Новости раздела

«Антикризис»: триллер, боевик или мелодраматическая утопия?

Прогноз «депрессивных» и «морозоустойчивых» отраслей по мотивам кризиса 2008-2009 годов от газеты «Реальное время»

Обнародованный в начале недели новый прогноз от минэкономразвития РФ, сопровождающий принятый антикризисный план правительства, заставил ужаснуться. Обычно власти всегда стараются смягчать и ретушировать прогнозы, помня о феномене «самосбывающихся пророчеств». Но не в этот раз. Обновленный прогноз на 2015 год гораздо более реалистичен и мрачен, чем его предыдущие версии. Тем временем обозреватель «Реального времени» Альберт Бикбов составил собственный рейтинг «морозоустойчивости» отраслей, то есть их способности сопротивляться наступившему кризису.

ВЛАСТИ УЖЕ НЕ ВРУТ

По новому прогнозу минэкономразвития, спад российской экономики составит 3% при цене на нефть в 50 долларов за баррель и инфляции в 12%. Оборот розничной торговли в 2015 году сократится на рекордные 8,2%. Даже в лихие 90-е (там в 1995 было -6,2%) и в кризис 2008-2009 годов (они выросли тогда на 2,4% и 3% соответственно) торговля не падала такими темпами.

Согласно прогнозу минэкономразвития, в 2015 году реальные располагаемые доходы населения снизятся на 6,3%, а реальная зарплата — на 9,6% (в 2014 году было минус 1% и плюс 1,3% соответственно). Такое резкое падение уровня жизни — это совершенно новая неприятная реальность для нынешних российских властей, реальность, в которой они никогда не были.

И такая ситуация надолго: власти и экспертное сообщество уверены, что кризис этот ни за какие два года не закончится, а продлится минимум 4-5 лет. А нынешний обвал не будет столь стремительным и шокирующим. Но по степени «продолжительности» тяжести — это добро пожаловать в 90-е!

Во многом ситуация развивается так, как это было в кризис 2008-2009 годов. Тогда было резкое падение цен на нефть, и Россия оказалась отрезанной от международных рынков капитала — мы наблюдаем все это и сейчас. Накануне того кризиса были огромные выплаты по внешнему долгу: так, по сумме выплат за второе полугодие 2014 года этот уровень оказался превзойден.

Но есть и различия. Кризису 2008-2009 годов предшествовал бум в торговле и строительстве, сменившийся их «жесткой посадкой». Кроме них, сильно зацепило кризисом также и обрабатывающие производства. Здесь спад выпуска был наиболее быстрым и глубоким (20% от квартального пика ко дну) из-за падения экспортного и инвестиционного спроса. Но затем промышленность стала драйвером восстановления. Транспортные услуги также существенно сжались (на 10% на пике падения) из-за падения импорта и промышленного выпуска. Остальных задело меньше. Даже финансовый сектор, хоть и частично свернул деятельность из-за сжатия внутреннего кредита, в целом «провалил» свою добавленную стоимость лишь на 2,5%, отчасти заместив внутреннее кредитование работой с зарубежными корпоративными облигациями и другими инструментами.

Нынешняя ситуация немножко другая, и уже понятно, откуда все начнет валиться. Это, прежде всего, все то же строительство, где объемы и так уже сжимаются 2 последних года, а также торговля (оптовая и розничная), где обороты тоже практически не росли и даже сокращались со второй половины прошлого года. Другими словами, в кризис мы входим уже с «больной» стройкой и притормозившей розницей.

В предыдущий кризис ситуация с доходами была несколько иная, там поддержку доходам и, соответственно, торговле оказали расходы бюджета. С 1 декабря 2008 года был проиндексирован фонд оплаты труда, в результате чего зарплаты работников бюджетной сферы выросли примерно на 30%. В 2009 году ускоренными темпами индексировались пенсии, а в 2010 году была проведена так называемая валоризация пенсионных прав, которая привела к росту пенсий более чем на 40%.

Сейчас правительство собирается не увеличивать, а сокращать бюджетные расходы: в этом году — на 10%, в 2016-2017 годах — на 5%. Зарплаты бюджетникам, которые относятся к сфере «майских» указов президента, прежде всего врачей и учителей, индексировать будут регионы исходя из своих возможностей, которых у них нет. В федеральном бюджете предусмотрена индексация на 5,5% с 1 октября 2015 года для госслужащих, судей и некоторых других категорий федеральных бюджетников. Единственная существенная мера — индексация пенсий в пределах инфляции 2014 года (+11,4%).

Промышленность на этот раз могут вытянуть обещанные крупные государственные инфраструктурные и военных расходы. Но не факт — существующие запретительные ключевые ставки кредитования делают бессмысленным понятие нормальной экономической деятельности.

Но такую ставку Центробанк будет держать до тех пор, пока инфляция не начнет снижаться — по расчетам ЦБ РФ пик инфляции будет во втором квартале этого года, затем она начнет снижаться и выйдет на более привычные однозначные уровни уже в начале следующего года.

ПЛАН ЕСТЬ — ДЕНЕГ НЕТ!

Понятно, что экономике в отсутствие кредитования придется готовиться к резкому и растянувшемуся на целый год кризису ликвидности. Выживет тот, у кого больше денежная подушка безопасности и минимальный уровень закредитованности. И принятый антикризисный план правительства РФ — не панацея.

31 января 2015 года минфин РФ направил правительству сводные предложения по объему ассигнований, которые могут быть потрачены на антикризисную программу в первом квартале 2015 года. Как следует из документа, из-за неготовности нормативной базы открыть финансирование по большинству отраслевых программ в первом квартале не получится. Но и там, где это возможно, минфин с выделением денег предлагает пока не торопиться. Если минэкономразвития хотело бы потратить на антикризисные меры 656 млрд рублей, то ведомство Антона Силуанова согласно лишь на 10 млрд рублей, пишет «Коммерсантъ».

В частности, минфин пока не видит необходимости в дополнительном выделении бюджетных кредитов регионам — минэкономики предлагает направить на это в первом квартале 40 млрд рублей из 160 млрд, предусмотренных планом на год. Обоснование отказа: еще не начали осваиваться 150 млрд рублей, уже заложенные на эти цели в действующем законе о бюджете. Похожая аргументация по докапитализации банков из ФНБ. Минэкономразвития предлагает потратить все предусмотренные на это планом 250 млрд руб. уже в первом квартале. Минфин же напоминает, что распоряжением правительства от 27 декабря 2014 года 100 млрд рублей средств ФНБ уже размещены на субординированный депозит в ВТБ, и поэтому новых бюджетных ассигнований в этой части пока не требуется.

Так что выделяемая на борьбу с кризисом в 1 квартале 2015 года сумма в 10 млрд рублей — это вообще мизер. Помощь от государства пойдет (в лучшем случае) во 2 квартале 2015 года.

КТО ЖЕ ВЫЖИВЕТ?

Предупрежден — значит вооружен, так что придется делать прогнозы на будущее. Нас ждет протяженный, минимум на целый год, кризис ликвидности. Его причины, как уже было сказано выше, — девальвация, запретительные кредитные ставки, отсутствие госпомощи и падение потребительского спроса. Полноценный и тяжелый коллапс ликвидности наблюдался у нас в кризис 2008-2009 гг. А значит, мы можем сделать отраслевой анализ на фактических данных прошлого кризиса. Что это дает? Многое, но самое главное, это дает время на упреждение, время на подстилании соломки. Но некоторые тенденции уже полыхают вовсю.

За основу рейтинга «морозоустойчивости» (способности сопротивляться кризису) мы взяли рейтинг, который когда-то в 2009 году составляла редакция журнала «Секрет фирмы» (№1-2 за 2009 год). На «морозоустойчивость» влияют 2 ключевых фактора: кредитная нагрузка и спрос. Были проанализированы фирмы различных отраслей и их предкризисные уровни кредитной нагрузки. Если экстраполировать ситуацию на сегодня, то мы однозначно выделяем (помня о тяжелом прогнозе) положение отраслей, связанных с частным внутренним потреблением как катастрофическое. Примерно такая же картина будет наблюдаться в конечном внутреннем корпоративном потреблении. Лучше всего будут чувствовать себя отрасли, связанные с экспортом и госзаказом.

Рейтинг «морозоустойчивости» отраслей (отрасли перечисляются по мере снижения негатива)

Самый «плохой» сектор — внутреннее частное потребление

— продажа недвижимости — ожидается как минимум 50%-ное падение продаж;

— производство и продажа ювелирных украшений

— автодилеры (просядет также и производство автомашин и связанных с ними комплектующих: шины, стекло, металл)

— финансовый сектор

— рестораны

— гостиницы

— продажа товаров длительного пользования (одежда и обувь, мебель, электроника)

— пассажироперевозки

Но среди них есть и «морозоустойчивые»: это отрасли, связанные с производством товаров вечного спроса (так называемые «товары Гиффена») — хлебопеки, табачники, фармацевты, производители круп, макарон, птицы, мяса, молока и т. п. Разумеется, на плаву будет и тот, кто эти вечные товары продает, — продуктовый ритейл. Неплохо будут чувствовать себя и производители бытовой химии.

Вообще группа отраслей «сельское хозяйство» будет ощущать себя нейтрально — да, спрос на продукцию будет, но широкие возможности для расширения и удовлетворения этого возросшего спроса будут отсутствовать (дешевые кредиты, полноценные субсидии).

Такой же по негативу сектор «внутреннее корпоративное потребление»

Здесь все плохо для следующих отраслей:

— полиграфия (и целлюлозно-бумажное производство)

— реклама

— IT-сектор

— финансовый сектор

— коммерческие грузоперевозки

— тяжелое машиностроение

Относительно спокойная ситуация будет в электроэнергетике.

Нейтральный сектор «экспорт»

В силу различного рода санкций, закрывших рынки западного капитала и перекрывших возможности долгосрочного финансирования для ведущих наших экспортеров, весь живительный эффект от девальвации будет уничтожен проблемами рефинансирования своих долгов, а также упавшими ценами на основные сырьевые товары. Так что металлургия, нефть и газ и минеральные удобрения — это относительно нейтральные отрасли по «морозоустойчивости».

Благополучный сектор «госзаказ»

Разумеется, лучше будут чувствовать себя отрасли, связанные с «оборонкой» и со строительством инфраструктуры. Спрос строителей инфраструктуры будет поддерживать на плаву производителей цемента, стекла, труб, чугуна, стального проката, химикатов, изделий из дерева и т. п. Но, разумеется, не всех, а (по той или иной причине) «избранных».

Фото: 1prime.ru, sevastopolnews.info, stroyclass.kz, rumap.net, archive.government.ru


Альберт Бикбов

Новости партнеров