Новости раздела

Казанские адвокаты ОБНОНа: «Сотрудники следствия обещают нас посадить»

Защитники фигурантов громкого дела пожаловались журналистам на московских подопечных Александра Бастрыкина

Казанские адвокаты ОБНОНа: «Сотрудники следствия обещают нас посадить»
Фото: realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

О понуждении к разглашению адвокатской тайны, незаконной прослушке телефонов и угрозах привлечения к уголовной ответственности со стороны сотрудников Следственного комитета РФ рассказали сегодня на пресс-конференции в Казани трое адвокатов, защищающих фигурантов громких дел ОБНОНа и УФСКН. Претензии адвокатов выслушала и корреспондент «Реального времени».

Третья сторона

Сегодня на специальной созванной пресс-конференции в «Гранд отель Казань» трое адвокатов, защищающих фигурантов так называемого «дела ОБНОН», сделали ряд заявлений.

Напомним, что «дело ОБНОН» началось в ноябре 2013-го громкими задержаниями полицейских начальников и обысками в зданиях МВД Татарстана, за которым последовали сообщения о найденных там неучтенных наркотиках и о сфабрикованных по подбросам делах. В МВД дали понять: дело носит заказной характер и инициировано коллегами из УФСКН, в отношении которых велась оперативная разработка. Затем были задержания и публичная полемика в прессе.

Теперь в громкой войне силовиков появились новые персонажи, третья сторона — адвокаты.

«Прослушка» в деле

В частности, адвокат Айрат Хикматуллин заявил, что команду защитников по вышеназванным делам следствие в глаза называет «организованной преступной адвокатской группой». Хотя никаких реальных дел в отношении адвокатов нет. По словам Хикматуллина, давление оказывается и на его подзащитного — сотрудника полиции Ковылина: «Ему прямо говорили: «Твой адвокат будет сидеть в соседней камере!».

Кроме того, Хикматуллин рассказал, что обнаружил в материалах расследуемого Главным следственным управлением СКР уголовном деле протоколы прослушки своих переговоров с подзащитным, а также всех родственников своей жены. Выступление Хикматуллин закончил опасениями за семью и свое право на профессию.

Кто чей родственник…

Другая участница пресс-конференции адвокат Наталья Фарукшина сообщила, что 6 апреля 2015 года получила от следователя официальную повестку с вызовом на допрос в качестве свидетеля по тому же делу, в котором она осуществляет защиту. Фарукшина тут же уведомила об этом Адвокатскую палату РТ и получила указание — прийти, но показания не давать. Ведь допрошенный по делу в качестве свидетеля защитник уже не может представлять интересы участников данного дела, а разгласивший адвокатскую тайну должен быть лишен статуса. Фарукшина давать показания отказалась, но была отведена от защиты постановлением следователя.

— В качестве основания был указан пункт законодательства, дающий право на отвод в том случае, если я являюсь близким родственником следователей следственной группы, прокурора, судьи либо секретаря судебного заседания по данному делу. Может, следователю больше меня известно в этой части, но родственницей я не являюсь, — рассказала адвокат, отметив, что уже подала заявления в Басманный суд Москвы, обжаловав законность своего вызова на допрос и отвода по делу.

«Адвокаты уже всерьез подумывают об охране»

Столкнувшиеся с подобными методами защитники также обратились в адвокатские палаты России и Татарстана. Член АП РФ, председатель комиссии по защите прав адвокатов АП Москвы Роберт Зиновьев, прибывший поддержать коллег, заявил о незаконности подобных действий следствия и процитировал часть выступления Дмитрия Медведева на выездном заседании Совета по правам человека при президенте РФ в 2011 году: «Абсолютно одиозными являются случаи допроса адвокатов по тем делам, где этот адвокат является защитником». По словам Зиновьева, на том заседании Медведев поручил генпрокурору РФ Чайке провести проверку по оглашенным фактам.

По свежей жалобе казанских адвокатов Генпрокуратура РФ проверку проводить не стала. «Мы получили ответ, что оснований для прокурорского реагирования не имеется. И жалоба направлена в Следственный комитет РФ», — сообщил «Реальному времени» Айрат Хикматуллин, добавив, что адвокаты уже всерьез подумывают об охране.

По мнению защитников, следователи намерены добиваться отвода от участия в деле ОБНОН и УФСКН и других представителей адвокатов, опасаясь, что их активная позиция сможет в суде пересилить все доказательства, добытые следствием. В настоящее время в производстве сотрудников Следственного комитета России находятся три дела в отношении сотрудников ОБНОН и одно дело в отношении сотрудника ФСКН. Первое из этих дел — в отношении высокопоставленных офицеров полиции МВД по РТ — Верховный суд РТ начинал рассматривать, однако в 2015 году вернул прокурору. Другие дела до суда пока не доходили.

В СУ СКР по РТ комментировать свою позицию по факту проведения в Казани подобной конференции не стали, сообщив, что расследованием дел ОБНОНаи УФСКН занимается центральный аппарат СКР. Неофициально, из источников близких к следствию, корреспонденту «Реального времени» стало известно, что о выступлении адвокатов сотрудникам СКР было известно, но они считают, что позиция защитников не соответствует действительности, и сотрудники следствия просто выполняют свою работу. Чтобы выяснить официальную позицию ведомства, сегодня «Реальное время» направило запрос в электронную приемную СКР на имя руководителя управления взаимодействия со СМИ СКР Владимира Маркина.Ответ на момент публикации не поступил, однако мы готовы предоставить площадку для публикации позиции следкома.

Ирина Плотникова
Справка

«Дело ОБНОН» началось в ноябре 2013-го громкими задержаниями полицейских начальников и обысками в зданиях МВД Татарстана, за которым последовали сообщения о найденных там неучтенных наркотиках и о сфабрикованных по подбросам делах. В МВД дали понять: дело носит заказной характер и инициировано коллегами из УФСКН, в отношении которых велась оперативная разработка.

Масла в огонь вражды двух ведомств подлила распространенная адвокатами полицейских оперативная запись неформального допроса одного из потерпевших — рецидивиста Олега Кучаева, на которой тот рассказал о покровителях наркобизнеса из УФСКН по РТ и о том, как ради повышения показателей работы наркогруппировки в Казани искусственно создаются и ликвидируются. Правда, позже этот самый Кучаев еще несколько раз менял показания, свидетельствуя то «за», то «против» сотрудников МВД. Тем не менее Следственный комитет возбудил дело и в отношении бывшего начальника оперативной службы УФСКН РФ по РТ Юрия Казакулова. Правда, до суда оно пока не дошло.

В июне 2015-го СК РФ объявил о завершении расследования в отношении замначальника УВД Казани Руслана Халимдарова, начальника ОБНОН угрозыска МВД по РТ Андрея Алексеева, а также их коллег Дмитрия Андриенко, Якова Кононенко, Марата Садыхова и Наиля Сафиуллина и выдвинутых обвинениях в превышении должностных полномочий, незаконном обороте наркотиков, краже и воспрепятствовании осуществлению правосудия. К рассмотрению дела приступил было Верховный суд РТ — в закрытом режиме, но уже в сентябре вернул дело в прокуратуру, посчитав, что один из томов уголовного дела был засекречен неправомерно и его нужно рассекретить. Если это произойдет, то «дело ОБНОН» будет рассматривать уже не Верховный суд РТ, а один из райсудов Казани. Правда, нельзя исключать, что к моменту повторной отправки в суд в деле появятся новые эпизоды.

По данной ситуации активно высказывались и другие силовики.

Новости партнеров