Новости раздела

Транспортная революция 3.0: казанским перевозчикам вновь прописали лизинг новых автобусов

К ЧМ-2018 в столице РТ обновят почти половину автобусного парка, тогда как перевозчики еще не расплатились за машины, купленные к Универсиаде

Исполком Казани объявил о замене около 300 городских автобусов — почти 40% действующего парка. Это будет уже третья массовая замена красных автобусов с момента первой «транспортной революции» 2007 года. Автотранспортным предприятиям вновь предлагается лизинговая схема. При этом за автобусы, купленные в 2012-2013 годах, перевозчики не расплатились до сих пор, а «китайцев» из первой партии на дорогах города давно не осталось. Основная нагрузка теперь, видимо, ляжет на муниципальных перевозчиков.

«Китайский» завал

Массовая закупка новых красных автобусов пройдет в Казани уже третий раз. В первый раз менять парк казанских АТП начали в 2007 году, когда проводилось масштабное изменение транспортной схемы. При этом закупать было решено почему-то автобусы китайского производства GoldenDragon и Higer. В качестве главного аргумента выдвигалась цена. Стоимость одного автобуса малой вместимости (76 мест) тогда составила около 2 млн рублей. Для сравнения белорусский двухдверный «МАЗ» тогда обходился предприятиям в 3,2 млн руб. «Китайцев» закупили порядка 800. Параллельно было приобретено еще 300 «НефАЗов», правда, тоже с китайскими двигателями. О том, сколько всего было закуплено машин, точных данных нет, но в планах было порядка 1500.

Однако дешевизна была кажущейся. Предприятия были вынуждены закупать новые автобусы по лизинговой схеме на 5 лет. Причем лизинг, как говорили в комитете по транспорту исполкома Казани, в итоге привел к удорожанию автобусов на 35-60%. Основным лизингодателем выступало ООО «Лизинг-Трейд».

Вскоре дало о себе знать и традиционное китайское качество. В СМИ стали появляться сообщения то об отказе тормозов, то о переклинивании коробки передач, то о возгорании двигателя. Уже в 2009 году перевозчики начали массово снимать «китайцев» с маршрутов и задерживать лизинговые платежи. К лету 2009 года разразился скандал вокруг красных автобусов. Частные компании «Дортранспорт» и «КазГорТранс» сняли с маршрутов более 50 автобусов, расторгнув договоры лизинга.

Закупки новых автобусов сильно ударили по карману частных перевозчиков, в 2010-е годы наблюдался их массовый уход с рынка. К слову, сейчас среди городских перевозчиков нет ни «Дортранспорта», ни «КазГорТранса», а 2/3 перевозчиков являются муниципальными, обслуживая самые массовые маршруты.

«Китайцев» заменили на «белорусов» и «татар»

Проблема «китайцев» привела ко второй волне обновления автобусных парков. Собственно, менять «драконов» на татарстанские «НефАЗы» и белорусские «МАЗы» в больших количествах перевозчики стали еще в 2009 году. Но самые большие закупки были проведены перед Универсиадой 2013 года. Данные о том, сколько было приобретено новых машин, разнятся. В планах, по данным «Вечерней Казани», значилось 700, причем 400 — в 2012 году. Википедия сообщает, что было приобретено только 484 автобуса.

Видимо, в этот же период произошло и сокращение общего парка до ныне работающих восьми с половиной сотен. «Китайцы» практически полностью исчезли с казанских дорог.

Автобусы закупали опять-таки преимущественно в лизинг, часть — в кредит. Для этого были разработаны специальные схемы от «АК БАРС» Банка, «Сбербанка», «Лизинг-трейда», «КАМАЗ-Лизинга». Перевозчикам опять пришлось выплачивать немалые суммы. Трехдверный «МАЗ» большой вместимости обходился в 4,2 млн, а стоимость «НефАЗа» в ходе переговоров удалось снизить с 5 млн рублей до 4,5.

Тогда же планировалось и вывести автобусы на газу. Первые 130 автобусов на метане появились в Казани в 2013 году, однако работали лишь на нужды Универсиады и были взяты в аренду.

Газовая революция или простая замена четырехлетнего «автохлама»

В 2016-2017 годах пройдет третья замена. К чемпионату мира по футболу собираются обновить около 300 городских красных автобусов. По сообщению мэрии, сейчас на балансе транспортных предприятий находится 843 автобуса, при этом чуть более 300 автобусов собираются заменить. Причиной называют их эксплуатацию в течение 8–10 лет. Почему речь идет о десятилетней эксплуатации автобусов, неизвестно, ведь в 2007 году парк был полностью обновлен, причем в основном «китайцами», а «китайские драконы» слетели с казанских дорог окончательно еще в 2013 году.

Часть автобусов должна быть на метане. Какая, пока неизвестно. В 2014 году заявлялось, что автобусы на газу должны составить половину парка. В исполкоме «Реальному времени» подтвердили, что речь опять идет о лизинге. Стоимость и условия пока не называются.

Основная масса автобусов, видимо, придется на муниципальные АТП. Так МУП «ПАТП 4» заменит практически половину из 234 автобусов.

— Да, мы будем закупать эти автобусы. Процедуру закупки мы растянули на три года, — рассказал «Реальному времени» Наиль Садриев, директор МУП «ПАТП-4». — В этом году хотим взять 40 автобусов, если получится. На конкурс собираемся выставлять, кто выиграет — неизвестно. Соответственно, какие автобусы, тоже неизвестно. Всего к 2018 году мы собираемся обновить 110 автобусов. Будут ли эти автобусы на газу, не знаю. Это зависит от того, что будет предложено на конкурсе.

Интересно, что перевозчики до сих пор не расплатились за автобусы, взятые в лизинг еще в 2012 году. Например, у «ПАТП-4» их 130.

Дмитрий Семягин, Максим Матвеев

Новости партнеров