Аттракцион неслыханного ретейла: Metro, Сбербанк и Дворкович снова спасают малый бизнес
Герман Греф предложил во всем мире запретить субсидии сельхозпроизводителям
С 5 по 7 апреля в Москве проходит мероприятие Metro Expo для поставщиков компании Metro Cash&Carry, которую компания позиционирует как выставку готовых решений для бизнеса. На территории ВЦ «Крокус Экспо», помимо поставщиков, планировалось масштабное представительство губернаторов и федеральных чиновников, при аккредитации журналистов пугали даже визитом премьера Дмитрия Медведева. Побывал здесь и Ильдар Халиков, но корреспондент «Реального времени» его, к сожалению, не застал.
Импортозамещение как миссионерство
На площади в 6 тыс. кв. м разместилось 250 экспонентов — для московской выставки не много и не мало. Павильон был похож на торговый центр: витрины с продуктами и промтоварами, небольшие закутки под кофе-бары, в дальнем конце — бары настоящие, где рекой льется пиво, вина и виски. Разница только в том, что платить не нужно: дегустации почти в каждом павильоне.
На пресс-конференции представители Metro много говорили о миссии: о необходимости поддержки российского бизнеса, и о том, что начали вести политику импортозамещения даже раньше Путина. Генеральный директор «МЕТРО Кэш энд Керри Россия» Борис Миниалай заявил журналистам, что компания оказывает логистическую поддержку малым организациям, а также берет на себя ответственность за постоянно выкупаемый объем продукции. По его словам, половина продаваемого в магазинах Metro вина — российские марки, многие из которых привозят из небольших виноделен в Краснодарском крае. Миниалай заявил, что такое вино часто превосходит все ожидания.
Крымский вопрос директор Metro в России дипломатично обошел, но на стенде «Массандры» корреспондента «Реального времени» заверили, что никаких проблем в работе с сетью Metro не испытывают, вина покупаются и продаются.
Также Миниалай похвалил российскую рыбу — как промышленно выловленную, так и фермерскую, особенно из чистейших карельских озер. Хорошо отозвался спикер и о камчатском крабе, и о фермерских хозяйствах в целом.
Банковский вопрос
На выставке активно позиционировался и Сбербанк. Представители кредитного учреждения, вице-президент — начальник управления развития малого бизнеса Сбербанка Андрей Шаров и Светлана Сагайдак, руководитель международного блока, анонсировали новые продукты, которые помогут малому бизнесу разобраться с бухгалтерским и управленческим учетом, а также привлекать кредиты.
Андрей Шаров заявил, что Сбербанк уже выдал более 1 трлн рублей кредитов малому бизнесу и планирует наращивать эту цифру. Организация планирует сократить собственные издержки и снизить процентные ставки по кредитам за счет того, что будет самостоятельно запрашивать ряд документов в госорганах, а не требовать их с заемщиков.
К слову, первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов на той же выставке объявил, что Сбербанк и ВТБ 24 недостаточно вовлечены в процесс кредитования малого и среднего бизнеса:
— Мы не хотим, чтобы на этой поляне толкались все. Надо разделить сегменты. Определенный сегмент должны взять на себя Сбербанк и ВТБ 24. Они пока не очень вовлечены в поддержку малого и среднего предпринимательства, — сказал чиновник.
Идеальное видение ближайшего будущего глазами Сбербанка — открытие счета и открытие бизнеса в режиме онлайн, без посещения налоговой.
Герман Греф, прославившийся в последнее время как футуролог, тем временем занимался стратегическими делами. На шоу «Кулинарный сет» он приготовил баклажаны с белыми грибами из отечественных продуктов и предложил во всем мире запретить субсидии сельхозпроизводителям.
— Вообще надо дать возможность людям в сельском хозяйстве конкурировать свободно и запретить все виды субсидий по всему миру. И тогда мы сможем точно знать, какая страна является великой сельскохозяйственной державой, — заявил глава Сбербанка.
Кроме того, Герман Греф появился на публике во время подписания соглашения с Metro C&C и «Опорой России» о поддержке малого бизнеса. Предметом соглашения является организация взаимодействия сторон в целях содействия развитию малого и среднего предпринимательства, занятого в сферах торговли и оказания услуг населению (гостиничное дело, ресторанный бизнес).
По итогам состоялся подход к журналистам, однако пресс-служба потребовала задавать вопросы только по существу соглашения. В итоге спросить у Грефа журналистам оказалось нечего.
Готовые решения для бизнеса
Сам по себе малый бизнес на выставке казался загнанным в угол. На фоне гигантов вроде Coca-Cola, Pepsico и Henkel однотипные стенды «Республика Татарстан», «Смоленская область», «Свердловская область» и т.п. терялись.
Татарстан представил Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат. Представители компании на стенде рассказали, что радикальных изменений после работы с компанией (около шести лет) в их деятельности не произошло, но поддержка Metro дает возможность существенно расширить географию и проводить экспансию в соседние регионы.
Компания Metro в качестве готового решения для бизнеса активно рекламировала свою сеть магазинов у дома «Фасоль», которую по договору франчайзинга может открыть любой желающий. Сегодня эти магазины работают только в двух столицах и примыкающих областях, а также в Ростове-на-Дону.
По словам Бориса Миниалая, в ближайшие три года компания планирует удваивать количество «Фасолей» ежегодно, и сейчас уже заключено почти 200 контрактов с франчайзи, главным образом в московском регионе. Компания предлагает два формата работы: открытие магазина «с нуля» и переделка уже существующего под бренд «Фасоль».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.