Женщины, которые изменили мир
История журналистки Нелли Блай и другие книги о сильных и независимых женщинах
На журфаке студентам рассказывают о способе сбора информации, который называется «журналист меняет профессию». Если нужно сделать репортаж об условиях работы курьеров, то корреспондент нанимается на эту должность, а потом описывает увиденное в статье. В России основоположником подобного метода считается Владимир Гиляровский, который писал репортажи в конце XIX века. Одновременно с ним этот способ начала использовать молодая американская журналистка Нелли Блай, которая сейчас известна как основоположница расследовательской журналистики. Ее материал «Десять дней в сумасшедшем доме» ставят в один ряд с репортажем Джона Херси «Хиросима».
Главный редактор серьезно посмотрел на 23-летнюю девушку. Он был обеспокоен ее хронической улыбкой, которая непроизвольно появлялась на лице молодой женщины. «Я больше не буду улыбаться» — пообещала она. И даже не представляла, что эта вскользь брошенная фраза окажется пророческой. В тот момент журналистке было все равно, насколько тяжелым будет задание, ведь это был ее первый и большой материал в ежедневной газете The New York World. В 1887 году должность главного редактора занимал Джон Пулитцер, учредивший премию, которую так ценят современные журналисты.
Изначально Блай пришла к Пулитцеру с предложением написать об условиях содержания беднейших пассажиров лайнеров, которые плывут из Европы в Нью-Йорк. Вместо этого главный редактор отправил ее в другое путешествие, которое унесло журналистку всего на несколько километров от дома. Но ради него ей тоже пришлось сесть на корабль. Только плыть нужно не через Атлантику, а на остров Блэкуэлл. В 1880-е этот остров был не чем иным, как мрачным сердцем Нью-Йорка.
Крошечный кусок земли занимает 3 километра в длину и 250 метров в ширину. Он расположен посреди Ист-Ривер, между Куинсом и Манхэттеном. Сегодня на нем красуются роскошные апартаменты с теннисными кортами и видом на городской пейзаж Нью-Йорка. В конце XIX века — это был остров отчуждения, где располагалась закрытая нью-йоркская женская психиатрическая лечебница.
Жуткие истории ходили об этом месте. Палаты были переполнены, питание настолько плохое, что многие пациентки заболевали цингой, а в качестве надзирателей туда нанимали преступников из тюрьмы, расположенной по соседству. Нелли Блай с ее сияющими глазами и неизменно доброй улыбкой нужно было сойти с ума, потому что, согласно редакционному заданию, она должна десять дней провести в учреждении для душевнобольных. А потом глазами пациентки рассказать жителям Нью-Йорка, что там на самом деле происходит.
Репортаж Нелли Блай из сумасшедшего дома практически за одну ночь превратил ее в звездную журналистку The New York World. Сначала Пулитцер опубликовал скандальную статью двумя частями, а затем выпустил отдельную книгу. Впечатляющий документ того времени на русском языке вышел благодаря издательству Individuum в виде сборника статей Нелли Блай под названием «Профессия: репортерка». И по сей день простой язык, которым Блай описывает свои, порой шокирующие впечатления, по-прежнему захватывает читателя.
Главный редактор обещает Блай, что вытащит ее из лечебницы через десять дней. Но сначала туда нужно попасть, а для этого притвориться сумасшедшей. Как она должна убедить квалифицированных врачей, специалистов по психиатрии, что сошла с ума? Непростая задача. Или нет? Вскоре журналистка поняла, что гораздо проще сойти за сумасшедшую, чем доказать свое здравомыслие в психиатрической больнице.
Отправной точкой реализации ее плана стал приют для бедных работниц, где она попросила кров. Основное представление началось с ответов на простые вопросы. Она заявила, что не помнит, как оказалась в Нью-Йорке, и сейчас ей нужно найти свои чемоданы. Блай смотрела на всех пустым взглядом и повторяла, что все женщины в приюте выглядят сумасшедшими. Наутро приехала полиция, которая отвезла журналистку сначала в участок, потом в суд, где ее осмотрели четыре врача. А затем последовал приговор, по которому женщину обязали пройти принудительное лечение в больнице на острове Блэкуэлл. Место, откуда невозможно выбраться.
По словам одного из врачей, в лечебнице на тот момент находилось 1 600 пациенток. Это вдвое больше, чем должно быть. В палате, куда поместили Нелли Блай, невероятным образом проживало 45 человек. Эпизоды, которые журналистка описывает, дают пугающее представление об условиях жизни пациенток. Еда в основном состояла из заплесневелого хлеба с прогорклым маслом, холодного куска мяса, которое невозможно прожевать или откусить, водянистого супа или испорченных фруктов. Условия гигиены были не менее ужасающими. Раз в неделю им полагалось мыться, и это был единственный раз, когда женщинам выдавали мыло. В день купания ванну наполняли водой и, не сменяя ее, мыли пациенток одну за другой. Все женщины пользовались одним полотенцем, при этом у многих были на теле высыпания.
Скучающие медсестры не упускали возможности оскорбить и поиздеваться над больными. Рассказы двух пациенток, которые находятся в лечебнице давно, — это наиболее впечатляющие моменты в репортаже Блай. Одну женщину медсестры связывали, избивали метлой и вырывали клочья волос. Другую — душили, пинали ногами и топили в ванной. Все попытки жаловаться врачам на медсестер рассматривались как бред сумасшедших. А после следовало еще более жестокое обращение с теми, кто рискнул противостоять.
Врачи пациенток не избивали. Они вообще с ними ничего не делали, в том числе толком и не лечили. С того момента, как Нелли Блай оказалась в стенах психиатрической больницы, она решила вести себя совершенно нормально. И чем более разумно она себя вела, тем более сумасшедшей ее считали. Блай также обнаружила, что некоторые пациентки, как и она, не были психически больными. Среди них оказалось несколько эмигранток, которые не владели английским языком. Из-за невозможности объясниться их поместили в больницу для душевнобольных. Другие страдали от физического истощения, а третьи были настолько бедны, что оказались не в состоянии содержать себя, поэтому попали в подобное заведение. Складывается впечатление, что больница предназначалась не для того, чтобы лечить, а чтобы изолировать людей, которые на время выпали из общественного понятия нормальности.
Что касается Нелли Блай, то через десять дней адвокат добился ее освобождения из лечебницы. Ее репортаж в The New York World произвел впечатление не только на жителей Нью-Йорка, но и на власть. Через несколько дней после публикации статьи специальная комиссия поехала в больницу на острове Блэкуэлл с проверкой. В результате условия во всех приютах для душевнобольных в Нью-Йорке улучшились, клиники были модернизированы, государство выделило больше денег на питание и медперсонал.
Тем временем Нелли Блай стала важным голосом своего времени. В течение следующих нескольких лет новоиспеченная звездная журналистка сделала себе имя, рассказывая захватывающие истории. Она совершила кругосветное путешествие по стопам героев книги Жюля Верна и сделала это на восемь дней быстрее, чем Филеас Фогг. Она попробовала себя в роли дрессировщицы слонов и позволила заманить себя в карету сутенера, чтобы изучить его методы. Блай писала о судьбах нью-йоркских горничных и женщин на бумажных фабриках. Она вдохновила целое поколение молодых журналисток, которые занялись расследованиями и разоблачениями в мире прессы, где тогда доминировали мужчины.
Издательство: Individuum
Перевод: Варвара Бабицкая
Количество страниц: 288
Год: 2022
Возрастное ограничение: 16+
Что читать
Рэйчел Свейби. «52 упрямые женщины», «Альпина нон-фикшн» (12+)
Это 52 вдохновляющих досье на самых ярких женщин-ученых в истории. Рэйчел Свейби собрала в одной книге лауреатов Нобелевской премии и крупных новаторов, а также менее известных, но чрезвычайно значимых ученых, которые оказали влияние на нашу повседневную жизнь. Автор показывает, как развивались идеи каждой из представленных женщин, начиная с их первого момента в научной деятельности и заканчивая исследованиями и открытиями. Этот увлекательный тур по жизни 52 женщин вдохновляет новое поколение девушек на то, чтобы связать свою жизнь с наукой.
Бенджамин Мозер. Susan Sontag, «Бомбора» (18+)
Ни одну писательницу нельзя назвать символом американского XX века так, как Сьюзен Зонтаг. Мифологизированная и непонятая, восхваляемая и ненавидимая девушка из пригорода, ставшая космополиткой. Зонтаг оставила в наследство работы об искусстве и политике, феминизме и стиле, медицине и наркотиках, радикализме и фашизме, фрейдизме, коммунизме и американизме. Все они — незаменимый ключ к пониманию современной культуры. Она была на Кубе, когда началась революция, и в Берлине, когда пала стена; во Вьетнаме под американскими бомбардировками, в Израиле военного времени, в осажденном Сараево. В книге Мозер исследует мучительную незащищенность, скрывающуюся за грозным публичным лицом. Он показывает попытки реагировать на жестокость и абсурдность страны, которая сбилась с пути, и ее убежденность в том, что верность высокой культуре сама по себе является активизмом.
Кристина Буррус. «Viva la Фрида», «МИФ» (16+)
Фрида Кало родилась в 1907 году недалеко от Мехико. В шесть лет она заболела полиомиелитом, а в восемнадцать попала в серьезную аварию, после которой получила серьезную травму правой ноги и таза. Она влюбилась в великого художника-монументалиста Диего Риверу в то время, когда их родная Мексика переживала период захватывающих политических и культурных потрясений. Ривера и Кало были легендарной парой — оба страстные коммунисты, но в то же время горячо привязанные к традиционной культуре мексиканских индейцев. Ими двигали неутомимые художественные амбиции, которые преодолели все драмы, преследовавшие их брак. Книга Кристины Буррус — это водоворот жестокости, юмора, откровенности и дерзости, отражающий сущность свободной, красивой, мужественной женщины, которая скрывала свою физическую боль за раскатами заразительного смеха.
Александр Ливергант. «Агата Кристи: свидетель обвинения», «Редакция Елены Шубиной» (16+)
Обычно биографии начинаются с истории семьи, с бабушек и дедушек, их занятий, характере и положении. Первая русскоязычная биография королевы детектива начинается с исчезновения. Именно этот эпизод жизни британской писательницы лег в основу фильма «Исчезнувшая». Александр Ливергант — литературовед, переводчик и главный редактор журнала «Иностранная литература». Он написал биографии Киплинга и Моэма, Вулф и Уайльда, Вудхауса и Миллера. Теперь его коллекцию пополнила загадочная и таинственная Агата Кристи. Ее жизнь не похожа на историю доброй английской бабушки, которая с любовью рассказывает сказки на ночь. Жизнь Кристи ближе к ее детективам, причем с лихо закрученным сюжетом.
Михаэль Бар-Зохар, Нисим Мишаль. «Амазонки Моссада», «КоЛибри» (18+)
Эта книга описывает бурную жизнь, любовь и опасные миссии величайших сотрудниц израильской секретной службы. Ошеломляющие подвиги этих сильных и смелых женщин доказывают, что они равны с мужчинами, а часто даже превосходят их. Рядом с врагами им приходилось бороться с болезненным одиночеством, неловким отношением своих коллег-мужчин и часто отказываться от мечты о браке и детях. И все же они блестяще выполняли свои миссии. Книга раскрывает характер и подвиги этих амазонок: от Иоланды при дворе египетского короля Фарука до Дины перед иранским ядерным архивом; от Шулы, приговоренной к смертной казни через повешение, до Сигал, завербовавшей лучших мусульманских агентов; от Марсель, которая выпрыгнула из окна египетской камеры пыток, к Яэль, Изабель и Даниэль, которые без колебаний рискнули заглянуть в пасть льву.
Дани Редд. «Арктический клуб любителей карри», «Дом историй» (18+)
Майя решает изменить свою жизнь. Теперь она живет в Арктике, где место мечты о северном сиянии и прогулки на санях, запряженных хаски, занимают минусовая температура, круглосуточная темнота и невыносимая тревога. В самый одинокий момент Майя открывает книгу рецептов своей покойной матери и впервые готовит блюда индийской кухни. Благодаря этому ее уверенность неожиданно растет — она заводит друзей, получает работу шеф-повара, и жизнь в Арктике больше не сковывает ее страхом. Только вот ароматная кухня пробуждает воспоминания о загадочной матери и детстве в другой стране. Сможет ли Майя взглянуть в лицо прошлому и построить для себя будущее в новом городе? Это нежная и вдохновляющая история о семье, обществе и поиске своего истинного места.
Хелена Янечек. «Герда Таро: двойная экспозиция», «Книжники» (16+)
1 августа 1937 года. Похоронная процессия Герды Таро проходит через весь Париж. Она первый фотограф, погибший на войне. Ей должно было исполниться 27 лет. Роберт Капа в первом ряду убит горем: они были счастливы вместе, он научил ее пользоваться Leica, а затем они уехали на войну в Испании. Для друзей Герда гораздо больше, чем знаменитая антифашистская героиня. Герда часто разочаровывала их, но ее радость жизни, ее жажда свободы способны разжечь пламя даже спустя десятилетия. Все, что для этого нужно, — лишь межконтинентальный телефонный звонок между двумя молодыми людьми. Волею судьбы они погружаются в прошлое 1930-х годов, когда боролись с экономическим кризисом, ростом нацизма, враждебностью к беженцам. Это то, что повлияло на евреев и представителей левых во Франции, таких, как герои книги из современности.
Доминик Фортье. «Города на бумаге», «Издательство Ивана Лимбаха» (16+)
«Леди в Белом» — мифическая фигура в американской литературе, которая до сих пор остается загадкой. Она всегда отказывалась публиковать свои стихи, а последние годы жизни провела взаперти в своей комнате. Тем не менее сейчас все согласны с тем, что она одна из самых важных писательниц XIX века. Речь идет об Эмили Дикинсон. Канадская писательница Доминик Фортье в своей работе соединила реальные факты из жизни американской писательницы и собственные фантазии и размышления «о свободе воображения, природе творчества, о места, в которых мы живем и которые живут внутри нас».
Стейси Шифф. «Клеопатра. Жизнь», «КоЛибри» (18+)
Ее дворец блистал гранитом и золотом, но был еще богаче политическими и любовными интригами. Помимо всего прочего, Клеопатра была проницательным стратегом и искусным переговорщиком. Знаменитая задолго до того, как приобрела дурную славу, Клеопатра вошла в историю по совершенно неправильным причинам. Шекспир и Шоу вложили слова в ее уста. Микеланджело, Тьеполо и Элизабет Тейлор придали ее имени особое значение. По пути гибкий характер Клеопатры и драматизм ее обстоятельств были утрачены. Стейси Шифф возвращается к классическим источникам и отделяет факты от вымысла, чтобы спасти магнетическую королеву, смерть которой положила начало новому мировому порядку. Богатая деталями и эпическая по масштабу, это яркая реконструкция ослепительной жизни.
Мишель Марли. «Коко Шанель. Я сама — мода!», «Аркадия» (16+)
Париж 1919 года. Коко Шанель удалось создать преуспевающий дом моды. Но когда ее любимый погибает в результате несчастного случая, она оказывается парализованной горем. Только план увековечить свою любовь к нему с помощью духов придает ей новые силы. В процессе поиска нужного аромата она встречает харизматичного Дмитрия Романова. Вместе с ним Коко отправляется на юг Франции, в колыбель всех великих запахов, и вскоре вступает на путь новой любви.
Мари Фредрикссон, Хелена фон Цвейгберг. «Любовь к жизни», ИД «Городец» (16+)
«Я лишь хочу рассказать о том, как все было. Без прикрас. Чистую правду», — с такими словами Мари Фредрикссон представила идею книги писательнице Хелене фон Цвейгберг. В жизни Мари Фредрикссон много драмы. От плохого воспитания в сельской местности и до мировой карьеры в Roxette. А потом случилась катастрофа — опухоль мозга, которая вынесла ей смертный приговор. Пораженная болезнью, она возвращается на сцену. В книге пойдет речь о певице и ее ближайших друзьях. Это история великой любви, печали, ни с чем не сравнимого успеха, мести вопреки всему и благодаря любви к жизни.
Аудур Ава Олафсдоттир. «Мисс Исландия», Polyandria NoAge (16+)
Исландия 1960-х годов. Гекла — начинающая писательница, родившаяся в отдаленном районе Исландии. Собрав свои немногочисленные пожитки, включая «Улисса» Джеймса Джойса и пишущую машинку Remington, она отправляется в Рейкьявик с рукописью, спрятанной в ее сумках. Там она намерена стать писательницей. Она живет в одной квартире со своим другом детства Джоном. Гекла узнает, что ей придется оставаться одной в маленьком сообществе, где доминируют мужчины, которые предпочли бы, чтобы она выиграла конкурс красоты, а не стала профессиональной писательницей. По мере того как развивается повествование, связь двух друзей укрепляет их самым трогательным образом.
Наоми Вулф. «Миф о красоте», «Альпина нон-фикшн» (16+)
Классический бестселлер, который пересматривает наш взгляд на взаимосвязь между красотой и женской индивидуальностью. В современном мире женщины обладают большей властью, юридическим признанием и профессиональным успехом, чем когда-либо прежде. Однако наряду с очевидным прогрессом женского движения писательницу и журналистку Наоми Вулф беспокоит другой вид социального контроля, который, по ее мнению, может оказаться таким же ограничителем, как традиционный образ домохозяйки и жены. Это миф о красоте и одержимость физическим совершенством, который заманивает современную женщину в бесконечную спираль надежды, самосознания и ненависти к себе, когда она пытается соответствовать невозможному определению общества под названием «безупречная красота».
Анна Кэри. «Молли имеет право», «КомпасГид» (12+)
Весна 1912 года. Четырнадцатилетняя Молли живет в Дублине со своими любящими, но рассеянными родителями, старшей сестрой Филлис, избалованным старшим братом Гарри и святой младшей сестрой Джулией. Молли убеждена, что ее жизнь скучна, пока она не обнаруживает, что Филлис — тайная суфражистка. Посетив митинг за избирательное право, Молли тоже хочет что-то сделать для движения. Вскоре она убеждает лучшую подругу Нору присоединиться к ней. Наконец-то в их жизни появилось хоть какое-то волнение! Некоторые одноклассницы их поддерживают, другие не видят в этом смысла. Их робкая школьная подруга Стелла беспокоится, что Молли и Нора попадут в беду. А Грейс не одобряет любого, кто переступает черту. Несмотря на эту общую апатию, со временем Молли и Нора становятся полны решимости сделать еще что-то для общего дела. Даже несмотря на то, что никто из участниц движения особенно не нуждается в их помощи.
Мелинда Гейтс. «Момент взлета», «Бомбора» (16+)
В течение последних двадцати лет Мелинда Гейтс занимается реализацией своей цели — найти решения для людей с насущными потребностями, где бы они ни жили. Постепенно ей становилось все более ясно одно: если вы хотите поднять общество на новый уровень, инвестируйте в женщин. В этой откровенной и вдохновляющей книге Гейтс показывает связь между расширением прав и возможностей женщин и здоровьем общества. Она демонстрирует возможности, которые существуют прямо сейчас для «ускоренных» изменений. Гейтс предлагает простые и эффективные способы, с помощью которых каждый из нас может изменить ситуацию к лучшему. Мелинда знакомит нас с героями движения за равенство, приводит поразительные данные, делится трогательными беседами с женщинами со всего мира, и показывает, как мы можем принять в этом участие.
Сара Бьязини. «Моя небесная красавица», «Редакция Елены Шубиной» (16+)
Женщина пишет своей новорожденной дочери. Она рассказывает ей о радостях, горестях, страхах и о ее отсутствующей матери — великой и незабываемой Роми Шнайдер. В этой трогательной книге рассказ Сара Бьязини об отношениях с матерью. Кроме этого, она размышляет и ставит перед читателем ряд вопросов. Как ты растешь, когда теряешь мать в четыре года? Как жить дальше, когда смерть так рано приходит к тебе? Как можно оплакивать потерю матери, которой поклоняется весь мир? Автор находит ответ в себе, в любви своей семьи, своих друзей, в женщинах, которые заменили ей мать. Это книга о жизни, которая продолжается, несмотря ни на что.
Елена Кокурина. «Наталья Бехтерева. Код жизни», «Бослен» (12+)
Наталья Петровна Бехтерева — кандидат биологических наук, доктор медицинских наук, профессор, нейрофизиолог. Она посвятила свою жизнь изучению самого сложного и загадочного объекта во Вселенной — мозга человека, благодаря которому мы способны думать, творить, выполнять как простые, так и тончайшие действия. Елена Кокурина — известный научный журналист. Она попыталась рассказать историю Бехтеревой, ее открытия, полемику вокруг спорных утверждений ученого. В книгу включены и впервые опубликованы письма Бехтеревой и архивные документы.
Мишель Дин. «Нахалки», «Лайвбук» (16+)
Мишель Дин исследует жизни десяти женщин совершенно разного происхождения и точек зрения, которые внесли значительный вклад в культурную и интеллектуальную историю Америки. Этих женщин объединяет то, что Дин называет «резкостью», способностью действовать быстро. «Нахалки» — это яркое изображение интеллектуального бомонда Нью-Йорка XX века, где вечеринки, наполненные сплетнями, сменялись литературными поединками. Это также изображение того, как эти женщины самоутверждались в произведениях, несмотря на крайнюю снисходительность культурного истеблишмента. Объединяя биографию, литературную критику и историю культуры, Дин прославляет эту группу выдающихся женщин и знакомит с их работами.
Кэролайн Криадо Перес. «Невидимые женщины», «Альпина Паблишер» (16+)
Данные имеют фундаментальное значение для современного мира. Начиная с экономического развития и заканчивая здравоохранением, образованием и государственной политикой. Мы полагаемся на цифры при распределении ресурсов и принятии важнейших решений. Но из-за того, что в таком большом количестве данных не учитывается пол, предвзятость и дискриминация изначально заложены в наши системы. И женщины платят огромную цену за это предубеждение — временем, деньгами, а часто и своей жизнью. Известная правозащитница Кэролайн Криадо Перес исследует шокирующую первопричину гендерного неравенства, погружаясь в жизнь женщин дома, на рабочем месте, в общественных местах, в кабинете врача. Это новаторское разоблачение, построенное на сотнях исследований в США, Великобритании и по всему миру, изменит ваш взгляд на мир.
Маргарет Этвуд. «Пенелопиада», «Лайвбук» (16+)
В «Одиссее» Гомера Пенелопа, оставшись на двадцать лет одна, умудряется несмотря на скандальные слухи, сохранить королевство Итака, воспитать своенравного сына и держать в страхе более сотни поклонников. Когда Одиссей наконец возвращается домой после перенесенных трудностей, победы над монстрами и любовными утехами с богинями, он убивает ее поклонников и — что любопытно — двенадцать ее служанок. В великолепном современном прочтении древней истории Маргарет Этвуд решила рассказать ее Пенелопе и двенадцати повешенных служанках, задав вопрос: «Что привело к повешению служанок и что на самом деле замышляла Пенелопа?» В ослепительном, игривом пересказе Этвуд история становится столь же мудрой, сколь и сострадательной, столь же дико занимательной, сколь и тревожащей.
Майя Анджелу. «Поэтому птица в неволе поет», Popcorn Books (18+)
Эта книга такая же радостная и болезненная, такая же таинственная и запоминающаяся, как само детство. В ней отражена тоска одиноких детей, боль от грубых оскорблений и чудо слов, которые могут изменить мир. Дебютные мемуары Майи Анджелу — это современная американская классика, любимая во всем мире. Отправленные матерью жить к своей набожной бабушке в маленький южный городок, Майя и ее брат Бейли испытывают боль от заброшенности и от предрассудков. Вернувшись к матери в Сент-Луис, Майя подвергается насилию со стороны мужчины во много раз старше ее, и ей приходится жить с последствиями этой травмы всю жизнь. Годы спустя, в Сан-Франциско, Майя узнает, что любовь к себе, доброта других, ее сильный дух и идеи великих авторов позволят быть свободной, а не заключенной в тюрьму.
Мэгги Доэрти. «Равноправные», «НЛО» (12+)
В 1960 году ожидалось, что женщины будут заниматься исключительно воспитанием семей. Но Рэдклиффский колледж объявил об основании Института независимого обучения, который предлагал стипендии женщинам с докторской степенью или «эквивалентом» в области художественных достижений. Известная писательница и преподаватель Гарварда Мэгги Доэрти знакомит нас с пятью блестящими женщинами — поэтессами Энн Секстон и Максин Кумин, художницей Барбарой Свон, скульптором Марианной Пинедой и писательницей Тилли Олсен. Они собирались и творили историю. Опираясь на их записные книжки, письма, записи лекций, дневники и готовые работы, Доэрти сплетает из голосов этих женщин трогательное повествование о дружбе и амбициях в искусстве.
Катя Майорова. «Раньше девочки носили платья в горошек», Clever (16+)
Платье в горошек — это символ прошлого. Платья с таким рисунком носили наши мамы и бабушки. Сейчас мир стремительно меняется. То, что волновало женщин из прошлых поколений, сегодня совершенно неактуально. Молодых женщин XXI века волнует практически все, что создает много тревожных состояний. Насколько хороши наши тела? Когда мы встретим свою любовь и как понять, что она та самая? Когда заводить детей? Как понять, что готовы к материнству и что вообще хотим детей? Как зарабатывать больше и заниматься любимым делом? Как не выгореть и найти вдохновение? Все эти вопросы посещают и плюс-сайз-писательницу Катю Майорову. Иронично и местами шокирующе она двигается от вопроса к вопросу, пытаясь понять, что значит быть молодой женщиной в XXI веке.
Рене Розен. «Светские манеры», «АСТ» (16+)
В сверкающем мире манхэттенской верхушки, где жены закрывают глаза на измены мужей, а у женщин мало прав и еще меньше независимости, общество — это все. Чем более прославлена хозяйка, тем могущественнее женщина. И нет никого более могущественного, чем Каролина Астор. Но времена меняются. Альва Вандербильт недавно вышла замуж за представителя одной из богатейших семей Америки. Но что хорошего в деньгах, когда общество отказывается признавать вас? Альва знает, что такое не иметь ничего. И она сделает все возможное, чтобы иметь все. Это захватывающий роман о двух очаровательных, сложных женщинах. Он охватывает три десятилетия и основан на реальных событиях.
Джоан Хэ. «Сыграй на цитре», Freedom (18+)
Идет 414 год правления династии Синь, царит полный хаос. Марионеточная императрица восседает на троне. Королевство раскололось на три фракции и трех военачальниц, надеющихся присвоить континент себе. Но Зефир знает, что это не соревнование. Осиротев в юном возрасте, она взяла под контроль свою судьбу, став лучшим стратегом страны и служа под началом Синь Жэнь. Когда Зефир проникает во вражеский лагерь, то сталкивается там с загадочным Вороном, противником, который достоин ее. Но врагов больше, чем один, и не все из них люди. Эпическая фантазия в жанре Young Adult о найденной семье, соперниках и идентичности.
Энн Икин Мосс. «Только между женщинами», «НЛО» (12+)
В русской литературе XIX века появляется утопический, идеализированный образ женских взаимоотношений. Толстой, Чернышевский, Чехов воспевали женское сообщество как силу, которая способна привнести положительную динамику в общество. «Только между женщинами» показывает, как в социальной сфере идея женского комьюнити, якобы свободное от примеси денег, секса или личных интересов, возникла в классическом русском романе, подпитывала мистические представления о единстве в модернизме рубежа веков и, наконец, заняла привилегированное место в сталинской культуре, особенно в кино.
Лесли Керн. «Феминистский город», Ad Marginem (16+)
Мы живем в городе, но наши общественные пространства не предназначены для женщин. Городские улицы часто являются скорее местом угроз, чем безопасной средой. Транспортная система не позволяет мамам с колясками беспрепятственно передвигаться. У общественных пространств нет достаточного количества туалетов. Лесли Керн через историю, личный опыт и популярную культуру раскрывает то, что скрыто у всех на виду: социальное неравенство, встроенное в наши города, дома и микрорайоны. Керн предлагает альтернативное видение города. Она размышляет о страхе, материнстве, дружбе, активности, радостях и опасностях одиночества. Керн рисует город с новых точек зрения, излагая межсекторальный феминистский подход к городской истории, и предполагает, что город, возможно, также является нашей надеждой на формирование нового будущего.
Сара Мосс. «Фигуры света», «Фантом Пресс» (16+)
Это глубоко трогательная история о психологическом воспитании в XIX веке. Действие разворачивается в атмосферном мире прерафаэлитов и раннего движения за избирательное право. Элли умна, прилежна и вовлечена в вечную — и проигрышную — битву за одобрение и внимание матери. Ее мать, Элизабет, религиозная фанатичка, больше заботящаяся о том, чтобы накормить бедных и спасти падших женщин, чем о том, чтобы справиться с трудностями материнства. Даже когда Элли выигрывает стипендию и становится одной из первых студенток для изучения медицины в Лондоне, это все равно кажется недостаточным достижением.
Флавия Фриджери. «Художницы», Ad Marginem (16+)
В 1971 году в эссе Линда Ночлин подняла вопрос: «Почему не было великих женщин-художниц?» С 1970-х годов, в результате повышения самосознания, феминистский дискурс вокруг искусства расширился, затрагивая формы активизма, идеи эстетики, женское тело, сексуальность и репрезентацию. Переосмысление вклада женщин в историю искусства все еще продолжается. Сосредоточив внимание на пятидесяти самых разных женщинах-художницах, эта книга дает читателям представление о феминистском искусстве и о его наиболее важных фигурах. Она рассказывает о ключевых женщинах-художницах от барокко до наших дней.
Екатерина Петрова — автор telegram-канала «Булочки с маком» и основательница первого книжного онлайн-клуба по подписке «Макулатура».
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.