттоку из МСБ. Зато растет занятость в неформальном (теневом) секторе экономики.

— Но если они (молодые люди — прим. ред.) не стремятся реализовать способности? Не хотят открывать дело и повышать свое благосостояние? То что это значит? Значит, что риски и преграды перевешивают. Значит, что у нас отсутствуют стабильные и прозрачные правила игры, а система поддержки недостаточно эффективна и доступна, — подверг критике госмашину Владимир Путин. — Нужны комплексные меры, затрагивающие весь МСБ, чтобы поощрить деловую инициативу.

Глава государства заметил, что для развития предпринимательства нужно, «чтобы законы были стабильны и понятны, конкуренция открыта, к бизнесу не лезли с «крышеванием» и поборами». По его словам, сегодня необходимо создавать «прозрачные механизмы взаимодействия власти с бизнесом», хотя бы потому, что, судя по опросам, значительное число компаний считают административные барьеры самым тяжелым своим бременем. Путин также предупредил о необходимости проанализировать каждый регион — «не для отчета, а для дела» — и устранить препятствия для развития МСБ. Для этого надо облегчить доступ к инфраструктурным ресурсам, присоединение к энерго-, тепловым и газовым сетям, а также доступ к льготному предоставлению муниципального и государственного имущества в аренду.

Путин услышал Шамиля Агеева?

Президент также раскритиковал переход к налогообложению недвижимости по кадастровой стоимости, который, несмотря на договоренность властей о неизменности налоговых условий для МСБ в течение четырех лет, привел к увеличению нагрузки на бизнес. Особенное возмущение Путина вызвал тот факт, что новую систему оценки распространили на ранее заключенные договоры об аренде, притом что «законы обратной силы не имеют». Глава государства назвал подобную практику ведения дел регионами нецивилизованной.

— Бизнес считает расходы, исходя из ситуации, а потом «бух!» — и все надо пересчитывать в сторону повышения расходов, — заметил президент.

Напомним, что группа предпринимателей во главе с председателем республиканского ТПП Шамилем Агеевым в начале этого года обратилась к главе российского правительства Дмитрию Медведеву с рядом предложений по поддержке малого бизнеса, в том числе с просьбой отсрочить введение нового налога на недвижимость. На просьбы владельцев коммерческой недвижимости отреагировал тогда Рустам Минниханов, дав поручение проработать механизм послаблений.

Ожесточенной критике Путин подверг и контролирующие органы, и практику их так называемых внеплановых проверок. Мало того, президент попросил генпрокуратуру обосновать все проверки 2014 года — «прежде всего внеплановые». По его словам, предприниматели «не должны бояться, что любые их действия можно подвести под статью или штраф».

— Надо честно признать, что наша нормативная база нуждается в совершенствовании, — резюмировал он.

Вместо десятка ведомств поддержки МСБ будет один «институт» в форме АО

С главным докладом — сборником «радикальных либеральных инициатив» — выступил губернатор Владимир Груздев, по совместительству руководитель рабочей группы Госсовета, по словам которого «ситуация с МСБ плачевная, тенденция к его росту около нуля». На реализацию различных программ поддержки бизнеса в 2013-2014 гг. было направлено более 130 млн рублей, а потратили всего 96 млн. Целью новых предложений (только отчасти согласованных с бизнес-сообществом: выслушали 18 тыс. предпринимателей, сконцентрировали проблемы по 350 приоритетным вопросам), озвученных на заседании Госсовета РФ, должно стать двукратное увеличение доли МСБ в ВВП — до 45-50% — и рост занятости в этой сфере до 30-40 млн человек. Что предлагает экономический блок правительства РФ, чтобы изменить ситуацию? Как ни странно, первым же предложением была названа, на первый взгляд, чисто бюрократическая процедура: объединение многочисленных структур поддержки предпринимательства в «единый институт развития бизнеса». Однако фишка этого вновь создаваемого учреждения будет в том, что формироваться оно будет в форме акционерного общества.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев уточнил параметры нового «акционерного института» МСБ. Институт должен образоваться на базе банка поддержки бизнеса «МСП Банка» (входит в группу ВЭБ) и Агентства кредитных гарантий — причем без допкапитализации: «нынешних капиталов этих учреждений будет достаточно». Новой структуре, по словам министра, передадут и ряд полномочий: в частности, институт может заняться определением квот муниципального заказа для МСБ, кроме того, ему будут переданы функции МЭРа по финансированию госпрограммной поддержки (микрозаймы, гранты и т. д.). Все это, по мысли министра, должно позволить снизить издержки и упростить доступ МСБ к госпомощи.

Расширение налоговых каникул может привести к «рискам перерегистрации»

Второе предложение касается налоговой политики. Во-первых, в рамках этого предложения, предлагается ограничить открытие нового дела для «самозанятых» одним юридическим действием — приобретением патента без регистрации ИП. Во-вторых, «максимальное сокращение издержек в части налогов». Груздев предложил Путину распространить налоговые каникулы (сроком на два года на них имеют право сегодня лишь вновь зарегистрированные ИП) и на юридические лица, причем на налоговые каникулы пресловутое юрлицо будет иметь право всего «раз в жизни» (т. е., малые и средние предприятия получат это право с привязкой к своему учредителю — все последующие его предприятия должны платить налоги на общих основаниях). Тем не менее несмотря на то, что инициативы эти «в целом уже согласованы с администрацией президента и минфином» (об этом перед заседанием Госсовета заявлял гендиректор Агентства стратегических инициатив Андрей Никитин), Путину последнее предложение не очень понравилось:

— Но нас же 145 миллионов, — намекнул на возможности почти бесконечных перерегистраций предприятий с одного лица на другое Владимир Путин.

— Да, но, к сожалению, инициативу-то проявляет всего 5 млн человек (именно на столько человек зарегистрировано малых предприятий), а занято на предприятиях 18 миллионов. Да, есть риски перерегистрации. Но мы дадим толчок, — попытался защитить инициативу Груздев, заметив, что «количество тех, кто захочет перерегистрироваться, будет невелико».

— Надо это проработать все-таки, — с сомнением в голове ответил президент, зацепившись за «риски перерегистрации». — И не потому, что у нас любят жульничать. Но если закон дает возможность такую, то почему ею не воспользоваться? Для предприятия же важна прибыль: сегодня предприниматель зарегистрирует его на себя, послезавтра на тещу, потом на шурина. Все-таки наша юридическая техника должна быть отточена. Чтобы соблюдены были интересы и граждан, и компаний. Я не отвергаю с порога.

Размер выручки для «упрощенки» предложили повысить в 2 раза

В-третьих, Груздев предложил для предприятий, созданных впервые, установить на два года ставку по взносам во внебюджетные фонды в размере 14%. Предложение это почти сразу же было раскритиковано, причем критика пришла не оттуда, откуда все ее ждали — от Антона Силуанова (противостояние по любым реформам между экономическим и либеральным блоком правительства РФ в лице МЭР и финансовым блоком в лице минфина уже стало хрестоматийным), — а от министерства труда. По словам министра Максима Топилина, «снижение ставок страховых взносов потребует дополнительных расходов», дав понять, что эти расходы будет нечем компенсировать.

В-четвертых, бизнес-сообщество вместе с МЭР РФ предложило расширить специальные налоговые режимы для более широкого круга предпринимателей: в частности, повысить размер выручки для работающих по схеме упрощенного налогообложения предприятий с 60 млн рублей в год до 120 млн рублей (стоит уточнить, что в 2013 году выручка должна была быть менее 60 млн руб., в 2014 году — менее 64,02 млн руб., в 2015 году — менее 68,82 млн руб. — прим. ред.). А министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев также предложил и увеличить лимит общей стоимости имущества предприятия для работы по «упрощенке» со 100 до 500 млн рублей.

Догадываясь, что подобные либеральные предложения натолкнутся прежде всего на сопротивление регионов и министерства финансов в лице Антона Силуанова (которые и были бы вынуждены финансировать реформы из федерального и республиканских бюджетов), бизнес-сообщество фактически столкнуло лбами первых с последним, предложив передать федеральную часть налога на прибыль на региональный уровень, что позволило бы «сбалансировать бюджеты». Аналогично предложили поступить и на муниципальном уровне, закрепив, в частности, половину доходов по «упрощенке» за муниципальными бюджетами. Напомним, сегодня ставка по налогу на прибыль равна 20%, из них 2% зачисляется в федеральный бюджет, 18% — в бюджет субъекта РФ.

Минфину предложения бизнес-сообщества резко не понравились

Министр финансов Антон Силуанов в ответ возразил, что «2% — это где-то 230 млрд рублей», а задачи на федеральном и региональном уровне важны одинаково («задач на федеральном уровне не меньше, а то и больше», мрачно добавил главный финансист). И потому «принимать решение о передаче налогов с одного уровня на другой», тем более в текущей непростой экономической ситуации, Силуанов считает «преждевременным». Наконец, по его словам, расширение размера выручки для работающих по «упрощенке» до 120 млн рублей лишь простимулирует дробление крупного и среднего бизнеса в малые предприятия. По информации самого Силуанова, оборот 80% малого бизнеса все равно сегодня составляет не более 15 млн рублей в год.

— Есть целый ряд губернаторов, которые выходили к нам с предложением дать именно им права регулировать объемы обороты для предприятий, но никак не расширять критерии отнесения предприятия к работающим по упрощенной схеме, — недовольно заявил министр, предсказуемо посоветовавший в итоге Путину «не включать эти предложения в протокол в качестве поручения».

Недовольство ФАСом, Конституционным судом и практикой госзакупок

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев, поддержав предложения рабочей группы Госсовета РФ, фактически высказал недовольство антимонопольщиками, тяжесть работы которых падает на МСБ, «которые вряд ли оказывают монопольное влияние».

— Надо ввести иммунитеты для малых предприятий, явно не обладающих монополией на рынке, чтобы ФАС не могла осуществлять свои внеплановые проверки, — заявил министр.

Улюкаев также предложил создать типовой договор подключения к энергосетям, газовым сетям и сетям тепло- и водоснабжения, чтобы у МСБ было право на рассрочку платежей.

Президент «Опоры России» Александр Калинин вдобавок к вышеперечисленным мерам предложил, во-первых, упростить делопроизводство на микропредприятиях численностью 3 человека путем создания типового договора, включавшего бы все аспекты трудовых отношений и исключавшего локальные нормативные акты (чем был бы поставлен барьер для региональных манипуляций). Во-вторых, продолжить гуманизировать уголовное законодательство, касающееся предпринимателей (так протест у «Опоры» вызвало решение Конституционного суда о признании несоответствующей Конституции части статьи «Мошенничество в предпринимательстве» (ст. 159.4), в результате чего ответственность бизнесменов за мошенничество может возрасти). В-третьих, Калинин предложил освободить интернет-магазины от кассовой техники: необходимость при расчетах пластиковой картой в интернет-магазинах выдавать кассовый чек кажется «Опоре» сомнительной. На заседании Госсовета был также поднят вопрос о коррупции в госзакупках. По информации главы Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина, сегодня 40% госзакупок приходится на одного поставщика — участники торгов пользуются лазейкой в законодательстве, позволяющей ссылаться на «иные способы» определения победителя (то есть, не цены и качество — прим. ред.): «на основе устойчивых хозяйственных связей», «проведения анализа рынка» и проч.

МСБ должно стать базой экономики РФ

Под занавес заседания Госсовета стала ясна экстренность и внезапность обсуждения проблемы МСБ, которая, как оказалось, была связана не в последнюю очередь с политической ситуацией, а именно с похолоданием отношений с Западом. Судя по всему, Кремль обеспокоен тем, что российская экономика в случае санкционной политики не сможет обеспечить саму себя. Тем более в этой связи тревогу вызывает отсутствие динамики в развитии бизнеса.

— Я не случайно попросил собраться в Кремле именно по этому вопросу. Ситуация требует дополнительных усилий по развитию собственной базы экономики РФ. Малый и средний бизнес должен быть такой базой. Там есть все: и торговая деятельность, и высокие технологии, — намекнул Путин чиновникам, дав понять, что сфера МСБ может стать критически важной для страны в условиях новой экономической «холодной войны».


Видео: prav.tatar.ru
Фото: ria.ru, openli.ru, kazanfirst.ru, gazeta.ru, gmpruaz.ru, krsk.sibnovosti.ru

Сергей Афанасьев

Новости партнеров