Новости раздела

Камиль Самигуллин: «У мужчины естественна любовь только к женщине»

Стенограмма онлайн-конференции «Реального времени» с главой ДУМ РТ. Часть 1

Камиль Самигуллин: «У мужчины естественна любовь только к женщине»
Фото: Максим Платонов

Беседа в прямом эфире онлайн-конференции «Реального времени» с главой Духовного управления мусульман Республики Татарстан Камилем хазратом Самигуллиным привлекла огромное внимание читателей, поэтому в основном была построена не на редакционных, как это часто бывает, а почти исключительно на читательских вопросах. Люди интересовались как вопросами религии и обрядов, так и вопросами, актуальными для современного общества. Тем временем мы не могли не спросить у муфтия Татарстана о его отношении к исламскому терроризму, теракту в Орландо, ЛГБТ-сообществу.

  • Камиль хазрат Самигуллин — муфтий Татарстана
  • Дмитрий Семягин — модератор, заместитель редактора службы новостей интернет-газеты «Реальное время"

Об ЛГБТ-сообществе: «Им нужно покаяться»

— В начале, хотелось бы вас поздравить со священным месяцем Рамазан, который идет сейчас.

— Спасибо.

— И у нас очень много вопросов, связанных с празднованием и с уразой, но мы их зададим и обсудим попозже. В начале хотелось обсудить самое резонансное событие последних дней — это трагедия в Орландо, где мужчина расстрелял 50 посетителей гей-клуба. Очень много вопросов поступило от наших читателей. Первый вопрос: мужчина относил себя к последователям ислама, называл себя мусульманином, как вы относитесь к этой трагедии, как вы оцениваете ее?

— Не каждый, кто надел белый халат, может называться доктором. Конечно, человек волен в своем выборе, он имеет право ненавидеть, не любить, и этому мы не можем помешать. Какие-то слои общества не могут ставить себя выше закона. Если это было бы дозволено — пришла бы анархия. Поэтому, конечно же, мы осуждаем такое действие.

— Читатели параллельно спрашивают, что делать с ЛГБТ-сообществом?

— Нам что с ними делать или вообще что делать?

— Вообще, в целом.

— Им нужно покаяться, потому что все это противоречит естеству, тому, как создал нас господь. И даже в Коране и во всех писаниях говорится, что «Мы создали вас парами», то есть, мужчину и женщину. Также пророк Мухаммад говорил: «Женитесь, пусть вас будет много, я буду гордиться вашим большим количеством в Судный день». Поэтому у мужчины естественна любовь только к женщине.

Однажды мне тоже звонили, и говорили, что якобы где-то во Франции хотят открыть мечеть для геев, как мы к этому относимся. Мы, конечно, сказали, что негативно. И в такой мечети я бы намаз не читал: очень опасно там наклоняться

— Также вот читатели пишут, что во Франции якобы разрешены однополые браки, а имамов, отказывающихся женить геев, привлекают к ответственности. Я сам такого не слышал, тем не менее читатели спрашивают, как вы относитесь к таким новостям?

— Я тоже такого не слышал, но порою бывает, что иногда раздувают из мухи слона. Может быть, такого и не было, потому что очень странная новость. Но однажды мне тоже звонили, и говорили, что якобы где-то во Франции хотят открыть мечеть для геев, как мы к этому относимся. Мы, конечно, сказали, что негативно. И в такой мечети я бы намаз не читал: очень опасно там наклоняться.

Об ИГИЛ: «Мы должны этим псам не позволить посеять зернышко в наших сердцах»

— Относительно трагедии в Орландо: человека называют последователем террористической организации, запрещенной у нас, ИГИЛ. Читатели спрашивают, что ДУМ делает для противодействия таким организациям?

— Вся работа духовного управления нацелена на то, чтобы пояснить правильные постулаты религии и отвратить людей от всего запретного. Терроризм — это тоже запретное действие. Вообще, что касается ИГИЛ, то о них мы можем найти в некоторых риваятах, в некоторых изречениях даже пророка: он предсказывал приход подобных людей. Такие люди были во времена четвертого праведного халифа — их называли хариджитами, то есть, «отщепенцами», они выходили против правительства, против системы, и пророк проклинал таких людей. И приводится в книге «Китабу ль-Фитан»: «Когда увидите черные флаги, то прилипните к земле, не двигайтесь, потом появятся люди слабые, никто им не придает значения, то есть, люди ни на что неспособные, но они будут претендовать на государственность». В истории еще никто не претендовал на государственность. Ни одна террористическая организация не создавала государства. «Их сердца подобны железу, они не будут сдерживать ни слов, ни договоров — с ними нельзя договориться. Их имена — это кунья (Абу Али, Абу Бакр и т.д.), а продолжение их имени — это местность, откуда они вышли (Аль-Мисри — из Египта и т.д.)», то есть, не будет своих имен, будут только «партийные клички». «Их волосы будут распущены, как у женщин, длинные; и придет время, когда у них тоже начнутся разногласия, и они будут убивать друг друга. Затем господь покажет истину, кому пожелает».

И подобных изречений немало. Например, в сборнике Бухари говорится: «Они будут улетать из религии ислам подобно стреле, которая вылетает из лука». Поэтому мы можем сказать, что у этого течения, у этой секты бандитов, у них нет отношения к исламу, они пытаются использовать риторику ислама, прекрасные слова ради своих корыстных целей, но мы понимаем, что это инструменты в чьих-то руках.

Вся работа духовного управления нацелена на то, чтобы пояснить правильные постулаты религии и отвратить людей от всего запретного. Терроризм — это тоже запретное действие

— Со стороны ДУМ часто приходится говорить об ИГИЛ и какие-то действия проводить?

— Сейчас состояние войны, мы должны бороться с ними, молить господа, чтобы все это не пришло на наши земли. Вот, например, пять лет назад Сирия процветала, какое прекрасное государство было: все радовались, ездили в Дамаск, говорили, какой город, какая там толерантность. И что натворил внешний враг? Поэтому мы должны брать из этого всего урок, еще более сплотиться. И как говорится в одном выражении: «Псы — обитатели ада», то есть, должны этим псам не позволить посеять зернышко в наших сердцах.

— От темы терроризма все-таки не можем мы уйти, еще один вопрос от читателей поступил: «Обязаны ли мусульмане постоянно оправдываться после терактов, совершаемых так называемыми исламистами?»

— На самом деле, не обязаны, но почему-то мир ассоциирует нас с ними и их с нами. Наша же задача — показать правильный образ ислама, что ислам — это от слова سلام («мир»). Когда мы говорим о пророке Иисусе (Исе), вспоминаем его качества как души, которую дал господь. Когда мы говорим о пророке Аврааме (Ибрагиме), то мы вспоминаем его качества как друга Аллаха. Когда мы говорим о пророке Моисее (Мусе), то мы вспоминаем его качества как «того, кто говорил с господом». Когда мы говорим о последнем пророке Мухаммеде, то первое, что нам приходит в голову — это любимец Аллаха. Наша религия зиждется на любви, нам нужно это показать. Начать надо с себя. Говорят: «Не воспитывайте детей — начинайте с себя».

«Мы будем изучать свой язык в рамках татарского богословия, соответственно, надо изучать очень глубоко»

— Сегодня у нас будет еще очень много вопросов от читателей, я буду стараться задавать их, в первую очередь, потому что действительно очень много поступило и продолжает поступать вопросов. Целый ряд вопросов связан с Болгарской академией. В принципе, тема академии постепенно отошла на задний план в информационной повестке, тем не менее хочется узнать, чем сейчас живет заведение, на какой стадии развития оно находится, что сейчас происходит в академии?

Кто нас сделал татарами или кто сделал кого-то русскими? Сам господь. Для чего? «Чтобы вы познавали друг друга». Не чтобы растворялись друг в друге, а чтобы познавали, чтобы было интересно: у каждого своя культура, свои традиции, то есть, познаем и взаимодействуем. Язык — это очень важная основа нашей нации

— Вы знаете, что уже в прошлом году проходили курсы «Рецитации Корана» в рамках академии. Что касается документов, они все уже готовы. Также проектная документация тоже готова: началось строительство, надеюсь, что в скором времени мы уже увидим новое здание академии. Сейчас прорабатывается программа: какие будут учебники, какие факультеты, кафедры, каких специалистов мы будем привлекать — прорабатываются все вопросы. В этом направлении пока двигаемся.

— В продолжение этой темы пришел от читателя вопрос, я сразу поясню, что это касается дискуссии о татарском языке: «В Болгарской исламской академии планируется открыть кафедру татарского языка и литературы. На каком уровне собираются учить там татарский язык: как в Российском исламском институте, где выпускники-нетатары и двух слов связать не могут после учебы, или как на татфаке КФУ или в педуниверситете, где преподавали все разделы татарского языка как родного?» Вопрос довольно-таки длинный, я до конца зачитаю: «Как будут соотноситься по качеству татарский и арабский языки выпускников академии? Насколько оправдано будет преподавание будущим богословам современной татарской литературы?» Сложный такой вопрос из нескольких.

— Попробую коротко на него ответить, обобщить. Что касается языка, то мы в ДУМ считаем это важным направлением. Часто приходят молодые люди и говорят: «Давайте в мечетях будем вести проповеди на русском языке — есть люди приезжие (со Средней Азии и т.д.), давайте перейдем на русский язык». Но мы стоим жестко на том, чтобы оставить свой, проводить проповеди на татарском языке, и Всевышний Аллах говорит, что «Я создал вас племенами и народами», разделил вас на нации: кто нас сделал татарами или кто сделал кого-то русскими? Сам господь. Для чего? «Чтобы вы познавали друг друга». Не чтобы растворялись друг в друге, а чтобы познавали, чтобы было интересно: у каждого своя культура, свои традиции, то есть, познаем и взаимодействуем. Язык — это очень важная основа нашей нации.

Что касается академии, то в академии мы продумывали. Сейчас это все прорабатывается, но трудно ответить. Для чего создаются вообще академии? Академия — это что-то, что будет выше университетов. В РФ есть семь исламских университетов, это: Грозный, Махачкала, Москва, Уфа, Казань и т.д. Там мы воспитываем только бакалавров. Теперь у нас есть потребность воспитать своих магистров, докторов, которые будут воспитываться на российском богословии, будут изучать наши книги: тысячи книг были написаны на нашей земле. Первый Коран напечатан и подготовлен мусульманами именно в Казани. Также есть потребность понимать старые наши книги, сотни которых были написаны на старо-татарском языке. Значит, соответственно, если мы будем изучать свой язык, то мы будем его изучать в рамках татарского богословия, соответственно, надо изучать очень глубоко, нужно знать старые слова, и уровень должен быть достаточно высок.

Мы создаем свою академию, и надеемся, что она будет конкурировать с международными центрами со всего мира, по крайней мере, не будет хуже, чем они

— В продолжение образовательной тематики: в Египте некоторое время назад велись переговоры об открытии в Татарстане филиала университета Аль-Азхар; чем закончились они, есть какие-то продвижения?

— Не совсем. Я тоже присутствовал на той встрече. Была такая презентабельная делегация от РФ, проговаривали о взаимодействии, достигли того, что наш совет по образованию будет давать направление ученику. После завершения какого-либо российского исламского университета он может поступить на первый курс Аль-Азхара. Раньше такого не было: он должен был пройти школьную программу в Египте, чтобы изучить арабский язык. Сейчас уже есть некие облегчения. Затем студенты едут туда бесконтрольно, трудно проследить. Поэтому отныне они будут принимать только по направлению от нас, от совета по исламскому образованию, который возглавляет Рафик Мухаметшин.

По открытию филиала: такой разговор сейчас уже не идет, потому что мы создаем свою академию и надеемся, что она будет конкурировать с международными центрами со всего мира, по крайней мере, не будет хуже, чем они. Сейчас прорабатываем вопрос курсов арабского языка совместно с Аль-Азхаром. Чтобы в Казани, не выезжая, скажем, в Египет или другие страны, хорошо освоить арабский язык.

«Каждый мусульманин, если у него есть достаток, хочет от своего имени провести хоть один раз ифтар»

— Наибольшее количество вопросов читателей, конечно, посвящены Рамазану и уразе: «Расскажите, пожалуйста, как сейчас проходит месяц. Можете ли какие-то предварительные итоги, если можно вообще о них говорить в таком вопросе, подвести?»

— Итоги: простятся грехи или нет? Я не смогу ответить.

— Есть какая-то статистика по постящимся?

— Трудно посчитать, потому что пост — он между господом и рабом. Человек может сказать, что постится, но не поститься на самом деле. Но мы судим по количеству постящихся на молитве таравих, которая совершается после разговения ночью в мечетях. Мечети заполняются, и больше молодых людей, что нас радует. Просчитать трудно, но на ифтарах… У нас в 30 мечетях Казани ежедневно проходят ифтары. Можно привести в пример мечеть «Ярдэм», где тысяча человек ежедневно, или «Казан Нуры», где 500 мужчин и 100 женщин, и другие мечети, где 100-50 человек и т.д. И мы примерно посчитали — где-то 5 тыс человек разговляются ежедневно только в мечети. Мы все понимаем, что не все разговляются в мечети, кто-то разговляется дома, кто-то приглашает в кафе. Посчитать очень трудно.

Такой цели нет — накормить всех желающих. Если мечеть, скажем, кормит 100 человек, то люди уже знают, они туда идут. Пока никто не жаловался, всем хватает

— Удается вообще накормить всех желающих в мечетях? Насколько их число велико?

— Такой цели нет — накормить всех желающих. Если мечеть, скажем, кормит 100 человек, то люди уже знают, они туда идут. Пока никто не жаловался, всем хватает.

— Очень много сообщений про то, как известные люди помогают в организации ифтаров. И сегодня было сообщение о том, что глава Налоговой службы помог в организации ифтара, и до этого были сообщения. Кто из известных людей помогает еще? Или, может, из руководителей крупных организаций?

— Помогают многие. Мы обращались в Ассоциацию предпринимателей-мусульман России, к другим крупным компаниям, многие откликнулись, помогли. Сейчас мы готовимся к республиканскому четвертому ифтару; в этом году мы замахнулись на количество 10 тысяч человек. Надеемся, что все пройдет хорошо. На самом деле, многие помогают: и главы районов от своего имени, и каждый мусульманин, если у него есть достаток, хочет от своего имени провести хоть один раз ифтар в мечети, дома или в кафе. Поэтому, если человек мусульманин и делает это, то в этом ничего такого нет.

О присутствии на ифтаре духовных лиц, представляющих другие религии: «Когда мы зовем, они никогда не отказываются»

— Из известных постящихся кто-то приходит в мечеть?

— На праздничный намаз приходят практически все. На праздничный намаз мы ждем всех, все мечети будут открыты. Кстати, хотелось бы сказать, что праздничный намаз начнется в семь утра по всей республике. Это было совместное решение Совета улемов и Совета казыев (потому что возникают проблемы, если мы говорим, что, например, в «Кул Шарифе» будет прямой эфир в семь утра, а намаз уже прочитается в шесть утра в других мечетях, то люди могут спутаться, услышав эту новость), дабы не было такой путаницы. В «Кул Шариф» тяжело поехать пенсионеру в автобусе, если еще, например, автобус не ходит, если будет проводиться намаз в четыре утра, поэтому мы определили одно и то же время, чтоб по всей республике все помолились. Соответственно, где-то в 6:30 начнется проповедь, и в 7 будет сам праздничный намаз.

— По времени у нас еще много вопросов, мы еще к ним перейдем. Еще один вопрос: «В конце месяца будет проходить вечер Татарстана в шатре Рамазан на Поклонной горе в Москве в мемориальной мечети, вы в нем будете принимать участие?»

— 30-е число — это последняя декада Рамазана, я, согласно сунне пророка, провожу последние 10 дней в мечети в поклонении, много лет я этого не нарушал, у меня поехать не получится. Но от нас обязательно поедут наши представители, мы каждый год стараемся там участвовать.

В прошлом году, когда в Закабанной мечети был шатер Рамазана, пришел отец Диогенес, также пришел Ицхак Горелик. Когда мы зовем, они никогда не отказываются, и в этом году владыка Феофан пришел в первый день, поздравил мусульман с праздником. Надеюсь, мы пригласим их и на общий наш ифтар

— Кто будет представлять республику?

— Я затрудняюсь ответить: этот вопрос еще не прорабатывали. Несколько дней назад я получил это приглашение, делегировал нескольким замам, они поедут.

— Если говорить об ифтаре, который будет проходить на стадионе, программа будет как-то отличаться или она будет проходить, как в прошлом году?

— Конечно, каждый год, если мы вспомним, несколько лет назад это было 2,5 тысячи человек, в прошлом году — 5 тысяч человек. Каждый год программа менялась, потому что все зависит от молящихся, от количества постящихся. 2,5 тысячи — очень легко (на тот момент нам казалось тяжело, теперь — легко, что это ничего не стоит). В прошлом году мы уже немножко переиграли, продумали, где будем молиться, подобрали очень хорошее место с видом на Кремль, расстилали ковры. Но в этом году, раз будет 10 тысяч человек, решили молиться в самой чаше, на самом поле, все места для разговения будут заняты, то есть, продумали логистику. Конечно же, у нас будет определенная программа до начала самого ифтара, до 8:30: это будут и проповеди, и выступления различных хазратов, исполнение нашидов, мунаджатов и т.д., программа будет насыщенной.

— На самом первом ифтаре, который проводился в Татарстане в «Туган авылым», присутствовал митрополит Феофан. Насколько вообще распространено приглашение представителей других конфессий (тем более высокопоставленных) на ифтары?

— Этим и отличается Татарстан. И в прошлом году, когда в Закабанной мечети был шатер Рамазана, пришел отец Диогенес, также пришел Ицхак Горелик. Когда мы зовем, они никогда не отказываются, и в этом году владыка Феофан пришел в первый день, поздравил мусульман с праздником. Надеюсь, мы пригласим их и на общий наш ифтар. Однажды на ифтар, года два назад, католический кардинал из Германии приехал. Смотрели сначала на него, но не поняли: вроде в тюбетейке, но с крестом (такая красная шапочка у него), общались, потом все начали с ним фотографироваться — вроде им понравилось. Хорошее общение было такое, теплое, и ему понравилось. Он удивился, что мусульмане так ежедневно встречаются, радуются, проводят разговение, и во всех мечетях проходят подобные ифтары.

— Участвуют они в трапезе после этого?

— Конечно, это же основа, кульминация встречи.

«Совместно с кафедрой астрономии КФУ мы рассчитали времена намазов, и уже пару лет работаем по новому календарю»

— Очень много вопросов, связанных со сроками, временем. Мне немного тяжело о них как немусульманину говорить, поэтому сразу прошу прощения, если скажу что-то не так. Но вопросы от читателей есть, их все же нужно обсудить — люди интересуются. Все-таки когда праздновать Ураза-байрам, и почему в разных календарях не сходятся даты начала Рамазана, праздника Курбан-байрам и других дней?

На самом деле нет проблем: оба эти методы законны, соответствуют шариату. Но чтобы не было фитны, мы считаем, что астрономический метод более близок к тому, чтобы объединять мусульман. Мы за объединение

— Это очень долгий вопрос, но постараюсь попроще его объяснить. Есть две методологии вычисления. Первая, основа – это руийя, видение месяца, непосредственное видение месяца. В наших краях это немножко затруднено, у нас постоянно облачно. Второй метод — это хисаб, астрономический расчет.

Противники астрономического расчета приводят хадис пророка о том, что он запретил заниматься наукой о звездах, но здесь же ученые разделились, что наука о звездах бывает двух видов: первая — наука астрология (которая запрещена на самом деле, предсказывать судьбу и т.д.), есть астрономия — точная наука, которую изучать нам обязательно, потому что даже в Коране говорится, что Луна и звезды идут по своему расчету, и если правильно просчитать, то мы будем знать, где она будет находиться в какое время. Сейчас наука дошла до того, что мы посекундно можем сказать о затмении солнца, солнцестоянии, и это всегда происходит и никогда не ошибается. Пришло время, что уже многие ученые современные пришли к тому, что надо определять по расчету, тогда не будет разногласий среди мусульман.

В Саудовской Аравии, например, по-старинке, говорят, мы будем смотреть. Также это отличается от территории: они могут увидеть месяц раньше, нежели мы. Раньше, несколько лет назад, пост отличался, даже мог на дня три растянуться праздничный намаз, сейчас уже потихонечку приходим к одному стандарту, надеемся, что в скором времени уже такого не будет. Раньше не было проблем, потому что не было прямой связи, прямого эфира. Сейчас посмотрит и скажет: «А вот в Мекке на одно число отличается, как нам поступать?». На самом деле нет проблем: оба эти методы законны, соответствуют шариату. Но чтобы не было фитны, мы считаем, что астрономический метод более близок к тому, чтобы объединять мусульман. Мы за объединение.

— В разных источниках календари ифтара, сухура и намаза резко отличаются друг от друга, на каких данных основывается ДУМ РТ?

— Отличается почему? Совместно с кафедрой астрономии КФУ мы рассчитали времена намазов, и уже пару лет работаем по новому календарю. Мы в нем уверены, потому что собрали группы (их было очень много) с профессором Беловым, много очень вопросов было, потому что у нас в соответствии с солнцем время намаза определяется. И мы поняли, что даже в Казани время может отличаться, если ты, например, на возвышенности, то вечерний намаз может взойти на минуту раньше, если пониже — время может отличаться. Например, поселок Мирный, Авиастроительный район, они могут тоже немножко отличаться. Также преломление, влажность — это тоже влияет, зимой – отражение от снега. Все это мы учитывали, то есть, скорость падения солнца. С кафедрой астрономии мы рассчитали точное время, выпустили две программы: на татарском — «Намаз вакытлары», на русском — это «Времена намазов». И для андроида и для айфона можно скачать приложение для всех городов России совершенно бесплатно, на татарском — это каждый район республики, мы все поминутно рассчитали, это точно.

Даже в Казани время может отличаться, если ты, например, на возвышенности, то вечерний намаз может взойти на минуту раньше, если пониже — время может отличаться. Например, поселок Мирный, Авиастроительный район, они могут тоже немножко отличаться. Также преломление, влажность — это тоже влияет, зимой – отражение от снега. Все это мы учитывали

Что касается старого календаря, могут спросить: разве раньше было не так? Просто в 90-х годах не было возможности рассчитать, не было взаимоотношений и связей с кафедрами астрономии, не было этих возможностей, и считали просто «на калькуляторе». Каким образом? Берешь просто календарь, скажем, садовода, где есть время восхода солнца, есть время захода солнца. И теперь человек на это смотрит: минус 1,5 часа — это у меня утренний намаз, ровно в 12 у меня будет зенит, то есть, будет дневной намаз, вечерний намаз нам показан, между вечерним и дневным намазом мы делим время на три части: 2/3 – это предвечерний намаз, плюс 1,5 часа — это ночной. В принципе, на калькуляторе считали — просто не было других возможностей. Сейчас у нас эти возможности есть. Это не просто цифры, взятые с потолка, это огромная научная работа была проделана.

— А тем людям, которые не пользуются смартфонами, есть же бабушки и дедушки…

— Есть интернет, есть календари, которые выпускаются, в газетах это тоже печатается, например, календарь на месяц.

«Этот вопрос всегда мучил, и его даже описывает в своих заметках Ибн Фадлан»

— В продолжение темы времени: «В летнее время в наших широтах не наблюдается полной темноты. Вечерние сумерки плавно переходят в рассвет. Как быть со временем сухур?»

— На самом деле, это правда, где-то с 5 мая у нас перестал заходить ночной намаз по факту. Чтобы считалось, что ночной намаз взошел, солнце должно опуститься на 17 градусов и по некоторым другим линиям — на 15 градусов по горизонту. Этого не происходит — солнце сразу же восходит. Поэтому по шариату ночной намаз как бы не взошел. И этот вопрос всегда мучил, и его даже описывает в своих заметках Ибн Фадлан, когда в 922 году он приехал к нам в Булгары и увидел, что мусульмане не произносили пятого азана и сразу читали после вечернего. И он ждал, ждал, и вот уже взошел утренний намаз. И было три мнения, распространенных среди ученых: некоторые не читали. Действительно были, некоторые удивятся, ученые, которые проповедовали, что если не заходит… Говорили, что, например, если не будет ноги, то ее вроде бы мыть необязательно, омовение будет полным. И если время намаза не заходит, то и читать его необязательно, они читали. Это было одно такое мнение. Другое мнение было, что они читали как долг, некоторые читали соединяя: через некоторое время после прочтения вечерней молитвы читали, другие читали по ближайшему городу. Если у нас смотреть, ближайший город, где заходит — это Астрахань, поэтому мы примерно делаем такдир, ставим полтора часа, и после этого мы молимся. Это соответствует фетве, и так мы молимся.

— Я боюсь даже спросить, что делать людям, которые находятся в Заполярье, где солнце вообще не заходит?

— Там тоже по ближайшей местности определяют времена намазов и читают.

— «Приходилось слышать, что и в летнее время, когда полная темнота не наступает, можно объединить ближайшие намазы, например, вечерний и ночной. Это допустимо?»

— Мы поставили в календаре время, и этот промежуток… Многие спрашивают, почему есть скачок, например, в 11 ночи заходит ночной намаз, а потом резко прыжок: 4 мая он заходить будет, а 5-го – нет. Так мы же не оставим это старое время, чтобы мучить людей. Мы говорим, что уже следует фетва, есть некоторое облегчение, поэтому есть такой скачок. Но есть такая фетва: если люди мучаются, им очень тяжело, если они будут вечерний намаз читать, потом — ночной, потом ждать утренний намаз и могут опоздать на работу, будет сложно просыпаться. Такого сейчас нет, потому что мусульмане все читают таравих, через полтора часа в мечети совершают в основном коллективный намаз, и утренний намаз можно уже читать в час, после завершения сухура (утреннего приема пищи), то есть, логичней просто дождаться утреннего намаза, потом лечь спать. Скажем, то, что будет после Рамазана, теоретически можно так делать, мы ставим полтора часа, чтобы соответствовать общей фетве.

Диляра Ахметзянова, фото Максима Платонова, видео Арчи Стасевича
МероприятияOnline-конференции
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 29 июн
    нетрадиционная ориентация - путь в никуда, семью-то полноценную не создашь - а разве не это главная цель жизни?
    Ответить
    Анонимно 29 июн
    у кого-то главная цель жизни - жить припеваючи, получая удовольствие, ни о чем не заботиться и ни о ком не нести ответственности, а семья это прежде всего огромная ответственность
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    Сам атеист, но этот хазрат вызывает уважение - очевидные вещи для современника почему-то стали труднодосягаемы. Этот человек делает важную для общества работу, сохраняя здоровье: социальное, физиологическое
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    С удовольствием прочитал интервью.
    Мудрый человек хазрат.
    Спасибо.
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    как это нет цели накормить всех желающих? такая и должна быть цель, разве нет?
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    Каяться слезно нужно не только тем, кто относит себя к нетрадиционной ориентации, но и вообще каждому человеку, все мы грешные
    Ответить
  • Анонимно 29 июн
    а зачем нам учиться связывать слова? все русский знают, пусть на русском скажут! я лучше время на английский потрачу, татарский мне зачем?
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии