Новости раздела

Премьера «Зверополиса»: «Диснеевская» сатира о том, как насаждение ненависти в государстве приводит к хаосу

В прокат выходит новый полнометражный мультфильм «Диснея», рассчитанный на семейную аудиторию – «Зверополис», смешная, добрая сатирическая анимация про мир антропоморфных зверей. Обозреватель «Реального времени», с восторгом посмотрев 55-й в истории «Уолта Диснея» «мультик», считает, что перед ним первый лучший фильм этого года. Но главное – в чудесных образах «ми-ми-мишных» пушистых зверушек и их так похожих на наши проблемах (чиновники, дискриминация, политика, национальные истерии и фобии): аниматоры умудрились нарисовать и снять лучший политический фильм и лучшую сатиру за многие месяцы: о том, что разделение на «свой» и «чужой» ни к чему хорошему не приводит, а ненависть и подозрения к меньшинствам по национальным, религиозным или идейным признакам грозят цивилизации хаосом.

«Зверополис» (Zootopia, 2016) Байрона Ховарда, Рича Мура и Джареда Буша

Зверополис (правильнее было бы Зутопия – пародирующая Утопию) – город животных, похожих на людей. Людей в этом мире нет. В этом мире животные – люди. Когда-то давным-давно, в доисторические времена «пещерных кроликов», они были дикими и драли друг друга за шкуры – выживал сильнейшей, хитрейший, быстрейший. Но потом поумнели, цивилизовались, обрядились в одежды и смастерили улицы и дома (а также айфоны, пистолеты, салоны красоты и прочую человекообразную бижутерию) и стали в них жить.

Зверополис – мечта всех окрестностей («замкадышей»), там хищники и травоядные живут мирно, все друг друга уважают, и вообще – Царствие Небесное в мире животных. Так говорят, во всяком случае, «в телевизоре врать не будут». Не удивительно, что и наша героиня Джуди Хопс, крольчиха из провинции, сызмальства захотела в этом прекрасном мегаполисе жить и работать в полицейском департаменте – защищая сирых и убогих от злых и нехороших подлецов. Мать с отцом от мечты дитяти в ужасе, они привыкли всего бояться, жить в страхе незаметно. Вокруг в способность и возможность Джуди стать первым в мире кроликом-копом никто не поверил. Во-первых, она – женщина. Во-вторых, маленькая. В-третьих, травоядная. Пигалица ты, лопоухая – смотрели на нее с насмешкой. Но Джуди – кроль-баба, что называется, пробивная. Сказано – сделано. И вот она – коп, которую Полицейская Академия выпустила с отличием – под громкие чиновничьи официозные славословия местного мэра (Льва, разумеется) и его заместителя мисс Барашкис (овца – она и в Зверополисе овца).

Правда, ее шеф – капитан Буйволсон, поначалу даже не замечает ее амбиций – а видит из-под стола одни только уши ее (тут в копах львы, слоны и прочая гигантская братия). Чтобы доказать свое право на «быть, как все, и даже лучше» – среди самцов в три метра высотой, среди которых девушка Джуди опасливо бегает, чтобы не раздавили – она для начала работает на парковке, выписывая больше сотни штрафных талончиков до обеда, затем ловит воровку-ласку, похитившую в магазине странные луковицы, и, наконец, вызывается найти одного из пропавших в Зверополисе горожан Выдрингтона, миссис Выдрингтон бросается ей растроганная на шею, и выведенный из себя Буйволсон скрепя сердце дает нашей Джуди шанс найти несчастного, уверенный, что крольчиха, конечно, опростоволосится (во-первых, она – женщина, во-вторых, маленькая и т.д.) – и тогда ее можно будет выпнуть прочь из полиции. Джуди в напарники берет уличного прощелыгу лиса Ника Уайлда и бросается очертя голову, как круто сваренный герой нуара, в зловонные недра звериного рая. Тем временем звери отчего-то начинают звереть…

«Зверополис» – 55-й полнометражный мультфильм «Диснея» и первая за многие его годы настоящая сатира на человеческих существ. «Зверополис» продолжает линию выворачивания наизнанку стандартных басен (см. «Холодное сердце», где принцесса уже далеко не слабый пол). «Зверополис» ни разу не вариант «Короля Льва», потому что Зверополис – это не джунгли, не мир зверей, а мир зверей-человеков, мир, до боли на наш похожий, где помимо округа Джунглей есть и площадь Сахары, и Тундратаун, и Маленький городок грызунов внутри.

«Зверополис» чуть похож на «Кто подставил кролика Роджера», то там все-таки центром действия был человеческий мир. «Зверополис» сделан по той же форме, в какой были написаны сатира Гете «Рейнеке-Лис» (тоже сатира на людей) или «Путешествия Гулливера» Свифта с его гуингнмами, разумными лошадьми, и йеху, омерзительными человекоподобными существами. Еще «Зверополис» экранизирует фактически библейское «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их». И да, «Зверополис» –это громкая победа «Диснея» над всеми теми, кто еще по старой памяти считал компанию корпорацией слащавых сентиментальных сказок, существующей только «чтобы срубить бабла». «Бабла», будьте уверены, «Дисней» со «Зверополиса» «срубит» – он уже допремьерно собрал в разных странах 93 млн долларов (!) – а главный сайт о киносборах Box Office Mojo сообщает о вероятности того, что новый мультик побьет исторический рекорд лучшей кассы мартовского уикэнда. За это говорит все: и почти единодушное восхищение критики, и радостная любовь зрителей (взрослых и детей). Так как мы – среди полюбивших «Зверополис», то субъективно и также радостно объявляем: на данный момент это один из лучших фильмов 2016 года. «Дисней» свое «бабло» заслужил.

«Зверополис» – это чрезвычайно проработанный мир Зверополиса. В поездах тут разные выходы – по размеру: для жирафов и грызунов (возможный намек на пандусы для инвалидов). В офисах стандартная дискриминация по гендерным, национальным и расовым признакам. В хитах – голосистая Газелле (ее голосом поет Шакира). В главарях банд – не самые сильные, а самые умные: чудесный типаж из «Крестного отца» – местный мафиозо, в роли которого арктическая землеройка, охраняемая белыми медведями. В магазинах «черным», или гастарбайтерам, или мексиканцам, или цыганам (в мультфильме – лисам) не хотят продавать мороженое (потому что они – мошенники, и у них, наверняка, нет денег, или они что-то задумали…).

Один пример: вот перед нами ведомство, звериная ГИБДД, которая вызывает усталый вздох у всех здешних автовладельцев: там с ними работают самые медленные чиновники в мире – ленивцы! И наша главная героиня без страха и упрека, не без греха за душой (т.е. тоже похожа на человека) – когда-то в детстве ее задирал хулиган хитрой рыжей породы, теперь она носит с собой антилисовый баллончик, что огорчительно для Ника: «А я думал, ты первая меня не боишься и ни в чем не подозреваешь!» – кричит он в отчаянии. Очевидно, что Царствие Небесное получилось так себе, потому что каждый «свой» все-таки втайне подозревает «чужого» в самых черных на свете замыслах – потому что этот «чужой», нацепляя улыбочку в общении со «своими», чувствует своей шкурой, что они, эти «свои», его видят «чужим». Цивилизация – хрупкая вещь, построенная на множестве сдержек и противовесов, условной социальной морали и безусловной этики (которую воплощает закон и полиция). Ее трудно построить – но разрушить легко. Основу сюжета «Зверополиса» составляет не нападение инопланетян или козни могущественного мистера Зло – а доверие людей (т.е. зверей, ну, вы поняли), которое так легко разрушить.

Зверополис устроен почти аналогично большинству современных стран и городов. Есть некое большинство – тут травоядные (их – 90%), есть некое меньшинство – тут хищники (их – 10%). У власти тупенький Левушка, которого так легко обвести вокруг когтя. Отчего же не подобрать эту власть, которая практически просто так в саванне валяется? А что для этого нужно? Посеять панику, ненависть, подозрение, страх – и лучше, если страх и ненависть эти будут взаимны. «Сделаем так, чтобы 90% «травоядных» ненавидели и боялись 10% «хищников», и сохраним президентское кресло!» – чуть ли не слово в слово цитата из мультика. «Таргетирование» ненависти ради политических целей вводит Зверополис в хаос. Сам факт построения этого мелкого заговора – матрица универсальной сатиры. Сатира только тогда сильна, когда вы узнаете в ней что-то похожее на вашу жизнь, или мир, или страну. Сатира не грешит гиперболами (см. ленивцев-чиновников), сатира всегда ядовита, сатира, лучшая из сатир, целит в болевые точки человека и общества, и если сатира попадает в эти точки прицельно – раздается бешеный вопль «Запретить!» (сатириков, для начала, а затем – и все остальные свободы…). В Зверополисе насаждают паранойю и ненависть, конечно, по комикс-лекалам, но тем поразительнее универсальность этих лекал: как в волшебном зеркале, каждое общество – США или Россия, Иран или Европа – узнает свое: или в отношениях к мусульманам, или к сирийским беженцам, или к черным гетто, или к таджикам, чеченцам, девушкам в хиджабах, к маленькой оппозиции в большой стране (нужное – подчеркнуть). «Зверополис», не будучи политическим кино, оказался лучшим политическим фильмом за долгие месяцы! «Дисней», дай пять и держи лапу!

Знаете, что самое чудесное в «диснеевском» мультфильме? Что здесь вообще нет карикатурного зла, нет злых по своей природе, нет зла инфернального, инопланетного, чуждого миру, насаждаемого каким-то шайтаном, богиней Кали. И большинство, и меньшинства друг на друга очень похожи. Они, конечно, разные по росту, по манере поведения, по любви к разной еде, по размеру животов, холке, гриве, копытам, зубах и хоботу. Но каждый из них по-своему уникален (хоть сейчас каждого – в «Красную Книгу исчезающих видов добрых персон»!), пушист и очарователен – как тот домашний котик. Столкновение такой идиллической картинки с подводными течениями «свой»-«чужой», взаимного подозрения, а то и презрения вызывает сначала смех, а после просмотра неудобство на голове: там твои волосА шевелятся.

Одно дело, когда перед тобой светлые милые ангелы священной ненавистью пышут в адрес злобных рогатых тварей («так в телевизоре нам сказали, в телевизоре врать не будут!»). И совсем другое, когда добродушные нелепые создания по каким-то там одним им понятным причинам уже готовы перегрызть друг другу глотки (в Зверополисе это, ясное дело, не будет метафорой). Одно дело, когда виноваты – наркотики и другие яды и снадобья: «Ага, и потому он кинулся вдруг на другого, а так был нормальный!». И совершенно другое – когда виноват ты сам, так и не поборовший детское разделение улицы на «своих» и «чужих», собственное дискриминационное проклятие, то внутреннее гниение-подозрение непонятного рядом с тобой в неполноценности или врожденной злобности (неопрятности, предрасположенности к преступлениям, дикости). Ату, свои, ату – их! Ну, да, а что тут такого? Ведь они же – быдло…

«Зверополис», может, и не окажется в итоге всеми любимым шедевром, его можно критиковать за простенькие ходы и банальные лозунги и пушистые «ми-ми-ми». Но «Зверополис» можно, откровенно говоря, простить было бы и не за такое. Он действует безотказно на всех уровнях – дети захлебываются от радости (личные наши свидетельства), взрослые смеются в голос, а банальные лозунги, пущенные копьями и простейшими мультяшными ходами, достигают целей. После мультика выходишь счастливый и немного печальный. Чего ж вам не живется-то вместе в мире и радости, лопоухие вы и хоботастые, хочется вопросить товарищей из Зверополиса. А чего-то вот не живется. И тем не менее, учитывая – ну, разумеется (вы же «Диснея» смотрите, а не фестивальные ужасы!), победу добра над не злом, а паранойей и всеобщим друг к другу недоверием в финале мультфильма – Царствие Небесное в мире животных кажется ближе к Утопии, чем наше многострадальное человеческое, ныне, сегодня, на грешной земле.

Кадры и трейлеры – с сайта zveropolis.disney.ru

Сергей Афанасьев

Новости партнеров