Новости раздела

Ильдар Халиков — Айдару Метшину: «У нормального главы такие вещи устраняются за 24 часа»

Интернет-привет от горожан поликлиникам минздрава, несчастливый переход на Шаляпина и минтруд-аутсайдер

На прошедшем сегодня заседании правительства РТ под председательством премьера Ильдара Халикова обсуждались итоги работы электронной системы «Народный контроль» в республике за 2015 год. Выяснилось, что, несмотря на четырехлетний «стаж» системы, она до сих пор периодически подвергается различным доработкам. Также у правительства накопилась масса вопросов к министерствам и муниципалитетам, отвечающим за исполнение заявок жителей нашей республики. Подробности дискуссии о работе лидеров и аутсайдеров реагирования на народные жалобы — в материале «Реального времени».

«Система изначально не предполагала, что все 100% вопросов будут решены»

Название сегодняшнего заседания правительства РТ — «Об обеспечении защиты прав и свобод человека и гражданина в системе РТ «Народный контроль» — объединило в себе, казалось бы, необъединяемое: систему, контроль и защиту прав и свобод. Но основные спикеры мероприятия смогли убедить участников, что эти понятия совместимы в татарстанской системе координат.

Основными спикерами заседания стали премьер-министр РТ Ильдар Халиков, министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов, сопредседатель межведомственной комиссии по функционированию системы «Народный контроль» и одновременно уполномоченный по правам человека Сария Сабурская и руководитель аппарата Исполкома Казани Игорь Сивов.

В своих выступлениях все они отметили рост популярности ресурса. По словам Ильдара Халикова, в минувшем году в системе было опубликовано 29 673 уведомления, что на 38% больше по сравнению с 2014 годом. В то же время количество решенных уведомлений также возросло и составило 73% по сравнению с 69% 2014 года.

— Отмечу, что система изначально не предполагала, что все 100% вопросов будут решены по ряду причин. Это могут быть необоснованные обращения, а некоторые вопросы требуют более длительного периода решения или больших вложений, — сообщил Халиков.

Также, по словам премьер-министра РТ, самое обидное, когда вопросы, которые не требуют большого финансирования, достаточно долгое время «висят» без решения.

«Народный контроль» отправил казанца в частную клинику

Именно «висящим» обращениям граждан свое выступление посвятила сопредседатель межведомственной комиссии по функционированию системы «Народный контроль» Сария Сабурская. По ее словам, несмотря на улучшение показателей по РТ, приходится еженедельно возвращать в работу порядка 50 уведомлений в связи с отсутствием контроля за исполнением работ или затягиванием и неоднократным переносом сроков рассмотрения уведомлений.

— Наибольший процент возвращенных уведомлений как нерешенных в установленный срок имеет Высокогорский, Тукаевский, Зеленодольский, Чистопольский районы и Казань, — сообщила Сабурская. — Отмечу, что некоторые обращения возвращаются заявителю, ввиду того, что иногда граждане высказывают исключительно субъективное мнение и по любому поводу не довольны работой органов власти.

Если говорить о модераторах каждой отдельной категории — министерствах, то больше всего «отличился» минздрав РТ — наибольшее количество возвратов пришлось на категорию «Поликлиники и больницы». В основном люди жалуются на работу регистратуры или несоблюдение очередности. Примечательно, что по итогам года число обоснованных жалоб населения на качество и доступность медицинской помощи не снизилось.

— Имеют место вопросы по непринятию исчерпывающих мер по устранению причин обращения. К примеру, житель Казани пожаловался на невозможность попасть к неврологу и окулисту для прохождения медосмотра несовершеннолетнего ребенка в детской больнице №7. Им предложили обратиться в платную клинику, — сообщила Сабурская. — Скажу, что минздрав РТ дал ответ о трудностях с приемом узких специалистов в связи с кадровым дефицитом. В конечном итоге администрация поликлиники связалась с автором обращения, и ребенок был записан на прием к специалистам.

«Недоступная среда»

На втором месте по числу возвратов находится категория «Доступная среда». К примеру, в 2015 году для доработки было возвращено обращение о пологих тротуарах и пешеходном переходе по ул. Шаляпина и по ул. Спартаковской. По словам Сабурской, контрольный срок исполнения переносился аж 6 раз.

— Еще одним примером, связанным с необеспечением доступной среды, стало обращение инвалида-колясочника из Лениногорска. Женщина проживала на верхних этажах многоквартирного дома и хотела обменять свою квартиру на помещение на первом этаже, но она не смогла этого сделать, а мы не смогли оказать ей содействие, — поделилась Сария Сабурская. — В других регионах есть положительная практика решения аналогичного вопроса: к примеру, на территории Ханты-Мансийского округа. Ильдар Шафкатович, прошу Вас рассмотреть данный вопрос.

Также в «Народный контроль» поступает большое количество жалоб от граждан, связанных с обязанностью инвалидов платить за использование муниципальных парковок. Сопредседатель межведомственной комиссии по функционированию системы «Народный контроль» предложила исполкому Казани рассмотреть возможность для инвалидов третьей группы, имеющих ограниченную способность к передвижению, не взимать с них плату за пользование парковкой, независимо от того, переоборудован их автомобиль или нет.

«У нормального главы такие обращения устраняются за 24 часа»

Довольно проблемными остаются категории «Организация дорожного движения» и «Благоустройство». Одним из вопиющих примеров, который озвучила Сабурская, стало обращение, датированное 2013 годом.

— За все это время в Нижнекамском районе был четырежды перенесен контрольный срок исполнения уведомления по вопросу отсутствия пешеходного перехода и дорожного знака. Только в 2015 году был установлен знак, но и здесь автор вернул обращение, комментируя: «Не согласен — не установлен знак и разметка пешеходного перехода. Приходите в 17:30, когда люди идут с работы, и посмотрите, как им всем уступают», — завершила свое выступление Сария Сабурская.

Выслушав доклад, Ильдар Халиков сообщил, что его всерьез беспокоят некоторые системные проблемы. К примеру, по линии минздрава.

— Проблема должна устраняться не только в одном учреждении, а по всей сети. Более того, те обращения, которые были сегодня названы, они даже не имеют прямого отношения к народному контролю, они относятся к обязательному стандарту для минздрава и Росздравнадзора. Меня, честно говоря, это очень напрягло. Как так происходит? — возмутился премьер-министр. — Ну и, конечно, самое странное, это как в случае с Нижнекамском, когда город не может в течение нескольких лет дорожный знак установить и сделать разметку… Никакой логики. Такие вещи, как пешеходный переход, как люки, закраска граффити, требуют 200 грамм краски и кисточку. Они должны устраняться максимально в тридцатидневный срок, хотя, в общем-то, у нормального хозяина, у нормального главы они устраняются за 24 часа.

МЧС не решило ни одного обращения от граждан… из трех опубликованных

На прошедшем заседании министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов представил рейтинг модераторов категорий «Народного контроля», позволяющий выделить лидеров и аутсайдеров в системе исполнения обращений граждан.Было определено две категории: органы исполнительной и муниципальной властей. В свою очередь, они разделены по группам: более 500 уведомлений, от 50 до 500 уведомлений и менее 50 уведомлений.

В первой группе оказалось 8 министерств и ведомств. Аутсайдером стал минтруд РТ с долей решенных уведомлений менее 40%. Лидерами стали три министерства, в том числе минпромторг РТ. Во второй группе у 4 министерств доля решенных уведомлений превысила 60%, а лидером стал Институт языка и литературы имени Ибрагимова, который отвечает за ошибки в названиях и надписях. В третьей группе находятся 9 министерств и ведомств. У МЧС на конец 2015 года не было ни одного решенного уведомления из трех опубликованных. А у минсельхоза и минспорта — 100-процентное исполнение.

В процессе функционирования ресурса из него были исключены непопулярные категории: подвесные линии (конец войне с «лапшой» положила ФАС), народная инвентаризация: земельные участки и помещения (пиар-акция казанской мэрии, почившая в бозе после ухода руководителя КЗИО Ратмира Шайдуллина), проблемы, препятствующие развитию предпринимательства.

Параллельно были введены категории: бездомные животные (стала самой популярной среди новых, привет СОБЖу), незаконные карьеры, нарушение правил пожарной безопасности, работа учреждений культуры, противодействие коррупции, скрытые формы оплаты труда, работа спортивных объектов, неоформление трудовых отношений, памятники культуры, незаконное производство и товарооборот этилового спирта, нарушение требований охраны труда.

По миллиону каждому главе администрации

По словам премьер-министра РТ, основной объем обращений через систему «Народный контроль» приходится на столицу республики, следовательно, исполкому Казани приходится справляться с большой нагрузкой. Игорь Сивов, озвучивая итоги работы ведомства, заявил, что по выполнению заявок Казань опережают Набережные Челны и Нижнекамский муниципальный район, однако из-за огромного количества уведомлений логично сравнивать столицу исключительно с самой собой.

— В минувшем году в исполком поступило более 14 тысяч обращений. Большее количество именно по благоустройству территорий. Горожане стали активнее по нарушениям в наружной рекламе и по свалкам. В то же время уменьшилась категория «Организация дорожного движения. Также из нее была выделена категория «Ремонт и содержание муниципальных дорог», — выступил руководитель аппарата Исполкома Казани.

В своей речи Сивов отметил, что в столице РТ имеется огромное количество вопросов и проблем, требующих решения. По словам спикера, ускорению процесса может поспособствовать пилотный проект, представленный главами администраций районов Казани на мартовском совещании.

— Тогда главы выступили с предложением разработать в республике пилотный проект на базе Казани, предусматривающий целевое финансирование на решение уведомлений, не требующих больших затрат. Была озвучена цифра в 1 млн рублей в год на одну администрацию, что позволило бы оперативно решать достаточно большое количество уведомлений, — внес свое предложение Сивов.

В ответ один из чиновников, присутствовавших на заседании, напомнил о наличии серьезных долгов и отметил, что для начала надо разобраться с ними.

Лина Саримова

Новости партнеров