Из истории забастовок казанских студентов. Часть 2-я
В России студенческие волнения в отдельных учебных заведениях происходили, начиная с 1860-х годов. В феврале — марте 1899 года протесты студентов охватили всю империю — университеты Санкт-Петербурга, Москвы, Киева, Томска, Казани, Харькова, Варшавы и Одессы. Подробнее об участии казанской молодежи во всероссийских студенческих забастовка и митингах продолжает рассказывать в своем дзен-канале «Записки о провинции» кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Елена Миронова.
Участие студентов высших учебных заведений в общественно-политическом движении более заметно. В академическом отношении студенты требовали расширения автономии своих учебных заведений.
В Казанской духовной академии на общестуденческом собрании 7 октября 1905 года были выработаны «временные правила» академической жизни: выборность ректора и помощника ректора (инспектора) всем преподавательским составом, причем институт инспекции уничтожался, а разбирательство по студенческим делам поручалось профессорскому дисциплинарному суду; полная независимость академии от епархиального архиерея; участие студентов в совещании с профессорами при выработке нового академического устава; отмена положения, по которому выпускник академии, пользовавшийся казенной стипендией, обязывался в случае его уклонения от службы по духовному ведомству, единовременно уплатить стоимость своего содержания в академии.
Наиболее частым проявлением революционности студентов были сходки. В Императорском Казанском университете собирались представители разных курсов и факультетов, приглашались представители других учебных заведений и просто посторонние лица, обсуждались сложившаяся ситуация и планы на будущее.
Иногда практиковался и пропуск занятий с целью заставить начальство принять требования студентов. Когда совет отверг требования студентов Казанской духовной академии об академической автономии, все студенты как один перестали ходить на занятия. Студенты университета подписали решение «Союзного комитета» подать прошение ректору возобновить занятия, а затем забастовать.
В заключение хочется сказать, что хождения на митинги, подача петиций, споры с преподавателями позволяли почувствовать себя взрослым и самостоятельным. Было немало случаев и обычного озорства, особенно со стороны более молодых учащихся, поскольку беспорядки были поводом безнаказанно пропускать опостылевшие занятия и выплеснуть накопившееся раздражение к преподавателям.
Установившиеся связи между различными учебными заведениями, как средними, так и высшими, несомненно способствовали сплочению всех учащихся, осознанию общих целей.
Руководство учебных заведений не решалось предпринимать радикальные меры, но и не шло на уступки, предпочитая закрывать школу до успокоения учащихся. Преподаватели высших учебных заведений зачастую относились сочувственно к революционному студенчеству.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.