Новости раздела

Рустам Батров: «Двум членам «Хизб ут-Тахрир» Зюганов лично вручал партбилеты»

Первый заместитель муфтия Татарстана увидел закономерность в том, что «ваххабиты есть там, где есть нефть»

Какие цели преследуют организации нетрадиционной религиозной ориентации? В каких районах Татарстана сконцентрировались ваххабиты? И что оставили члены «Хизб ут-Тахрир» (организация запрещена в России) в коммунистической партии? На эти вопросы попытались ответить спикеры пресс-конференции, прошедшей в Казани.

«Нетрадиционный» ренессанс

«Религиозная идентичность в Республике Татарстан» — под таким названием прошла пресс-конференция с участием экспертов-религиоведов и представителей двух традиционных в регионе конфессий — ислама и православия.

Как рассказал исполнительный директор Казанского межрегионального центра экспертиз Вадим Козлов, после развала Советского Союза начался религиозный ренессанс в стране. Вместе с тем в Россию стали проникать религиозные течения, в том числе «нетрадиционной» направленности.

По его подсчетам, на сегодняшний день только в Татарстане несколько тысяч жителей являются приверженцами нетрадиционных религий.

— С 2014 года мы вошли в новую фазу развития: произошло воссоединение с Крымом, гражданская война на Украине, внешнеполитический фон, экономические изменения, — сказал Козлов. — На волне разрастания кризисных ситуаций активизировалась деятельность ряда нетрадиционных религиозных движений. Весной-летом в республике вновь активизировались эти движения. Появилась несанкционированная реклама. Поехали эмиссары из Украины и дальнего зарубежья. Стали появляться проповедники и кураторы, которые начали налаживать работу. Увеличилась их интернет-активность: численность участников их тематических групп повысилась в 2,5 раза.

Заведующая кафедрой религиоведения КФУ Лариса Астахова в беседе с корреспондентом «Реального времени» возразила Козлову, подчеркнув, что представители нетрадиционных течений активизировались не в 2014 году, а на два года раньше — в 2012-м. Вместе с тем она отметила, что такие религиозные эмиссары преследуют различные цели: в первую очередь политические и экономические. Центры многих таких организаций находятся в США и Украине.

«Ваххабиты есть там, где есть нефть»

Самым неожиданным стало заявление первого заместителя председателя Духовного управления мусульман РТ Рустама Батрова. Ссылаясь на выводы некоего исследователя на одной научной конференции, он отметил: «Ваххабиты есть там, где есть нефть».

В пример он привел Татарстан. По его мнению, наиболее активно ваххабиты проявили себя там, где развита нефтехимическая промышленность, — Нижнекамск и Альметьевск. В свое время они проявляли себя в Чечне и других нефтехимических регионах.

— Возникает такое ощущение, что как будто кто-то сидел и на карте расставлял будущие очаги этого влияния. Создавал свое лобби и двигал эту идеологии там, где как раз находится зона таких важных стратегических и экономических интересов нашей страны, — сделал умозаключение религиозный деятель.

Халифат и коммунизм в одном флаконе

Кроме того, Батров сообщил о казанских членах «Хизб ут-Тахрир», которые (внезапно!) оказались коммунистами. Он рассказал, что с ними встречался. Они не скрывают, что указания получают по социальным сетям из-за рубежа, их медиацентр находится в Лондоне.

— У нас есть такое известное политическое религиозное движение «Хизб ут-Тахрир». Помните, они митинг проводили, с черными флагами ходили. Думаю, эти люди далеки от подлинной веры. Вот эти силы используют определенный психотип людей. Говоря о том же «Хизб ут-Тахрир», один и тот же человек ходил перед Универсиадой по Баумана с провокационными лозунгами «Я за халифат!» на майках и т.д., чтобы вызвать определенный резонанс. И он же на выборах отстаивал интересы Коммунистической партии. Недавно был скандал: приезжал Зюганов, два члена «Хизб-ут-Тахрир» вступили в Коммунистическую партию. Зюганов лично вручал партбилеты. Когда Зюганов узнал об этом, их оттуда сняли.

По словам Рустама хазрата, такие люди появляются везде, где можно покричать, поскандалить.

— Если это будет религиозная деятельность, то они могут с черными флагами походить. Если это коммунисты, то можно присовокупиться и к ним, чтобы там реализовать какую-то свою потребность в криках. Это реальный факт, это у нас здесь в Казани происходит. Вопрос не идет о вере, религиозных идеалах, а просто есть определенные психотипы людей, потребность в некой оппозиционности, скандальности, провокационности. И где это можно реализовать, туда они и идут, в том числе и в религиозную сферу, — резюмировал первый заммуфтия.

Тимур Рахматуллин, фото tatar-inform.ru

Новости партнеров