Новости раздела

Татарстанские «Впрок» и «Альпари» скинутся на бытовую химию

Региональные сети дрогери создают союз против монополии крупных производителей и розничных сетей

Почти 200 магазинов двух крупнейших татарстанских ритейлеров по продаже косметики и бытовой химии — «Альпари» и «Впрок» — вошли в состав закупочного кооператива «Дрогери союз». Регионалы надеются таким образом оптимизировать расходы и закупки, а в будущем даже создать собственное производство. По мнению экспертов «Реального времени», создание союза позволит выступать консолидированно в переговорах с крупными поставщиками.

15% на двоих

В Москве в рамках первого межотраслевого кооперативного семинара «Антикризисное управление торговой сетью», организованного потребительским обществом «РОСТ», проходившего в марте, состоялось учредительное собрание закупочного кооператива «Дрогери союз».

Напомним, что сегмент дрогери — это один из форматов магазинов шаговой доступности, где продаются товары повседневного спроса non food: косметика, парфюмерия, бытовая химия и прочие сопутствующие товары.

«Дрогери союз» представляет собой классический закупочный кооператив представителей региональных розничных торговых сетей. На сегодняшний день два татарстанских представителя розничной сети вступят в кооператив — это казанцы «Альпари» и представители Набережных Челнов «Впрок». Кроме татарстанцев в состав союза войдут еще семь торговых сетей: «Улыбка радуги» (Санкт-Петербург), «Шик» (Архангельск), «Семь+Я» (Самара), «Практическая магия» (Пермь), «СитиМаркет» (Москва), «АБК-Новосибирск» (Новосибирск), АТМ (Томск).

Общий совокупный оборот компаний-участников «Дрогери союза» оценивается в 34 млрд рублей, общее количество магазинов превышает 1 350. Из них 140 магазинов принадлежат «Альпари» и 57 — «Впрок». То есть почти 15% от всего количества магазинов, объединенных в рамках союза.

И тут «Магнит»

Как стало известно «Реальному времени», первое заседание будущего союза состоялось еще в декабре предыдущего года. Юридическое же оформление и присвоение статуса резидента участников — в первой половине марта 2015 года. Председателем совета потребительского общества «Дрогери Союз» избран Андрей Трубицин, соучредитель ТС «Улыбка радуги». Председателем правления выбран Виталий Неменов — соучредитель самарской сети магазинов «Семь+Я».

Вошедший в состав союза Дмитрий Калачев, директор набережночелнинских магазинов «Впрок», отметил, что создание «Дрогери союза», в первую очередь, направлено на объединение усилий, оптимизацию расходов и получение дополнительных доходов от совместной деятельности. «Сейчас создается такая структура, которая позволит координировать совместные проекты компаний, которые входят в этот союз. Союз создает условия для развития компаний: более комфортные, прозрачные, понятные», — отмечает Калачев.

Кроме того, будущий резидент подчеркивает, что основными конкурентами для формата дрогери являются все, у кого в той или иной мере представлен ассортимент непродовольственных товаров. «Это и продуктовые сети, и федеральные сети непродовольственных товаров, розничные сети. Все в той или иной мере являются нашими конкурентами. «Магнит Косметик» является одним из сильных игроков, и он стимулирует нас искать пути повышения эффективности».

Дмитрий Калачев: «Союз создает условия для развития компаний: более комфортные, прозрачные, понятные»



«Альпари» не стал комментировать подробности своего участия в будущем закупочном кооперативе.

Создание зонтичных брендов

Безусловно, для дальнейшего развития союза одного объединения усилий будет недостаточно. «Дрогери союзом» планируется создание собственного производства со всеми вытекающими последствиями: производство товара под собственной торговой маркой, создание логистических центров. Кроме того, необходимо реализовать программу обмена существующими торговыми марками участников. «Конечно, не исключается, что будет и свое производство, свои заводы. Но для этого необходимо пройти длинный путь», — отметил Дмитрий Калачев.

Будущие резиденты «Дрогери союза» планируют к концу года достичь уровня 10% консолидированных СТМ в обороте каждой сети-участника.

Классический закупочный кооператив, модель которого берется в основу будущего союза, подразумевает сокращение издержек за счет консолидации участников. Методы, которыми будут пользоваться будущие резиденты «Дрогери союза», — это обмен опытом и практиками, проведение совместных закупок и совместных переговоров с подрядчиками. После юридического оформления союза в конце марта состоится консолидированный закуп продукции, и пройдет консолидированная оплата. Таким образом, союз станет единым центром оплат.

Также до конца текущего года планируется запустить совместные проекты с потребительским обществом «РОСТ». «Создаются проекты, которые мы пытаемся реализовывать. Но во что это превратится в итоге, пока неизвестно», — рассказал Дмитрий Калачев.

Отметим, что это не первая попытка создания закупочного союза в России. Летом прошлого года российские дрогеры-сети «Ол! Гуд» и «Ситимаркет» пытались создать торгово-закупочный союз, но события, о которых писало ранее «Реальное время», остановили этот процесс.

В сегменте дрогери правят монополисты

Эксперты поделись с корреспондентом «Реального времени» своим мнением по поводу создания «Дрогери союза».

Иван Федяков — директор ИА «Инфолайн»:

— Для чего любой другой союз создается? Естественно, для формирования дополнительной рыночной силы.

Формат дрогери, к сожалению или к счастью, так формировался, что здесь правит рынок монополии. Фактически есть один ключевой поставщик — это компания Procter&Gamble. Второй поставщик — это Unilever. На долю этих двух поставщиков приходится львиная доля всего объема рынка непродовольственных товаров. Все известные бренды как раз-таки и принадлежат этим двум компаниям. Естественно, что любые действия со стороны этих двух крупных операторов создают условия того, что сети должны подстраиваться. Поэтому речи о каком-либо диалоге, дискуссии в рамках решений, которые принимают монополии, не может быть.

Создание союза позволит, во-первых, выступать консолидированно в переговорах с крупными поставщиками. Думаю, что в первую очередь для этого и создается этот союз. Но если на этом деятельность союза остановится, если союз просуществует не больше нескольких месяцев, либо просто в форме идеи, то его ждет такая же участь, как и сотни других подобных союзов, которые были созданы у нас в стране.

Для того, чтобы «Дрогери союз» продолжал существовать, у него должна быть реальная инфраструктурная составляющая, как то: единая система и центр закупок, возможность иметь общую логистическую сеть, распределительные центры. В конечном счете рано или поздно это создание зонтичных брендов союза, которые смогут конкурировать с известными брендами.

Это те цели, которые обычно ставятся перед крупнейшими западными кооперативами или по-другому — закупочными союзами. Многие сети, которые мы привыкли ассоциировать с сетями, на самом деле являются закупочными союзами. Например, известная в России OBI в Европе является тем самым закупочным союзом. Многие сети, пришедшие в Россию и известные как сети, основаны на принципе закупочного союза.

В России, к сожалению, подобные союзы не получались. Самый крупный союз, который сейчас у нас есть, — это «Союз независимых сетей России» — объединение ритейлеров, независимых от крупного транснационального, промышленного и банковского капитала. Попытка Союза НСР создать единую закупочную систему «Т три С» на данный момент остается недостаточно эффективной. Союз пытается лоббировать интересы региональных сетей на фоне активного развития федеральных. Сейчас этот союз выполняет лишь политическую функцию лоббирования интересов регионов.

Второй такой союз — компания «АКОРТ» — ассоциация компаний оптово-розничной торговли. Он изначально был создан под эгидой Х5 Retail Group и сейчас контролируется крупнейшими федеральными сетями или национальными брендами.

«АКОРТ» — это чисто политическая лоббистская организация. А «Союз независимых сетей России» — это более близкая модель к системе кооперации.


Мурат Ахмеров — директор «А Девелопмент»:

— Отмечу, что это уже третий закупочный союз, в котором участвует татарстанский ритейл. Так, в конце 2012 года три челнинские сети — «Челны-Хлеб», «Дуслык» и «Агат», под управлением которых находится более 50 тыс. кв. метров торговых площадей в Закамье, — вошли в федеральный закупочный союз «продуктовиков» «Система Т3С». Это стало ответом на экспансию Х5 и «Магнита». Чуть ранее татарстанский оператор DIY — ООО «Агава» — выступил одним из инициаторов создания закупочного кооператива «Союз DIY», объединяющего около 90 магазинов стройматериалов в РФ. Объединиться регионалов заставила растущая экспансия западных сетей DIY.

Могу сказать об аналогии и в коммерческой недвижимости. Существует такое объединение, как Гильдия управляющих и девелоперов России, которое объединяет в себе не только девелоперов и управляющих компаниями, но и консультантов, оценщиков. Цель объединения — это создание единой площадки для общения, обмена опытом, представления наших интересов в органах власти.

Любое профессиональное объединение — это исключительно положительная тенденция, так как это делает рынок более цивилизованным и профессиональным. Скорее всего, «Дрогери союз» ставит перед собой задачу создания единого канала закупок, единых правил маркетинга, стандартизации процессов, связанных с профессиональной деятельностью.

Фото: domovenok43.ru, coop-rost.ru, chelny-biz.ru, livemint.com, gorodche.ru, r-ulybka.ru

Анастасия Юрьева, Арслан Минвалеев

Новости партнеров