Леонид Барышев: «Мы не можем ничего противопоставить немецкой промышленности»
На прошедшей накануне встрече генерального директора холдинга «Эссен Продакшн АГ» Леонида Барышева с журналистами были озвучены основные итоги работы компании за 2015 год: основной показатель — годовой оборот — вырос на 5 млрд рублей. Дополнительно корреспонденту «Реального времени» удалось выяснить, когда в Казани откроется первый гипермаркет «Эссен», как уход украинских «кондитеров» с российского рынка сыграл на руку «Махееву», с кем татарстанская компания конкурирует на экзотических рынках сбыта и почему все производственные линии, выпущенные в России, — не что иное, как металлолом.
Увеличение годового оборота на 5 млрд рублей и опережение по выручке в 2016 году
Для того, чтобы не сыпать исключительно сухими статистическими данными, Леонид Барышев начал встречу с небольшого лирического отступления — вспомнил о том, как непросто начинался 2015 год не только для его компании, но и для всей российской экономики.
— Все помнят с чего этот год начинался, какая была неопределенность в экономике, волатильность доллара, все отрасли промышленности были в шоке, у нас были очень жесткие переговоры со всеми сетями, чтобы изменить ценообразование, даже были какие-то демарши со стороны сетей, — высказался руководитель компании.
Отметим, что несмотря на озвученные неприятности, и заниженные ожидания самого Барышева, 2015 год выдался для ЗАО «Эссен продакшн АГ» довольно успешным — суммарный годовой оборот компании составил 18,950 млрд рублей в 2015 году, что на 5 млрд больше показателя за 2014 год. По словам Барышева, в какой-то мере на это повлияло успешное импортозамещение, а также рост экспорта компании.
Однако от некоторых сложностей увернуться компании все же не удалось. Сложности с ценообразованием в начале 2015 года вызвали потерю части объемов производства продукции в тот момент, когда велись переговоры с крупными сетями об изменении цены.
— В декабре цена резко изменилась и нам пришлось в первые две недели после праздников вести переговоры. Наши цены были приняты частично еще в декабре, феврале. Поставки возобновились в полном объеме уже начиная с марта. Восстановиться у нас получилось не только благодаря повышению цен, но и благодаря восстановлению контрактов с сетями, к примеру, с «Ашаном», — прокомментировал Барышев.
В минувшем году в компании Барышева, который, к слову, являлся одним из противников внесения изменений в местный закон о налоге на имущество организаций, отметился рост налоговых отчислений. Так, общие платежи по налогам в 2014 году составили 807 миллионов, а уже в 2015 году эта сумма выросла до 1 млрд 345 млн рублей.
Стоит отметить, что в 2016 году компания идет с опережением: относительно прошлого года по выручке «Эссен продакшн АГ» уже прибавил 10%.
— Я надеюсь, что эта динамика сохранится на весь год. По объему производства кетчупов мы надеемся выйти на 50 тысяч тонн в 2016 году. Выручка за 2016 год составит, по нашим планам, 22-23 млрд рублей, — комментирует спикер.
«Мы имеем право «Дисней» рекламировать, но мне не хочется этого делать — я хочу свой»
По результатам 2015 года «Эссен Продакшн АГ» показала рост продаж по всем продуктовым направлениям, но значительнее всего выросли объемы оборотов по кондитерской продукции и джемам: на 52,8% и 45,4% по сравнению с 2014 годом. Барышев без стеснения заявляет, что компания хорошо показала себя в кондитерке. А одним из достижений стал вывод на рынок бренда конфет «35».
— Кто смотрит Первый канал, могли заметить рекламу дурацкую. «До сих пор сами не знаем, почему», — посмеялся спикер. — Тем не менее все получилось очень удачно с точки зрения выхода на рынок: украинские производители ушли с рынка, покупатель стал обращать внимание на российские бренды. К слову о рекламе: холдинг занимает 23-е место в рейтинге крупнейших российских рекламодателей, конкурируя с операторами сотовой связи и другими компаниями.
По словам Леонида Барышева, для наращивания объемов производства конфет «35» холдинг инвестировал в дополнительную производственную линию более 8 миллионов евро. Саму линию планируют запустить зимой 2017 года. Также, отвечая на вопрос «Реального времени» о сотрудничестве с Disney, Барышев рассказал о выводе в этом году замены для заморских принцесс — бренда «Золушка».
— Мы в этом году выводим «Золушку», которая по позиционированию очень близка к «Диснею», с которым у нас до сих пор есть контракт. Мы выпускаем часть продукции с их персонажами до тех пор, пока у нас не будет своих брендов. Постепенно мы ведем ротацию, надеемся, что в 2017 году, когда у нас заканчивается контракт, мы полностью все поменяем на собственные бренды, — поделился Барышев. — Достаточно успешный был запуск, но свой бренд развивать гораздо выгоднее, тем более что мы выходим на телевидение. У нас есть в контракте условие, что мы имеем право «Дисней» рекламировать, но мне не хочется этого делать — я хочу свой бренд рекламировать.
«У нас даже Sukhoi Superjet 100 нормально не летает»!
Особое внимание на встрече Барышев уделил запуску кондитерской линии. По словам директора холдинга, когда они открывали это производство, многие отнеслись к этому достаточно прохладно, и для того, чтобы изменить мнение коллег по цеху, Леонид Барышев организовал экскурсию для московских представителей банка «ВТБ».
— Все подумали, что это какая-то обычная линия — печеньки там пекут или еще что-то. Мы пригласили представителей ВТБ, провели для них экскурсию, зашли в отделение, где делается начинка для конфет. Это было очень похоже на космической корабль, — вспоминает спикер. — Знаете, когда Россия пыталась победить в борьбе за космос, немцы пытались победить на столе. Они делают лучшее оборудование, которое производит мясо, и лучшее оборудование для кондитерки. Я с одним старожилом кондитерского бизнеса разговаривал, он рассказывал, что даже когда у нас была Вторая мировая война, мы продолжали покупать немецкое оборудование кондитерское. Мы не можем противопоставить немецкой промышленности ничего. С чего это вдруг после 2014 года мы начнем это делать? У нас даже Sukhoi Superjet 100 нормально не летает! России предстоит еще несколько десятилетий, чтобы мы научились делать железо. Мы предпринимали некие попытки, покупали оборудование российское — все это металлолом.
Спикер предположил, что для того, чтобы в России произошло импортозамещение в оборудовании, нужен квантовый скачок. И единственное, что может нам помочь — это инвесторы, которые придут к нам делать оборудование — те же немцы.
«Эссен» в Казани и покупка целой сети
Также на встрече прозвучали точные данные о сети магазинов холдинга — подразделение ретейла включает в себя 21 гипермаркет, 63 магазина у дома и 41 дискаунт. Обороты сети в 2015 году составляют 20,3 млрд рублей. По словам Барышева, сейчас очень хорошо идет формат «Табыш» — дискаунтер. Именно это направление будет активно развиваться холдингом в Башкирии. Также сейчас рассматриваются различные площадки в Казани, однако основные силы сосредоточены именно на открытии в столице РТ первого гипермаркета «Эссен».
— В этом году приступили к строительству гипермаркета в Казани, разрешение также получено в 2016 году. Ожидается, что этот гипермаркет на улице Фучика будет введен в эксплуатацию ко второму кварталу 2017 года, — рассказал Барышев. — Если говорить о размерах, то это 4000 «квадратов» торговой площади и около 6 000 «квадратов» общей. Инвестиции — около 300 млн рублей.
Также Леонид Барышев ответил на вопрос «Реального времени» о покупке сети магазинов «Камилла».
— Действительно, 63 магазина сети мы получили. Не могу сказать точно, но около 10 пережили ребрендинг — они теперь называются «Эссен экспресс». Сейчас мы не делаем ребрендинга «Камиллы» — он сам как бренд достаточно популярен. Мы только большие магазины перевели в «Эссен экспресс». По поводу цены: я сам не вел эту сделку, боюсь, что сама продавец мне по ушам надает, — ответил спикер.
Барышев подчеркнул, что доля собственной продукции, реализуемой через свои сети не так уж и велика, однако сети очень помогают холдингу при запуске пилотной кондитерки. П ервые продажи делаются именно там, благодаря чему компания оперативно замеряет спрос и реакцию покупателя на цены.
Русофобия после крымских событий и экзотические рынки сбыта
Доля экспорта для холдинга в 2015 году составила 15%, а в текущем году ЗАО «Эссен продакшн АГ» планирует приблизиться к 20% по экспортной выручке. По словам Леонида Барышева, хороший уровень продаж наблюдается в Китае и Германии. Также с недавних пор наблюдаются «экзотические попытки сотрудничества» — республика Того совсем недавно оплатила компании первые четыре контейнера продукции (какой именно Барышев не уточнил, лишь предположил, что это соусная).
— Пока сами в шоке, что это происходит. Мы больше рассчитывали на Китай, участвовали в выставке, увидели интерес у покупателей именно за счет разницы в курсе валют. Раньше мы думали, что это рынок маргинальный, что там все самое некачественное, оказалось, что это совсем не так. Заключили еще два контракта, — поделился директор холдинга.
Как сообщил Барышев, в Китае его компания конкурирует сама с собой, по причине того, что она ориентируется либо на тех китайцев, которые имеют опыт проживания в России, либо на русскоязычное население. Если же говорить о продукции, то основной конкурент татарстанских майонезов и кетчупов — это соевый соус. А в Германии, где «Махеевъ» ютится на полках русскоязычных магазинов, с конкуренцией все намного жестче.
— Сегодня, если мы придем на полку русскоязычного магазина в Германии, мы увидим в основном украинских производителей — «Торчин» продукт. Мы с ними достаточно успешно конкурируем. Есть сети, которые только на украинцев заточены. Есть некая проблема с русофобией после Крымских событий. Немецкие наши партнеры стали кукситься по поводу того, будет ли покупатель продолжать брать русские продукты. Если взять все население Берлина русскоязычное, то там очень большая украинская диаспора. Мы ожидали падения продаж, но мы продолжаем хорошо продаваться. Мы по закупу еще для них очень выгодны, — сообщил Барышев.
Отметим, что к списку стран, где продается продукция «Махеевъ», также добавились Китай, Азербайджан, Туркменистан, Киргизия, Узбекистан, Восточная Украина (Донецк и Луганск) и Бельгия. Также «Махеевъ» появится на полках магазинов в ОАЭ, Вьетнаме. Отвечая же на вопрос о продажах по России, Барышев отметил хорошую динамику роста продаж на Дальнем Востоке. По словам главы холдинга, если продажи в регионе будут расти и дальше, «Эссен Продакшн» будет рассматривать строительство дополнительной производственной площадки в Хабаровске, так как существующее производство в Новосибирске мощностью 2 тысячи тонн не сможет справляться с объемом заказов.
Уход Гамовой из спорта и новая звезда «Динамо-Казань»
Встреча, посвященная итогам работы холдинга Барышева, не могла пройти без вопроса об уходе волейболистки Екатерины Гамовой из «Динамо-Казань». Как сообщил спикер, после этого события команда была полностью переформатирована.
— У нас состоялся недавно попечительский совет, и после ухода Гамовой, естественно, мы переформатировали команду. Сегодня мы считаем, что подобрали состав более сбалансированный, ориентированный на отечественных игроков, — прокомментировал Барышев. — Мы сидели и думали, кто же будет капитаном, но мы настолько ровный состав сделали, что невозможно выделить ни одного игрока. Мы надеемся, что это будет такой первый сезон, в котором мы не даем акцентов. Болельщик в конце концов придет на звезду, которая в этом сезоне родится.
Также Леонид Барышев сообщил, что в этом году было принято решение отказаться от закупки легионеров.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.