Новости раздела

Чем обернулся для автовладельцев Татарстана поток подделок запчастей

Дефицит оригинальных деталей для ремонта создал проблемы по обе стороны рынка автомастерских

Чем обернулся для автовладельцев Татарстана поток подделок запчастей
Фото: Максим Платонов

Наплыв подделок на рынке автозапчастей констатируют аналитики, сравнивая ситуацию с событиями 17-летней давности, когда в Россию впервые хлынул мощный поток контрафакта. Согласно результатам опроса агентства Gruzdev Analyze, это стало серьезной проблемой для 40% автосервисов, тогда как в 2023 году подделки были головной болью не более, чем у 20% респондентов. При этом особую озабоченность вызывает тот факт, что подделки зачастую предлагается покупать по цене оригиналов, и определить подлинность детали по ее цене стало практически невозможно. «Реальное время» разбиралось, насколько остро стоит вопрос поддельных автозапчастей в Татарстане, как это отражается на местном бизнесе и как в этих условиях можно экономно решить проблему ремонта автомобилей.

«Оригинальных запчастей больше нет»

«Оригинальных запчастей для европейских и американских иномарок у казанских поставщиков нет — их сейчас в России вообще нет», — признался владелец одного из казанских автосервисов, индивидуальный предприниматель Ринат Сагитов.

— Их можно заказать в Европе напрямую, но на моем предприятии такой практики нет, потому что просто нет таких объемов ремонта, чтобы закупать оригиналы партиями, а иначе их не купишь. Да и ждать несколько месяцев брендовую деталь мои клиенты обычно не готовы. Поэтому мы стараемся использовать качественные аналоги. И главная наша проблема сейчас в том, что качество этих аналогов очень упало, на этом рынке слишком много подделок, — сообщил он.

По словам Сагитова, его предприятие выходит из положения благодаря налаженным связям с проверенным поставщиком, но при этом все равно несет и финансовые, и репутационные потери. Компания не принимает на ремонт автомобили с «давальческими» деталями, а работает только при условии использования своих запчастей, которые клиентам обходятся дороже тех, которые можно купить, скажем, на маркетплейсах. Но детали от проверенного поставщика также могут оказаться некачественными. Единственный плюс в том, что поставщик дает на них гарантию и безропотно меняет в случае выхода из строя. Но объемы возврата шокируют.

Компания не принимает на ремонт автомобили с «давальческими» деталями, а работает только при условии использования своих запчастей, которые клиентам обходятся дороже тех, которые можно купить, скажем, на маркетплейсах. Максим Платонов / realnoevremya.ru

— К примеру, из 10 рулевых реек мы возвращаем 7-8, и нам их заменяют, — пояснил предприниматель. — Однако при замене по гарантии мы несем затраты по ремонту, ведь двойная работа мастеров не оплачивается. Ну и на репутации нашей станции техобслуживания такие ситуации сказываются не лучшим образом, хотя мы и не виноваты.

«Проблема не нова»

Руководитель специализирующейся на поставке и ремонте грузовых автомобилей сети «АвтоЗилЦентр» Фарид Зарипов с коллегой оказался не согласен:

— Проблема неоригинальных и контрафактных запчастей не нова, она появилась уже давно, поэтому я не могу сказать, что сейчас какой-то особый бум на подделки. Ну, может быть, чуть-чуть острее стал вопрос, но не настолько, чтобы говорить о чем-то из ряда вон выходящем. Китай начал подделывать запчасти в мировом масштабе уже давно, но тут речь, скорее, не о контрафакте, а о запчастях, что называется, no name. И мы ремонтируем китайскими запчастями, поскольку выбора нет.

К тому же китайские запчасти, по мнению Зарипова, за последние годы стали гораздо качественнее, и в отсутствие хороших российских отлично компенсируют дефицит оригиналов, причем продаются по адекватной, соответствующей качеству цене.

Китайские запчасти, по мнению Зарипова, за последние годы стали гораздо качественнее, и в отсутствие хороших российских компенсируют дефицит оригиналов, причем продаются по адекватной, соответствующей качеству цене. Максим Платонов / realnoevremya.ru

Опроверг собеседник «Реального времени» и утверждение, что авторемонтным мастерским удается сегодня зарабатывать только на наценках на запчасти:

— Мастера очень хорошо сегодня получают, у нас недавно отличный специалист ушел с зарплаты в 120 тысяч рублей потому, что за эти же деньги ему более легкий вариант работы предложили. Такое вот положение с кадрами. Но и мы, честно говоря, не все им отдаем, себе что-то остается.

«Поток контрафакта запчастей упал на 10%»

— У нас основной контрафакт — это производство масел на территории Российской Федерации под видом известных брендов, — считает вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко. — А по запчастям поток контрафакта, наоборот, упал за год процентов на 10, потому что на наш рынок вышли китайские производители no name.

По мнению Казаченко, автодетали у нас не подделывают или почти не подделывают по одной простой причине: если масло можно без особых затрат «намутить», условно говоря, в ржавой бочке в сарае, то стоимость поддельной автозапчасти будет выше, чем стоимость неоригинальной, привезенной из Китая. Потому что для производства запчастей нужны условия, техника, специалисты. И удешевить процесс можно лишь поставив его на поток — что и делается вполне успешно в Поднебесной.

— Сегодня некоторые производители привозят запчасти процентов на 10—15 дешевле, чем это раньше было, — говорит вице-президент Автомобильной сервисной ассоциации. — Контрафакт выгодно производить, если, например, сделали канистру с маслом известной марки, продающуюся по 7—9 тысяч рублей, а цена ее производства — 550 рублей. А делать какую-нибудь деталь подвески, либо колодки, либо еще что-то — очень затратно, поэтому смысла их делать просто нет. Но вот если разбирать стоимость, к примеру, колодок, которые официально у нас выпускаются, так называемое СТМ-производство — контрактное производство товаров под собственной торговой маркой, то, к примеру, колодки для Mercedes у нас в производстве будут стоить 3—3,5 тысячи рублей, а из Китая их можно будет привезти за 1 900, и это не будет считаться подделкой, и качество будет нормальным. Китайцы сегодня честно пишут, что это не оригинал.

«Колодки для Mercedes у нас в производстве будут стоить 3—3,5 тысячи рублей, а из Китая их можно будет привезти за 1 900, и это не будет считаться подделкой, и качество будет нормальным». Реальное время / realnoevremya.ru

На вопрос, насколько сегодня использование неоригинальных запчастей опасно, Казаченко ответил: не опасно совсем. И пояснил, что автозаводы не производят многие элементы и детали, а заказывают у других, тех же китайских производителей, но потом ставят на них ставит свой лейбл — и цена на них поднимается на 200%. Кроме того, по его словам, неоригинальная деталь no name может прослужить чуть меньше, потому что сделана по менее жестким техусловиям:

— Ну не будет ходить у вас колодка 40 тысяч километров, а пройдет 25—30 тысяч — это же непринципиально. А иногда стоимость точно такой же, как оригинальная, детали no name на маркетплейсе может отличаться на 70% от упакованной в оригинальную коробку.

По его словам, автодетали завозятся в Россию несколькими крупным поставщиками крупными партиями, а потом уже эти партии расходятся по сервисам, маркетплейсам, интернет-магазинам и так далее. И цены всюду отличаются в зависимости от множества факторов, включая степень жадности продавцов. Но на вопрос, стоит ли рядовому автомобилисту в целях экономии идти на маркетплейс за самым дешевым вариантом или ему все же лучше переплатить мастерской за гарантию, Казаченко твердо ответил, что лучше «отдаться» в руки мастеров. Потому что, если потом что-то произойдет, вопрос о замене деталей будет решаться по гарантии.

«Главное — безопасность»

— Раньше правообладатели брендов устанавливали требования к тому, что ввозится в Россию — является это достойным или недостойным ввоза. Правом запрещать или разрешать ввозить товары обладали зарегистрированные импортеры-дистрибьютеры, и за попытки обойти эту преграду компания могла лишиться партии товара на границе, — говорит руководитель независимого аналитического агентства «Промрейтинг» Антон Глухов. — Но в начале 2022 года эти компании с нашего рынка ушли, авторского надзора не стало, и по уровню контрафакта и подделок мы начали приближаться к странам Африки. Государство само попыталось выровнять ситуацию через либерализацию таможенных правил, действуя по принципу: везите все, кто может, то, что может, только про налоги и пошлины не забывайте. Так появился легальный параллельный импорт — закон ФЗ-46 от 8 марта 2022 года.

Маркетплейсы, по его словам, буквально завалены инструментом и запчастями по самым разным ценам, одна и та же модель может стоить, и 2 тысячи рублей, и 3 тысячи и 15 тысяч: «И на подделки пишут хорошие отзывы, причем некоторые люди понимают, что это подделка, но их это устраивает — она же работает… Сложилась даже странная с моей точки зрения ситуация, в поиске некоторых маркетплейсов можно задать условие «только оригинальный товар» — то есть продавец не скрывает, что торгует подделкой, а это условие следует читать так: «Только законные товары».

Глухов отметил, что дилеры, которые продают действительно законные, оригинальные товары, в этих условиях вынуждены уходить с рынка, поскольку они не могут конкурировать с огромным количеством подделок. И добавил, что ситуация с оригинальными автозапчастями всегда была достаточно напряженной, но самой большой проблемой была и остается подделка масел и технических жидкостей. И вот это действительно опасно, потому что залив подделку, можно в итоге просто сломать автомобиль.

Ситуация с оригинальными автозапчастями всегда была достаточно напряженной. Инна Серова / realnoevremya.ru

Менее остра, по его мнению, проблема подделок автозапчастей, однако и тут имеются большие риски:

— Дилеры нас раньше учили, что только оригинальное все самое лучшее. У них висели плакаты, специальные тестеры, там показывали разницу. И вдруг, 2—3 года назад, все изменилось. Крупные дилеры, в том числе казанские, предлагают какие-то малоизвестные марки и, судя по их собственным отзывам, закупают партии запчастей на свой страх и риск. В итоге ремонт автомобиля превращается в лотерею. А те вещи, которые связаны с безопасностью, — обслуживание тормозной системы, отопительное оборудование и прочее — должны все-таки максимально качественно обслуживаться, и для потребителя я вижу один выход — пытаться быть в потоке. То есть если все сейчас берут какой-то один вид запчастей или заказывают его в одном месте, то желательно закупаться вместе с ними, в надежде, что закон больших чисел должен сработать. Также важно помнить, что шанс купить что-то достойное в 2—3 раза ниже рыночной цены стремится к нулю.

Подделки не дешевле оригиналов

— С уходом многих поставщиков запчастей из-за санкций, с разрешением ввоза запчастей по параллельному импорту количество контрафакта, поступающего в Россию, существенно выросло, — говорит директор НАПИ (Национальное агентство промышленной информации) Татьяна Арабаджи. — Поскольку трудно, дорого и долго ввозить в Россию запчасти ушедших брендов, то импорт контрафактных запчастей растет. Автовладельцы чаще всего сталкиваются с контрафактом, когда самостоятельно покупают запчасти.

По ее словам, активно везут контрафакт для иностранных автомобилей, которые ранее продавались хорошими тиражами в России — Toyota, Hyundai, KIA, расходники хорошо известных в России Mann Filter, Denso и т. д. масла Shell, Castrol, Mobil, автохимию и многое другое. При этом подделки не всегда оказываются существенно дешевле оригиналов, так как их поставщики понимают, что очень низкая цена насторожит покупателей.

Наименование запчасти

Август 2023

Август 2024

Динамика, %

Диск колесный

111 225

122 957

10,5%

Заднее крыло

249 744

230 571

-7,7%

Задний бампер

118 021

136 699

15,8%

Задняя левая дверь

205 706

195 717

-4,9%

Задняя правая дверь

198 688

189 825

-4,5%

Задняя фара

68 440

70 546

3,1%

Зеркало заднего вида

61 096

60 078

-1,7%

Капот

182 655

193 679

6,0%

Лобовое стекло

96 353

101 783

5,6%

Переднее крыло

65 781

77 998

18,6%

Передний бампер

117 509

127 725

8,7%

Передняя левая дверь

221 086

221 105

0,0%

Передняя правая дверь

189 458

189 306

-0,1%

Передняя фара

241 857

240 609

-0,5%

Подушка безопасности

163 299

153 335

-6,1%

Решетка радиатора

59 756

64 350

7,7%

Средняя стоимость оригинальных запчастей страховой корзины от интернет-агрегаторов для премиальных автомобилей, руб. по данным НАПИ

Директор НАПИ отметила, что в настоящее время нет острого дефицита автодеталей, а из экономии всегда можно купить не оригинальную запчасть, а ее аналог.

— Такие запчасти, как тормозные колодки, бамперы, фары, фильтры, лобовые стекла для российских, китайских автомобилей и массовых иномарок широко присутствуют в России, — сообщила Татьяна Арабаджи. — Сложнее всего найти оригинальные кузовные запчасти на иномарки, а также сложные узлы (головки блоков цилиндров, агрегаты трансмиссии и т. д.) или запчасти для редких автомобилей, которые и ранее продавались в России в незначительных количествах.

Самая главная опасность контрафакта, подчеркнула она, — это снижение безопасности автомобиля как для самого автовладельца, так и для других участников дорожного движения. И отметила, что поломки и выход из строя дорогостоящего узла из-за использования некачественных контрафактных запчастей также бьют и по карману чересчур «экономных» автовладельцев, поскольку приводят к большим финансовым затратам на последующий ремонт.

Инна Серова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

АвтоБизнесАналитика Татарстан

Новости партнеров