Новости раздела

«В долгосрочной перспективе рубль обречен на падение, это не вызывает сомнений, но...»

Эксперты о том, что ждет российскую валюту в ближайшее время

Сегодня СМИ облетела новость о том, что «Альфа-банк» спрогнозировал резкое падение рубля. Старший аналитик банка Алан Казиев предупредил, что американскую валюту надо покупать, если доллар преодолеет отметку в 67 рублей, а курс доллара может подняться выше 74 рублей. «Что касается характера движения, то оно будет взрывное», — отметил эксперт. Слова аналитика были восприняты как самый пессимистический прогноз. Однако позже Алан Казиев пояснил, что его слова были некорректно переданы. Тем не менее, «Реальное время» попросила других экспертов либо прокомментировать новость, либо дать свой прогноз.

  • Максим Осадчий

    Максим Осадчий начальник аналитического управления банка БКФ

    В долгосрочной перспективе рубль обречен на падение, это не вызывает сомнений, но в долгосрочной перспективе. Рубль существенно привязан к нефти, и, соответственно, если нефть продолжит движение вверх, то рубль ревальвирует.

    Хотя рубль в конечном итоге и обречен на девальвацию, но мы неоднократно наблюдали периоды довольно длительного укрепления. Тем не менее, эпизоды обвальной девальвации, например, в конце 2008 – начале 2009 года, в декабре 2014 года, все это укрепление сводили на нет. Эта обреченность связана со слабостью российской экономики.

    Кроме того, способствует падению рубля прогресс технологий добычи нефти – в первую очередь, добычи сланцевой нефти. С другой стороны, мы наблюдаем сейчас «победный марш» электромобилей. Уже через несколько лет они, вполне возможно, вытеснят автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Спрос на нефть, таким образом, может существенно снизиться. А когда двигатели внутреннего сгорания уйдут в историю, нефть будет стоить сущие копейки, спрос на нее будет ничтожным.

    Рубль, конечно, находится в фазе укрепления, если сравнивать с началом года. 27 января был достигнут минимум курса рубля – 81,8 рублей за доллар. После этого мы наблюдали укрепление, связанное с ростом цены нефти.

  • ​Алексей Егоров

    ​Алексей Егоров старший аналитик ПАО «Промсвязьбанк»

    На данный момент причин, чтобы рубль продемонстрировал какое-то сильное либо ослабление, либо укрепление, нет. В текущей момент все условия, которые складываются на внешних площадках, в принципе, комфортны для рубля. Среди наиболее важных можно отметить нахождение котировок нефти на комфортном уровне. Даже несмотря на то, что на рынке прошла определенная коррекция, в целом нахождение котировок нефти выше 47-48 долларов за баррель – это комфортно. При этом нужно отметить, что в настоящий момент рублевая стоимость нефти – такой фактор, который довольно важен для доходной части бюджета – находится на уровне приблизительно выше 3100 рублей по марке Urals, что довольно комфортно для непосредственно бюджета Российской Федерации, который, скажем так, наверное, частично компенсирует в мае-июне провал первого квартала.

    Ко всему прочему, я бы не сказал, что сейчас существуют риски с точки зрения геополитики, даже можно наблюдать определенные меры. Нельзя это назвать полноценным улучшением, но все равно это какие-то шаги, вектор на улучшение геополитической ситуации. Также можно отметить, что, несмотря на те риски, которые связаны непосредственно с решением ФРС, с решением Банка России, возможным решением ОПЕК, о причинах для резкого изменения ситуации, которое повлияло бы на решение инвесторов, я бы не стал говорить. Скорее всего, если наблюдать движение курса рубля, которое у нас сформировалось еще с середины апреля, рубль находится довольно в узком диапазоне для последнего времени: нижней границей является где-то 64,70, а верхней – 67. Иногда мы выходим за пределы границ, но в целом рубль всегда возвращается в этот диапазон. И вероятнее всего, мы и продолжим находиться в этом диапазоне.

    Если сейчас рассуждать о том, что может стать поводом для резкого ослабления рубля, то основным драйвером все-таки должно стать изменение отношения глобальных инвесторов к развивающимся рынкам и к сырьевым активам. Это возможно в случае резкого ужесточения риторики ФРС. Но реализация данного сценария не очень вероятна.

  • Богдан Зварич

    Богдан Зварич аналитик компании «Финам»

    Фактически мы ожидаем достаточно серьезного снижения цен на нефть. Дело в том, что поддержку рынку энергоносителей в последнее время фактически оказывают временные факторы: пожар в Канаде, проблемы в Ливии и Нигерии, забастовки во Франции. Все это, конечно, поддерживало цену на нефть. Однако когда эти факторы уйдут, на первый план выйдет основной фундаментальный фактор – это перепроизводство нефти в мире. Учитывая, что это будет фактически поддержано еще и тем, что часть стран наращивает добычу нефти, все вместе это даст толчок рынку энергоносителей на снижение, что приведет к развороту рынка и началу негативной динамики в ценах на нефть. Соответственно, это повлияет на российский рубль и приведет к его ослаблению по отношению к мировым валютам.

    От саммита ОПЕК ничего, в принципе, и не ожидалось. Сейчас они не готовы пойти на какие-то меры, чтобы поддержать рынок энергоносителей. Речи о заморозке, например, сейчас вообще не идет. Не говоря уже о снижении добычи для стабилизации рынка в долгосрочной перспективе.

    Также не стоит забывать, что сейчас все ожидают ужесточение кредитной политики в штатах. Это поддержит доллар, приведет к распродажам высокорисковых активов, к которым, в частности, относятся нефть и рубль. Все вместе говорит о том, что, вполне возможно, в ближайшее время мы увидим достаточно серьезный рост доллара и евро по отношению к российской валюте.

  • Андрей Кочетков

    Андрей Кочетков аналитик «Открытие Брокер»

    На текущий момент есть несколько рисков ослабления рубля, но назвать это ослабление обвалом весьма сложно. Первое, это вероятная коррекция цен на нефть. В последние месяцы «черное золото» активно дорожало от $27,1 за баррель Brent зимой до недавних пиковых значений $50,5. Соответственно, после столь стремительного подъема биржевые спекулянты могут начать игру на понижение. И, кстати, рост в последние недели был во многом связан с форс-мажорными обстоятельствами, которые имеют ограниченное влияние во времени. Соответственно, падение цены на нефть до $44-$45 приведет курс рубля к значениям 70-72 за доллар. Другим риском для рубля является наметившийся отток капитала из рискованных активов, к которым, естественно, относится и рубль. Уже сейчас рублевая цена нефти заметно выше зимних значений.

  • Михаил Хазин

    Михаил Хазин президент компании экспертного консультирования «НЕОКОН»

    У меня нет никаких оснований, чтобы соглашаться или не соглашаться. Неизвестный аналитик достаточно спорного с точки зрения качества экономического прогноза банка. Я совершенно не уверен, что это сообщение имеет смысл комментировать.

    Я не могу предсказать политику Центрального банка. Этого никто не может сделать. Все остальные факторы изменения курса рубля, кроме политики Центробанка, не играют никакой роли. Все факторы имели бы смысл, если бы Центробанк к ним прислушивался. Но он прислушивается к неким, с точки зрения экономики, иррациональным факторам. Например, девальвацию декабря 2014 года они устроили, потому что получили сигнал из МВФ о том, что нужно ускорить отток капитала из России. Кроме того, у них были иллюзии, что девальвацией они смогут стимулировать экономический рост.

    Напомню, что у нас с 2012 года спад, и это очень раздражает высшее политическое руководство, и оно начинает либералам предъявлять претензии. Поэтому нужен результат. Но в нынешних условиях любой экономист понимает, что девальвация сама по себе к экономическому росту привести не может, это может быть только одним из элементов большой, комплексной программы. Так как программы у правительства нет, и оно ее разрабатывать не собирается, то по этой причине девальвация ни к чему, кроме ускорения спада, привести не смогла.

    С другой стороны, имеются конспирологические версии, что Центробанк сделал это по указанию представителей Обамы. Обама же сказал, что экономика рухнет. Нужно было предъявить доказательства. По просьбе Вашингтона руководство Центробанка эти доказательства и организовала, ускорив спад в 2015 году в 3-4 раза. Таких аргументов может быть бесконечное количество, это я еще не все привел. Это все не имеет никакого отношения к рациональной экономике. В лучшем случае это анализ политической целесообразности, причем не только российской, а в худшем случае это конспирология.

    Еще раз говорю, я не вижу на сегодня объективных оснований для расчета политики Центробанка. Из каких соображений сейчас действует Центробанк, я не знаю, это все гипотезы. Я вижу одно: политика Центробанка не адекватна экономическим реалиям. По ним невозможно предсказать поведение Центробанка и Минфина.

Мария Горожанинова, Максим Матвеев

Новости партнеров