Фатих Амирхан: футурология, инклюзия, феминизм, европеизация
Знаменитые «бренды» Татарстана, часть 51-я
В начале лета в Казани прошли «ПушкинФЕСТ» и «Горький +». Скоро пройдет «Mayakovsky-Fest». Что объединяет эти события? Правильно, они про людей, которые только приезжали, какое-то время жили в городе. Перечисляя эти события, кто-то из коллег заметил: «Эх, а почему нет ни одного фестиваля, посвященного татарскому писателю?» Прошу считать мою статью питчингом идеи такого мероприятия.
Жизнь до и после паралича
Я предлагаю сделать фестиваль о Фатихе Амирхане. Он был многогранным человеком, прошедшим через многие трагедии и оставившим богатое творческое наследие, в котором видится философ, смотревший в начале XX века далеко вперед.
Он родился 1 января 1886 года. Отец Мухаметзариф был имамом мечети «Иске Таш»: «Уже с трех лет я начал писать на полях отцовских книг похожие на морские волны строчки, которые были понятны только мне одному. Родителям, видимо, не очень понравилось, что я так рано стал писателем, они принялись ставить книги повыше, чтобы я не мог достать их». Вокруг мечети раньше находилось несколько зданий, принадлежавших семейству.
Амирхан учился в медресе «Мухаммадия», самостоятельно освоил русский язык, с юности обитал вне татарских слобод. В частности, он посещал кружок «Шимбәчеләр» («Субботяне»), которые ставили самостоятельно спектакли и считали вслух произведения. После он работал в Москве, где участвовал в издании детского журнала «Тәрбиятел-атфаль», позже бы редактором газеты «Әль-Ислах»: «Татарскую жизнь надо в корне перестроить! Вместо старой жизни нам нужна новая; вместо прежних невежд нам нужны ученые, интеллигенты, вместо прежних фанатиков нам нужны здравомыслящие люди, способные возглавить новое движение; вместо людей, не могущих удержать в руках даже то, что было в них раньше, нужны татары, которые владели бы ремеслами и промыслами и не сдавались в житейской борьбе».
Также он писал до революции в газеты и журналы «Кояш», «Аң», «Йолдыз», «Яшен», «Идел», «Ялт-йолт». 15 августа 1907 года его разбил паралич, отказали ноги, и он до самой смерти передвигался на инвалидной коляске. При этом он продолжает работать — как журналист, писатель, публицист, драматург, общественный деятель он сделал немало. Приветствуя Февральскую революцию, Амирхан потом явно разочаровался в Октябрьской, которая не решила национальный вопрос (хотя он одобряет и создание ТАССР).
Последние годы писателя особенно тяжелы. Он болен туберкулезом, у него мало работы. Он пишет в такие издания, как «Кызыл Армия», «Татарстан», «Татарстан хәбәрләре», «Безнең юл», «Шәрык кызы», «Кызыл шәрык», приноравливая свой слог к новым реалиям. Читает лекции в Татарском театральном техникуме, сотрудничает с Татнаркомпросом, выступает на конференциях и литературных вечерах, занимается наследием Тукая, руководит комиссией по созданию и постановке первой татарской оперы «Сания» (в его присутствии обсуждается концепция, прослушиваются музыкальные фрагменты, правится либретто).
Я знаю места
В Казани амирхановскими местами можно считать новодел номеров «Булгар» с «Восточным клубом» (ул. Татарстан, 14/59), а также все последующие адреса клуба — дом Сабитова (ул. Шигабутдина Марджани, 8а) и дом Абдул-Карима Апанаева (ул. Татарстан, 20). А также гостиницу «Амур» (ул. Московская, 70), мечеть «Иске Таш» (ул. Мазита Гафури, 34 к. 1), дом дипломата Шарафутдина Габитова (Ульянова-Ленина, 31), где собирались «субботяне». Пишут, что еще Амирхан жил где-то на улице Некрасова. Что участвовал в театральной постановке в 1903 году с участием шакирдов в Татарской учительской школе (ул. Габдуллы Тукая, 73).
А вот часто фигурировавший в гидах по Ново-Татарской слободе дом на Зайцева, 4 придется исключить. Как пояснил имам мечети «Иске-Таш» Надир хазрат Шаймуратов, в процессе работы над реставрацией мечети выяснилось, что дом не является медресе — ни женским, ни мужским. И никакого отношения к значительному объему недвижимости Амирхановых он не имеет.
Это напоминает случай в 2013 году, когда собственников дома на Большой Красной, 37/2, обязали повесить на дом мемориальную табличку, что в нем жил и умер Фатих Амирхан. Хотя это не соответствует действительности.
Последний адрес Амирхана — улица Жуковского, 12/46, где жил его младший брат, юрист Ибрагим с семьей. Последние полгода Фатих проводит в постели, потому что туберкулез задел и позвоночник. В этом доме он умер в 1926 году, 9 марта. Он не застал коллективизацию, волну репрессий и Вторую мировую. Но его брата, который в последние годы жизни Фатиха работал членом президиума Верховного трибунала, в консульстве СССР в Саудовской Аравии, помощником прокурора Татарской республики, 23 декабря 1937 года арестовали (шпионская деятельность в пользу Японии, участие в антисоветской националистической Идель-Уральской организации, является секретным агентом бывшего Казанского губернского жандармского управления, помогал белочехам во время оккупации ими Казани в 1918 году). 3 ноября 1938-го его расстреляли. Ибрагим Амирханов был реабилитирован в 1958 году.
Тукай и Амирхан
Фатиха Амирхана хоронили и по-граждански, и по-мусульмански. О его смерти писали газеты, включая «Кызыл Татарстан». Отношение к нему в этот момент было неоднозначным. Адель Кутуй, к примеру, писал: «Фатих Амирхан был врагом советской пролетарской литературы. Передают, что он издевался над произведениями молодежи (Кави Наджми, Кутуя, Тулумбайского и других)».
Как зафиксирована память об Амирхане? К примеру, в музее Тукая хранится его фото, рукопись повести «Хаят», рубашка. В Чистополе на улице Урицкого, 96, сохранился дом его дяди Мухаметнаджиба Хусаиновича Амирханова, где Фатих жил в 1918 году. В апреле 2021 года в новости попала история о вандалах, которые разукрасили здешний бюст.
Как и Тукая, Амирхана вписали в пантеон татарской литературы, сделав его ярым противником «старого строя». В 1980-е вышел его четырехтомник. Тогда его тексты подавали с купюрами: к примеру, из его дневников были убраны записи за 1921 год о его отношении к голоду в Поволжье.
Несколько лет назад переиздали его основные произведение и на татарском, и на русском языке. Даже нашли новую часть повести «Хаят».
Что касается событий, то ранее активно деятельность по продвижению, осмыслению наследия Амирхана вел просветительский фонд «Амирхания», ведомый его родственниками. В частности, проходили Амирхановские чтения. Фонд, зарегистрированный в Челнах, закрыт 6 августа 2007 года.
Как объяснила Чулпан Бубекова (Амирханова), мероприятиями до смерти в 2018-м занимался ее отец Ильдус, основатель и председатель фонда, руководитель Татарского духовно-светского университета имени Кул-Шарифа. Какое-то время он руководил Татарским общественным центром (Верховный суд Республики Татарстан 10 июня 2022 года вынес решение о ликвидации Всетатарского общественного центра как экстремистской организации).
— Теперь мы иногда с родственниками проводим вечера памяти, но внутри семьи, не созывая гостей, — указывает Бубекова.
Кроме того, в начале 2021 года музей Тукая провел «Неделю Фатиха Амирхана» с чтением произведений, лекций, отрывка из спектакля «Сенная площадь». В частности, литературно-музыкальный вечер назывался «Татарский могикан».
Почему об Амирхане так мало говорят? Есть объективная причина. Амирхан родился с поэтом Габдуллой Тукаем в один год, официально он старше его чуть больше чем на 3,5 месяца. В результате каждый юбилей Амирхана накрывается красивой датой его товарища.
Тукай познакомился с ним заочно, прочитав присланную для уральского журнала «Әлгасрелҗәдид» статью, и опубликовал открытое письмо в газете «Фикер». Развиртуализировались они в 1907-м, когда Тукай перебрался в Казань. Тукай писал так: «Амирхан с точки зрения юмора похож на Гоголя, по красоте стиля — на Тургенева, а как психолог близок к Достоевскому».
— Влияние его на Тукая бесспорно. Он был его соратником, — говорит Альфат Закиров, заведующий кафедрой татарской литературы отделения татарской филологии и культуры ИФМК. — В том, что Тукай нашел себя в Казани, стал журналистом, помощь его несомненна. Он давал ему работу, обеспечивал его зарплатой. Если мы говорим о его месте в культуре, то надо указать на его позицию в свое время — и статус в наследии. Амирхан сильно влиял на татарскую молодежь начала XX века, это признавал и Тукай, он классик татарской литературы. Но часть его произведений все еще ждет новой оценки — те, что написаны в модернистском стиле.
О чем может быть фестиваль Амирхана?
1. Он может быть посвящен прогнозам. Первый его текст, «Сон накануне праздника», описывает будущее татарской жизни с культурными, космополитичными согражданами. В повести «Фатхулла-хазрат», в который главный герой хазрат просыпается через 50 лет, писатель предсказывает, в частности, изобретение мобильного телефона и видеосвязи.
2. Другая тема — эсперанто. В 1909 году Амирхан даже переводит учебник этого языка на татарский. Он указывал, что эсперанто легко выучить, потому что морфология и синтаксис состоят всего из 16 правил, которые можно освоить за один день.
3. Амирхан говорит о татарской женщине и феминизме. Несколько его крупных произведений об этом: «Татарка», «Хаят». Много он писал об образовании. Одна из его ранних статей посвящается проблеме публичных экзаменов: мол, зачем давить на девочек, превращая переход из класса в класс в ярмарку тщеславия. А другая говорит о том, что разделение обучения на мужское и женское зашло слишком далеко: выпускаются даже отдельные учебники!
4. Да, Амирхан пишет о реформе образования — собственно, газета «Эль-ислах» была рупором шакирдского комитета (комитета учеников медресе). Оттуда же Амирхан пошел в политику, участвуя в съездах политической партии «Иттифак-аль-муслимин» («Союз мусульман»).
5. Инклюзия. Из 40 лет жизни Амирхан 19 проводит в инвалидной коляске. А тогда возможностей для людей, которые не могли ходить, было еще меньше. В дореволюционной России какая-либо интеграция граждан с особенностями в жизнь исключалась, напротив, она сводилась к изоляции. Судьба Амирхана — пример железной воли.
6. Джадидизм. Точнее, европеизация татарской жизни. Амирхан с юности одевался иначе, чем его сверстники: костюм с воротниками и манжетами, галстук, бант, штиблеты. Он отлично говорил по-русски. При этом в его статьях можно увидеть, что он не требовал во всем следовать европейской моде, указывая, что много полезного есть в тюркско-мусульманской традиции.
7. Молодежь. Так называется одна из пьес Амирхана, в которой он сталкивает на почве взглядов на образование старое и новое поколение. При этом писатель живо демонстрирует тогдашний быт, речь — все то, что вдохновляет нынешних молодых татар. Амирхан — это молодежный автор.
Откуда нам брать эти сведения? Как выяснилось, ученые сейчас занимаются новыми публикациями текстов Амирхана.
— Из шести томов три — его литературные произведения, — объясняет кандидат филологических наук Эльмира Галимзянова. — Они выйдут в следующем году. А еще три появятся в 1925-м. Будет много новой прозы. В частности, на 30% стало больше личных записей, поскольку многое не было ранее опубликовано в связи с цензурой. Также мы обновим подход к анализу Амирхана, он будет от отличаться от советской методики.
Почему стоит делать фестиваль Амирхана? Потому что личная инициатива лучше государственной. Беседуя с родственниками различных видных деятелей культуры, видишь, что они надеются в плане увековечивания на государство. Однако успеха добиваются, во-первых, те, кто берет эти процессы в свои руки, а во-вторых, люди, которым просто небезразлично творчество писателей начала XX века. Каждые сто лет история точно рифмуется, многое из того, что происходит сейчас, уже осмыслял Фатих Амирхан. Давайте заниматься его опытом вместе.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.