Чем обернулся для автовладельцев Татарстана поток подделок запчастей
Дефицит оригинальных деталей для ремонта создал проблемы по обе стороны рынка автомастерских
Наплыв подделок на рынке автозапчастей констатируют аналитики, сравнивая ситуацию с событиями 17-летней давности, когда в Россию впервые хлынул мощный поток контрафакта. Согласно результатам опроса агентства Gruzdev Analyze, это стало серьезной проблемой для 40% автосервисов, тогда как в 2023 году подделки были головной болью не более, чем у 20% респондентов. При этом особую озабоченность вызывает тот факт, что подделки зачастую предлагается покупать по цене оригиналов, и определить подлинность детали по ее цене стало практически невозможно. «Реальное время» разбиралось, насколько остро стоит вопрос поддельных автозапчастей в Татарстане, как это отражается на местном бизнесе и как в этих условиях можно экономно решить проблему ремонта автомобилей.
«Оригинальных запчастей больше нет»
«Оригинальных запчастей для европейских и американских иномарок у казанских поставщиков нет — их сейчас в России вообще нет», — признался владелец одного из казанских автосервисов, индивидуальный предприниматель Ринат Сагитов.
— Их можно заказать в Европе напрямую, но на моем предприятии такой практики нет, потому что просто нет таких объемов ремонта, чтобы закупать оригиналы партиями, а иначе их не купишь. Да и ждать несколько месяцев брендовую деталь мои клиенты обычно не готовы. Поэтому мы стараемся использовать качественные аналоги. И главная наша проблема сейчас в том, что качество этих аналогов очень упало, на этом рынке слишком много подделок, — сообщил он.
По словам Сагитова, его предприятие выходит из положения благодаря налаженным связям с проверенным поставщиком, но при этом все равно несет и финансовые, и репутационные потери. Компания не принимает на ремонт автомобили с «давальческими» деталями, а работает только при условии использования своих запчастей, которые клиентам обходятся дороже тех, которые можно купить, скажем, на маркетплейсах. Но детали от проверенного поставщика также могут оказаться некачественными. Единственный плюс в том, что поставщик дает на них гарантию и безропотно меняет в случае выхода из строя. Но объемы возврата шокируют.
— К примеру, из 10 рулевых реек мы возвращаем 7-8, и нам их заменяют, — пояснил предприниматель. — Однако при замене по гарантии мы несем затраты по ремонту, ведь двойная работа мастеров не оплачивается. Ну и на репутации нашей станции техобслуживания такие ситуации сказываются не лучшим образом, хотя мы и не виноваты.
«Проблема не нова»
Руководитель специализирующейся на поставке и ремонте грузовых автомобилей сети «АвтоЗилЦентр» Фарид Зарипов с коллегой оказался не согласен:
— Проблема неоригинальных и контрафактных запчастей не нова, она появилась уже давно, поэтому я не могу сказать, что сейчас какой-то особый бум на подделки. Ну, может быть, чуть-чуть острее стал вопрос, но не настолько, чтобы говорить о чем-то из ряда вон выходящем. Китай начал подделывать запчасти в мировом масштабе уже давно, но тут речь, скорее, не о контрафакте, а о запчастях, что называется, no name. И мы ремонтируем китайскими запчастями, поскольку выбора нет.
К тому же китайские запчасти, по мнению Зарипова, за последние годы стали гораздо качественнее, и в отсутствие хороших российских отлично компенсируют дефицит оригиналов, причем продаются по адекватной, соответствующей качеству цене.
Опроверг собеседник «Реального времени» и утверждение, что авторемонтным мастерским удается сегодня зарабатывать только на наценках на запчасти:
— Мастера очень хорошо сегодня получают, у нас недавно отличный специалист ушел с зарплаты в 120 тысяч рублей потому, что за эти же деньги ему более легкий вариант работы предложили. Такое вот положение с кадрами. Но и мы, честно говоря, не все им отдаем, себе что-то остается.
«Поток контрафакта запчастей упал на 10%»
По мнению Казаченко, автодетали у нас не подделывают или почти не подделывают по одной простой причине: если масло можно без особых затрат «намутить», условно говоря, в ржавой бочке в сарае, то стоимость поддельной автозапчасти будет выше, чем стоимость неоригинальной, привезенной из Китая. Потому что для производства запчастей нужны условия, техника, специалисты. И удешевить процесс можно лишь поставив его на поток — что и делается вполне успешно в Поднебесной.
— Сегодня некоторые производители привозят запчасти процентов на 10—15 дешевле, чем это раньше было, — говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации. — Контрафакт выгодно производить, если, например, сделали канистру с маслом известной марки, продающуюся по 7—9 тысяч рублей, а цена ее производства — 550 рублей. А делать какую-нибудь деталь подвески, либо колодки, либо еще что-то — очень затратно, поэтому смысла их делать просто нет. Но вот если разбирать стоимость, к примеру, колодок, которые официально у нас выпускаются, так называемое СТМ-производство — контрактное производство товаров под собственной торговой маркой, то, к примеру, колодки для Mercedes у нас в производстве будут стоить 3—3,5 тысячи рублей, а из Китая их можно будет привезти за 1 900, и это не будет считаться подделкой, и качество будет нормальным. Китайцы сегодня честно пишут, что это не оригинал.
На вопрос, насколько сегодня использование неоригинальных запчастей опасно, Казаченко ответил: не опасно совсем. И пояснил, что автозаводы не производят многие элементы и детали, а заказывают у других, тех же китайских производителей, но потом ставят на них ставит свой лейбл — и цена на них поднимается на 200%. Кроме того, по его словам, неоригинальная деталь no name может прослужить чуть меньше, потому что сделана по менее жестким техусловиям:
— Ну не будет ходить у вас колодка 40 тысяч километров, а пройдет 25—30 тысяч — это же непринципиально. А иногда стоимость точно такой же, как оригинальная, детали no name на маркетплейсе может отличаться на 70% от упакованной в оригинальную коробку.
По его словам, автодетали завозятся в Россию несколькими крупным поставщиками крупными партиями, а потом уже эти партии расходятся по сервисам, маркетплейсам, интернет-магазинам и так далее. И цены всюду отличаются в зависимости от множества факторов, включая степень жадности продавцов. Но на вопрос, стоит ли рядовому автомобилисту в целях экономии идти на маркетплейс за самым дешевым вариантом или ему все же лучше переплатить мастерской за гарантию, Казаченко твердо ответил, что лучше «отдаться» в руки мастеров. Потому что, если потом что-то произойдет, вопрос о замене деталей будет решаться по гарантии.
«Главное — безопасность»
Маркетплейсы, по его словам, буквально завалены инструментом и запчастями по самым разным ценам, одна и та же модель может стоить, и 2 тысячи рублей, и 3 тысячи и 15 тысяч: «И на подделки пишут хорошие отзывы, причем некоторые люди понимают, что это подделка, но их это устраивает — она же работает… Сложилась даже странная с моей точки зрения ситуация, в поиске некоторых маркетплейсов можно задать условие «только оригинальный товар» — то есть продавец не скрывает, что торгует подделкой, а это условие следует читать так: «Только законные товары».
Глухов отметил, что дилеры, которые продают действительно законные, оригинальные товары, в этих условиях вынуждены уходить с рынка, поскольку они не могут конкурировать с огромным количеством подделок. И добавил, что ситуация с оригинальными автозапчастями всегда была достаточно напряженной, но самой большой проблемой была и остается подделка масел и технических жидкостей. И вот это действительно опасно, потому что залив подделку, можно в итоге просто сломать автомобиль.
Менее остра, по его мнению, проблема подделок автозапчастей, однако и тут имеются большие риски:
— Дилеры нас раньше учили, что только оригинальное все самое лучшее. У них висели плакаты, специальные тестеры, там показывали разницу. И вдруг, 2—3 года назад, все изменилось. Крупные дилеры, в том числе казанские, предлагают какие-то малоизвестные марки и, судя по их собственным отзывам, закупают партии запчастей на свой страх и риск. В итоге ремонт автомобиля превращается в лотерею. А те вещи, которые связаны с безопасностью, — обслуживание тормозной системы, отопительное оборудование и прочее — должны все-таки максимально качественно обслуживаться, и для потребителя я вижу один выход — пытаться быть в потоке. То есть если все сейчас берут какой-то один вид запчастей или заказывают его в одном месте, то желательно закупаться вместе с ними, в надежде, что закон больших чисел должен сработать. Также важно помнить, что шанс купить что-то достойное в 2—3 раза ниже рыночной цены стремится к нулю.
Подделки не дешевле оригиналов
По ее словам, активно везут контрафакт для иностранных автомобилей, которые ранее продавались хорошими тиражами в России — Toyota, Hyundai, KIA, расходники хорошо известных в России Mann Filter, Denso и т. д. масла Shell, Castrol, Mobil, автохимию и многое другое. При этом подделки не всегда оказываются существенно дешевле оригиналов, так как их поставщики понимают, что очень низкая цена насторожит покупателей.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Средняя стоимость оригинальных запчастей страховой корзины от интернет-агрегаторов для премиальных автомобилей, руб. по данным НАПИ |
Директор НАПИ отметила, что в настоящее время нет острого дефицита автодеталей, а из экономии всегда можно купить не оригинальную запчасть, а ее аналог.
— Такие запчасти, как тормозные колодки, бамперы, фары, фильтры, лобовые стекла для российских, китайских автомобилей и массовых иномарок широко присутствуют в России, — сообщила Татьяна Арабаджи. — Сложнее всего найти оригинальные кузовные запчасти на иномарки, а также сложные узлы (головки блоков цилиндров, агрегаты трансмиссии и т. д.) или запчасти для редких автомобилей, которые и ранее продавались в России в незначительных количествах.
Самая главная опасность контрафакта, подчеркнула она, — это снижение безопасности автомобиля как для самого автовладельца, так и для других участников дорожного движения. И отметила, что поломки и выход из строя дорогостоящего узла из-за использования некачественных контрафактных запчастей также бьют и по карману чересчур «экономных» автовладельцев, поскольку приводят к большим финансовым затратам на последующий ремонт.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.