«Я проснулся в сугробе»: казанский подросток рассказал, как выжил в «такси на тот свет»
У обвиняемого в разбоях с отравлением пассажиров, убийстве и покушении на него — высшее образование и семь лет жизни за решеткой
23-летний казанец Юрий Ефремов учился на юриста в Высшей школе экономики в Москве, 15-летний Миша Иванов — на сварщика в родном городе. Прошлой зимой оба с разницей в две недели оказались на пассажирском сидении авто «Яндекс.Такси» в центре Казани. Одного нашли мертвым в подъезде чужого дома в Кировском районе, другой очнулся в снегу в поселке Константиновка часов через восемь после приема нейролептика. «Водитель предложил стакан, я глотнул, и все — дальше ничего не помню», — рассказал накануне выживший подросток в Верховном суде РТ. Того таксиста он опознал в трижды судимом Игоре Зубрилине. Где и как нашли «отравителя» и почему силовики не исключают, что жертв было больше — в материале «Реального времени».
Один не дома
На заседание Верховного суда Миша Иванов (данные подростка изменены, — прим. ред.) пришел вместе с матерью. Ему уже 17, но и в этом возрасте допрашивать человека без законного представителя нельзя. События, о которых поведал юный потерпевший, произошли с ним за пару месяцев до 16-летия.
В пятницу 20 января 2023 года примерно в 19 часов Михаил ушел из дома. Сказал — сначала к подруге, потом к другу Аделю. Мать отпустила его с ночевкой. И никак не ожидала, что потеряет сына более, чем на сутки. Ребенок вернулся домой в 23:30 следующего дня, лицо было красным, взгляд расфокусированным, на ногах — чужие мужские туфли 44 размера, старые и стоптанные. Разделся и лег спать — добудиться его не смог и участковый, который пришел уже после полуночи, чтобы убедиться — объявленный матерью в розыск парень на самом деле вернулся домой.
Наутро сын рассказал — поссорился с другом и не остался у него ночевать, в такси уснул и оказался почему-то на выезде из города. Там обнаружил — мобильный пропал. С помощью незнакомых людей на попутках и такси смог добраться до своего дома. Со слов матери, утром состояние здоровья сына опасений у нее не вызвало. Вспомнить, каким образом на нем оказалась чужая обувь, Миша так и не смог, а самой логичной версией пропажи телефона оказалась его потеря. «Прецеденты бывали, он и раньше терял. Пока к нам полицейские не пришли, я даже не думала, что в отношении него преступление совершалось», — поделилась женщина с судом.
Сам парень, отвечая на вопросы прокурора Яны Подольской и судьи Айрата Миннуллина, рассказал, как на квартире у друга они выпили по паре бокалов шампанского (на одном из допросов в ходе предварительного следствия сообщалось о выпитой бутылке, — прим. ред.), поговорили и поссорились. Да так, что Миша не остался ночевать, а ушел в ночь один. Настроение было такое, что решил прогуляться. И отправился в центр пешком.
Шесть километров от дома друга на улице Энергетиков до перекрестка Астрономической и Баумана пешком можно преодолеть за час с небольшим. У Миши на это ушло почти полночи. В последний раз его мобильный засветился в сети примерно в 4 часа утра 21 января в районе улицы Баумана. Потом разрядился…
«Я бесцельно гулял по городу, периодически заходил в кафе и рестораны, чтобы согреться... Ничего не ел и не пил. Уже на Баумана почувствовал, что сильно замерз. У ТЦ «Нур-маркет», где в 12-13 лет подрабатывал раздачей листовок, увидел машину с наклейками «Яндекса» и спросил водителя — не подвезет ли тот на улицу Кирпичникова», — делился потерпевший воспоминаниями о той ночи.
Таксистом был тот самый Игорь Зубрилин, который присутствует в зале в качестве подсудимого, уверенно заявил потерпевший. Той ночью он его видел впервые. Водитель сообщил, что он уже ожидает пассажира и лишь в случае отказа сможет поехать куда нужно. Однако пустил мальчишку в салон, погреться. «В салоне налил из бутылки в стакан и предложил мне выпить. Я вначале отказывался, а потом почувствовал сухость в горле — глотнул, и все — дальше ничего не помню», — свидетельствовал Михаил.
В СК он давал более подробные показания — как водитель сначала предлагал ему сигарету, а затем настойчиво уговаривал выпить водку, но водкой из стакана не пахло и на вкус ничего необычного не было. Кроме того, в суде Иванов опроверг ту часть из протокола своего допроса, которая касалась подключения его мобильного телефона к системе автоакустики. Со слов парня, подключения не было, но свой телефон он доставал — спрашивал таксиста можно ли его подзарядить. Не вышло. Пока был в сознании, иномарка с места не двигалась и никто из пассажиров в нее не подсаживался.
Уже позже Михаил посчитал — в бессознательном состоянии он находился не меньше восьми часов: «Я проснулся в сугробе, лежа на спине, в Константиновке. Увидел, как проезжали мимо машины, какие-то дома стояли. Пошел в сторону дороги и метров через 600 оказался на Мамадышском тракте. Какого-то холода и обморожения я не чувствовал, но было плохо — голова тяжелая, мутит...».
Точное время своего пробуждения парень назвать не смог, но сообщил — на улице вновь было темно. Позже, восстанавливая хронологию событий, следователи смогли установить — на улице он пролежал около 8 часов. При температуре воздуха -12 градусов. Возможно, спасла теплая куртка с капюшоном и тот факт, что в автомобиле такси он сделал лишь глоток...
По словам потерпевшего, одни незнакомые люди помогли ему сначала поймать попутку до города. А потом другие — вызвали такси. Сам же он вспоминает, что чувствовал себя, как во сне — раньше с таким никогда не сталкивался. Едва пришел домой — вновь завалился спать. Наутро тяжесть прошла, однако не было аппетита, а еще через пару дней догнала простуда...
На вопрос председательствующего судьи о приеме наркотических веществ и снотворного парень уверял — никогда такого не употреблял.
Адвокат обвиняемого Лилия Габдрахманова поинтересовалась — какие отношения у Миши с мамой. «Доверительные», — ответил он. «А как она относится к тому, что в такое время вы не дома?», — спросила защитник. «Вопрос снят», — объявил председательствующий судья.
Также Габдрахманову интересовала процедура опознания, во время которой Иванов из трех мужчин уверенно указал на Зубрилина. Когда парень сообщил, что сначала все трое были в шапках, но потом их сняли, адвокат сделала отметку в своих записях. Вопроса — все ли представленные на опознание были лысыми — не прозвучало.
Версия обвинения: таксист вооружился таблетками
Сотрудники СК и прокуратуры Татарстана уверены — в той воде, которую хлебнул Миша в такси, была растворена доза таблеток клозапина (он же — азалептин, — прим. ред.), используемых для лечения пациентов с раздвоением личности и болезнью Паркинсона. Это сильный нейролептик, который не продают без назначения врача, поскольку нужно тщательно контролировать прием — возможны серьезные побочные эффекты.
Эпизод с подростком силовики оценили сразу по двум статьям Уголовного кодекса — покушение на убийство несовершеннолетнего из корыстных побуждений и разбой с целью хищения. Ущерб потерпевшего оценили в 9,2 тысячи рублей — стоимость пропавших зимних ботинок, мобильника Xiomi Redmi9 и чехла к нему.
Из оглашенного прокурором Яной Подольской обвинения следует: сотрудники СК установили — преступление не было спонтанным, таксист заранее разжился «сильнодействующим и одурманивающим веществом, которое планировал использовать в качестве оружия воздействия на организм потерпевшего. Выпросил пять таблеток клозапина у знакомого пациента психиатров с легкой степенью умственной отсталости — якобы для борьбы с бессонницей.
По версии обвинения, первый раз таблетки в пол-литровой бутылке с водой Зубрилин растворил в ночь встречи с Ивановым. А второй раз — спустя две недели. Полночь с 4 на 5 февраля 2023-го таксист встретил на дежурстве — на арендованном автомобиле «Фольксваген Поло» он припарковался у ночного клуба «Джем-бар» на Профсоюзной и стал поджидать жертву. В 1 час 22 минуты к нему подошел парень, просивший отвезти его в Авиастроительный район, на улицу Лукина. Это был 23-летний Юрий Ефремов. В этом году он мог бы отметить свое 25-летие, если бы не сел в ту машину. Сторона обвинения полагает — водитель обманом опоил этого пассажира, а когда тот отключился, забрал у него сотовый Samsung Galaxy S21, позже оцененный в 34,1 тысячи рублей.
От бара таксист отъехал и припарковал автомобиль у дома №9 на улице Баумана, где той же ночью подобрал еще одну пассажирку — на сей раз женщину средних лет, пообещав доставить ее на Чистопольскую. Причем на момент посадки дамы в салоне спал нездоровым сном Ефремов и бодрствовал приятель таксиста — некий Шельдяшов, по версии следствия, о совершающихся преступлениях он ничего не знал. По пути на Квартал приятель уснул, а водителю удалось опоить пассажирку. Домой она попала, но лишь через полтора часа, причем уже без айфона 12 Pro, золотой цепочки с кулоном и швейцарских часов, став беднее за одну поездку на 135,4 тысячи рублей. Зато осталась жива.
Тело Юры Ефремова нашли в подъезде дома №9/7 на улице 25 Октября. Эксперты установили — он скончался не позднее 7 часов утра 5 февраля 2023 года от острого отравления все тем же лекарством для душевнобольных и этиловым спиртом. Следователи считают — в этот подъезд пассажира затащили Зубрилин и его не осведомленный о всех деталях происходящего знакомый.
Бывшему таксисту предъявляют три разбоя с применением таблеток, используемых в качестве оружия, покушение на убийство Иванова и убийство Ефремова. Особняком стоит эпизод с подделкой паспорта — он появился уже после задержания подозреваемого. Как полагает сторона обвинения, не ранее сентября 2022-го и не позднее августа 2023 года Игорь Зубрилин нашел в Йошкар-Оле чужой паспорт, после чего вклеил в него свою фотографию и стал жить под именем Виталия Ендубаева в санатории «Южный» Марий Эл.
Один из источников «Реального времени» уверяет, под новым именем Зубрилин смог даже устроиться социальным работником, зная, что находится в федеральном розыске. Этот же паспорт он предъявил приехавшим из Татарстана оперативникам, которые вместе со следователями разматывали цепочку странных событий. В частности, по камерам видеонаблюдения смогли вычислить нужный автомобиль такси и пришли к его владелице. А та рассказала — сдавала машину в аренду Игорю Зубрилину. В самой машине были обнаружены следы того самого опасного лекарства, такую же улику позднее нашли на одежде фигуранта, подчеркивал представитель СК несколько месяцев назад при продлении меры пресечения Зубрилину.
Зубрилина в полиции знали. На скамье подсудимых ранее он успел побывать трижды:
- в 2008-м заработал срок 1 год и 7 месяцев по приговору Вахитовского суда Казани за кражи,
- в 2012-м присел на 6 лет и 4 месяца по приговору Московского суда Казани вновь за серию краж и грабеж,
- в 2018-м тот же Московский райсуд наказал его 10 месяцами исправительных работ за самоуправство.
После оглашения обвинения таксист-рецидивист открестился от всего, кроме чужого удостоверения личности. Такую же позицию он занимал на предварительном следствии. Причем его прежний адвокат утверждал: «К тяжким преступлениям Зубрилин не причастен. Все доказательства — косвенные, из разряда — кто-то что-то слышал...».
Мать убитого: ушел со встречи с другом танкистом и пропал
Потерпевшая пассажирка в суд вчера не пришла. Ей направят повторную повестку. А вот мать убитого Гузель Ефремова появилась у зала заседания задолго до начала. Прятала явно заплаканные глаза за черными очками.
Заняв место за свидетельской трибуной, женщина рассказала — сыновей в семье было трое. Юра с 2017-го по 2022-й учился в Москве, в Высшей школе экономики — на юриста. Потом вернулся в Казань, устроился на работу и жил отдельно от родителей. Но при этом всегда был на связи. Могла позвонить ему в любое время суток — всегда отвечал, рассказывала Ефремова. И вспоминала — последний телефонный разговор с Юрой был в субботу, 4 февраля 2023 года в 18:30. Сын сказал — с СВО в отпуск приехал их друг танкист, и он идет на встречу.
Утром в воскресенье мать звонить не стала. Отправила сообщение в обед, поскольку были совместные планы — он обещал помочь со снятием швов: «У меня был перелом ноги, я тогда на костылях ходила, мне нужна была помощь, и он всегда мне помогал. А тут — телефон недоступен... Я подумала, может, потерял».
Связаться с Юрой в тот день матери не удалось. А отдыхавшие с ним друзья сказали — отдыхали и выпивали в «Джем-баре», но Ефремов ушел со встречи первым. Причем перепутал и взял похожую куртку одного из друзей. Когда тот обнаружил этот факт и набрал Юру — его мобильник уже не отвечал.
— В понедельник я позвонила в полицию. Написала заявление. Часа через два мне позвонили и сказали — нужно подъехать в отдел и что-то уточнить. Я приехала. Оказалось — на опознание, — вспоминала Гузель Ефремова.
Тут вопрос женщине задала ее адвокат — попросила рассказать, как выглядела одежда покойного сына. «Штаны были полностью грязные, видно было следы волочения. Я понимала — сел в машину он сам, но в этот подъезд точно не своими ногами зашел. — отвечала мать. — У нас ни родных, ни знакомых в этом районе нет — я сразу поняла, сам он туда пойти и поехать не мог».
На вопрос судьи — принимал ли сын лекарства и снотворное, женщина ответила — нет. От себя добавила, что и наркотики он не употреблял.
Также Ефремова предъявила подсудимому иск о компенсации морального вреда на 10 млн рублей от лица всей своей семьи:
«Сумма, которую я заявила, не передает моего горя. Не дай бог никому хоронить своего ребенка. Деньгами это не возместить. Но иск я поддерживаю. Мы потеряли сына, брата, внука. Он был очень светлый, добрый, умный».
Ни одного вопроса потерпевшим со стороны обвиняемого Игоря Зубрилина на этом заседании не прозвучало. Между тем Миша Иванов и его мать попросили суд освободить их от участия в дальнейших заседаниях. Сказали — даже на прения не придут.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.