«Если КАМАЗ начнет зацикливаться только на российском рынке, то он рухнет»
Сегодня в автограде подвели итоги международной научно-практической конференции «Партнерство для развития кластеров», которую вот уже несколько лет проводит минэкономики Татарстана. Корреспондент «Реального времени», побеседовав с директором Ассоциации кластеров и технопарков РФ Андреем Шпиленко и директором департамента соцразвития и инноваций минэкономразвития РФ Павлом Свистуновым, узнал, что до конца года минпромторг может одобрить заявку Татарстана о субсидировании организации пищевого кластера. А также с удивлением услышал, что у властей РФ нет планов по созданию кластеров в регионах, а в минпромторге РФ в первую очередь нацелены на развитие в автограде машиностроительного кластера, даже если автоград останется пока автоградом, несмотря на диверсификацию, которую невозможно проделать «за один день».
Сегодня в России более 125 кластеров: только 27 из них инновационно-территориальных
— Павел Валентинович, на каком сегодня этапе находится развитие кластеров в России, и какие главные проблемы, стоящие перед ними в настоящий момент?
Павел Свистунов (далее С.): На такой вопрос ответить достаточно сложно. Потому что в России сегодня огромное количество кластеров, и находятся они на разной стадии развития. Есть такие, как «Иннокам», по которому сейчас подготовлен проект распоряжения правительства РФ об утверждении именно кластера «Иннокам» и программы его развития. Другие же только образовались (на этой конференции ко мне их представители подходили). Можно уже сказать, что кластерное развитие запустилось. Это не только тренд нашей страны, но и мировой. Другой вопрос, что есть несколько направлений развития кластерного и господдержки. МЭР сейчас осуществляет институциональную поддержку, чтобы появлялись кластеры и развивались, и наше министерство старается развивать свои программы конкретно под проекты кластеров. Получается синергетический эффект.
Андрей Шпиленко (далее Ш.): У нас зачастую принято считать, что кластеры — это то, что сказало министерство промышленности и торговли и министерство экономического развития. Нет. Последние — это те кластеры, которые получают господдержку, но это совершенно не значит, что в РФ существует только 27 инновационно-территориальных кластеров (ИТК) или какое-то количество промышленных кластеров. В РФ еще издавно сформировались некие устойчивые центры, компетенции промпроизводства, которые по субъективным показателям уже де-факто являются кластерами! И сегодня, по таким оценкам, в России более 125 кластеров. Туда входят и инновационно-территориальные, и промышленные, и туристические. И цифра эта не конечная. Чем лучше развивается экономика РФ, тем больше появляется естественным образом сформированных кластеров. Даже когда мы говорим об инструментарии, который запустили МЭР РФ, минпромторг РФ, мы должны понимать, что это даются дополнительные финансовые рычаги, в том числе и административные, которые помогают этим кластерам в их развитии. Сейчас таких ИТК — 27, в минпромторге РФ в самые ближайшие дни будет объявлено о включении определенного числа промышленных кластеров. И мы узнаем некое количество кластеров, которые поддерживает государство. Но это не значит, что нет других!
«В России сегодня огромное количество кластеров, и находятся они на разной стадии развития». Фото kpfu.ru
Татарстан может запустить пищевой кластер до конца года
Если же говорить конкретно о Татарстане, то на сегодняшний день у вас шесть кластеров, которые вы определили. В том числе химический кластер, пищевой… Если говорить о пищевом — наверняка, в республике еще мало о нем говорят — но я считаю, что это один из самых уникальных. Потому что РТ в настоящий момент — единственный субъект РФ, который подготовил документы и еще в 4-ом месяце текущего года направил заявку в минпромторг РФ на получение субсидирования. Сегодня заявка уже рассмотрена экспертами, были выяснены определенные замечания, в частности были замечания по программе развития пищевого кластера, в основу которого легли ваши птицеводческие предприятия. Я надеюсь, что Центр кластерного развития совместно с управляющей компанией пищевого кластера РТ устранят эти замечания, и в течение года вы услышите о том, что в Татарстане есть первый промышленный пищевой кластер, включенный в реестр минпромторга РФ. Это не значит, что другие регионы не готовят свои заявки — но у вас (у Татарстана, — прим.ред.) есть возможность быть первопроходцами. Дело в том, что многие боятся создавать пищевые кластеры. Потому что зачастую ряд видов деятельности относится к сельхозпродукции, и многие не готовы составить все те документы, которые требует минпромторг. В рамках промышленного кластера — предприятие, выпускающее конечную продукцию, может претендовать на субсидии на возмещение ранее понесенных затрат на реализацию совместного кластерного проекта, но не на организации самого кластера.
Есть еще IT-кластер. Сегодня нет в РФ ни одного министерства, которое бы его курировало или помогало денежно. А Татарстан уже сумел создать определенный формат. И мы можем на примере РТ предложить некую модель IT-кластера для того, чтобы описать, какие меры господдержки нужны. Татарстан может послужить неким пилотным проектом, и тогда у нас появятся основания прийти в тот же минсвязи РФ и сказать: «Вот видите, создано, работает. А чтобы это стимулировать, давайте появится предмет для диалога». А сейчас его нет, потому что нет критической массы IT-кластеров.
«В основу заявки по пищевому кластеру вошли птицеводческие предприятия». Фото sdelanounas.ru
«Например, в «Иннокаме» у вас нефтехимия и автопром как раз создают синергию»
— Павел Валентинович, на пленарном заседании и позднее на круглых столах российский опыт то и дело сравнивали с американским, европейским. Мы обратили внимание, в частности, на то, что в США есть техасские кластеры, которые, в частности, диверсифируют региональную экономику; экономику Татарстана также сравнивали с кластерной экономикой Баварии. В то же время в РФ и РТ есть, как отметил Андрей Викторович, издавна сформировавшиеся кластеры, которые власти вынуждены будут развивать. Ваше министерство какой зарубежный опыт будет заимствовать в развитии кластеров и как собирается планировать размещение кластеров? Допустим, нужен IT-кластер, мы будем открывать его здесь…
С.: Не совсем так. Дело в том, что государство не планирует создавать кластеры. Государство поддерживает создание кластеров — все равно должна быть инициатива снизу. Искусственное создание кластеров никому не нужно! Потому что вот на этой же конференции был круглый стол, где как раз рассматривались примеры создания кластеров в моногородах — успешные и неуспешные. То есть среди успешных — когда действительно есть мощное предприятие, которое хочет диверсифицировать свою базу поставщиков или новую продукцию выпускать — тогда кластеры вокруг него образуются. Другой успешный способ — когда есть несколько предприятий с разными компетенциями, и на стыке у них получается новый продукт. И нужно отметить, что кластеры важны не только при подъеме экономики, кластеры это также механизм, помогающий экономике в рецессии — для выхода на новые рынки. Что не может сделать одна компания в силу ограниченности компетенции или опыта, могут сделать несколько компаний. Например, в «Иннокаме» у вас нефтехимия и автопром как раз создают синергию. Для автопрома делается часть компонентов (на нефтехимическом производстве, — прим.ред.) или же в Новосибирске биокластер и IT-кластер есть, и на стыке идет развитие направления IT-обеспечения биологических продуктов. Получается отдельное новое направление, продукты, заточенные под отрасли, в которых никто не работает.
В «Иннокаме» у вас нефтехимия и автопром как раз создают синергию
А есть примеры в моногородах неудачные. Когда развивают то, что есть. Занимались мы стеклом — ну, и будем вкладывать деньги в развитие стекла. А вопрос того, что сбыта нет, уже не рассматривается. Мы, мол, спасаем моногород и вкладываем в то, чем он уже известен. Ну, и в итоге убытки. Они не рассматривают окрестности, не ищут те предприятия, где их стекло оказалось бы нужным и оказалось в составе нового продукта. Либо же еще такой пример у нас есть: когда крупное предприятие просто душит молодых поставщиков, чтобы получить себе самую выгодную цену. В результате такая ситуация не дает развиваться поставщикам, и последние либо умрут, либо будут искать другую нишу. И тогда тому самому крупному предприятию придется собственные мощности задействовать для выполнения этих работ.
— А что насчет конкуренции между регионами? На той же пленарке говорилось о курьезном случае, когда один регион открыл у себя на границе цементный завод, и второй собирается открыть похожий завод рядом. С другой стороны, каждый регион пытается диверсифицировать свой портфель: скажем, чтобы нивелировать убытки в случае, если вследствие рыночной конъюнктуры «провалится» нефтянка, у нас будет автопром; если «провалится» автопром — у нас будет IT-кластер.
С.: Регионы, конечно, должны конкурировать между собой. Но они должны конкурировать умно! Они должны находить и развивать те компетенции, которых нет у других, или развивать ту нишу, где они могут оказаться лучше. Два цементных завода могут конкурировать только ценовым образом между собой. Другое дело, если соседний регион построит не цементный завод, а завод отделочных смесей — и клиенты, знающие, что там можно купить цемент, вполне возможно, там же начнут брать и смеси. Там будет логистика, транспортные развязки, и, возможно, вокруг этого что-то еще появится. Получится строительный кластер или кластер строительных материалов. Сегодня большой блок разговоров был именно об умной специализации. Когда появляются на стыке нескольких кластеров новые компетенции, которые развиваются в дальнейшем, либо же выискиваются «дырки», в которых могут за счет существующих неких вещей ускоренно развиваться некие регионы. Но с учетом того, что делается вокруг! Потому что строить предприятие с заведомо неполной нагрузкой — смысла нет, если деньги можно вложить более эффективно. Но диверсификация должна быть!
Зачем моногороду Челны — промышленный кластер?
— Андрей Викторович, вчера сам модератор признавался, что посчитал связку «кластеры» и «моногород» абсурдной, вы что бы ему ответили?
Ш.: Когда мы с вами говорим «промышленный кластер», «инновационно-территориальный кластер» — надо понимать, что каждое министерство курирует свое направление и предлагает некие инструменты, которые бы стимулировали реализацию именно тех задач, что стоят перед министерствами. Тот же минпромторг РФ узко отвечает за реализацию госполитики в области развития промпроизводства. И инструменты разные. Если мы говорим о новом инструменте «промышленный кластер» — зачем он нужен Челнам? Если позиционировать классический кластер, который описал Майкл Портер, то он в принципе не сработает для Набережных Челнов, так как это моногород. Либо надо будет очень жестко на госуровне решать развивать наукоемкие производства и университеты здесь, и тащить в Челны все это. Минпромторг же смотрит на все по-другому: есть головное предприятие, и вокруг него должна выстроиться цепочка коопераций. Причем если в ИТК деньги получают субъекты РФ и потом по своему усмотрению на конкурсной основе принимают решение, кому выдавать деньги, то в промышленном кластере деньги получают промышленные предприятия! И получают деньги на цели импортозамещения. Если мы берем Набережные Челны и собираемся создавать здесь промышленный кластер, то здесь у нас уже есть градообразующее предприятие. Создав кластер, мы сделаем так, что малый бизнес уже не будет бежать с просьбой: «Дайте мне денег, я выпущу какой-то агрегат, вы у меня купите». Государство говорит: «Не надо. Вы объединитесь в кластер. И малые предприятия потом будут самостоятельно тратить деньги на какое-то производство, что нужно «головняку», а государство компенсирует понесенные затраты малому бизнесу. В чем прелесть идеи? Крупные предприятия уже устали говорить (малому бизнесу, — прим.ред.): «Мы не дадим вам денег на НИОКР. Мы не готовы вас сертифицировать». Государство берет на себя эту функцию. И это головное предприятие только должно одобрить решение о покупке продукции МСБ, если она будет соответствовать определенным характеристикам. Это и значит инструмент промышленных кластеров — инструмент по вовлечению малого и среднего бизнеса в производственную цепочку коопераций с крупными производителями. Это идеальный механизм для того, чтобы предприятия в городе или его окрестностях переезжали в моногород, чтобы стать поставщиками.
«Если в кооперации с КАМАЗом будет большое число малых и средних предприятий, это приведет к повышению качества производимой продукции». Фото Максима Платонова
«Если КАМАЗ начнет зацикливаться только на российском рынке, то он рано или поздно рухнет»
— Но не получится ли так, что этот инструмент только усугубит ситуацию моногорода. Сегодня, например, у нас только КАМАЗ «просел» в результате кризиса на рынке автопрома, а когда у нас будет кластер со множеством маленьких предприятий, скооперированных с КАМАЗом, то «просядут» и они вместе с автогигантом, и «просядет» сам кластер. В результате моногород как был, так он моногородом и остался…
Ш.: Палка о двух концах. Давайте ответим на вопрос: «Почему КАМАЗ может «просесть»? Потому что продукция может быть неконкурентоспособной, например. За счет чего продукция КАМАЗа может стать конкурентоспособной? За счет качества поставщиков и продукции. Если в кооперации с КАМАЗом будет большое число малых и средних предприятий, это приведет к повышению качества производимой продукции. А если вы выстроите цепочку: монополист КАМАЗ, и по одному поставщику к нему — это приведет к стагнации, рано или поздно. Минпромторг РФ же разработал эффективный инструмент, позволяющий МСБ, скооперированному с КАМАЗом, возместить понесенные затраты.
Надо уметь еще правильно администрировать теми мерами господдержки, которые осуществляются. Татарстан здесь показал всем субъектам, как правильно администрировать ими. "Иннокам" это некий собирательный образ, в рамках которого существует целый набор мер господдержки: и ИТК, там может быть внутри и промышленный кластер, различная инфраструктура, создающаяся по различным программам, куда привлекаются и другие меры господдержки.
— Но если будет создан машиностроительный кластер, то моногород остается моногородом! И если КАМАЗ «упадет», то и МСБ вокруг него тоже упадут.
Ш.: Как он может упасть?
— В кризис. В 2008-2009 году был один, сейчас второй. Скажем, ситуация на рынке, когда грузовики не сильно нужны стройке в силу того, что стройка «просела» в результате кризиса.
Ш.: КАМАЗ — коммерческий транспорт, его всегда покупают, покупали и будут покупать. Вы сейчас говорите о некой конъюнктуре: «Мы стали меньше покупать КАМАЗов». Но, извините, КАМАЗ не работает только на Россию, он работает и на мировые рынки. Если КАМАЗ начнет зацикливаться только на российском рынке, то он рано или поздно рухнет. Как рухнули ВАЗы и все остальные. У КАМАЗа должен быть мощный НИОКР и управление системой поставок. И я много раз предлагал топ-менеджерам КАМАЗа: «Ребята, воспользуйтесь элементами промышленного кластера».
— Резюмируя, можно сказать: ваше мнение таково — автоград был, пусть автоградом и остается?
Ш.: Не совсем. Промышленный кластер — один инструмент. Но, согласно мировому опыту, любой регион должен принимать решение о диверсификации. Готов с вами согласиться. Берем самое худшее — рухнул рынок. И что, регион должен умереть? Ни в коем случае. И вот с этой целью принимаются другие механизмы. Это уже на уровне руководства Татарстана должно быть принято решение силовое — разместить здесь несколько вузов, например. Мое мнение: надо эффективно использовать имеющиеся инструменты. Во-первых, развитие промышленного кластера, потому что есть все условия для него, и, во-вторых, постепенно наращивать научный потенциал в городе, чтобы диверсифицировать экономику. Потому что за один день вы не диверсифицируете экономику. Для диверсификации есть другой инструмент — инновационный кластер, куда вы входите.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.