Новости раздела

Зилант и барсы: путь от василиска и «ягненка с хоругвью» до коронованного дракона

Геральдист о пятивековой эволюции татарстанских символов

Установленные вокруг казанской «Чаши» статуи «хранителей» в виде драконов и крылатых барсов вызвали немало споров среди горожан. Однако такие животные скульптором Даши Намдаковым были выбраны неслучайно. Именно эти мифические существа издревле были символами Казани. Об истории главного символа столицы Татарстана — Зиланта — в своей колонке, написанной специально для «Реального времени», рассказал член Геральдического совета при президенте РТ Григорий Бушканец.

«Хищный зверь с поднятой передней лапой»

Первые исторические памятники, связывающие изображение черного крылатого змея с названиями «Казань», «Казанское царство», относятся к российскому периоду истории города, но своим происхождением обязаны явно более раннему историческому периоду — периоду Казанского ханства.

Наиболее ранним из известных нам изображений, впоследствии превратившихся в герб Казани, является, по-видимому, «флаг цесаря от Татарии, желтый, с черным лежащим и смотрящим наружу драконом (великим змием) с василисковым хвостом». Этот рисунок и его описание приведены в книге Карлуса Алярда, книге с длиннейшим названием о корабельном строении и флагах, которая была издана в Амстердаме в 1705 году, а в 1709 году была по указанию Петра I переведена на русский язык и издана в России.

Следующие рисунки находим на раннегеральдических памятниках конца XVI — XVII веков рядом с изображениями геральдических символов Царства Булгарского.

В частности, на печати Ивана Грозного 1577 года в центре помещен двуглавый российский орел, а вокруг него — печати тринадцати земель, в том числе печать царства Казанского: «Дракон в короне, туловище, две передние лапы звериные, хвост змеиный кольцами», — и печать болгарская: «Хищный зверь с поднятой передней лапой».

Казанского дракона мы видим и на печати Царства Казанского, приложенной к грамоте кн. Ивана Михайловича Воротынского 1596 года, данной архимандриту Казанского Преображенского монастыря Арсению с братией «на пожалование к новому им монастырю, Рождества Пресвятой Богородицы, что за острогом, огородного места для монастырского их обихода».

На расшитом серебром и унизанном жемчугом завесе спинки трона Царя Михаила Федоровича, относящемся ко второй четверти XVII века, также изображен двуглавый орел с Московским гербом, а по каймам вышиты двенадцать печатей царств и областей, в том числе «Лежащий дракон в короне с поднятыми передними лапами, хвост кольцами» (надпись «Печать казанская») и «Идущий зверь с поднятой передней левой лапой» (надпись «Печать болгорская»).

Исторические казусы от папы Петра Первого

Гербовое знамя царя Алексея Михайловича (1666—1678 годов) также не обошлось без Казанской и Болгарской эмблем: «Печать казанская, на ней в короне василиск, крылья золото, конец хвоста золот», «Печать болгарская, на ней барс идущий».

Наконец, в 1672 году появляется первый письменный источник — Большая Государственная книга, содержащая описания и рисунки гербов царств и областей, входивших в официальный титул российского государя, и потому получившая название «Титулярник». В ней приведены следующие описания Казанского и Болгарского гербов: «Лежащий дракон в короне, влево. Надпись: «црь казанский»; «Идущий хищный зверь с хоругвью, влево. Надпись «Болгарскiй».

Определенный казус связан с еще одним историческим геральдическим памятником — серебряной тарелкой Царя Алексея Михайловича. Посередине нее вычеканен Российский государственный герб, а по краям тарелки помещено 16 гербов царств и княжеств.

Так вот, надпись над казанским драконом гласит: «Печать Астраханская», а над изображением астраханского герба: «Корона типа шапки, под ней сабля острием вправо», надпись «Печать Казанская». С изображением Болгарского герба на тарелке обошлось без казусов: «Идущий пятнистый зверь, вправо, по обеим сторонам рисунка буквы «П-Б».

Как барсика чуть не превратили в христианский символ «ягненок с хоругвью»

Последним из исторических памятников XVII века, на котором находим рисунок еще официально не утвержденного символа Казани и герб Болгарский, является изображение Российской государственной печати из дневника Корба, сопровождавшего в 1698-1699 годах посла Священно-Римской Империи, отправленного к Российскому двору для переговоров о войне с Турцией: «Стоящий на птичьих лапах с раскрытыми крыльями дракон в короне, влево». И надпись по латыни «Casan»; «Идущий ягненок с хоругвью, влево». И надпись «Bologaria».

Прощаясь с историческими артефактами, хранящими изображения Болгарской эмблемы, необходимо отметить, что на протяжении всего периода с середины XVI до конца XVII веков изображение казанского Зиланта остается практически неизменным. В то же время рисунок печати Болгарской проходит существенную трансформацию: от «хищного зверя с поднятой передней лапой» на печати Ивана Грозного и завесе спинки трона царя Михаила Федоровича через «идущего хищного зверя с хоругвью» в «Титулярнике» и «идущего пятнистого зверя» на тарелке 1675 года до «идущего ягненка с хоругвью» на рисунке Корба. Думаю, не стоит искать в этом какой-либо глубокой исторической или политической подоплеки. Причиной такой трансформации, на мой взгляд, является, скорее всего, просто низкое качество первичных изображений и, как следствие, их интерпретация при последующих перерисовках в виде широко известного христианского символа «ягненок с хоругвью».

Зилант на полковых знаменах

Начало XVIII века ознаменовалось в России военной реформой, проводимой Петром I. В результате нее военные полки были расквартированы по городам и почти все получили свои названия по месту дислокации. Вместе с названиями полки получили и эмблемы городов, помещаемые на знаменах. Так, на знамени Казанского полка 1712 года появилась эмблема, уже известная из «Титулярника».

Начало 1721 года отмечено в геральдической истории России учреждением должности герольдмейстера, что явилось результатом активной деятельности государства по упорядочению прав и обязанностей служилого сословия России. Главной обязанностью герольдмейстера должен был стать надзор за военной и гражданской службой дворян. Гербоведческая же работа, по замыслу Петра I, должна была составлять очень незначительную часть всей работы герольдмейстера, она была явно отодвинута царем на второй план.

30 января 1721 года сенаторы и коллежские члены «балатировали по указу» кандидатов, названных царем, на должность герольдмейстера. Им был избран Степан Андреевич Колычев, с 1708 года — вице-губернатор Воронежский и Азовский.

Очень быстро многочисленность и разнообразие обязанностей герольдмейстера повлекли за собой формирование целого штата сотрудников, т. е. создание Канцелярии герольдмейстерских дел (Герольдмейстерской конторы). 12 апреля 1722 года по личному указу Петра I на должность товарища герольдмейстера был назначен пьемонтский дворянин граф Франциск Санти, служивший в аналогичной должности при дворах многих европейских государей. За пять лет своей службы в этой должности Санти сделал очень многое для создания гербов российских городов. Однако в июне 1727 года он был обвинен в заговоре графа П. А. Толстого, имевшем целью доставить престол после смерти Екатерины I голштинской герцогине Анне Петровне, и сослан в Сибирь. Его работа по составлению российских городских гербов осталась незавершенной.

«Змий черный, под короною золотою»

Однако в делах Герольдмейстерской конторы за разные годы встречаются документы, которые могут быть положены в основу реконструкции проделанной Санти работы по сочинению гербов. К таким документам относится прежде всего опись рисунков и бумаг, составленная на квартире у Санти после его ареста. Среди прочего есть в этой описи и 98 рисунков гербов, предназначенных для помещения на знамена полков, которые Санти делал по заданию Военной коллегии с февраля 1727 года. Среди них — рисунок знамени Казанского полка, который в силу обстоятельств остался невостребованным.

В 1729 году по заданию Военной коллегии под руководством генерала графа Миниха был составлен знаменный гербовник, в который вошли рисунки 88 полковых знамен. Из Военной коллегии гербовник поступил на рассмотрение Верховного тайного совета. В начале 1730 года Военной коллегии было отдано распоряжение изготовить полковые знамена с гербами из этого гербовника. Описание гербового рисунка для знамени Казанских полков из гербовника Миниха находим в известной книге Александра Лакиера «Русская геральдика»: «Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое».

Утвержденные гербы Казани

Все вышеназванные изображения казанского Зиланта хотя и были непосредственно связаны с городом, но несли в первую очередь чисто прикладное значение, т. к. создавались для размещения на тех или иных печатях или полковых знаменах.

Свой же Высочайше утвержденный городской герб Казань получает вместе с другими городами Казанской губернии 18 октября 1781 года по Указу Екатерины II: «Змий черный, под короною золотою, Казанскою, крылья красные, поле белое (Старый герб)».

Имеющееся в Указе примечание «старый герб» означает, что герб не был специально разработан в XVIII веке для его утверждения, как большинство гербов городов, в том числе и Казанской губернии, а имеет древние исторические корни и был известен задолго до своего официального утверждения…

К середине XIX века все изготавливаемые в Герольдии, а затем в Департаменте герольдии дипломы, грамоты и гербы подвергались утверждению со стороны министра юстиции как лица, по определению Сената, «которое за форму и точность оных ответствовать должно». Однако, не обладая достаточной компетентностью в вопросах геральдического художества, министр неоднократно ставил перед правительством вопрос о создании при департаменте особого отделения, которое специализировалось бы на производстве гербов и дипломов и, будучи укреплено соответствующими кадрами, квалифицированно исполняло бы свою работу. Специальное отделение по изготовлению гербов — так называемое Гербовое отделение — было учреждено при канцелярии Департамента герольдии 10 июня 1857 года. Возглавил его хранитель нумизматического кабинета Эрмитажа барон Бернгард (Борис Васильевич) Кене.

Одной из первых работ Б. Кене на посту управляющего Гербовым отделением было составление правил украшений гербов губерний, областей, градоначальств, городов и посадов, которые были высочайше утверждены уже в июле того же 1857 года. В соответствии с одним из этих правил, «губернский герб в городском гербе должен занимать вольную часть вправо (francquartier) или, если она занята другою фигурою, принадлежащею к городскому гербу, то вольную часть влево. Если при учреждении новых губерний, герб одного или другого города, причисляется к другой губернии, тогда тоже переменяется губернский герб в вольной части городского герба». Здесь необходимо отметить, что в соответствии с геральдическими канонами право и лево в гербах определяется с точки зрения лица, которое как бы несет щит с гербом, а не с точки зрения того, кто смотрит на герб.

В соответствии с этими правилами 23 января 1859 года получил одобрение Сената герб губернского города Казани, а позднее и гербы уездных городов Казанской губернии, где Зилант занимает уже не верхнюю половину щита, как в гербах 1781 года, а соответствующую вольную часть.

Подготовленный Кене проект герба Казани с украшениями имел следующее описание: «В серебряном поле черный коронованный дракон; крылья и хвост червленые, клюв и когти золотые, язык червленый. Щит увенчан Казанскою короною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою согласно Высочайше утвержденным правилам»…

Геральдика вернулась вместе с новой Россией

С 1917 года и до второй половины 60-х годов XX века территориальная геральдика практически отсутствовала в жизни общества. Городские гербы XVIII–XIX веков, хотя и не были официально упразднены, но были преданы забвению и не находили применения. Лишь со второй половины 1960-х годов некоторый интерес к геральдике возрождается и на местах начинают разрабатываться городские гербы с новой, советской символикой. Однако к этим местным символам, составленным без учета правил геральдики, нельзя в полной мере применить слово «герб», и поэтому уместно называть их «гербовидными эмблемами».

Новый этап в современной геральдике России начался в 1992 году, когда была возрождена Государственная геральдическая служба (сегодня — Геральдический совет при Президенте Российской Федерации). Геральдическая служба призвана оказывать профессиональную помощь в создании геральдических знаков, контролировать соблюдение правил и традиций геральдики. Для реализации этих задач официальные знаки (гербы, флаги, эмблемы, награды, форма одежды и т. п.), утверждаемые российскими властными органами (федерального, регионального и муниципального уровня), проходят экспертизу в Геральдическом совете.

Как прочитать герб

В преддверии 1000-летнего юбилея и Казань законодательно оформила свои официальные символы.

24 декабря 2004 года решением №37-21 Казанского Совета народных депутатов было утверждено следующее геральдическое описание герба Казани: «В серебряном поле на зеленой земле черный дракон с червлеными крыльями и языком, с золотыми лапами, когтями и глазами, увенчанный золотой короной. Щит увенчан Казанской шапкой». Герб внесен в Государственный геральдический регистр под №1700.

В положении о гербе приводится следующее описание его символики:

  • Дракон является силой созидательной и благоприятствующей человеку, обладает космической сверхъестественной силой, символизирует мощь, величие, жизнь, свет, мудрость, непобедимость, бессмертие и вечное возрождение. Язык в форме стрелы означает импульс, быстроту и целенаправленность.
  • Земля хранительница жизни и богатств, символ жизни.
  • Корона символ достижения высокой ступени развития.
  • Казанская шапка указывает на статус Казани как столицы территорий и их древние традиции.

Символические значения цветов:

  • Зеленый цвет символ весны, радости, надежды, природы; означает достаток, процветание, стабильность.
  • Золото символ высшей ценности, богатства, величия, постоянства, прочности, силы, великодушия, интеллекта, интуиции и провидения, солнечного света.
  • Серебряный цвет символ совершенства, благородства, чистоты помыслов, мира.
  • Червленый цвет символ храбрости, мужества, неустрашимости, зрелости, энергии, жизнеспособности.
  • Черный цвет символ благоразумия, мудрости, честности, смирения и вечности бытия.

Одновременно с гербом был впервые утвержден и внесен в Государственный геральдический регистр и флаг Казани.

Змеиный царь и батыр

Откуда же появился этот «черный коронованный дракон», вот уже пять веков остающийся неизменным символом Казани? Достоверных сведений, объясняющих это, история нам не оставила. Остается довериться легенде, которая так рассказывает об этом: «Некогда Казань стояла не на том месте, где город находится сейчас, а гораздо выше по течению реки Казанки. И девушки, которым приходилось ходить по воду, ругали казанского хана за то, что расположил он город на высокой горе, и им тяжело было подниматься с ведрами воды.

Оскорбился хан, что его ругают — вызвал девушек к себе. Одна из них не растерялась и сказала хану: «Не тебя я ругаю, о мудрый хан, а лишь место, на котором ты поставил город». Хан ответил: «Умеешь ругать — умей и место новое для города предложить!». Девушка опять-таки не растерялась и предложила перенести город к пчельникам ее отца, как раз в то место, где сейчас расположена Казань.

Но не все так просто было. На месте, которое указала девушка, было много змей. Опечалился хан. Девушка опять-таки ему мудро посоветовала: «На что тебе, о хан, зима, когда все змеи впадают в спячку? Вели обложить в это время весь холм хворостом, а когда змеи проснутся и вылезут греться на весеннем солнышке, поджечь весь хворост».

Так и поступили. Все змеи погибли в огне. И лишь змеиный царь — крылатый дракон Зилант — улетел на другой берег Казанки, на гору Джилан-тау (Зилантову гору), откуда долгое время своими налетами наводил ужас на казанцев. Однако, как и водится в легендах, на каждого дракона находится свой батыр. Нашелся он и в Казани. Зилант был побежден. И в память об этом событии поместили горожане его на гербе города».

Григорий Бушканец
комментарии 12

комментарии

  • Анонимно 26 июл
    какой-то чёрный чертовской прямо, я бы сказала, герб у нас :(
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Интересная статья, я и не знал некоторых подробностей, не слышал даже никогда
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    наш герб очень много говорит о республике
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Вы и Григория Моисеевича привлекли на свою сторону? Молодцы. Отличный мужик, интересный автор.
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Какой подробный разбор символов. Еще!
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    страшный герб
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    спасибо, интересно. в копилку
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    ...а был ли Зилант?
    Ответить
  • Анонимно 26 июл
    Герб тут причем. Вроде вопрос был об уместности нахождения гаргулий вокруг "дворца" бракосачитания?
    Ответить
    Анонимно 21 сен
    Зиланд жил с семейством на этих землях с древних пор. ЛЮДИ пришли и его уничтожили ради постройки нового города. Пусть остаётся память. Или вам стыдно за предков?
    Ответить
    Анонимно 21 сен
    Зверей всегда использовали для охраны!
    Ответить
  • Анонимно 06 май
    Чушь полная, гербом Булгар был Лев как и у дунайских болгар, что подтверждает археология,
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров