Новости раздела

«Есть ли у нас стратегия с КНР? Да, энергетика остается ее стержнем»

Александр Новак обещал открыть вторую ветку для поставок газа в Китай, а Игорь Левитин призывал расширять Северный морской путь

«Есть ли у нас стратегия с КНР? Да, энергетика остается ее стержнем»
Фото: Динар Фатыхов

Россия продолжит наращивать экспорт энергоресурсов в КНР вплоть до 2030 года, заявил вице-премьер РФ Александр Новак на заключительном заседании международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» в Казани. Нефть, газ, уголь — основа российско-китайского внешнеторгового оборота, а октябрьский саммит БРИКС прибавил огня во взаимоотношениях двух держав. Федеральные власти объявили о готовности проложить новый «казахстанский» маршрут для удвоения поставок газа в КНР, а в логистике в приоритете оказался самый короткий, но трудный путь до Китая. Тем временем раис РТ Рустам Минниханов с командой едет в Чэнду, где расположены офисы Huawei, Intel и Dell.

Новак летел из Москвы, а вице-губернатор Цзиньлинь через Санкт-Петербург

Главным ньюсмейкером пленарного заседания международного форума «РОСТКИ: Россия и Китай — взаимовыгодное сотрудничество» стал вице-премьер РФ Александр Новак, отвечающий за развитие российского нефтегазового комплекса. До последнего момента оставалось неясным, прилетит шеф российской энергетики в Казань или его остановят срочные московские дела. Но китайская повестка, ради которой здесь собрались главы крупнейших корпораций КНР, возобладала, и Александр Новак аккуратно к обещанным пяти часам прибыл в столицу республики и прямо с борта самолета отправился в зал Ильхама Шакирова на «Казань Экспо», где и проходило заключительное мероприятие форума.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Его уже ждали советник президента РФ и заместитель председателя Морской коллегии России Игорь Левитин, председатель совета директоров транспортно-логичестической компании Fesco Петр Иванов. Последняя как раз и осуществляет основной объем контейнерных перевозок из России в Китай.

Рядом ними с впервые присутствовали крупные китайские чиновники, но одного бизнесмена почему-то не оказалось в почетном ряду спикеров. Интересно, модератором стал не привычный всем российский телеведущий «Россия-24» Игорь Щугарев, а его китайский коллега. Дискуссию доверили вести заместителю главного редактора Евразийского бюро медиакорпорации КНР Ван Дэлу. Он не стеснялся задавать прямые вопросы гостям. Спросил, как китайские чиновники добрались до Казани, есть ли прямые авиарейсы.

Оказалось, что вице-губернатору восточной провинции Китая — Цзилинь — пришлось сделать большой крюк. Лян Жэньчжэ сначала отправился в Ташкент, потом — в Санкт-Петербург, а откуда долетел до Казани. Но это не означает, что прямого рейса с востока КНР до Москвы не оказалось, дипломатично заметил он. «Сейчас можно напрямую лететь до Москвы, просто у меня была дальняя дорога», — сообщил он. Добавим, что в настоящее время из Казани открыт один прямой авиарейс до Шанхая и обратно. По этому направлению летает одна китайская авиакомпания. Но республиканские власти рассчитывают, что прямые авиарейсы появятся и из других провинций КНР.

Зато Ван Дэлу был предельно комплиментарен с Рустамом Миннихановым как с хозяином принимающей стороны. Тот сообщил ему о любопытном историческом факте. Оказывается, 400 лет назад по Великому шелковому пути проходил чайный маршрут до Казани. Глава республики не остался в долгу.

Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

«Нихао, кадерле дуслар!», — приветствовал он на двух языках. По его словам, форум зарекомендовал себя как уникальная площадка для усиления совместных проектов, включая инвестиционные проекты, машиностроение, энергетику, нефтехимию, сельское хозяйство. Он сообщил, что Казань чтит китайские традиции и впервые в прошлом году провела сабантуй на драконьих лодках.

Позже пообещал, что «РОСТКИ» пройдет в августе, «когда в Казани тепло, хорошо, природа хорошая. Все-таки в Китае потеплее, чем у нас, и из тепла в холод уезжать не очень. А здесь, когда у вас будет жарко, приедете к нам, а у нас хорошо, и мы будем рады вас встретить», — объяснил он причину переноса сроков форума на 18-19 августа.

Что значат шелковые нити и стальные дорожки?

Подхватив тему национальных особенностей, Ван Дэлу предложил отгадать китайскую загадку. «Что означают шелковые нити и стальные дорожки в Китае?», — спросил он. Без раздумий взялся отвечать советник президента РФ и заместитель председателя Морской коллегии России Игорь Левитин. Он сообщил, что шелковые нити означают автомобильные дороги, а стальные — железнодорожные. Благодаря этому сочетанию транспортный каркас обеспечивает быстрое экономическое развитие КНР. Добавим, что протяженность автомобильных дорог в КНР в 3 раза больше, чем в РФ, а железнодорожных — в 2 раза (160 тысяч км против 80 тысяч км).

взято с сайта kremlin.ru

До этого на специальной тематической сессии Игорь Левитин убеждал китайский бизнес совместно развивать международные транспортные коридоры. Правда, приоритетом считает Северный морской путь как наиболее короткий и экономичный с точки зрения себестоимости перевозок. По его мнению, он может быть интереснее, чем Суэцкий канал.

«Из КНР до Архангельска ледокол идет 34 дня, это конкурентный маршрут, — убежден он. — Сейчас мы раскатываем путь «Север-Юг». Из порта в Иране до центра России поезд идет за 22 дня. Притом что 7 дней поезд стоит для перестановки колес», — говорил он за 3 часа до начала пленарной сессии, призывая китайцев объединиться с РФ в построении путей.

«У нас есть конкуренты, мы их все знаем, но нам надо быть вместе. Саммит БРИКС в Казани еще раз показал, что если страны БРИКС, а это сегодня половина всего грузооборота мира, если мы с вами будем работать в одной команде, мы увеличим объемы перевозок. Мы не будем друг с другом конкурировать и отдавать этот рынок тем компаниям, которые сегодня не хотят работать с Россией или с Китаем или с другими нашими партнерами по БРИКС», — пояснял Левитин.

Китайский Цзилинь просит угля

Ван Дэлу умело координировал выступления губернаторов китайских провинций, которые «соревновались» между собой, подчеркивая превосходство своих регионов. Так, вице-губернатор провинции Цзилинь нахваливал индустриальную базу, утверждая, что здесь сосредоточено 39 из 41 отраслей экономики КНР. К примеру, тут собирают свыше 2 млн автомобилей. «Чунцин уступает Цзилинь в автопроме», — решительно заявил он, после чего «словил» негодующий взгляд модератора. Затем представитель провинции Цзилинь предложил России добавить тепла в двусторонние отношения, призвав увеличить поставки угля. Представитель Чунцина гордился тем, что провинция является крупным логическим хабом КНР. По его словам, отсюда можно отправлять грузы в 400 портов мира, и предложил использовать территорию для перевозки российских грузов по миру.

А если ли у вас стратегия, господин Новак?

Тогда Ван Дэлу спросил у вице-премьера РФ Александра Новака, а есть ли у России стратегия в развитии энергетики с КНР. «Да, у нас есть стратегия, и ее стержнем является энергетика», — ответил он.

По его словам, в октябре прошлого года была подписана большая стратегическая программа развития торгово-экономического отношения до 2030 года. А сейчас на энергетику приходится треть внешнеторгового оборота между КНР и РФ.

Затем Александр Новак привел цифры. В прошлом году Россия поставила 107 млн тонн, обеспечив 20% потребностей китайской республики в этих ресурсах. Плюс 40 млрд газа. Он отпускается по газотранспортной системе «Сила Сибири» мощностью 38 млрд кубометров.

Максим Платонов / realnoevremya.ru

Но после проведения БРИКС в Казани РФ и КНР стали изучать возможность удвоения поставок газа в Китай. Для этого может быть проложен новый маршрут через Казахстан. «Потенциально рассматриваем сейчас с китайскими друзьями новый маршрут через Казахстан, который может составить тоже до 35 млрд куб. м газа», — рассказал он.

Отвечая на вопросы китайских чиновников, Александр Новак сообщил, что в прошлом году Россия поставила около 100 млн тонн угля, и «этот потенциал не исчерпан». «Представитель провинции Цзилинь говорил, что надо развивать проекты в угольной отрасли. Абсолютно согласен. Несмотря на климатическую повестку, уголь еще долго будет оставаться стратегическим ресурсом для растущих экономик», — заявил он. И заверил, что Россия готова увеличить поставки угля как железнодорожным и морским транспортом, так и через погранпереходы и морские порты.

Другое важное направление — совместные проекты в области сжиженного газа. По словам Новака, тут есть два проекта с участием китайских компаний. «С «Ямал СПГ» идут поставки в КНР, и видим новые совместные проекты в области сжиженного газа и нефтегазохимии. На Балтике реализуется проект, есть Амурский нефтегазохимический комплекс СИБУРа, где акционером являются китайские компании», — перечислял он точки соприкосновения. В области электроэнергетики Россия готова расширять сотрудничество в области закупок электротехнического оборудования.

Александр Новак не обошел вниманием и сотрудничество КНР с регионами, отметив Татарстан как «активного участника торгово-экономических обменов с регионами КНР». Рустам Минниханов подтвердил: регулярно совершает визиты в Китай. «В этом году возглавляемая мной делегация побывала в провинции Цзилинь и Синьцзян-Уйгурском автономном районе, где приняла участие в ЭКСПО «Китай — Евразия». Через несколько дней планируем визит в провинцию Сычуань», — сообщил раис республики. Встреча пройдет с 19 по 21 ноября, а местом посещения станет Чэнду, где расположены офисы Huawei, Intel и Dell. Будут ли подписывать соглашения — покажет время.

Луиза Игнатьева

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ПромышленностьНефтьНефтехимияМашиностроениеЭнергетика Татарстан

Новости партнеров