Новости раздела

«Мусорные» перевозчики бьются за долю

«Мусорные» перевозчики бьются за долю
Фото: realnoevremya.ru/Олег Тихонов

Накануне прихода региональных операторов на рынок обращения твердых коммунальных отходов правительство Татарстана хочет заранее обязать их «отдать» не менее 15% объема транспортных услуг по перевозке мусора субъектам МСБ на условиях субподряда. Ожидается, что это требование будет включено в конкурсную документацию по выбору региональных операторов ТКО, отбор которых пройдет осенью. Тем самым власти пошли на уступки мелким предпринимателям, которые могут быть вышвырнуты из этого рынка крупным капиталом.

Татарстан готов отдать 15% «мусорных» перевозок МСБ

Малый и средний бизнес всегда в обиде на большой, поэтому республиканским властям приходится часто его защищать от крупного капитала. На этот раз пришлось отстаивать интересы самых маленьких и слабеньких — тех, кто занимается перевозкой коммунального мусора со дворов жильцов до полигонов и мусороперерабатывающих заводов. После вступления в силу поправок к закону «Об отходах производства и потребления» десятки мелких предпринимателей, которые зарабатывали на жизнь по договорам с управляющими компаниями ЖКХ, могут быть выброшены с рынка. Согласно федеральному законодательству, с будущего года ответственность за сбор и вывоз отходов переходит региональным операторам. Заметим, что в них государство видит прежде всего инвесторов-концессионеров в эту проблемную отрасль ЖКХ. А как быть «мусорным» перевозчикам?

Вчера на заседании проектной группы Совета по предпринимательству РТ, посвященном регулированию рынка твердых коммунальных отходов, предприниматели вынесли на публичное обсуждение свежую инициативу по сохранению их позиций на рынке ТКО. Ее суть — обязать будущих региональных операторов «закрепить не менее 15% от общего годового объема услуг по сбору и транспортировке мусора за малыми и средними предприятиями». Перед небольшой аудиторией перевозчиков ответ пришлось держать депутату Госдумы от Татарстана Александру Сидякину, работающему в депутатской группе по модернизации ЖКХ, и первому замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексею Фролову. Ведь с этого года полномочия по сбору, вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов перешли к региональным властям, а значит, татарстанский минстрой может сыграть на стороне свободного предпринимательства.

Наложили и не убрали

Первым взял слово Александр Сидякин, ставший одним из авторов непопулярных среди «мусорщиков» поправок к закону «Об отходах производства и потребления». Он постарался доходчиво объяснить, почему федеральные власти решили реформировать систему обращения твердых коммунальных отходов, но получилось так, как будто чиновник дал пощечину «мусорным» перевозчикам. Уже с первых минут можно было догадаться, что ему не особенно нравится идея обложить региональных операторов, которых еще и нет, 15-процентным «предпринимательским оброком», но он не показывает виду.

— До сих пор четких правил на этом рынке не существовало, а сам он был непрозрачным, — начал с ходу критиковать старую модель Сидякин. — Предпринимателю достаточно было заключить договор с любой УК на вывоз мусора по тарифу на захоронение, а по большому счету, ни у кого не было интереса вывозить мусор на полигон — продолжил он, давая понять, что миллиарды рублей платежей населения за вывоз ТБО все равно истрачены. — Перевозчик забрал мусор со двора — все, деньги автоматически он получил. А сбрасывали куда попало. Поэтому здесь возникли разного рода дельцы. В Татарстане мы насчитали 1817 свалок, которые были ликвидированы во время субботников. А сколько их еще осталось, никто не скажет!

Одним словом, «наложили» и не убрали. Александр Сидякин поморщился и сказал, что региональный оператор будет в ответе за все и за ним убирать не придется. По его словам, в новой модели управления будет действовать противоположный принцип: платим не за то, чтобы он забрал мусор во дворе, а за то, чтобы он привез на полигон. Таким образом региональный оператор будет мотивирован вести бизнес на условиях, выгодных государству. Но главное, что региональный оператор рассматривается в качестве инвестора, от которого ждут вложений в рекультивацию старых полигонов. Выдерживая высокий пафос выступления, Александр Сидякин на самом деле намекал, что прежней безмятежной жизни «мусорным» перевозчикам уже не вернуть (не доезжая до полигона, можно было сбросить мусор в ближайшем овраге). Выдвигая «предпринимательский оброк», они должны быть готовы ездить по всему «транспортную плечу»: где-то на 10 км, а где и на 100 км от места сбора мусора. Смогут ли? Ну и как почетный гость г-н Сидякин в заключение произнес дежурные слова про то, что квота в 15% объема транспортных услуг по перевозке мусора субъектам МСБ на условиях субподряда отвечает общей стратегии региона.

«Час Х» для перевозчиков пробьет осенью

Собравшиеся в штабе предприниматели явно не понимали намеков, иначе бы вставили бы пару ответных реплик. С гораздо большим интересом они выслушали первого замминистра строительства, архитектуры и ЖКХ РТ Алексея Фролова. Он сообщил, что разработка территориальной схемы управления твердыми коммунальными отходами в Татарстане практически завершена, а после прохождения согласования в управлении Росприроднадзора РФ она поступит на утверждение федеральных органов власти. Уже осенью татарстанский минстрой намерен провести конкурсы на выбор региональных операторов. Правда, он уточнил, что инвестиционные условия окончательно не сформированы, поскольку нет ясности, будет ли Федерация передавать доходы от утилизационных сборов регионам или нет. Если их не окажется, тогда возврат инвестиций будет осуществляться за счет сбора платы с населения и всех мусорообразователей.

Речь идет о необходимости рекультивации 50 полигонов по захоронению ТКО. По словам Алексея Фролова, сейчас проводится инструментальное обследование и замеры для определения того, какой объем еще можно захоронить на этих полигонах. По предварительным оценкам, полигоны заполнены на 70% от проектной мощности. А сейчас на первом этапе необходимо рекультивировать 13 полигонов, на что нужно как минимум 5 млрд рублей.

Добро пожаловать в ФАС!

Эти большие темы не сильно волновали «мусорных» перевозчиков. Они переживали за то, что будет после конкурсных отборов и какие гарантии сохранения своего бизнеса они могут получить от властей. Как рассказал «Реальному времени» Алексей Фролов, требование о 15-процентной квоте по транспортным перевозкам мусора для МСБ будет включено в конкурсную документацию по выбору региональных операторов ТКО, отбор которых пройдет осенью. Но оказалось, что предпринимателям этого мало. Бывалые бизнесмены усмотрели подвох в другом: региональные операторы под флагом МСБ будут создавать свои «дочки», которым и передадут транспортные подряды по обслуживанию всей территориальной схемы. Как избежать мошенничества? Господин Сидякин сразу нашелся: идите в ФАС!

Интересно, что на этой встрече находились и представители возможных региональных операторов. Напомним, что на этот статус по трем зонам претендуют четыре компании. Среди них «Поволжская экологическая компания», альметьевский «Экосервис», «Мехуборка», ПЖКХ. По окончании встречи директор по региональному развитию компании «Мехуборка» Ролан Шамсутдинов высказал свое мнение по поводу введения 15-процентной квоты:

— В законе четко сказано, что региональный оператор должен выбирать подрядную организацию по вывозу мусора на конкурсном отборе. Сегодня все чаяния и изречения малого бизнеса касаются крупных городов… Ну не могут же все биться только за Казань, потому что это самый удобный город. У Казани практически нет транспортного плеча. Все под носом: свалка находится на выезде из Казани. А вы попробуйте пойти в Сармановский или Муслюмовский район. Там никто не бьется. В Казани места всем не хватит — успокойтесь! Конечно, МСБ должен существовать, можно даже формально прописать квоту в 15%, но на деле все зависит от его конкурентоспособности.

1/23
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
  • Олег Тихонов
Луиза Игнатьева, фото Олега Тихонова
Мероприятия

Новости партнеров