Новости раздела

Средняя Елюзань — мусульманская община в центре России. Часть 2-я

Исламские ценности при советском атеизме. Часть 3-я

Антирелигиозная политика в СССР внесла серьезные изменения в развитие татарского общества. Однако, несмотря на давление, ислам в нашей стране продолжал играть важную роль у татар, определяя жизнь мусульманских общин. Подробнее об исламских ценностях при Советах на примере мусульманской общины крупного татарского села Средняя Елюзань Пензенской области продолжает рассказывать на канале «Татарский мир» доктор политических наук, ведущий научный сотрудник отдела этнологических исследований Института истории им. Ш. Марджани АН РТ Лилия Сагитова.

«Мы без религии не можем...»

Политика советского атеизма использовала в качестве альтернативы религиозному светские институты.

В сельской местности ставка делалась на школу и клуб как основные идеологические инструменты атеистической пропаганды. История села демонстрирует формы сопротивления внедрению светскости. Так в 1966 году в письме уполномоченного СДРК отмечалось:

«На наше замечание о том, что в селе еще нет хорошего клуба и в первую очередь нужно подумать о его строительстве, верующие говорили: «Зачем нам клуб? Кто туда ходит? У нас в селе народ верующий, и мы все ходим в мечеть, и наши дети будут ходить в мечеть. Мы без религии не можем. Она помогает людям, приучает их к дисциплине, к порядку. Вот в декабре начнется «рамазан» и все мужчины бросят курить и пить водку. Разве это плохо? Так что сначала дайте нам вторую мечеть, а потом уж можно и о клубе подумать».

Светские практики в селе вводила сельская интеллигенция.

Учителя вместе со школьниками готовили вечера и концерты, на которые приглашались родители и родственники учеников. Но включенность в советские практики не исключала учителей и некоторых партийных работников из жизни общины:

«Беседуя с директором школы тов. Талиповым по вопросу о том, как проводит население праздники «рамазан», «курбан-байрам», «мавлюд» — он заявил, что эти праздники празднуются почти всем населением, не исключая детей. Почитание праздников имеет место и среди учителей. Если можно верить словам тов. Талипова, а не верить нельзя, так как он является коммунистом, который сказал, что мечеть посещают не только рядовые колхозники, но и отдельные коммунисты, но конкретно фамилий не назвал. Тов. Талипов рассказал и о том, как колхозники подвозили дрова для мечетей на своих коровах, тогда как дрова для школы подвезены не были».
У мечети XIX в. в с. Средняя Елюзань, фото 1920-х г. скриншот realnoevremya.ru с официального сайта Института истории РТ

О слабости ресурсной атеистической базы и светских институтов в селе свидетельствуют данные архивных документов:

«Религиозным обрядам недостаточно противопоставляются новые советские гражданские обряды. Почти не проводятся обряды в татарских селах. <…> В библиотеках и клубах татарских сел абсолютно нет никакой антирелигиозной литературы по исламу, что отрицательно сказывается на развертывании атеистической работы».

Смена политической парадигмы после 1989 года привела к интенсивному расширению духовной инфраструктуры на селе.

После нескольких обращений об открытии второй мечети «17 октября 1989 г. Пензенский облисполком принял решение считать возможным зарегистрировать вторую общину» а «25 декабря 1989 г. СДРК постановил ее зарегистрировать» (л.18, 21).

С 1990-х годов жители села стали организовывать сборы средств на строительство мечетей. За 20 постсоветских лет было построено 10 мечетей и одно медресе. Открыты мусульманские детские сады. Один из них совмещает функцию женского мусульманского центра, где проходят образовательные курсы по арабскому языку для девушек и женщин, организуются пятничные вагазы (проповедь). В мусульманские праздники Ураза, Курбан-байрам в нем проводятся ифтары и таравихи (разговение и ночные моления). Силами молодых имамов организован мусульманский фонд «Радуга», который занимается социальными вопросами, организацией детского мусульманского лагеря и конкурсами чтецов «Корана».

Исторический экскурс в религиозную сферу сельских мусульман в период советского атеизма позволил выявить причины жизнестойкости ислама: роль социальных институтов (мечети и семьи); формальных и неформальных духовных лидеров (имамов), формировавших скрепы мусульманской общины в эпоху идеологии атеизма. Детальное изучение исторических корней позволяет понять стимулы процесса реисламизации в новейший период развития российской истории.

Лилия Сагитова
ОбществоИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров