Новости раздела

Изнанка Казани: обитель бездомных в забытом магазине на Парижской Коммуны

Изнанка Казани: обитель бездомных в забытом магазине на Парижской Коммуны
Фото: Максим Кокунин

Улица Парижской Коммуны расположена в самом центре Старо-Татарской слободы, которая является одной из главных и самых крупных исторических частей и комплексных достопримечательностей центра Казани. Свой современный облик улица начала формировать в конце XVIII столетия одновременно с находящейся на той же территории рыночной площадью, ставшей впоследствии чуть ли не главным коммерческим центром губернии. Спустя несколько веков местная инфраструктура мало что поменяла, как в своем назначении, так и во внешнем облике. Музеи, магазины, кафе и бизнес-центры, разбросанные по улице, хранят национальную историю, подчеркивая свое парадно-туристическое значение. Однако стоит свернуть во двор, и эти же здания превращаются в «Потемкинские деревни», скрывающие не только забытую разруху, но и ее обитателей. Изнанку этого места приоткрывает «Реальное время».

На начало второй четверти XVIII века в начальной части Парижской Коммуны была расположена «дорегулярная» улица под названием Рязановский переулок. В месте пересечения с современными улицами Московская и Столбова находились мечеть и мусульманское кладбище. В процессе застройки улица неоднократно меняла, а порой и имела сразу несколько параллельно существующих названий: Татарская, Поперечно-Сенная, Сенная (что за ней и закрепилась).

Фото: Максим Кокунин

Название «Сенная» она получила из-за той самой рыночной площади — Сенной базар. Он, в свою очередь, стал так называться в честь своей первоначальной специализации, а именно — торговля сеном. Сам базар просуществовал вплоть до 1932 года. Местные жители часто жаловались на «сенных» торговцев, постоянный шум и грязь. Кроме того, в этом месте также собирались и представители татарской интеллигенции. Например, в этом месте читал свои стихи Габдулла Тукай.

Фото: Максим Кокунин

Принятие и реализация регулярного городского плана способствовали появлению в XIX веке новых кварталов Старо-Татарской слободы. Западная окраина Сенной площади активно заселялась русским купечеством, строившим на современных улицах Столбова, Камала и Московской жилые особняки и торговые лавки. В свою очередь, восточная и южная границы этой территории осваивались татарским населением. Так, в конце XVIII века на южной окраине слободы появилось несколько кварталов в границах современных улиц Парижской Коммуны, Тукая и Нариманова.

Фото: Максим Кокунин

Благодаря помощи фабриканта Мусы Мамяша ас-Сардави в 1798 году на месте по современному адресу Тукая, 40 была построена каменная мечеть. Улица, шедшая к этой мечети, (нынешняя улица Парижской Коммуны), стала оплотом торговли мусульманских предпринимателей. Однако богобоязненные жители Старо-Татарской слободы назвали это место «углом неверных». Поэтому глава Татарской ратуши, купец 1-й гильдии Губайдулла Юнусов решил построить на Сенной улице каменную мечеть Нурулла (сейчас это место — угол улиц Московской, 74 и Парижской Коммуны, 15).

Фото: Максим Кокунин

На Сенной улице (Парижской Коммуны) находилось множество «предприятий» одних из самых выдающихся деятелей того времени: в гостинице «Караван-Сарай» жил писатель Гаяз Исхаки, издавал газету «Азат халык» драматург Галиаскар Камал (Парижской коммуны, 9), принимала посетителей Татарская ратуша (Парижской Коммуны, 13). В этом месте работали предприниматели Утягановы и книготорговцы братьев Каримовых, построенные в стиле европейских универмагов (Парижской Коммуны, 15, 20).

Фото: Максим Кокунин

Здание, представленное на фотографиях, является одним из магазинов братьев Утягановых (оно было построено в 1915 году). Его фасад, выходящий на улицу Парижской Коммуны, выглядит вполне естественно для этих мест и не отличается от стоящих рядом магазинов. Однако если подойти к нему ближе, то можно увидеть, что все-таки он находится в запустении. Сквозь грязные окна едва попадающий свет помогает разглядеть каменный пол и горы мусора.

Фото: Максим Кокунин

Задний двор объединяется со двором той самой мечети Нурулла, и сейчас на нем разбита автомобильная парковка. Через автостоянку также есть выход во двор дома 16 по улице Татарстан. Таким образом, это место является связующим звеном и коротким путем между двумя улицами. Два отдельных здания всего комплекса развалин соединены между собой, но то, что длиннее, расположено в небольшой низменности, заросшей кустарниками. Кроме того, вся низменность засыпана различного рода мусором — от ненужной мебели до строительных отходов.

Фото: Максим Кокунин

По словам местных жителей, на протяжении нескольких лет в этом доме живут бездомные, которые уже успели обустроить эти развалины. В том, что это место является обитаемым, убедился корреспондент «Реального времени». Среди кустов есть протоптанная дорожка, ведущая ко второй части дома с балконами. Однако она выводит не только к зданию (которое, к слову, полностью открыто и не имеет никаких защитных ограждений), но и к строительной бытовке. Из нее навстречу нашему журналисту вышел престарелый мужчина, который был настроен агрессивно и не желал видеть кого-нибудь возле своего импровизированного жилища.

Фото: Максим Кокунин

Стоит отметить, что его бытовка с разных сторон обвешана веревками для белья, а возле входа висят пакеты с продуктами, стоят бутылки с молоком и баллоны воды. Кроме того, у стола стояла миска, из которой обедала кошка. И, как видно на фотографии, для нее оборудован специальный подъем под крышу этого жилища.

Фото: Максим Кокунин

Как пояснили «Реальному времени» в мэрии Казани, дом по улице Парижской Коммуны, 17 является исторически ценным градоформирующим объектом, подлежащим сохранению. Однако этот статус более мягкий, чем «объект культурного наследия», и законодательство не накладывает на собственника обязательства по срокам проведения ремонтно-реставрационных работ. Там же отметили, что объект не является муниципальным имуществом.

Фото: Максим Кокунин

Отметим, что в здании когда-то находилось кафе русской и татарской кухни «Нур». Заведение не являлось сетью и было единственным в городе. Сейчас о нем напоминает лишь старая вывеска и едва сохранившееся меню. В самом помещении лежат горы мусора, среди которых также остались чеки и рабочая документация.

Фото: Максим Кокунин

Подписывайтесь на telegram-канал и группу «ВКонтакте» «Реального времени».

Максим Кокунин
ОбществоВластьИнфраструктураИсторияКультура Татарстан

Новости партнеров

комментарии 7

комментарии

  • Анонимно 24 сен
    Одна из "грязных" улиц города, по которой брезгуешь даже идти пешком. Граждане снг снующие по кафе халяль, магазины с товарами для религиозных мусульман, все такое не хорошее, отталкивающее.
    Ответить
    Анонимно 25 сен
    согласен улица не уютная
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    Обычное дело.
    Ответить
  • Анонимно 24 сен
    в 90-е, когда учился в универе, на Парижской, рядом с остановкой 1-го троллейбуса, почти в самом углу, магазинчик был небольшой. "Киемнар Данлы", назывался. Ох, клёвые там пальто продавались от одноимённой фабрики. всё мечтал купить... пока "французский изгнанник" из фонда "Образование" не нагнул всех, не разграбил фабрику, доведя её до банкротства. Пальто больше в Казани не шьют. Мороженое тоже не делают. И знаменитого рулета и "Птичьего молока", как и фабрики "Заря" больше нет.
    Какие, оказывается, мы были счастливые - застали всё это; пробовали, ели, радовались.
    Ответить
    Анонимно 26 сен
    Да многое утерено жаль. Фабрика"Заря" какие вкусные торты выпускали. Нам повезло мы хоть что то застали.
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Прожил в Казани 70 лет всю жизнь была новотатарская Слобода и вдруг появилась старотатарская
    Ответить
  • Анонимно 26 сен
    Так интересно. Всегда проходишь мимо, видишь красоту, а она бывает обманчива. Нравится по вашей рубрике следить за настоящим, заодно историю города родного узнаю. Спасибо за это! Так интересно. Всегда проходишь мимо, видишь красоту, а она бывает обманчива. Нравится по вашей рубрике следить за настоящим, заодно историю города родного узнаю. Спасибо за это!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии