«Татмедиа» оптимизирует «РБК-Татарстан» до «Событий недели»?
Отдельная редакция «РБК-Татарстан» может перестать существовать уже в апреле
Одно из ведущих СМИ республики «РБК-Татарстан» может прекратить работу в течение месяца. Руководство редакции заявляет лишь об ее оптимизации в рамках холдинга «Татмедиа», который развивал проект по франшизе. Однако другим сотрудникам сайта уже известно, что их переведут в другие редакции. Вероятнее всего, речь идет о другом интернет-проекте — «События недели». Глава АО «Татмедиа» Андрей Кузьмин тем временем заверяет, что проект не закроется.
Закрытие или оптимизация?
Сегодня стало известно о том, что «РБК-Татарстан» — проект, который развивало АО «Татмедиа» по франшизе федерального РБК, возможно, остановит работу уже в апреле этого года. Как сообщил портал KazanFirst, «РБК-Татарстан» будет «свернут», а журналистам предложат перейти в другие издания «Татмедиа». Сотрудники «РБК-Татарстан» уверяют, что речь действительно идет о закрытии, а журналисты, вероятнее всего, перейдут в редакцию портала Sntat («События недели»), с которым «РБК-Татарстан» уже имеет общие внутренние службы.
Впрочем, руководство «РБК-Татарстан» информацию не подтверждает. Алмаз Миргаязов, редактор «РБК-Татарстан», уверяет, что речь идет не о закрытии, а об оптимизации и возможном объединении редакции.
— По поводу закрытия «РБК-Татарстан» я впервые узнал из KazanFirst сегодня, — рассказал Миргаязов корреспонденту «Реального времени». — Возможна некоторая оптимизация в рамках холдинга «Татмедиа», но о закрытии «РБК-Татарстан» речь не идет, насколько я знаю. Какие-то редакции, может быть, объединятся. Подчеркиваю — может быть. Само по себе СМИ «РБК-Татарстан» будет существовать. О закрытии «РБК-Татарстан» речь не идет, насколько я знаю по той информации, которой владею на данный момент.
На вопрос о сроках возможной оптимизации редактор СМИ сказал, что это «может быть, вопрос недели или месяца». Алмаз Миргаязов также подтвердил, что франшиза пока сохраняется за «Татмедиа». По данным УФАС по РТ, в последний раз договор между АО «Татмедиа» и ЗАО «Росбизнесконсалтинг» был продлен 1 января 2015 года. Доменное имя www.rt.rbc.ru было предоставлено в срочное возмездное владение «Татмедиа» до 31 декабря 2017 года.
Андрей Кузьмин, генеральный директор АО «Татмедиа», заявил «Реальному времени», что вообще никаких конкретных решений пока нет.
— Никто не собирается никого закрывать. Все работает. Франшиза действует. «РБК-Татарстан» будет также работать. Пока никаких решений нет. С сотрудниками будет отдельный разговор. Говорить об этом сейчас преждевременно. Еще раз говорю, речь о закрытии «РБК» не идет, пока могу сказать только это.
В федеральном «РБК» комментировать информацию о возможном закрытии отказались. Пресс-секретарь медиахолдинга Егор Тимофеев на все вопросы ответил коротко: «Наша официальная позиция простая — мы не комментируем слухи, равно как и фразы анонимных источников».
Есть ли экономические причины?
На вопрос о возможных причинах происходящих изменений Алмаз Миргаязов сказал: «Здесь очень много редакций, очень много средств массовой информации. У нас новый руководитель, и у него — свое видение».
Напомним, Андрей Кузьмин, который ранее возглавлял пресс-службу президента РТ Рустама Минниханова, был назначен генеральным директором АО «Татмедиа» 21 декабря. Прежний руководитель Фарит Шагиахметов, возглавлявший АО «Татмедиа» с 2013 года, стал техническим директором АО «Татспиртпром». Сам Кузьмин об успешности проекта не говорит:
— Сейчас рано рассуждать об успешности или неуспешности каких-либо проектов — год только начался. Смотрим, где надо — оптимизируем, где надо — улучшаем, где надо — работаем над контентом, идет нормальная обычная работа.
Имеющиеся открытые данные не позволяют определить финансовый результат «РБК-Татарстан». Возможно, речь действительно идет об оптимизации ресурсов «Татмедиа», так как, по словам экспертов, проект «РБК-Татарстан» считался успешным.
Рустам Бикмухаметов: "Наверное, вопрос экономический — других причин обычно не бывает. При мне этот проект очень активно набирал обороты: и была аудитория очень хорошая, и качество контрактов, скажем так, соответствовало московскому уровню". Фото Романа Хасаева
— Очень сильно удивлен, что оно закрывается, от вас первых слышу, что закрывается, — рассказал «Реальному времени» Рустам Бикмухаметов, генеральный директор ОАО «Татмедиа» с декабря 2012 по октябрь 2013, который был одним из идеологов создания подразделения «РБК» в Татарстане под эгидой государственного медиахолдинга. — Не знаю причины. Наверное, вопрос экономический — других причин обычно не бывает. При мне этот проект очень активно набирал обороты: и была аудитория очень хорошая, и качество контрактов, скажем так, соответствовало московскому уровню.
Такого же мнения придерживается и Фарит Шагиахметов:
— За года полтора его удалось вывести практически на ноль, а в последнее время, когда я уже уходил, он был рентабельным. Там минимум количества людей работало, и посещаемость была порядка 40 тысяч в сутки. Реклама и ивенты, которые они начали делать, не только себя окупали, но и прибыль приносили, небольшую, но были рентабельными.
Бесконечная оптимизация
«РБК-Татарстан» работает с 2013 года, как франчайзинговый проект «РБК» в партнерстве с крупнейшим медиахолдингом Татарстана — ОАО «Татмедиа». Это было второе региональное подразделение «РБК» после петербургского. Однако, в отличие от локальной версии в Санкт-Петербурге, запущенной в ноябре 2012 года исключительно силами «РБК», работал именно по франшизе.
— Это была их первая франшиза, когда они выходили на рынок, — рассказывает Рустам Бикмухаметов. — Мы с ними познакомились в Екатеринбурге на выставке медиафраншиз. Это был 2011 год, наверное. Мы познакомились, встретились, пообщались. Появилось желание. Проект был вполне понятный, вполне окупаемый. Цели было две — это экономическая (проект должен был стать, естественно, самоокупаемым и приносящим доход), и вторая — это повышение информированности о тех событиях, которые происходят в Татарстане, на федеральном уровне.
Структурно «РБК-Татарстан» до 2016 года входил в один из 84 филиалов АО «Татмедиа» — «Интертат». Наряду с ним в этот же филиал входили портал Sntat, две газеты на русском и татарском языках («События недели»), издаваемые на основе контента Sntat, и портал Intertat. Коллектив собственно «РБК-Татарстан» являлся чисто редакционным. По словам Фарита Шагиахметова, бухгалтерия, IT и прочие административно-хозяйственные службы у филиала были едиными для 5 СМИ.
Франшиза «РБК» обходилась «Татмедиа» в 2,5 миллиона в год. В эту сумму входили и лицензионные платежи, и плата за аренду доменного имени. Паушальный взнос — миллион рублей, но позже, по словам Шагиахметова, он пошел в зачет ежегодных платежей. Все обеспечение работы подразделения «Татмедиа» брало на себя.
— Изначально платеж был по франшизе большой, — говорит Фарит Шагиахметов. — Потом мы его смогли реструктуризировать. Я выезжал в Москву, встречался с руководством. Дело в том, что в самом «РБК» достаточно часто менялись команды: с одним только договоришься — приходят другие.
В 2014 году, по словам Шагиахметова, проводилась оптимизация и внутри «РБК-Татарстан»: был сокращен персонал, изменена планировка помещений и сокращены занимаемые площади.
Третий по аудитории
Татарстанскую редакцию изначально возглавлял Евгений Антонов, присланный из Москвы. Однако летом прошлого года его сменил Алмаз Миргаязов, экс-директор «Татар радиосы». Фактически «РБК-Татарстан» — это раздел на федеральном портале, который наполнялся местным контентом.
По данным www.liveinternet.ru, средняя суточная аудитория в будни составляет в среднем порядка 30 тысяч уникальных пользователей. Однако стоит учитывать, что для всех посетителей из РТ при заходе на портал rbс.ru по умолчанию открывалась региональная вкладка. С учетом этого, по количеству посетителей в Казани среди местных СМИ портал занимал третье место. По индексу цитируемости агентства «Медиалогия» по итогам 2015 года «РБК-Татарстан» занял 11-е место среди СМИ РТ.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.
Справка
Компания «РБК» («РосБизнесКонсалтинг») создана в 1993 году. В апреле-июне компания начала предоставлять валютно-финансовую информацию, затем начала выпускать валютно-кредитный бюллетень «Информация. Анализ. Комментарии», впоследствии ставший информагентством «РосБизнесКонсалтинг».
- В 1994 году была создана служба новостей и филиал в Санкт-Петербурге. Через год был запущен интернет-сервер (по утверждению самой компании, она это сделала первой из российских информагентств). Тогда же был подписан договор с Центробанком о раскрытии информации по российским банкам.
- В 2000 году компания запустила новый проект — связанный с IT-индустрией CNews. Через три года, в 2003, началось вещание РБК-ТВ, в 2006 году — компания начала выпускать ежемесячный деловой журнал «РБК» и ежедневную газету «РБК Daily».
- В 2010 году группа ОНЭКСИМ Михаила Прохорова приобрела 51% акций в новой компании группы — ОАО «РБК-ТВ Москва» за 80 млн долларов. У компании тогда были долги в размере примерно 230 млн долларов, связанные с кризисом 2008 года, по которым было принято решение о реструктуризации.
- На данный момент у «РБК», согласно сайту информагентства, есть представительства в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Тюмени, Новосибирске, Перми, Уфе, Калининграде.
- ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» принадлежит ПАО «РБК». Компания зарегистрирована в 1993 году, перерегистрирована в 2002 году. Ранее учредителем являлось ОАО «РТ Проф-Реал» (учредители — три компании с Британских Виргинских островов, одна — с Американских Виргинских островов, одна — из Панамы).
- Директор ЗАО «РосБизнесКонсалтинг» — Николай Молибог, также возглавляющий АО «Региональный сетевой информационный центр», ООО «Глобал медиа солюшенс», ООО «РБК Медиа», ООО «Эдлайн». Является также членом совета директоров и директором головной компании — ПАО «РБК», ранее был директором в ООО «РБК Онлайн», АО «РБК-ТВ», ООО «РБК Эфир», ООО «Издательский дом», ООО «Рамблер интернет холдинг», ООО «Компания Афиша».
- ПАО «РБК» принадлежит на 57% кипрской Pragla Limited, на 5,5% — ООО «Ренессанс Брокер», 40% размещено в Национальном расчетном депозитарии.
- Активы ПАО «РБК» на третий квартал 2015 года составили 16,7 млрд рублей, долгосрочные обязательства — 15,4 млрд рублей, краткосрочные обязательства — 1,1 млрд рублей, из них кредиторская задолженность — 7,3 млн рублей.
- Прибыль до налогообложения в 2012 году составила 10,2 млн рублей, убыток до налогообложения в 2013 году — 497,8 млн рублей, в 2014 году — 1,98 млрд рублей, на третий квартал 2015 года убыток составлял 1,1 млрд рублей. Чистый убыток в 2014 году составил 1,59 млрд рублей, на третий квартал 2015 года — 847 млн рублей.