Новости раздела

Расследование «Реального времени»: кто «рулит» красными автобусами Казани?

12 разгневанных перевозчиков: знакомые муниципалов, спортивный товарищ Салавата и спаситель гостиницы «Казань»

Интернет-газета «Реальное время» продолжает анализировать различные рынки Казани и Татарстана. Ранее мы уже разбирались в том, кто контролирует сферу ЖКХ в столице РТ. В этом материале мы проанализировали автобусную систему Казани: кто владеет компаниями-перевозчиками, автобусов каких маршрутов больше всего и кому они принадлежат.

Топ перевозчиков: две трети – у «городских»

В рамках целой спецоперации по повышению стоимости проезда в казанском общественном транспорте на свет родилось открытое письмо 12 автобусных перевозчиков и МУП «Метроэлектротранса» о необходимости повышения цены проезда, которое распространялось в СМИ. Интернет-газета «Реальное время» решила выяснить, кто несет на себе основное бремя перевозок и больше всех страдает от низких, по их мнению, цен. Использовались открытые данные и выписки из системы «Спарк».

Всего, согласно данным «Транспортного сайта Казани», в городе работает 62 автобусных маршрута. Их обслуживает 12 перевозчиков, а суммарное количество городских автобусов на этих маршрутах в пиковые часы составляет 804.

Крупнейший перевозчик по количеству автобусов, выходящих на линию в часы пик, — МУП «ПАТП-2». Муниципальное предприятие обслуживает 20 автобусных маршрутов, на которые может выйти до 290 автобусов. Второе место – у другого муниципального предприятия, МУП «ПАТП-4», обслуживающего 19 маршрутов. Общий пиковый подвижной состав – 237 автобусов.

Остальные перевозчики Казани не являются муниципальными предприятиями, и количество маршрутов (как и общий размер подвижного состава), обслуживаемых ими, значительно меньше. Оставшиеся десять перевозчиков вместе имеют меньший автобусный парк, чем одно только МУП «ПАТП-2» (277 автобусов). Суммарное же количество обслуживаемых маршрутов – 23 – лишь немногим превышает количество маршрутов «ПАТП-2».

Таким образом, 63% маршрутов автобусов Казани обслуживаются муниципальными предприятиями. Две трети автобусов, которые могут быть выведены на линии, относятся именно к муниципальным, а не к частным перевозчикам.

Оставшиеся 10 перевозчиков обслуживают в большинстве своем небольшие районные маршруты. Крупнейший из перевозчиков, не являющихся муниципальными предприятиями, — ООО «ИТЦ» — обслуживает лишь шесть маршрутов с максимальным пиковым подвижным составом 60 автобусов.

Перевозчик Максимальное количество автобусов на маршрутах Маршруты Директор Учредители
МУП «ПАТП-2» 290 №1, №3, №5, №9, №18, №22, №23, №25, №30, №31, №34, №44, №45, №56, №60, №68, №77, №83, №88, №91 Мухаметшин Альберт Ахатович Муниципальное учреждение«Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани»
МУП «ПАТП-4» 237 №2, №6, №10, №10а, №15, №29, №36, №36а, №40, №42, №46, №47, №49, №54, №72, №75, №76, №78, №93, №97 Садриев Наиль Замилович Муниципальное учреждение «Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани»
ООО «ИТЦ» 60 №37, № 57, №62, №81, №89, №89а Гилязов Роберт Анварович По 1/3: Гилязов Роберт Анварович, Гилязов Альберт Ильдусович, Гилязов Айрат Альбертович
ООО «КПАТП-9» 59 №33, №52, №53, №57, №63, №79, №84 Бирюлев Николай Александрович Назырова Ирина Николаевна
ООО «КПАП №7» 47 №28, 28а, №35а, №74а Багаутдинов Ильдус Байрамович Мухаметов Ильдар Асхатович
ООО «УМ-4» 28 №55, №74 Гараев Рустем Альфридович Гараев Рустем Альфридович
ООО «Байлык-3» 24 №43, №11 Габдуллин Айдар Ильдусович Юсупов Руслан Рафаилевич
ИП Беляев Р.И. 14 №35 Беляев Рустем Идрисович
ИП Умарова С.М. 14 №98 Умарова Светлана Мамедовна
ИП Гарипов Ф.Г. 12 №4, №71 Гарипов Фердинанд Габдрахманович
ООО «Республиканский автовокзал-07» 10 №19 Глухов Андрей Геннадьевич Глухов Андрей Геннадьевич
ООО «Республиканский автовокзал» 9 №90 Шарафутдинов Рафис Шарафлисламович Мухаметов Ленар Асхатович — 70%, Шарафутдинов Рафис Шарафлисламович — 30%

Топ маршрутов – в руки МУПов

Больше всего автобусов — на 45-м маршруте, который едет через весь город, от жилого массива «Ферма-2» до жилого массива «Старое Аракчино». В часы пик на этом маршруте должно работать 30 автобусов. Протяженность маршрута составляет 36 км, время оборотного рейса составляет 3 часа 40 минут. Его обслуживает МУП «ПАТП-2».

Частично повторяющий его и второй по количеству автобусов маршрут №46 обслуживает другое муниципальное предприятие – МУП «ПАТП-4». Маршрут его пролегает от жилого комплекса «Экопарк «Дубрава» до остановки «Профилакторий» в поселке Юдино, в часы пик на маршруте должно работать 28 автобусов. Протяженность рейса — 40,5 км, время оборотного рейса — 3 часа 20 минут.

Еще 26 автобусов ездят по маршруту №31, который следует от торгового центра «Мега» до жилого массива «Старое Победилово». Маршрут обслуживается все тем же МУП «ПАТП-2». Протяженность маршрута — 29 км, оборот он делает за 3 часа.

По 25 автобусов работают на маршрутах №5 (ЦУМ – Халитова), №18 (Северополюсная — переулок Дуслык), №30 (переулок Дуслык – станция Лагерная), №89 (улица Академика Сахарова – улица Гудованцева). Все они, за исключением 89-го маршрута, обслуживаются МУП «ПАТП-2». 89-й маршрут обслуживается ООО «ИТЦ».

От 20 до 24 автобусов – у девяти маршрутов. По три из них – у МУП «ПАТП-2» (маршруты №№22, 60, 91) и МУП «ПАТП-4» (№№47, 72, 36). Еще два – у ООО «КПАТП-9» (33-й и 63-й маршруты). Один маршрут — №43 – у ООО «Байлык-3».

Автобусные маршруты Казани
Номер маршрута Предприятие Маршрут Максимальное количество автобусов на маршруте
1 МУП «ПАТП-2» Речной порт — жилой массив Дербышки 18
2 МУП «ПАТП-4» Ст.м.«Аметьево» — ул.Привокзальная 14
3 МУП «ПАТП-2» ст.м.Пр.Победы — кафе «Полёт» 3
4 ИП Гарипов Ф.Г. ДРКБ — жилой массив Новая Сосновка 12
5 МУП «ПАТП-2» ЦУМ — ул.Халитова 25
6 МУП «ПАТП-4» Речной порт — жилой массив Северный 16
9 МУП «ПАТП-2» Жилой массив Дербышки — жилой массив Аки 1
10 МУП «ПАТП-4» ул.Серова — ул. Ак.Губкина (кольцевой) 16
11 ООО «Байлык-3» Жилой массив Дербышки — жилой массив Малые Дербышки 1

Свои люди

Два крупнейших перевозчика Казани – МУП «ПАТП-4» и МУП «ПАТП-2» — являются муниципальными, о чем свидетельствуют их названия. Они учреждены одним и тем же муниципальным учреждением — Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации Казани. Правда, КУКИ уже ликвидирован в мае 2007 года, но открытые источники не знают иного собственника, кроме как почившего в бозе комитета. Парадокс…

Директором же МУП «ПАТП-4» является Наиль Садриев, а МУП «ПАТП-2» — Альберт Мухаметшин. Мухаметшин, согласно данным системы «Спарк», ранее имел отношение к нескольким компаниям, включая ООО «Казгорпассажиравтотранс», «Первая городская транспортная компания», а также ООО «Автолинк». В последней Мухаметшин выступал учредителем до ее ликвидации в 2007 году, а ликвидатором стал Евгений Попов, действующий директор муниципального бюджетного учреждения «Организатор пассажирских перевозок» (занимается контролем перевозок и составлением графиков движения), а также президент федерации го Татарстана (го — логическая настольная игра).

Примечательно, что Комитет земельных и имущественных отношений Казани является учредителем большого количества предприятий, в числе которых МБУ «Организатор пассажирских перевозок», а также на 48,97% является учредителем ОАО «Бир Хауз». Руководителем ликвидационной комиссии этой компании является Руслан Рамазанов — владелец 15% ООО «Инрос», еще 10% предприятия принадлежит Казанскому заводу металлоизделий. Директором и «Инроса», и КЗМ является Айрат Амиров, ранее – учредитель ООО «Вандер-Авто». Бизнес-партнер Амирова по «Вандер-Авто» Николай Бирюлев является директором еще одного казанского перевозчика – ООО «КПАТП-9». Официально компания на 100% принадлежит некой Ирине Назыровой. О последней известно немного.

В 2007 году Ирина Назырова в качестве индивидуального предпринимателя привлекалась к административной ответственности за перевозки пассажиров по маршруту №34 «Проспект Победы – поселок Левченко» автобусом ПАЗ-3205. Таким образом, действующий совладелец КПАТП №9 Ирина Назырова осуществляла перевозки в Казани еще до транспортной «революции красных автобусов».

Так что сказать, что КПАТП-9 находится под контролем КЗИО, нельзя, но долгая цепочка связи через «Бир Хауз», «Инрос», Амирова и Бирюлева имеется.

Мухаметова большое гнездо

Более простая схема касается еще четырех казанских перевозчиков, суммарно обслуживающих восемь автобусных маршрутов Казани и способных вывести на улицы города 90 единиц подвижного состава.

Крупнейший из этих перевозчиков – ООО «КПАП №7», который обслуживает городские автобусные маршруты №№28, 28а, 35а, 74а. Учредитель перевозчика Ильдар Мухаметов является, по данным системы «Спарк», бывшим учредителем другого казанского перевозчика – ООО «Республиканский автовокзал», обслуживающего маршрут №90 с девятью автобусами.

Судя по базе решений арбитражного суда, Ильдар Мухаметов также являлся индивидуальным предпринимателем, осуществлявшим перевозки в начале и середине 2000-х годов по маршруту №162 «Пос. Левченко — пос. Победилово». Суть дела в том, что Мухаметов пытался отсудить у министерства финансов компенсацию за перевозки пассажиров по проездным документам. Суд, впрочем, в иске отказал.

Кроме того, Мухаметов являлся учредителем казанской городской общественной организации «Спортивный клуб «Салават» вместе с Альбертом Камаловым и известным татарским исполнителем Салаватом Фатхутдиновым.

Больше всего автобусов — на 45-м маршруте, который едет через весь город. Фото kzn-bus.ru

Сейчас «Республиканский автовокзал» на 70% принадлежит Ленару Мухаметову. Фамилия Мухаметов – не самая редкая в Татарстане, однако на мысли о связи этих людей наталкивает факт того, что у них одинаковое отчество – Асхатович.

Кроме того, Ильдар Мухаметов и Асхат Мухаметов являются на 80% и 20% соответственно учредителями ООО «Дортранс-трейд». Асхат Мухаметов является также и директором этой компании, а еще — бывшим владельцем 7% ООО «Республиканский автовокзал 07». Последняя компания, директором и учредителем которой сейчас является Андрей Глухов, обслуживает маршрут №19 с 10 автобусами.

Но и это не все: Асхат Мухаметов является стопроцентным учредителем московского ООО «Республиканский автовокзал-7» (ранее располагалось в Казани), бывшим владельцем 49% которой выступал Владимир Капитонов. Капитонов, кроме того, ранее являлся директором ООО «Байлык №3» — еще одного казанского перевозчика, обслуживающего маршруты №43 и №11 с 24 автобусами. Сейчас компания принадлежит Руслану Юсупову, бывшему руководителю татарстанского регионального отделения ЛДПР.

Бизнес-партнер владельца кинотеатра «Родина»

ООО «ИТЦ», крупнейший частный перевозчик Казани, обслуживает шесть автобусных маршрутов: №№37, 57, 62, 81, 89, 89а. Общее количество автобусов составляет 60 единиц. Компания принадлежит трем людям с фамилиями Гилязов, каждому – на треть. Это Альберт Ильдусович, Айрат Альбертович и Роберт Анварович.

Что интересно, Айрат Гилязов, согласно системе «Спарк», на 50% является учредителем сейчас зарегистрированного в Кукморе, а ранее в Казани ООО «Гостинично-торговый комплекс «Казань». Как уже писало «Реальное время», эта компания владеет частью зданий бывшей гостиницы «Казань» на Баумана и развлекательного комплекса «Родина» напротив него.

Другим учредителем компании является Альберт Рахматуллин – учредитель ООО «Бизнес-центр на Гоголя» и на 95% — ООО «Премиум-кинотеатр Родина». Оставшимися 5% этого ООО владеет Айрат Самигуллин, учредитель на 50% и директор ООО «КРЦ «Родина».

Кроме того, Рахматуллин является бывшим учредителем самарского ООО «АСТ-Групп». Другим учредителем и директором являлся Радоман Мандич, сейчас владеющий уже казанским ООО «АСТ-Групп», занимающимся строительством ряда объектов и известным тем, что активно привлекает труд рабочих из балканских стран.

Если говорить о Рахматуллине, то он считается крупным рантье. Согласно исследованию аналитиков «Реального времени», его семья — на пятом месте в рейтинге крупнейших владельцев бизнес-центров Казани. Но на офисном рынке Рахматуллин владеет 3% всех казанских площадей. Помимо доли в фигурирующем в наших торговых рейтингах КРЦ «Родина», ему принадлежат еще два БЦ: офисный центр «Венди» и бизнес-центр на Гоголя. Еще 264 кв. м «Родины» принадлежит супруге бизнесмена Венере Рахматуллиной. «Родина», пожалуй, самый большой БЦ, принадлежащий бизнесмену: несмотря на отсутствие класса его офисных площадей, он входит в четверку самых крупных БЦ Казани. Всего ему принадлежит 24,7 тыс. кв. м на офисном рынке столицы РТ. Считается, что Рахматуллин достаточно близок к выходцам девелоперской группы «Сувар» и имеет отношение к проекту ЖК «Берег».

Хасанзянов является учредителем на 51% ООО «Центр отдыха и здоровья «Мон-плезир». Фото 101hotels.ru

Mon cher, пройдемте в «Мон-плезир»

Если вернуться к владельцам ООО «ИТЦ», то они также входят в число собственников ООО «АТП-8». Директором АТП-8 является Ильдар Маликов, также возглавляющий ООО «Инженерно-технический центр». Учредители этой компании – Рамина Робертовна Гилязова, Гульнара Мансурова и Амина Сибагатуллина. Ранее учредителем компании являлся Шавкат Хасанзянов, также являвшийся директором ООО «УМ-4» (сейчас обслуживает маршруты №55 и №74, подвижной парк – 28 автобусов).

Сейчас УМ-4 возглавляет Рустем Гараев, ранее являвшийся одним из совладельцев ООО «Новый транспортник». До него эта компания принадлежала Альберту Мухаметшину, нынешнему директору МУП «ПАТП-2».

Возвращаясь к Хасанзянову, стоит отметить, что он является учредителем на 51% ООО «Центр отдыха и здоровья «Мон-плезир» (ресторан и гостиница на улице Восстания). Бывшим совладельцем компании является Нэоила Махинина, ранее являвшаяся директором и совладельцем ООО «Феникс». «Фениксом», в свою очередь, ранее владел Сергей Жильцов, также владевший и возглавлявший ООО «Транзит-инвест». Совладельцем компании «Транзит-инвест» был и Фердинанд Гарипов, известный сейчас как ИП Гарипов Ф.Г. Он обслуживает маршруты №4 и №71 с 12 автобусами.

Максим Матвеев

Новости партнеров

комментарии 18

комментарии

  • Анонимно 04 мар
    28 рублей для нашего города что-то многовато
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    перевозчикам невыгодно, цена билета должна расти, у нас растет очень медленно,постоянно сдерживать эту величину не получится
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    2/3 перевозок приходится на МУПЫ!!!!! что же нам рассказывают сказки про частных перевозчиков. Опять нижнекамец залезает в карман казанцам
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Не мешают ли деятельности такие запутанные схемы? Может все эти совладельцы примут решение снизить свою долю доходов в пользу общества и оставят стоимость на том же уровне?
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    набились как селедки в бочке
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    всегда так:) особенно зимой, когда слишком холодно,чтоб ждать следующий автобус)) впихнешься и едешь в самой немыслимой позе,зато едешь:)
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    едешь и радуешься, как мужик на фотке)
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    если 2/3 - принадлежат городу, вот уж интересно, кто же это попросил городские власти о повышении цены на проезд. ох, интрига!
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Не вижу ничего криминального в повышении стоимости проезда: цены на всё растут, так должно быть, это естественно и ожидаемо
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    зарплаты что-то не растут, вот где засада
    Ответить
    Анонимно 04 мар
    монополию не надо было искуственно вводить. без конкуренции цена берётся с потолка. будь она - нашлись бы перевозчики, готовые возить дешевле и лучше: без отстоев на остановках, без пролётов мимо остановок, с режимом работы хотя бы до полуночи.
    а так называемый "уровень комфорта красных автобусов" - очень сомнителен - учитывая, что они ездят так же бешено и неадекватно, как газельки-пазики-форд транзиты
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Байлык Юсупова чем занимается?
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Да вы совсем ОЧУМЕЛИ какие повышения вы о чем!!!!!!!!!
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Али.

    И кто то говорит , что у нас конкурентная среда в бизнесе..)).
    РВ , молодцы , по кр.мере знаем кто владеет рынком перевозок.
    Мэру негоже , вводить в заблуждение потребителей услуг...., письма совестные писать , чтобы Президент услышал.
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Какая прелесть! "Реальное время", так держать!
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    Между ПРОЧИМ , типчик который занимался в свое время закупками этих КРАСНЫХ автобусов , по завершении сделки , пачаму та сразу же СМЫСЛЯ из РОССИИ. Интирисна аднака пачаму
    Ответить
  • Анонимно 04 мар
    57 и 81 маршруты уж сколько лет как не ходят! А ведь интересные маршруты должны были быть - 57 только чего стоит, альтернатива плохо ходящему 53.
    Ответить
  • Анонимно 06 мар
    ООО "итц" самый ужасный перевозчик Казани. Особо отличился на мой взгляд маршрут номер 89. Водители гоняют и мчатся мимо остановок а кондуктора-чурки пробивают карточку проездную по два раза. Сперва когда заходишь а во второй через несколько остановок, типа я забыл дай проверить платил ты или нет. А потом говорят да ты еще за проезд не платил и вот только что снялись деньги за проезд с карточки твоей. И со сдачей мухлюют. В общем полный беспредел!
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии