Как хлебозаводы РТ объединяются против прессинга ритейлеров, роста тарифов и «подпольных» пекарен
Игроки пищепрома республики бьют тревогу: хлебному рынку угрожают новые разрушительные тренды, которые могут усилиться в ближайшей перспективе. Руководители татарстанских хлебозаводов планируют разработать механизмы внедрения новых решений на рынке и выступить с инициативами для органов власти.
Наиболее острые проблемы рынка хлебопроизводства в РТ — это нехватка оборотных средств для закупки дорожающего сырья, необходимость господдержки для модернизации, усиление позиций серого рынка пекарен в городах и ужесточение политики ритейлеров, которые просят дополнительные бонусы и «в воспитательных целях» убирают с полок некоторые виды хлебов.
К такому мнению пришли участники ежегодного собрания Союза хлебопроизводителей РТ (СоюзХлеб), который объединяет игроков республиканского рынка и активно выступает с инициативами для республиканской и федеральной власти.
На этот раз собрание, приуроченное еще и к 85-летию хлебопечения в Татарстане, прошло отчасти в минорной тональности. Однако игроки рынка, обсуждая трудности, продемонстрировали боевой настрой и намерение добиваться изменения ситуации — разрабатывать механизмы работы и предлагать их власти.
«Пока россияне не отказались от хлеба, нужно начать мощную пропаганду»
Руководители заводов с сожалением отметили, что наблюдают некую негативную информационную пропаганду со стороны ряда СМИ, которые говорят о вреде хлебных изделий. В результате, по мнению игроков рынка, потребители составляют ложные представления о вреде и пользе хлебных изделий, отказываясь от покупки привычных продуктов.
— В телепередачах рассказывают о вреде дрожжевых хлебов, говорят о том, что якобы заводы используют фуражную муку для промышленного производства, — возмутился Сергей Барышев, технический директор «Казанского хлебозавода №3». — На нас оказывают прямо-таки информационное давление. И смешно, и плакать хочется. Больше нечего добавить.
— Нужно реабилитировать заводы, вести мощную ответную пропаганду, — включилась в беседу Рокыя Таштабанова, главный технолог Союза хлебопроизводителей РТ. — Информация о том, что якобы закупаем дешевое сырье и продаем задорого — это клевета абсолютная, и это очень обидно. Надо объяснять людям, как и из чего производится хлеб. Население не понимает, что бездрожжевого хлеба в принципе нет. Без дрожжей хлеб плоский. Если кто хочет бездрожжевой хлеб, пусть дома пекут. Но в дрожжевом хлебе никакого вреда, нам это подтверждали и медики, и научные институты. Наши хлебопекарные дрожжи, отработав свое, больше не оказывают никакого влияния на организм — они погибают при температуре 50-60 градусов при выпекании хлеба. На заводах РТ используют чистые дрожжевые культуры — на молочнокислой закваске и на спиртовом брожении.
— Сейчас молодежь вообще от хлеба отказывается, и это очень плохо, — прокомментировал Евгений Рещиков, начальник отдела развития продовольственного рынка Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ. — Но, раз мы говорим о пропаганде, отмечу, что в общем информационном потоке Союза хлебопроизводителей заводов не слышно. Нужно активно сотрудничать с прессой. К слову, хлеб в умеренном количестве очень даже полезен, от хлеба моя бабушка никогда не толстела. И все новые стереотипы о вреде хлеба необходимо разрушать.
«Жители пекут дома торты и не боятся штрафов»
Новый тренд в хлебной отрасли — динамичное изменение потребительского спроса. Как отметил в докладе Дмитрий Савинов, исполнительный директор Союза хлебопроизводителей РТ, интерес покупателей к полезным продуктам настолько высок, что уже к 2030 году их объем составит порядка 25 процентов. Также наблюдается интерес к национальным сортам хлебобулочных изделий.
Мощный «бич» рынка — пекарни и мини-кондитерские, число которых «растет как на дрожжах». Эксперты отметили, что эти игроки рынка могут не соблюдать элементарные санитарно-гигиенические нормы, не проводить контроль входного сырья, однако проверяющие органы вправе лишь наложить невысокие штрафы. Руководители заводов сообщили, что делали контрольные закупки в пекарнях, однако практически не добились результатов.
— Жаль, что такая денежная ниша уходит в частный сектор, — посетовала Лариса Гордеева, гендиректор «Зеленодольского хлебокомбината». — У нас есть отдельное кондитерское ателье, которое тоже печет большие торты на праздники на заказ. Мини-кондитерские зарегистрированы как ИП. Но бывает, что люди работают на себя и без регистрации — просто наберите в соцсетях, в поисковиках «торты на заказ», и увидите масштаб проблемы. В каких условиях они выпекаются, никому не известно. И эти торты заказывают на детские праздники! Мы сделали как-то контрольную закупку в Зеленодольске — результатов ноль, ведь мы не имеем права на проверки, их просто оштрафовали за то, что работают без регистрации, но это копейки по сравнению с прибылью. Все равно свои несколько тысяч она заработала. Тут же, к примеру, эта девушка-декретница выложила в своем паблике фото тех тортов, которые нам же и продала, ничего не боятся они. И это явление очень массовое.
Дмитрий Савинов рекомендует выделяться на фоне «серых» конкурентов ассортиментом. Как рассказал гендиректор «Булочно-кондитерского комбината» («БКК») Булат Кутдусов, ассортимент пекарен, как правило, исключает ржаной хлеб, так как он более сложный по технологиям. Хлебопроизводители сошлись во мнении, что нужно производить больше технологически сложных продуктов, а для конкуренции с кондитерскими изготавливать сложные «праздничные» торты на заводах (что уже делают некоторые игроки) и активно продвигать это направление среди населения.
— Хлебная отрасль в Татарстане все-таки сильная, — перешел на оптимистичную ноту Ильдар Никифоров, председатель правления Союза хлебопроизводителей РТ. — Что касается пекарен, то они, безусловно, нравятся населению, там можно покупать горячий хлеб. О том, из чего это производится, люди не думают. Проблема в том, что пекарни могут не соблюдать требования безопасности, качества. И в любом случае, большой стране не обойтись без промышленного производства. Вспомните ситуацию, когда в Москве в 90-х годах появилось около 900 пекарен. В результате заводы закрылись, а пекарни просто исчезли. Заводам сейчас непросто, и мы надеемся на ежегодную, регулярную помощь из бюджета. К сожалению, нам пришлось попрощаться с некоторыми нашими коллегами. Из 8 заводов в Казани сейчас работают только 3. Пекарни могут нас быстро обогнать и потопить — они в некоторых случаях не платят налоги, работают без регистрации, выплачивают «серую» зарплату сотрудникам и развиваются в бешеном темпе. Разумеется, необходимо вмешательство государства.
— Регламенты должны создаваться на государственном уровне, — продолжил дискуссию Рустем Абдуллин, гендиректор «Нижнекамского хлебокомбината». — Все считают, что хлеб — это золотое дно. Закон теперь запрещает нам проверки малого бизнеса, и они хозяйничают на рынке. Были ведь уже случаи отравления в пекарнях других регионов, об этом сообщали СМИ. Нужно принимать меры.
С тем, что таких предпринимателей тяжело «найти и наказать», согласилась и Марина Прыгунова, завсектором торговли и бытового обслуживания Исполкома Елабужского района. Она отметила, что по субсидируемой программе находится немало желающих открыть пекарню, и по возможности Исполком предлагает переориентироваться на другие виды малого бизнеса.
«Контакт с властью вроде есть, открытой финансовой помощи и поддержки — мало»
С темы «серого рынка» игроки рынка постепенно перешли к теме господдержки и коммуникации с торговыми сетями.
— Я за здоровую конкуренцию, — отметил Ярослав Пурий, гендиректор «Елабужского пищекомбината», в этом году ставший «хозяином» ежегодного собрания СоюзХлеба. — Пока мы видим рост «серого» рынка. Несправедливо, что мы как завод платим налоги, участвуем в социальных программах, а те же пекарни ничего этого не делают. Мелкие игроки не накормят население, нужны достаточно большие объемы. В случае ЧП народ не может голодать. И для нашей работы важна поддержка государства. Пока, на наш взгляд, правительство инертное. Когда заграница перестала нас кормить, все-таки вспомнили о своих производителях. Вообще, мы очень благодарны Минсельхозу за поддержку — на заводе запущена новая линия. В нашей отрасли пока, к сожалению, работают так называемые «ножницы»: нет оплаты — нет оборота для закупа, и в это время растут цены на сырье, тарифы на электроэнергию и так далее. Растет дебиторка, идет вынужденное сокращение производства.
Повышение цен на социальные хлеба лишь частично компенсировало рост цен на сырье, тарифы, упаковку, отметил в своем докладе Дмитрий Савинов. Другие эксперты рынка — руководители местных заводов — поддержали спикера и заметили, что заводам не хватает оборотных средств для закупки сырья, поскольку удорожание товара на полках «возможно лишь постфактум». Статистика от СоюзХлеба: объем рынка упал примерно на 2 процента за год. Хлебозаводы нуждаются в господдержке, и участники СоюзХлеба намерены продолжить работу в этом направлении.
— Минсельхоз выделили порядка 55 млн рублей из бюджета на модернизацию, а общие расходы из собственных средств предприятий составили около 260 млн рублей, и мы очень благодарны за это, — отметил Дмитрий Савинов. — Но этого мало, ведь каждый завод нуждается в модернизации примерно на эту сумму.
— В нашей стране без промышленного производства нельзя, — согласился с коллегами Ильдар Никифоров. — Проблемы идут по замкнутому кругу. Сейчас наблюдается тенденция — уменьшение количества заводов. Розничное предприятие должно иметь ассортимент, чтобы оставаться на плаву. И для развития нужна поддержка. У нас есть лоббист в кругах власти — Айрат Хайруллин, есть Валерий Чешинский — президент Российского союза пекарей. Мы ждем, конечно, эффективных решений, ждем, что встанут на нашу сторону. Что касается «серого» рынка пекарен, то нужно не просто сообщать о наличии такой проблемы, а предлагать механизм решения.
Игроки рынка посетовали, что пока их инициативы не находят реального отклика в законодательной среде. Тем временем, ситуация накаляется еще и по причине новых требований торговый сетей, которые требуют дополнительные бонусы не только с коммерческих видов хлеба, но и с так называемых социальных хлебов.
— Есть контакт Союза пекарей с конкретными представителями власти, но открытой финансовой помощи нет, — отметил, в свою очередь, Булат Кутдусов. — Что касается сетей, то они в «воспитательных целях» уже убрали с полок некоторые виды хлебов.
— Торговые сети хуже, чем танки — танки можно хотя бы остановить, — шутя прокомментировал Ильдар Никифоров. — А торговых сетей все больше.
Булат Кутдусов подытожил обсуждение темы, предложив игрокам усилить здоровую конкуренцию за счет лучшего сервиса, качества, упаковки и «каждому определиться со своей темой». Он напомнил, что не допустим демпинг на рынке: «если классические хлеба будут удешевляться процентов на 30 и более, то лет через 5 собираться здесь будет некому», — отметил он. С сетями нужно поддерживать «джентльменские соглашения», а закон о торговле корректировать, считает директор «БКК».
— Нужен закон, по которому ритейлеры не смогут брать с нас бонусы, — отметил Булат Кутдусов. — Мы пробовали выступать с инициативой, разработали предложение, но УФАС запретил его подписывать, так как это считается сговором.
Прессинг со стороны сетей относительно социальных хлебов подтвердил Ринат Халиуллин, гендиректор «Чистопольского хлебозавода»:
— Только вдумайтесь: мы получаем дотацию от государства (если получаем) — и отдаем торговым сетям, — обратился он к коллегам.
— Сети выкидывают хлеб на свалку и еще с нас деньги берут, — продолжил Ильдар Никифоров. — Такое ощущение, что ритейлеров активно поддерживают «сверху».
В заключение Дмитрий Савинов отметил, что отраслевая программа развития хлебопекарной промышленности на 2014-2020 годы, утвержденной Минсельхозом РФ, не предусматривает прямого финансирования этих работ, в то же время актуальными остаются вопросы отмены бонусов сетевой торговле и упорядочения расчетов за возвраты нереализованной продукции. Связанные с этим убытки хлебозаводов России составляют более 50 миллиардов рублей в год, и эти средства могли бы стать источниками финансирования для модернизации и повышения эффективности производства.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.