Новости раздела

Как «Транспортная карта» нарастила прибыль перед повышением тарифов на проезд

Оператор «электронных кошельков» общественного транспорта Казани за год увеличил чистую прибыль на 20% и может выиграть еще от роста стоимости проезда

На фоне споров о справедливости тарифов в пассажирском транспорте, не утихающих второй месяц, начались публикации финансовой отчетности участников казанского рынка. Если перевозчики постоянно заявляют о своих финансовых проблемах, то оператор «электронных кошельков» продолжает наращивать прибыль. При этом перевозчики уверены, что дальнейшее повышение тарифов сыграет на руку «Транспортной карте», и даже готовы продолжить борьбу за снижение ее доли в стоимости проезда. Однако в действительности компания по-прежнему довольствуется крохами от «транспортного пирога» столицы РТ.

Прибыль на фоне падения выручки

ОАО «Транспортная карта», выступающее оператором автоматизированной системы оплаты проезда в городском пассажирском транспорте, опубликовало бухгалтерскую отчетность за 2015 год. На фоне жалоб перевозчиков на низкие тарифы и работу предприятий отрасли в убыток компания, обслуживающая «электронные кошельки» пассажиров, не только получила прибыль, но и сумела увеличить ее по сравнению с прошлым годом. Напомним, ОАО «Транспортная карта» принадлежит на 49% МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани», а на 51% — АО «Социальная карта», которое, в свою очередь, является стопроцентной «дочкой» ПАО «Ак Барс Банк».

Чистая прибыль ОАО «Транспортная карта» на 1 декабря 2015 года составила 11,3 млн рублей, что почти на 20% выше результата прошлого года. Интересно, что выручка компании за год сократилась на 1,7 млн рублей по сравнению с 2014 годом. При этом прибыль от основной деятельности также уменьшилась почти на 2 млн рублей, то есть на перевозках и продаже карт компания заработала меньше. Зато выросли прочие доходы более чем на 2 млн рублей. Что скрывается за ними — не известно.

Сократились и активы компании на 13,5 млн рублей – с 171,1 до 157,6 млн. На их снижении сказалось и снижение объема внеоборотных активов почти на 3 млн (сокращаются второй год подряд). При этом у компании в два с лишним раза уменьшился объем долгосрочных обязательств — с 35,4 до 16,3 млн рублей.

Сама компания ситуацию не комментирует, мотивируя это тем, что в свое время пострадала от внимания журналистов. Видимо, сотрудники вспоминают скандальную историю о появлении на официальном сайте «Транспортной карты» незаконной рекламы эскорт-услуг и интернет-казино, о котором писали СМИ.

По данным Айдара Абдулхакова, средняя стоимость поездки в столице РТ в 2015 году составила 17 рублей 76 копеек. realnoevremya.ru/Лины Саримовой

Скромная доля «Транспортной карты» в большом «транспортном пироге»

Однако в целом выручка ОАО «Транспортная карта» в масштабах миллионного города не так и велика. По итогам года она составила всего 71,8 млн рублей. Общий объем доходов транспортной отрасли города от перевозки пассажиров в общественном транспорте просто не сопоставим с этими цифрами. По данным Айдара Абдулхакова, председателя комитета по транспорту исполкома, средняя стоимость поездки в столице РТ в 2015 году составила 17 рублей 76 копеек (с учетом льготных карт и пониженной оплаты проезда по проездным билетам и транспортным картам). Всего же транспортные предприятия в прошлом году перевезли 252,4 млн пассажиров. Таким образом, от перевозки пассажиров транспортные предприятия в целом за год получили порядка 4,5 млрд рублей. Выручка «Транспортной карты» составила всего 1,5% от этой цифры.

Показатели более чем скромные, при том что, по данным того же комитета по транспорту, 24% пассажиров в транспорте платят полную стоимость проезда, 36% — льготники, а большинство — 40% — расплачиваются картой. Правда, самой «Транспортной карте», как рассказали «Реальному времени» перевозчики, с оплаченных по ней 18 рублей перепадает только 4%. Эти 4% ОАО «Транспортная карта» делит еще и с процессинговым центром — АО «Социальная карта», которому и принадлежит на половину. Часть доходов компания также получает с продажи карт — «электронных кошельков».

Впрочем, перевозчики считают, что и эти 4% — незаслуженно большая сумма для компании. «Транспортная карта» получает 4% от стоимости проезда, которую платит пассажир. Это тоже много, мы давно боремся, чтобы уменьшили эти проценты, но пока ничего не получается. От общего оборота получается много», — сетует Наиль Садриев, директор «ПАТП-4».

«Транспортная карта» заработает на повышении тарифов

Впрочем, доходы «Транспортной карты» в 2016 году могут существенно возрасти с учетом изменения тарифов и общего снижения доходов населения. Напомним, если ранее полная стоимость проезда составляла 20 рублей, а оплата по карте — 18 рублей, то теперь оба тарифа увеличиваются на 5 рублей — до 25 и до 23 рублей соответственно. Возможность экономии хотя бы 2 рублей может подтолкнуть часть пассажиров к переходу на карту. Первый массовый переход пассажиров на оплату картой в Казани наблюдался в 2009–2010 годах, когда была введена тарифная разница между стоимостью проезда по карте и его оплатой непосредственно в автобусе.

— Каждый месяц общее число пассажиров уменьшается, потому что люди пересаживаются на собственный транспорт, — рассказывает Руслан Юсупов, первый заместитель директора ООО «Байлык №3». — А вот электронная карта увеличивается, потому что проезд по электронному кошельку дешевле налички, поэтому прибыль возрастает. Был очень большой скачок, когда эти карты только ввели, процентов на 25. А насколько каждый год электронный кошелек прирастает, могу ошибаться (…) Я думаю, с учетом кризиса приток пассажиров по электронной карте еще будет.

Дмитрий Семягин, Дина Валиуллина
комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 25 мар
    неплохая чистая прибыль
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    4% - это действительно очень много, 1,5% максимум должны они получать. максимум!
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Вот кто наживается на перевозках! Пусть с перевозчиками делятся!
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    а причем тут уже всеми забытая история с рекламой эскорт услуг? ничего поинтереснее придумать не могли они?
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    какой там свой транспорт? велосипед что ли? это еще может быть
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    Опять цены поднимают. Сколько можно.
    Ответить
  • Анонимно 25 мар
    с каждым повышением тарифа количество пассажиров будет уменьшаться, в итоге себестоимость снова вырастет, и снова будут требовать повышения
    Скоро с тарифами такси сравняются
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии

Новости партнеров