Расследование «Реального времени»: кто «рулит» красными автобусами Казани?
12 разгневанных перевозчиков: знакомые муниципалов, спортивный товарищ Салавата и спаситель гостиницы «Казань»
Интернет-газета «Реальное время» продолжает анализировать различные рынки Казани и Татарстана. Ранее мы уже разбирались в том, кто контролирует сферу ЖКХ в столице РТ. В этом материале мы проанализировали автобусную систему Казани: кто владеет компаниями-перевозчиками, автобусов каких маршрутов больше всего и кому они принадлежат.
Топ перевозчиков: две трети — у «городских»
В рамках целой спецоперации по повышению стоимости проезда в казанском общественном транспорте на свет родилось открытое письмо 12 автобусных перевозчиков и МУП «Метроэлектротранса» о необходимости повышения цены проезда, которое распространялось в СМИ. Интернет-газета «Реальное время» решила выяснить, кто несет на себе основное бремя перевозок и больше всех страдает от низких, по их мнению, цен. Использовались открытые данные и выписки из системы «Спарк».
Всего, согласно данным «Транспортного сайта Казани», в городе работает 62 автобусных маршрута. Их обслуживает 12 перевозчиков, а суммарное количество городских автобусов на этих маршрутах в пиковые часы составляет 804.
Крупнейший перевозчик по количеству автобусов, выходящих на линию в часы пик, — МУП «ПАТП-2». Муниципальное предприятие обслуживает 20 автобусных маршрутов, на которые может выйти до 290 автобусов. Второе место — у другого муниципального предприятия, МУП «ПАТП-4», обслуживающего 19 маршрутов. Общий пиковый подвижной состав — 237 автобусов.
Остальные перевозчики Казани не являются муниципальными предприятиями, и количество маршрутов (как и общий размер подвижного состава), обслуживаемых ими, значительно меньше. Оставшиеся десять перевозчиков вместе имеют меньший автобусный парк, чем одно только МУП «ПАТП-2» (277 автобусов). Суммарное же количество обслуживаемых маршрутов — 23 — лишь немногим превышает количество маршрутов «ПАТП-2».
Таким образом, 63% маршрутов автобусов Казани обслуживаются муниципальными предприятиями. Две трети автобусов, которые могут быть выведены на линии, относятся именно к муниципальным, а не к частным перевозчикам.
Оставшиеся 10 перевозчиков обслуживают в большинстве своем небольшие районные маршруты. Крупнейший из перевозчиков, не являющихся муниципальными предприятиями, — ООО «ИТЦ» — обслуживает лишь шесть маршрутов с максимальным пиковым подвижным составом 60 автобусов.
Перевозчик | Максимальное количество автобусов на маршрутах | Маршруты | Директор | Учредители |
МУП «ПАТП-2» | 290 | №1, №3, №5, №9, №18, №22, №23, №25, №30, №31, №34, №44, №45, №56, №60, №68, №77, №83, №88, №91 | Мухаметшин Альберт Ахатович | Муниципальное учреждение«Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани» |
МУП «ПАТП-4» | 237 | №2, №6, №10, №10а, №15, №29, №36, №36а, №40, №42, №46, №47, №49, №54, №72, №75, №76, №78, №93, №97 | Садриев Наиль Замилович | Муниципальное учреждение «Комитет по управлению коммунальным имуществом администрации г. Казани» |
ООО «ИТЦ» | 60 | №37, № 57, №62, №81, №89, №89а | Гилязов Роберт Анварович | По 1/3: Гилязов Роберт Анварович, Гилязов Альберт Ильдусович, Гилязов Айрат Альбертович |
ООО «КПАТП-9» | 59 | №33, №52, №53, №57, №63, №79, №84 | Бирюлев Николай Александрович | Назырова Ирина Николаевна |
ООО «КПАП №7» | 47 | №28, 28а, №35а, №74а | Багаутдинов Ильдус Байрамович | Мухаметов Ильдар Асхатович |
ООО «УМ-4» | 28 | №55, №74 | Гараев Рустем Альфридович | Гараев Рустем Альфридович |
ООО «Байлык-3» | 24 | №43, №11 | Габдуллин Айдар Ильдусович | Юсупов Руслан Рафаилевич |
ИП Беляев Р.И. | 14 | №35 | Беляев Рустем Идрисович | |
ИП Умарова С.М. | 14 | №98 | Умарова Светлана Мамедовна | |
ИП Гарипов Ф.Г. | 12 | №4, №71 | Гарипов Фердинанд Габдрахманович | |
ООО «Республиканский автовокзал-07» | 10 | №19 | Глухов Андрей Геннадьевич | Глухов Андрей Геннадьевич |
ООО «Республиканский автовокзал» | 9 | №90 | Шарафутдинов Рафис Шарафлисламович | Мухаметов Ленар Асхатович — 70%, Шарафутдинов Рафис Шарафлисламович — 30% |
Топ маршрутов — в руки МУПов
Больше всего автобусов — на 45-м маршруте, который едет через весь город, от жилого массива «Ферма-2» до жилого массива «Старое Аракчино». В часы пик на этом маршруте должно работать 30 автобусов. Протяженность маршрута составляет 36 км, время оборотного рейса составляет 3 часа 40 минут. Его обслуживает МУП «ПАТП-2».
Частично повторяющий его и второй по количеству автобусов маршрут №46 обслуживает другое муниципальное предприятие — МУП «ПАТП-4». Маршрут его пролегает от жилого комплекса «Экопарк «Дубрава» до остановки «Профилакторий» в поселке Юдино, в часы пик на маршруте должно работать 28 автобусов. Протяженность рейса — 40,5 км, время оборотного рейса — 3 часа 20 минут.
Еще 26 автобусов ездят по маршруту №31, который следует от торгового центра «Мега» до жилого массива «Старое Победилово». Маршрут обслуживается все тем же МУП «ПАТП-2». Протяженность маршрута — 29 км, оборот он делает за 3 часа.
По 25 автобусов работают на маршрутах №5 (ЦУМ — Халитова), №18 (Северополюсная — переулок Дуслык), №30 (переулок Дуслык — станция Лагерная), №89 (улица Академика Сахарова — улица Гудованцева). Все они, за исключением 89-го маршрута, обслуживаются МУП «ПАТП-2». 89-й маршрут обслуживается ООО «ИТЦ».
От 20 до 24 автобусов — у девяти маршрутов. По три из них — у МУП «ПАТП-2» (маршруты №№22, 60, 91) и МУП «ПАТП-4» (№№47, 72, 36). Еще два — у ООО «КПАТП-9» (33-й и 63-й маршруты). Один маршрут — №43 — у ООО «Байлык-3».
Автобусные маршруты КазаниНомер маршрута | Предприятие | Маршрут | Максимальное количество автобусов на маршруте |
1 | МУП «ПАТП-2» | Речной порт — жилой массив Дербышки | 18 |
2 | МУП «ПАТП-4» | Ст.м.«Аметьево» — ул.Привокзальная | 14 |
3 | МУП «ПАТП-2» | ст.м.Пр.Победы — кафе «Полёт» | 3 |
4 | ИП Гарипов Ф.Г. | ДРКБ — жилой массив Новая Сосновка | 12 |
5 | МУП «ПАТП-2» | ЦУМ — ул.Халитова | 25 |
6 | МУП «ПАТП-4» | Речной порт — жилой массив Северный | 16 |
9 | МУП «ПАТП-2» | Жилой массив Дербышки — жилой массив Аки | 1 |
10 | МУП «ПАТП-4» | ул.Серова — ул. Ак.Губкина (кольцевой) | 16 |
11 | ООО «Байлык-3» | Жилой массив Дербышки — жилой массив Малые Дербышки | 1 |
Свои люди
Два крупнейших перевозчика Казани — МУП «ПАТП-4» и МУП «ПАТП-2» — являются муниципальными, о чем свидетельствуют их названия. Они учреждены одним и тем же муниципальным учреждением — Комитетом по управлению коммунальным имуществом администрации Казани. Правда, КУКИ уже ликвидирован в мае 2007 года, но открытые источники не знают иного собственника, кроме как почившего в бозе комитета. Парадокс…
Директором же МУП «ПАТП-4» является Наиль Садриев, а МУП «ПАТП-2» — Альберт Мухаметшин. Мухаметшин, согласно данным системы «Спарк», ранее имел отношение к нескольким компаниям, включая ООО «Казгорпассажиравтотранс», «Первая городская транспортная компания», а также ООО «Автолинк». В последней Мухаметшин выступал учредителем до ее ликвидации в 2007 году, а ликвидатором стал Евгений Попов, действующий директор муниципального бюджетного учреждения «Организатор пассажирских перевозок» (занимается контролем перевозок и составлением графиков движения), а также президент федерации го Татарстана (го — логическая настольная игра).
Примечательно, что Комитет земельных и имущественных отношений Казани является учредителем большого количества предприятий, в числе которых МБУ «Организатор пассажирских перевозок», а также на 48,97% является учредителем ОАО «Бир Хауз». Руководителем ликвидационной комиссии этой компании является Руслан Рамазанов — владелец 15% ООО «Инрос», еще 10% предприятия принадлежит Казанскому заводу металлоизделий. Директором и «Инроса», и КЗМ является Айрат Амиров, ранее — учредитель ООО «Вандер-Авто». Бизнес-партнер Амирова по «Вандер-Авто» Николай Бирюлев является директором еще одного казанского перевозчика — ООО «КПАТП-9». Официально компания на 100% принадлежит некой Ирине Назыровой. О последней известно немного.
В 2007 году Ирина Назырова в качестве индивидуального предпринимателя привлекалась к административной ответственности за перевозки пассажиров по маршруту №34 «Проспект Победы — поселок Левченко» автобусом ПАЗ-3205. Таким образом, действующий совладелец КПАТП №9 Ирина Назырова осуществляла перевозки в Казани еще до транспортной «революции красных автобусов».
Так что сказать, что КПАТП-9 находится под контролем КЗИО, нельзя, но долгая цепочка связи через «Бир Хауз», «Инрос», Амирова и Бирюлева имеется.
Мухаметова большое гнездо
Более простая схема касается еще четырех казанских перевозчиков, суммарно обслуживающих восемь автобусных маршрутов Казани и способных вывести на улицы города 90 единиц подвижного состава.
Крупнейший из этих перевозчиков — ООО «КПАП №7», который обслуживает городские автобусные маршруты №№28, 28а, 35а, 74а. Учредитель перевозчика Ильдар Мухаметов является, по данным системы «Спарк», бывшим учредителем другого казанского перевозчика — ООО «Республиканский автовокзал», обслуживающего маршрут №90 с девятью автобусами.
Судя по базе решений арбитражного суда, Ильдар Мухаметов также являлся индивидуальным предпринимателем, осуществлявшим перевозки в начале и середине 2000-х годов по маршруту №162 «Пос. Левченко — пос. Победилово». Суть дела в том, что Мухаметов пытался отсудить у министерства финансов компенсацию за перевозки пассажиров по проездным документам. Суд, впрочем, в иске отказал.
Кроме того, Мухаметов являлся учредителем казанской городской общественной организации «Спортивный клуб «Салават» вместе с Альбертом Камаловым и известным татарским исполнителем Салаватом Фатхутдиновым.
Сейчас «Республиканский автовокзал» на 70% принадлежит Ленару Мухаметову. Фамилия Мухаметов — не самая редкая в Татарстане, однако на мысли о связи этих людей наталкивает факт того, что у них одинаковое отчество — Асхатович.
Кроме того, Ильдар Мухаметов и Асхат Мухаметов являются на 80% и 20% соответственно учредителями ООО «Дортранс-трейд». Асхат Мухаметов является также и директором этой компании, а еще — бывшим владельцем 7% ООО «Республиканский автовокзал 07». Последняя компания, директором и учредителем которой сейчас является Андрей Глухов, обслуживает маршрут №19 с 10 автобусами.
Но и это не все: Асхат Мухаметов является стопроцентным учредителем московского ООО «Республиканский автовокзал-7» (ранее располагалось в Казани), бывшим владельцем 49% которой выступал Владимир Капитонов. Капитонов, кроме того, ранее являлся директором ООО «Байлык №3» — еще одного казанского перевозчика, обслуживающего маршруты №43 и №11 с 24 автобусами. Сейчас компания принадлежит Руслану Юсупову, бывшему руководителю татарстанского регионального отделения ЛДПР.
Бизнес-партнер владельца кинотеатра «Родина»
ООО «ИТЦ», крупнейший частный перевозчик Казани, обслуживает шесть автобусных маршрутов: №№37, 57, 62, 81, 89, 89а. Общее количество автобусов составляет 60 единиц. Компания принадлежит трем людям с фамилиями Гилязов, каждому — на треть. Это Альберт Ильдусович, Айрат Альбертович и Роберт Анварович.
Что интересно, Айрат Гилязов, согласно системе «Спарк», на 50% является учредителем сейчас зарегистрированного в Кукморе, а ранее в Казани ООО «Гостинично-торговый комплекс «Казань». Как уже писало «Реальное время», эта компания владеет частью зданий бывшей гостиницы «Казань» на Баумана и развлекательного комплекса «Родина» напротив него.
Другим учредителем компании является Альберт Рахматуллин — учредитель ООО «Бизнес-центр на Гоголя» и на 95% — ООО «Премиум-кинотеатр Родина». Оставшимися 5% этого ООО владеет Айрат Самигуллин, учредитель на 50% и директор ООО «КРЦ «Родина».
Кроме того, Рахматуллин является бывшим учредителем самарского ООО «АСТ-Групп». Другим учредителем и директором являлся Радоман Мандич, сейчас владеющий уже казанским ООО «АСТ-Групп», занимающимся строительством ряда объектов и известным тем, что активно привлекает труд рабочих из балканских стран.
Если говорить о Рахматуллине, то он считается крупным рантье. Согласно исследованию аналитиков «Реального времени», его семья — на пятом месте в рейтинге крупнейших владельцев бизнес-центров Казани. Но на офисном рынке Рахматуллин владеет 3% всех казанских площадей. Помимо доли в фигурирующем в наших торговых рейтингах КРЦ «Родина», ему принадлежат еще два БЦ: офисный центр «Венди» и бизнес-центр на Гоголя. Еще 264 кв. м «Родины» принадлежит супруге бизнесмена Венере Рахматуллиной. «Родина», пожалуй, самый большой БЦ, принадлежащий бизнесмену: несмотря на отсутствие класса его офисных площадей, он входит в четверку самых крупных БЦ Казани. Всего ему принадлежит 24,7 тыс. кв. м на офисном рынке столицы РТ. Считается, что Рахматуллин достаточно близок к выходцам девелоперской группы «Сувар» и имеет отношение к проекту ЖК «Берег».
Mon cher, пройдемте в «Мон-плезир»
Если вернуться к владельцам ООО «ИТЦ», то они также входят в число собственников ООО «АТП-8». Директором АТП-8 является Ильдар Маликов, также возглавляющий ООО «Инженерно-технический центр». Учредители этой компании — Рамина Робертовна Гилязова, Гульнара Мансурова и Амина Сибагатуллина. Ранее учредителем компании являлся Шавкат Хасанзянов, также являвшийся директором ООО «УМ-4» (сейчас обслуживает маршруты №55 и №74, подвижной парк — 28 автобусов).
Сейчас УМ-4 возглавляет Рустем Гараев, ранее являвшийся одним из совладельцев ООО «Новый транспортник». До него эта компания принадлежала Альберту Мухаметшину, нынешнему директору МУП «ПАТП-2».
Возвращаясь к Хасанзянову, стоит отметить, что он является учредителем на 51% ООО «Центр отдыха и здоровья «Мон-плезир» (ресторан и гостиница на улице Восстания). Бывшим совладельцем компании является Нэоила Махинина, ранее являвшаяся директором и совладельцем ООО «Феникс». «Фениксом», в свою очередь, ранее владел Сергей Жильцов, также владевший и возглавлявший ООО «Транзит-инвест». Совладельцем компании «Транзит-инвест» был и Фердинанд Гарипов, известный сейчас как ИП Гарипов Ф.Г. Он обслуживает маршруты №4 и №71 с 12 автобусами.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.