Новости раздела

Нового главу челнинского капстроя нашли в ведомстве Ирека Файзуллина

Наиль Магдеев пообещал автограду дополнительные 5 тыс. рабочих мест. Как стало известно на сегодняшнем «деловом понедельнике», глава города вместе с представителями «КАМАЗа» на минувшей неделе представил новый план по диверсификации экономики Набережных Челнов Внешэкономбанку (который в ближайшие два года должен выделить 50 моногородам до 30 млрд рублей). Корреспондент «Реального времени», наблюдавший за ходом совещания, также узнал, как сити-менеджер обеспечил стадион «Казань Арена» 45 тысячами кресел за полтора месяца, и познакомился с новым главой ведомства, возглавляемого в свое время ныне опальным Рафаром Шакировым.

Чистка старой команды

Сегодня на «деловом понедельнике» в Набережных Челнах городу был представлен новый глава дирекции инжиниринга и аудита строительства (МКП «ДИАС») — 27-летний Искандер Ахметов, ранее работавший в отделе методологии и ценообразования в строительстве минстроя РТ. Интересно, что МКП «ДИАС» является генподрядчиком от администрации города по ряду строительных работ и капитальному ремонту — ранее эта организация называлась ГУП «УКС» (управление капитального строительства), — и именно ее возглавлял с 2000 по 2006 годы Рафар Шакиров, один из фигурантов «земельного коррупционного скандала» автограда 2014 года, по результатам которого замруководителя исполкома Шакиров ушел со своего поста год назад.

Что любопытно, еще ранее, в конце 1980-х годов тоже УКС (тогда просто управление капитального строительства исполкома) возглавлял отец нового руководителя Фриль Ахметов. Ринат Шарафиев, прежний глава ДИАС, проработал в своей должности от силы три года и пока продолжит работу в исполкоме (неизвестно, впрочем, в какой должности).

Учитывая то, что ДИАС, работающая в области в том числе и инженерно-технического проектирования, геодезической и картографической деятельности — предприятие также проводит геолого-разведочные и геофизические работы, — тесно сотрудничала по вопросам строительства с Рафаром Шакировым (с которым в последние два года работы Шарафиев по своей работе появлялся на объектах и совещаниях), решение сити-менеджера поменять и этого руководителя тоже вполне понятно. Стоит ли в ближайшем будущем ждать других отставок в исполкоме города, где продолжают работать ряд чиновников из прежних команд Василя Шайхразиева и Ильдара Халикова, покажет время. Впрочем, отставку прежнего главы Наиль Магдеев объяснил чисто формальными законодательными причинами: Ринат Шарафиев, по его словам, «достиг предельного возраста, а ничего вечного не бывает». Новый же руководитель, считает сити-менеджер, выгодно отличается на этом фоне.

— Он достаточно молодой. Но молодым у нас дорога. Он проработал в минстрое — хорошая характеристика от министра, рекомендации — надеемся и в родном городе так же хорошо будет работать. И возраст позволяет, — заметил Наиль Магдеев и тут же ударился в недавние воспоминания «доуниверсиадской эпохи», глаза чиновника загорелись. — С ним я вместе работал на строительстве стадиона «Казань Арена». Мне тоже 3,5 месяца по поручению президента пришлось работать там. Устанавливать 45 тысяч кресел за полтора месяца, обеспечивая посадочные места, — ностальгировал Магдеев, предлагая оценить проделанный им «блиц-криг» в деле подготовки к Универсиаде.

Работы, по словам Магдеева, у организации Ахметова «много, ведем много объектов, меньше не будет»: «Ежегодно осваивается на объектах социально-инфраструктурной сферы 4,5-5 млрд рублей. За всем этим нужен контроль и организация самого процесса».

Набережные Челны пока не в красной зоне

Главная же новость, объявленная на совещании главы города с чиновниками и руководителями предприятий автограда, — это новые потенциальные «антикризисные» 5 тысяч новых рабочих мест. Где город их возьмет? По словам Магдеева, у города уже есть по этому поводу план, который и обсуждался на прошлой неделе — а именно 23 марта, когда состоялось заседание рабочей группы по модернизации моногородов при правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции с участием президента РТ Рустама Минниханова. На совещании, между прочим, присутствовали и потенциальные «инвесторы» в проекты автограда — заседание было выездным, и прошло в доме правительства РТ под руководством зампредседателя госкорпорации «Банка развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанка)» Ириной Макиевой. Президент РТ, по его собственным словам, обсудил с Макиевой вопросы трех городов в Татарстане — Зеленодольск, Камские Поляны и Набережные Челны. Однако получат ли из этих трех городов свою долю Челны, еще вопрос.

Дело в том, что, как заметила на заседании замруководителя ВЭБа, 342 моногорода разделены на три условные категории по светофорному принципу — красный, желтый, зеленый. В «красной» зоне находятся проблемные моногорода, в «зеленой» — города, где уже успешно реализуются планы модернизации, в «желтой» — остальные. В «красной» зоне находятся 75 российских городов, из них два расположены в Татарстане — это Зеленодольск и Камские Поляны. Набережные Челны официально упомянуты не были, однако возможность получения денег у автограда все-таки имеется. Напомним, правительство России в 2015-2017 годах выделит для поддержки 50 моногородов 30 млрд рублей. Чтобы дождь пролился над тем или иным городом, градоначальники должны обновить и представить комплексные планы развития. Именно последние, по-видимому, и представлял Магдеев. Заявление его дышало бодростью и оптимизмом и давало надежду, что часть из этих 30 миллиардов прольется и над автоградом.

«КАМАЗ» — это наше все, но риски достаточно высокие»

— Мы с группой коллег из «КАМАЗа», «Татэлектромаша», промышленных парков защищали наши проекты (на заседании группы — прим. ред.). Цель понятна. Это диверсификация экономики города, уменьшение зависимости от камского завода. Хотя мы и говорим, что «КАМАЗ» это наше все, но риски достаточно высокие при тех процессах, которые, к сожалению, имеют место быть в мировой экономике и экономике нашего государства. Как только спрос на наши большегрузные автомобили падает, так, естественно, замедляется экономика города, уменьшаются поступления налогов в бюджеты всех уровней, появляется определенная социальная напряженность, — грустно объяснил сити-менеджер необходимость таких проектов.

По его словам, Челны входят в состав 342 моногородов РФ, и ряд проектов в автограде по диверсификации уже были реализованы. Только на памяти нового главы города это были «Кама Кристалл Технолоджи» (инновационное производство синтетического сапфира, открывшееся в январе 2014 года; между прочим, одним из инвесторов проекта стал Внешэкономбанк: общий объем инвестиций — 7,5 млрд рублей) и «Камский Бекон» (напомним, бывший совхоз «Сосновоборский», созданный еще в 1970-х для обеспечения мясопродуктами, обрел второе рождение под новым именем в 2005 году, а в 2012 был открыт свинокомплекс; инвестор «АКИБАНК», общий объем инвестиций — 6 млрд рублей).

Татарстан ждет денежного решения от ВЭБа на этой неделе

— В рамках реализации программы по моногородам мы первоначально проекты (новые — прим. ред.) озвучили в Казани на прошлой неделе. Эти проекты позволят в целом дополнительно создать около 5 тыс. новых высокотехнологичных рабочих мест, — удовлетворенно заметил сити-менеджер, однако конкретикой не поделился (видимо, чтобы не сглазить). — Наша задача — заниматься вопросом серьезно и с «КАМАЗом», и с КИП «Мастер». На этой неделе уже в Москве в ВЭБе эта работа будет продолжена. Я это говорю к тому, что руководство страны и республики проблемами Набережных Челнов занимается, понимая всю сложность ситуации, в которой объективно оказался «КАМАЗ» и другие автомобильные заводы страны. Вы слышали, что «Дженерал Моторс» сворачивает свое производство и уходит из России? — с горечью поинтересовался глава города у подчиненных (те почтили уход GM из страны молчанием). — Такая же, к сожалению, ситуация и по «Опелю». Если бы только ситуация была в нас, из-за того что мы плохо работаем, это был бы один вопрос. Но ситуация иная.

Ситуация эта, по словам Наиля Магдеева, «неприятная экономическая», и случилась «по независящим от нас причинам». Утешает главу города лишь то, что вопросами автограда занимаются на всех уровнях власти, и «КАМАЗ» один на один со своими проблемами не остается». Об этом, по его словам, заявил и президент РТ во время визита министра экономики Турции в Набережные Челны Нихата Зейбекчи. «Ситуация с «КАМАЗом сложная, но решаемая», — процитировал Наиль Магдеев Рустама Минниханова.

Ярмарки — «это антикризисная мера в наших условиях»

Темой кризиса, ставшей уже рядовой на «деловых понедельниках», сегодняшний ДП фактически и завершился, когда глава города поинтересовался ситуацией с ярмарками у начальника отдела потребительского рынка управления развития экономики и поддержки предпринимательства Раисы Султановой. Вопрос ярмарок обычно обсуждается «для галочки», но в условиях роста цен городской исполком, судя по всему, подходит к их проведению со всей серьезностью. Напомним, в республике ярмарки проводятся давно «с целью обеспечения населения дешевыми продуктами питания и стабилизацией цен на основные продукты питания». В Набережных Челнах «в связи с ростом цен» были организованы сельскохозяйственные ярмарки с начала года уже неоднократно.

— Как у нас проходят сельскохозяйственные ярмарки, Раиса Каусаровна?

— Всего с начала года проведено 15 ярмарок, завезено более 500 тонн продукции на сумму 63 млн рублей, — порадовала цифрами подчиненная Магдеева. — Ярмарки очень активно проходят на Сармановском тракте. По приказу министра сельского хозяйства РТ ярмарки пока продлены до 11 апреля, но в субботу выступал Рустам Минниханов, и ярмарки, судя по всему, продлятся. Две ярмарки у нас пройдут в апреле, еще две в мае.

— Цены на ярмарках как?

— Цены соответствуют рекомендуемым, но по ряду позиций в связи с несезонностью есть небольшое превышение, — теперь уже огорчила Султанова сити-менеджера, но тут же поспешила добавить, что оно, это превышение, небольшое.

— По мясу и молоку как?

— Соответствуют рекомендуемым! — кивнула Раиса Султанова.

— Ниже рыночных? — продолжал уточнять глава города.

— Ниже, — выдохнула чиновница. — Все товаропроизводители наши местные: «Челны Бройлер», «Просто молоко».

— Заинский сахарный завод участвует?

— На каждую ярмарку он завозит по 6 тонн сахара, 44 рубля за килограмм.

— Ярмарки нужны, ярмарки важны, — резюмировал Наиль Магдеев. — Есть прямое указание президента РТ о них. Это антикризисная мера в нынешних условиях. Граждане поэтому соответствующим образом воспринимают эти ярмарки. Народу много?

Судя по рассказу Раисы Султановой («заезжала вечером, все было раскуплено»), народу много, и воспринимает он эти ярмарки тоже как антикризисную меру. Так как цены в магазинах, продолжающие расти, уже начинают сильно влиять на семейные бюджеты.

Фото: nabchelny.ru

Сергей Афанасьев

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров