Новости раздела

В Качаловском театре состоялось бракосочетание

БДТ им. В.И. Качалова под занавес сезона показал третью премьеру — комедию Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано». Впрочем, на театральной афише вы увидите другое название — «Брак по-итальянски», так назывался культовый фильм с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. На премьере побывала корреспондент «Реального времени».

Под небом Неаполя

На сцене легкая конструкция — комната в южном доме с верандой, выходящей на море. Безбрежное море и безбрежное южное небо кажутся почти натуральными. Свет от ставшего постоянным участником казанских спектаклей художника светописи Евгения Ганзбурга из Санкт-Петербурга. Бриз полощет легкие занавески. Автор сценографии Александр Патраков воссоздал атмосферу, казалось бы, безмятежного дома, расслабленного от южной лени. Сценография, выполненная в бело-голубой гамме, изысканна. Но букет пунцовых роз в серебряной вазе — единственное яркое пятно — словно сигналит о каком-то неблагополучии.

Стоит упомянуть и о костюмах, их автор — известный дизайнер Рустам Исхаков, последние сезоны плодотворно сотрудничающий с Качаловским. Чистота линий и безупречность кроя — признаки стиля Исхакова, высоко ценящего в своих моделях чуть старомодную женственность. В случае с «Браком по-итальянски» угадать имя художника по костюмам было несложно любому поклоннику этой марки.

Александр Славутский предложил зрителям вполне традиционную постановку с внятной сценографией, прогнозируемым музыкальным рядом (лейтмотив спектакля — неаполитанская песня «Скажите, девушки») и тщательно отделанными, за минимальным исключением, ролями. Но это если судить несколько поверхностно или даже предвзято. «Брак по-итальянски» в Качаловском — как шкатулка с неким секретом. Кто сможет, тот увидит и разгадает.

Дело в том, что, обозначив на афишах тот самый жанр, что и предполагал автор, то есть «комедия», режиссер спектакля вносит в постановку элемент драматичности, что, в принципе, оправдано, если вспомнить, что в основе и пьесы, и спектакля совсем не простая судьба женщины — Филумены Мартурано (Светлана Романова).

Именно Романова привносит в спектакль нотки драматизма, которые доминируют в ее трактовке образа Филумены. Не увидеть этого может только очень близорукий зритель, начисто лишенный вкуса, столь выпукла ее игра.

Простота — сложна

Роль Филумены для Светланы Романовой — это своего рода бенефис, можно предположить, что актриса редчайшего амплуа «клоунессы» шла к этому образу уже давно. Тот, кто видел в Качаловском театре одну из ее лучших работ — Клару в «Визите дамы» Дюрренматта, сразу попадет в плен аллюзий. Нет, повторов тут нет, просто есть общность «исходного материала», есть вариации на тему судьбы. Драматичной судьбы.

Филумена, начав свою судьбу девушкой из «веселого дома», четверть века назад влюбилась в Доменико Сориано (Михаил Галицкий) и теперь хочет выйти за него замуж. Точнее, к началу повествования, Филумена уже обвенчалась с Доменико, инсценировав смертельную болезнь. Дуэт Михаила Галицкого и Светланы Романовой — изящен и легок, в нем есть ирония и есть боль Филумены, но в нем есть и прозрение Доменико.

Она имеет право носить его фамилию, потому что все эти двадцать пять лет прожила в его доме, управляла его бизнесом и, как это часто бывает, превратилась в сознании Доменико в предмет интерьера. Филумена долго ждала и решила идти ва-банк. Какая роскошная сцена, когда, слушая возмущенный монолог Доменико, Филумена хладнокровно поедает спагетти, демонстрируя полное безразличие, но можно почувствовать, как она сдерживает свой темперамент!

Она говорит, что хочет этим браком обеспечить будущее троим сыновьям — Микеле (удача Юрия Дмитриева), Рикардо (Тимофей Гаврилов) и Умберто (Владислав Кутергин). Написав об удаче Дмитриева, вовсе не хочу умалять серьезной работы двух других молодых актеров, просто Дмитриев в последние два сезона совершил некий внутренний прорыв.

Итак, сыновья, один из которых сын Доменико, кто — мудрая Филумена решила не говорить, пусть у всех в сердце небедного Сориано будут равные места. Но разве в сыновьях дело? Точнее, не только в них и не столько в них.

Как ни скрывает чувства Филумена, она любит Доменико, а любящей католичке, обращающейся за помощью к Мадонне, пристало быть замужем. Вот и придумывает она эту интригу со смертельной болезнью, разыграть которую ей помогает верная Роза (Антонина Иванова, отлично чувствующая природу пьесы Эдуарда де Филиппо).

Но и Доменико неожиданно открывает в себе, что любит Филумену, а вовсе не молодую красотку, глуповато-дерзкую Диану (стильная работа Эльзы Фардеевой). Так что, хэппи-энд? И да, и нет. В подвенечном платье Филумена танцует с Доменико, вот-вот перед алтарем она скажет ему «да», все устроилось, но в воздухе словно разлилась грусть. Иногда счастье приходит слишком поздно, иногда невидимые шрамы на сердце ноют, как кости в непогоду. Двадцать пять лет ожидания для Филумены — слишком большой срок.

Александр Славутский поставил, на первый взгляд, очень простой спектакль. Но за этой простотой, почти кларизмом, можно угадать много смыслов. Филумена и Доменико, как их играют Романова и Галицкий, не столь однозначны. И, кстати, простые решения часто бывают самыми сложными.

Татьяна Мамаева, фото Анны Главатских (activ.tatar)

Новости партнеров