Новости раздела

Иван Мезюхо: «Политического будущего у крымскотатарского «меджлиса» в Крыму нет»

В эпопее с «Меджлисом крымскотатарского народа» в конце прошлого месяца российское правосудие попыталось поставить точку. Организация, которой юридически даже не существовало, была признана экстремистской и запрещена на территории РФ. Между тем «Меджлису» предоставлялся шанс влиться в российское политическое и общественное пространство, но он им не воспользовался. Как рассказал в авторской колонке «Реального времени» крымский политолог Иван Мезюхо, эта организация исчерпала кредит доверия у крымских татар и руководства России, и теперь ей ловить в Крыму нечего.

25 лет популизма

26 апреля 2016 года Верховный Суд Республики Крым признал «Меджлис крымскотатарского народа» экстремистской организацией и запретил его деятельность. Фактически, общественное объединение, являющееся политической институцией и само себя называющее «представительным органом крымских татар», сделало все, чтобы на 25-м году своего существования получить запрет на деятельность и обрести статус экстремистcкой организации.

Во время и сразу после общекрымского референдума от 16 марта 2014 года руководство крымской республики не раз предлагало тогда еще не запрещенному, но существующему вне правового поля «Меджлису крымскотатарского народа» наладить конструктивное сотрудничество на благо крымских татар и всех крымчан.

Справедливости ради стоит отметить, что такие переговоры крымской власти давались непросто, потому что общеизвестные факты поддержки крымским «Меджлисом» государственного переворота в Киеве, его публично лояльное, а на самом деле одобрительное отношение к радикальным религиозным организациям, а также получение финансовых средств от иностранных государств и весь негативный политический шлейф за два десятилетия создали этой организации абсолютно враждебный имидж в глазах крымского большинства.

«Фактически, общественное объединение, являющееся политической институцией и само себя называющее «представительным органом крымских татар», сделало все, чтобы на 25-м году своего существования получить запрет на деятельность и обрести статус экстремистcкой организации». Фото islam.in.ua

Долгое время, будучи самой структурированной крымскотатарской организацией, «Меджлис крымскотатарского народа», обладая финансовыми и информационными ресурсами, имея представительство во властных органах, располагал всеми возможностями для улучшения социально-экономического положения крымских татар, решения гуманитарных проблем. В частности, эта организация так и не добилась признания за крымскими татарами статуса репрессированного народа, что стало возможным лишь после воссоединения Крыма с Российской Федерацией.

По сути, 25 лет крымскотатарский «меджлис» занимался болтовней и продажей голосов крымских татар на различных украинских выборах. Так называемый «Курултай крымскотатарского народа», который якобы претендует на полномочное представительство крымских татар и формирует «Меджлис», в основном собирался в период избирательных гонок, чтобы решить, какую из партий поддержать на грядущих выборах. Так называемые «делегаты» «курултая» избирались абсолютно не демократичным путем, о чем не раз заявляли общественные деятели из числа крымских татар. Таким образом, сама система «меджлис/курултай» выглядит как политический фарс по одурачиванию целого народа. Тем не менее, стоит признать, что в системе «Меджлиса», который имел свои региональные отделения по всему полуострову, были люди, действительно обеспокоенные положением крымских татар. Однако этих активистов постоянно подставляло радикальное крыло «Меджлиса» своими порой провокационными и незаконными действиями.

Добровольное самоустранение

«Меджлис», заняв непримиримую позицию в отношении российского государства, организовав так называемую продовольственную и энергетическую «блокаду» полуострова и делегировав своих лидеров Мустафу Джемилева и Рефата Чубарова в депутаты Верховной Рады Украины, добровольно самоустранился от политической жизни в Крыму. После воссоединения Крыма с Россией, не воспользовавшись предложением крымской власти сотрудничать ради созидания всего крымского сообщества, «Меджлис» стал терять и так пошатнувшуюся популярность в среде крымских татар. И можно сказать, что на сегодняшний день он авторитетом не обладает и вовсе.

Организованные «Меджлисом крымскотатарского народа» «блокады» полуострова лишь усилили негативные настроения крымских татар в отношении этой организации. В этом контексте стоит отметить, что, по данным Федерального агентства по делам национальностей за октябрь 2015 года, вдвое больше крымских татар готовы были бы проголосовать за воссоединение Крыма с Россией, чем на референдуме 2014 года.

«Меджлис», заняв непримиримую позицию в отношении российского государства, организовав так называемую продовольственную и энергетическую «блокаду» полуострова и делегировав своих лидеров Мустафу Джемилева и Рефата Чубарова в депутаты Верховной Рады Украины, добровольно самоустранился от политической жизни в Крыму». Фото unian.net

Бесславный конец

В свете сложившейся ситуации политического будущего у крымскотатарского «меджлиса» в Крыму нет. Вся деятельность этой организации уже сконцентрировалась на Украине. Занимаясь антикрымской и антироссийской информационной деятельностью, «Меджлис» выгоден зарубежным враждебным антироссийским силам, прочно обосновавшимся в Киеве после государственного переворота 2014 года. Именно эти силы готовы спонсировать деятельность данной организации.

Однако все надежды покровителей «меджлиса» на обострение ситуации в Крыму и раскачивание межнационального конфликта тщетны: интеграция крымских татар, равно как и других народов полуострова, в российское политическое, экономическое и культурное пространство уже приобрела такие громадные масштабы, что никакие информационные антироссийские вбросы со стороны «Меджлиса» не смогут ее остановить.

Иван Мезюхо

Новости партнеров