Новости раздела

«Мы не суд!»: первым делом Конституционного совета Татарстана может стать жалоба на документ Кабмина

Ильгиз Гилазов рассказал о первых 100 днях работы нового института власти

«Мы не суд!»: первым делом Конституционного совета Татарстана может стать жалоба на документ Кабмина
Фото: предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой КС РТ

Сегодня Конституционный совет РТ отметил первые 100 дней работы и презентовал регламент своей работы. В новый институт внесудебной власти теперь могут обращаться как рядовые граждане республики, так и раис Татарстана. Рассмотрение первого обращения по проверке конституционности нормативно-правового акта может стартовать в ближайшее время, сообщил сегодня председатель совета Ильгиз Гилазов, объясняя, чем возглавляемый им орган отличается от суда и в чем его значимость.

Что сделал совет за три месяца

Первое заседание прошло в бывшем зале Конституционного суда РТ, который немного изменили под новый формат: вместо шести судейских кресел в президиуме — только три для членов совета, перед которыми теперь нет развернутых друг к другу столов оппонирующих сторон. «Можно выступать — сразу за трибуну!» — заметил на входе в зал начальник Управления судебного департамента в РТ Зявдат Салихов.

В свою очередь главный федеральный инспектор по РТ Виктор Демидов отметил солидные полномочия нового органа власти и пожелал столь же солидных и впечатляющих успехов в работе. На заседание прибыли те, с кем совету предстоит плотно работать в будущем — представители правовых управлений Кабмина и Госсовета республики, руководители Адвокатской и Нотариальной палат региона, а также представители вузов, где готовят будущих юристов. К слову, в перспективе Конституционный совет может стать еще одним местом для прохождения студенческой практики.

realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Напомним, состав совета был сформирован на заседании парламента республики в июле 2023 года. Работу КС РТ с подачи раиса Татарстана возглавил экс-председатель Верховного суда РТ Ильгиз Гилазов. Его заместителями стали бывший зампред того же суда Роман Гафаров и экс-зампред Конституционного суда Татарстана Эльмира Мустафина, также имеющая 20-летний опыт работы в правовом управлении Госсовета РТ.

— Сегодня ровно 100 дней нашего функционирования, — сообщил глава совета и перечислил, что сделано за это время, начиная от регистрации юрлица и счетов, заканчивая комплектованием штатов, запуском своего сайта, косметическим ремонтом и оснащением системами видеонаблюдения и видео-конференц-связи.

Также защитники Конституции РТ посетили коллег в Уфе, где такой же совет появился в январе текущего года. Первопроходцами стали Адыгея — там КС работает с 2021 года, и Республика Саха (Якутия) — с 2022-го. Напомним, некогда существовавшие в 18 регионах РФ Конституционные суды субъектов были упразднены в силу разных причин, включая изменение федерального законодательства.

realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

Как пояснил собравшимся Ильгиз Гилазов, в данный момент в совет поступило «обращение о проверке нормативно-правового акта, имеющее перспективу принятия к рассмотрению», и посоветовал следить за новостями на сайте КС.

По данным источников «Реального времени», на деле в совет поступила далеко не одна жалоба, побывали здесь и «ходоки», вот только их претензии лежат в плоскости, не имеющей отношения к полномочиям на предмет проверки конституционности. То же единственное, в котором просматривается перспектива, касается некоего постановления Кабинета министров Татарстана.

Гилазов — о квазисудебной природе и политических полномочиях

По словам председателя КС Татарстана, подобные органы конституционного надзора существуют в ряде стран, включая Францию, Алжир, Сенегал, Эфиопию и Казахстан.

— Это орган специализированного контроля, имеющий внесудебную или квазисудебную природу, — сообщил он и подчеркнул несколько раз: — Мы — не суд!

Гилазов заявил: совет наделен еще и специфическими политическими полномочиями по предварительной оценке парламентских законопроектов на предмет соответствия Конституции РТ. При этом новый орган намерен работать на принципах законности, объективности и организационной самостоятельности, а также открытости и гласности. Что касается его решений, то заключения совета подлежат обязательной публикации и рассмотрению органом, принявшим не прошедшее проверку решение.

предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой КС РТ

По мнению Гилазова, их работа должна восполнить пробел надзора, возникший после ликвидации конституционных судов в регионах. «Отсутствует контроль за нормативными документами субъектов, не говорю уже об актах местного самоуправления. В судах общей юрисдикции дел этой категории нет», — со знанием дела, как экс-глава Верховного суда республики, сообщил руководитель совета. В суд можно обратиться лишь с жалобами на решения, постановления и иные акты в части их противоречий федеральному законодательству.

— В суд приходят за справедливостью, а получают законность. Иногда эти вещи не совпадают, особенно касаясь нормативно-правовых актов субъектов, — подчеркнул он и призвал собравшихся во время приемов населения, консультаций граждан ориентировать их — появился новый орган защиты конституционных прав.

Регламент предусмотрел запросы от Минниханова

В ситуации, когда граждане находятся в уязвимом положении в отношении государства, должны быть созданы максимальные условия для обеспечения их прав, подчеркнул член КС РТ Роман Гафаров: «У нас нет оплаты госпошлины и жестких требований к самому заявлению и прилагаемым документам. Нет таких понятий, как доказательства».

Регламент КС опубликован на его официальном сайте. Обратиться сюда с заявлением-жалобой можно письмом, в том числе электронным, а также можно оставить обращение прямо на сайте. При этом требуется четко указать свои персональные данные и контакты, данные об обжалуемом правовом акте и доводы заявителя относительно претензии к данному акту со ссылкой на нормы Конституции Татарстана.

realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

— Нормативный акт, положения которого признаны не соответствующими Конституции РТ, должен в обязательном порядке рассматриваться в трехмесячный срок органом или руководителем органа власти, его принявшего, — сообщила в свою очередь член совета Эльмира Мустафина, добавив, что отсчет идет со дня опубликования заключения КС РТ.

Законодательные проекты правок в этот главный закон республики теперь также подлежат проверке членами КС РТ.

Отдельно в регламенте прописаны требования к запросу в КС со стороны раиса Татарстана на предмет конституционности проектов тех договоров, которые руководство РТ планирует заключить с субъектами РФ. Предусмотрено: такие запросы подлежат первоочередному рассмотрению и с даты поступления до итогового решения должно пройти не больше 20 дней.

К слову, по действующему регламенту Рустам Минниханов вправе лично участвовать в заседания совета.

realnoevremya.ru/Ирина Плотникова

К обязательному функционалу нового органа относится не только работа с обращениями и проектами законов и договоров. Важным отчетным документом станет ежегодный доклад о состоянии конституционной законности в Татарстане. Он будет направляться главе республики и оглашаться на заседании Госсовета Татарстана. Первый доклад запланирован на будущий год.

Продумали разработчики и рекомендуемые формы обращения к участникам заседания КС — «уважаемый совет», «уважаемый председатель», «уважаемый эксперт» и так далее.

В финальной части презентационного выступления Ильгиз Гилазов поинтересовался: есть ли вопросы? И они нашлись. Представитель Адвокатской палаты РТ Ольга Камалетдинова уточнила — можно ли будет адвокату прийти на заседание по защите интересов гражданина с ордером на защиту? Ответ был утвердительным. Представитель ТК «Эфир» и телеведущая Ольга Лаврова поинтересовалась — может ли совет сопровождать обращение гражданина вплоть до Конституционного суда России, если увидит перспективу? Гилазов вновь напомнил: КС РТ не встроен в судебную систему и обращение сюда не имеет перспективы обращения в высший орган судебной власти.

Евгений Султанов — крайний слева. предоставлено realnoevremya.ru пресс-службой КС РТ

Завкафедрой конституционного и административного права КФУ Евгений Султанов с ходу обратил внимание на ряд моментов регламента работы новой структуры, не согласившись, что речь в нем идет лишь о «порядке внутренней деятельности», а дальше поделился своим мнением о сложности поставленной задачи: «Я не представляю, какие будут у вас заключения по проектам Конституции РТ, на что вы будете их проверять, если проект будет предусматривать изменения Конституции. Мне очень [интересно] — на что и как вы будете проверять соответствие проекта. Думаю, практика даст ответ».

Спорить с ним никто не стал. Члены президиума согласились — регламент принят не без шероховатостей и будет дорабатываться с учетом замечаний. Но без него начать работу было нельзя.

Ирина Плотникова
ОбществоВласть БашкортостанТатарстан

Новости партнеров