Новости раздела

Лоренцо Куинн: «Для меня все люди — это одна человеческая раса»

Всемирно известный итальянский скульптор Лоренцо Куинн лично представил в Казани свои работы

Лоренцо Куинн: «Для меня все люди — это одна человеческая раса»
Фото: Динар Фатыхов

Возможно, вы видели скульптуру вылезающих из воды огромных рук, которые поддерживают здание в Венеции. Этот арт-объект создал итальянский скульптор Лоренцо Куинн. Фотография с «руками» стала одним из самых известных символов современной Венеции. Вчера, 29 августа, в Казани в ES Gallery открылась персональная выставка скульптора Лоренцо Куинна. Автор лично представил свои работы.

Руки — это универсальный язык

Лоренцо Куинн родился в 1966 году в Риме в семье актера Энтони Куинна. Лоренцо, казалось бы, был обречен следовать по стопам отца. Он тоже занялся актерской карьерой. Но в начале 2000-х решил отказаться от мира кино ради своего истинного призвания — искусства. С тех пор его имя стало ассоциироваться с величественными скульптурами, поражающими своими формами и символизмом.

Его работы украшают города по всему миру, от Лондона до Сингапура. В центре внимания творчества Куинна — человеческая рука как символ связи, силы и созидания. Скульптуры, такие как «Дерево жизни» в Бирмингеме или «Силы природы», представленные в Монако и Катаре, демонстрируют способность мастера передавать через форму мощные эмоции и философские размышления. Каждое его произведение — это не просто объект, но и послание, воплощенное в камне или металле.

— Мои работы выставляются в разных уголках нашего мира. И для меня важно, чтобы мои творения проявляли уважение ко всем культурам. Я часто использую руки, потому что это универсальный язык. Когда вы смотрите на скульптуру рук, то не можете определить, представителю какой расы они принадлежат. На картине это можно различить, потому что цвет выдает, а в скульптуре — никак. Таким образом, это нас объединяет, — рассказал Лоренцо Куинн.

Создатель эмоций

Так кто же такой Лоренцо Куинн? Сам мастер обратил внимание на растяжку около галереи с рекламой экспозиции. Там он представлен как скульптор и художник эмоций. Именно как создателя эмоций и видит себя Лоренцо.

— В своих работах я говорю о разных темах: любовь, семья, жизнь, смерть. То, что общее для всех людей на планете. Особенно это заметно в моих масштабных работах, которые выставляются в общественных пространствах. Все свои работы я посвящаю теме объединения. Потому что все люди на планете разделяют общие эмоции, — сказал скульптор.

В интервью радио LifeGate Лоренцо Куинн отметил, что «никогда не проходил через мир искусства», «не был частью этого мира». А его самые значимые общественные работы появлялись и продавались не благодаря арт-дилерам и кураторам, а благодаря людям, чьи сердца трогали его скульптуры.

— Объекты искусства, которые выставляются в общественных пространствах, — для всех, а не только для людей, которые ходят в музеи и галереи. Важно, чтобы мои работы были понятны каждому, находящемуся в этом пространстве. А жесты понятны всем: когда пытаешься сказать, что голоден или дать знак о помощи, или когда встречаетесь с другим человеком и пожимаете друг другу руки. Язык жестов ясен без перевода, — объяснил Лоренцо Куинн.

Но Лоренцо Куинн — не просто художник. Он активно поддерживает благотворительные проекты, разрабатывая уникальные скульптуры для благотворительных аукционов и мероприятий. Например, его скульптура «Рыба дружбы» собрала средства на защиту окружающей среды, а «Надежда», подаренная Мадридскому музею слепых, стала символом веры в лучшее будущее.

Превращать слова в образы

Что касается выставки в Казани, то у нее есть своя история. Дело в том, что ни один представленный экспонат не был привезен из-за границы. Владелица ES Gallery Элина Сафарова нашла коллекционеров, у которых были работы Лоренцо Куинна. И именно эти скульптуры составили экспозицию.

— У меня есть друзья в Казани, которые знакомы с творчеством Лоренцо Куинна довольно давно и собирают его работы. Три работы, которые выставлены в Казани, предоставлены ими. Потому что сейчас сложно с доставкой, транспортировкой и таможенными вопросами. Это возможно, но временной период очень длинный. Поэтому мы решили пойти по другому пути и оформить выставку так, чтобы можно было представить Лоренцо в Казани. Конечно, весь масштаб его работ тяжело отразить, — прокомментировала «Реальному времени» Элина Сафарова.

Владелица ES Gallery Элина Сафарова. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Художник, как и остальные гости открытия, должен был увидеть экспозицию впервые. По сути, для него содержание выставки было сюрпризом. Лоренцо сказал, что ситуация с организацией выставки в Казани напомнила ему забавный случай, который произошел у него на выставке в Музее современного искусства в Сеуле, куда скульптор отправил 25 своих работ. Ему подтвердили, что контейнеры благополучно прибыли в Южную Корею. Лоренцо прилетел в Сеул, где ему сообщили две новости — хорошую и плохую. Хорошая заключалась в том, что выставку открывал министр культуры Южной Кореи. Плохая новость — объекты все еще лежали на таможне.

— Перед тем как приступать к скульптуре, я сначала пишу книгу с поэмами и стихотворениями, посвященными этой скульптуре. В итоге в Сеуле были представлены пустые пьедесталы и таблички с поэмами. Когда министр перерезал ленточку и мы зашли внутрь, наступило молчание. Я, наверное, удивился больше всех остальных. А окружающие, скорее всего, подумали, что я скульптор-концептуалист. У них родилась мысль, что посетители выставки должны прочитать поэмы и представить, как бы выглядели эти скульптуры. Волей-неволей случилось так, что все гости вынуждены были стать скульпторами, потому что им пришлось включить воображение и слова из поэм превращать в образы, — рассказал Лоренцо Куинн.

Скульптура в «одном из самых значимых мест в истории человечества»

В отличие от выставки в Сеуле, в Казани экспонаты были. А также были представлены фотографии наиболее значимых объектов, выставленных в общественных пространствах по всему миру. Среди них — конечно же, та самая, всемирно известная работа «Поддержка», которая была установлена в Венеции в 2017 году. Эти «руки» призывали обратить внимание людей на проблему изменения климата, на то, что по всей планете поднимается уровень океана. В этом плане Венеция особо уязвима, потому что может оказаться под водой. «Руки» были созданы из вторично использованного материала.

— Установка скульптуры была очень сложной, потому что муниципальные власти говорили, что Венецию трогать нельзя. Но мы смогли это сделать, потому что мэру понравилась моя работа. Ему пришлось побороться с региональным или федеральным министром культуры. И все получилось. Снимок этой скульптуры широко разошелся по интернету, было более 2,5 млрд репостов. Планировалось, что эти «руки» будут стоять шесть месяцев, но в итоге продлили до года. Эта скульптура побила рекорд. У нее было 50 тыс. подписантов под жалобой вернуть скульптуру, когда ее убрали, — объяснил художник.

Скульптура Лоренцо Куинна «Поддержка» в Венеции. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

В Венеции была еще одна скульптура Лоренцо Куинна — «Строя мосты». Это шесть пар рук, которые символизируют любовь, веру, дружбу, мудрость и прочие важные аспекты человечности.

Работа Лоренцо Куинна «Строя мосты» в Венеции. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Также на выставке была фотография скульптуры «Вместе», выполненной из сетки из нержавеющей стали. Лоренцо создал ее сразу после ковида. Суть работы в том, чтобы призывать людей снова быть вместе. Скульптуру установили в Египте у подножия пирамид.

— Это впервые за 4500 лет, когда современному искусству позволили находиться рядом с пирамидой. Для меня это было важное событие, потому что это уникальный случай, а кроме этого, раньше я никогда не бывал в Египте. А тут и приглашение в страну, и разрешение установить мою работу в одном из самых значимых мест в истории человечества, — поделился Лоренцо Куинн.

Работа Лоренцо Куинна «Вместе» в Египте. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Еще одна работа — это рука, которая держит автомобиль. У нее забавная история создания. Этот автомобиль когда-то принадлежал Лоренцо. Он решил его продать, но его цена была очень низкой. Тогда художник подумал, что если автомобиль трансформировать в объект искусства, то тогда его цена взлетит. Лоренцо сказал, что суть этой работы в том, что мечты сбываются.

Когда Бог несет человека на руках

Кроме фотографий работ в общественных пространствах, на выставке были представлены три физические скульптуры из частных коллекций. Одна из них представляет собой подвесную руку, которая непрерывно движется и рисует пальцем линии на песке. Это миниатюрная копия большой скульптуры.

Другая большая работа «Рука Бога» выставлялась в Шанхае, Лондоне, Глостершире, Андорре и в Санкт-Петербурге. Ее уменьшенная копия представлена в ES Gallery в Казани. «Рука Бога» — одна из первых работ Лоренцо Куинна. Она вдохновлена поэмой «Следы на песке». В ней рассказывается о сне человека, который видит, как его жизнь отражается в следах его ступней на песке. При этом он видит не только свои следы, но и следы Бога. Когда в жизни человека наступали черные полосы, то вторые следы пропадали. И человек спросил, почему так? Ведь если следовать за Богом, он должен быть всегда рядом. И Бог ему ответил, что никогда его не бросал, а в самые темные моменты жизни видны только следы одного человека, потому что в это время Бог нес его на руках.

— Поэма настолько сильная, что у меня даже сейчас бегут мурашки по телу. Мне захотелось отразить это в скульптуре. Эта работа — о людях, которые поддерживают нас в моменты, когда мы больше всего нуждаемся в помощи, — добавил Лоренцо Куинн.

Работа Лоренцо Куинна «Рука Бога». Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Есть еще один любопытный экспонат, который не относится к работам итальянского скульптора. Это большой отпечаток его пальца. Его сделала команда ES Gallery для того, чтобы дополнить экспозицию.

«Увеличивать и распространять любовь в сердцах людей»

Лоренцо Куинн выразил желание привезти еще больше работ в Казань и провести в будущем более масштабную выставку. Вообще, даже эта выставка в условиях нынешней ситуации — нонсенс. Многие деятели культуры из ЕС, США, скандинавских стран или Великобритании, даже если бы и хотели приехать в Россию со своими проектами, предпочитают этого не делать. Исключения можно пересчитать по пальцам одной руки. Из последнего — это визит французского режиссера Гаспара Ноэ в Москву и вот сейчас итальянского скульптора Лоренцо Куинна. Журналисту «Реального времени» художник сказал, что он о последствиях не думает.

— Для меня все люди — это одна человеческая раса. Мы как представители сферы искусства работаем с внутренним миром человека, чтобы увеличивать и распространять любовь в сердцах людей. А что там будет дальше — это будет дальше. Я живу по такому принципу, — сказал Лоренцо Куинн.

Отпечаток пальца Лоренцо Куинна. Динар Фатыхов / realnoevremya.ru

Художник подчеркнул, что его искусство призвано объединять людей, помогать людям «чувствовать и осознавать глубинно» это единение.

— Если взглянуть на Землю с Луны, то не видно никаких барьеров и людей. Земля малюсенькая. Поэтому я стараюсь на все смотреть с разных углов и видеть в разные моменты времени с разными оттенками. Если все, что нам сегодня кажется важным, поставить в сравнении с изменением климата на планете Земля или с метеоритом, который может прилететь из космоса, то всем нам «крышка». Ведь метеориту «по барабану», из какой вы страны, — сказал «Реальному времени» Лоренцо Куинн.

Екатерина Петрова — литературный обозреватель интернет-газеты «Реальное время», автор телеграм-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».

Екатерина Петрова

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

ОбществоКультура

Новости партнеров

Рекомендуем