Челнинские мебельщики припомнили «Камгэсу» «генподрядные» 15 процентов
Заместитель Илдуса Нафикова обещал вместе с казначейством «позаниматься с генподрядчиками», требующими проценты за подрядные услуги
Сегодня в конференц-зале прокуратуры состоялось любопытное заседание межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при прокуратуре города Набережные Челны. По этому поводу в город приехали гости — зампрокурора РТ Марат Долгов и омбудсмен РТ при президенте РТ Тимур Нагуманов. За полтора часа, к удивлению корреспондента «Реального времени», также побывавшего на встрече, были последовательно раскритикованы (в основном бизнесменами, но иной раз и президиумом) деятельность градостроительного управления, управления экономического развития, земельного управления и административно-технической комиссии мэрии автограда, судебных приставов и… крупного бизнеса РТ от КАМАЗа до «Камгэса», которые, по словам предпринимателей, вечно тянут с оплатой субподрядчикам. Президиум, впрочем, в лице Нагуманова встал на защиту генподрядчиков, но пошел навстречу малому бизнесу, не обещая, впрочем, что тут же привезет для встречи с ними гендиректоров предприятий.
«Сегодня наше уважение — предпринимателям!»
На заседании был полный аншлаг! В небольшой конференц-зал на 4-м этаже прокуратуры понабилось столько народу, что многие могли остаться слушать стоя. Представители прокуратуры, с пиететом кланяясь приглашенным бизнесменам, прогнали с их мест представителей всех надзорных органов со словами: «Сегодня наше уважение — предпринимателям!». Ведомственные чиновники, тяжело вздыхая, пересаживались на «Камчатку», где рядом оказались и шеф административно-технической инспекции (АТИ) Айрат Насыбуллин, и старший судебный пристав ОСП №2 УФССП по РТ автограда Эльмира Ахметзянова, и чиновники исполкома, в т.ч. начальник отдела потребительского рынка Раиса Султанова (которая изначально отказалась сидеть в первых рядах: «Мне бы куда-нибудь подальше…»).
Впрочем, один из чиновников — куратор экономического блока Челнов Наталия Кропотова села в президиуме по левую руку от Нагуманова. В роли модератора выступил Александр Евграфов, к ней явно не привыкший, и от того он изрядно смущался, то и дело зычным голосом предлагая предпринимателям жаловаться: «Еще!». Поначалу предприниматели опасливо молчали под грозными очами государевыми — прокурора автограда и зампрокурора РТ Марата Долгова, а от евграфовского строгого «Еще!» чуть ли не вжимались в свои стулья, стараясь выглядеть незаметнее, но с каждой минутой все активнее включались в процесс, в итоге же дискуссия состоялась жаркой. Дух Дениса Щербы невидимо парил над залом…
«Многие проблемы в автограде появляются впервые — это своеобразный полигон РТ, — заявил сначала Долгов. — В 2015 году число обращений предпринимателей автограда в прокуратуру РТ увеличилось более чем на 20% (!)». Нагуманов в ответ отметил, что прокуратура «наиболее открыта для нас» в работе по защите бизнеса:
— Мы тоже наблюдаем активизацию предпринимателей автограда в плане обращений к нам. В 2015 и начале 2016 года здесь участились обращения — в первую очередь по вопросам строительства и земельного законодательства. Мы пока не делаем выводы, хорошо или плохо работают органы местного самоуправления, — заявил он, — но с прокуратурой РТ мы эти вопросы начали отрабатывать. — У нас, конечно, есть претензии к исполкому (Челнов, — прим.ред.), что они делают это медленно, но самое главное, наверное, не скорость, а качество, и по поводу качества у нас тоже идут консультации (читай — Нагуманов тоже им недоволен, — прим.ред.). Впрочем, рост числа обращений мы связываем с тем, что нормы приводятся в соответствие с законодательством. Хотя есть и перекосы! — откровенно признался омбудсмен, выразив надежду, что встреча даст почувствовать «градус» и «настроения в зале».
Прокуратура раскритиковала деятельность градостроительного, земельного и экономического управлений мэрии автограда
Представители прокуратуры для начала объявили телефон горячей линии рабочей группы — 78-06-80 — на который могут звонить любые предприниматели («Не секрет, многие не обращаются за помощью, боясь последствий. Предприниматель может не раскрывать своих данных по этому телефону. На основании информации прокуратура потом организует проверки»). Так, в результате полученной информации (по телефону) прокуратурой автограда были «инициированы проверки в градостроительном и земельном законодательстве», проверена деятельность местного Росреестра, АТИ, службы судебных приставов (УФССП).
Михаил Медведев, помощник прокурора автограда, непосредственно проводивший проверки в сфере градостроительного и земельного законодательства (т.е. самой болезненной и скандальной уже второй год), рассказал, что основными нарушениями со стороны исполкома стали «непредоставления участков собственникам объектов недвижимости»:
— Мы с исполкомом каждый факт обсуждаем и приходим к определенному мнению, — дипломатично заявил Медведев, — нарушения устраняются. Подобных обращений в 2015 году было 10, 7 из них удовлетворено. Кроме того, прокуратурой проведена проверка соблюдения исполкомом законодательства о торговле — установлено, что в нарушение чиновниками предоставлялись участки под размещение нестационарных торговых объектов (НТО) не путем включения в схему НТО на территории Челнов, а путем выдачи согласий на торговлю, утверждаемых главой администрации района и начальником отдела потребительского рынка управления экономического развития (т.е. Раисой Султановой — подчиненной Радмиру Беляеву, который, в свою очередь, подчинен Наталии Кропотовой, — прим.ред.). Ряду предпринимателей незаконно были предоставлены участки площадью 578 кв. м. Но потом нарушения были устранены. И в итоге в схему НТО было включено более 200 новых объектов…
— Да, 200, и она в электронном виде размещена на сайте города! — тут же с готовностью покивала головой «виноватая» Кропотова.
Зампрокурора РТ пригрозил чиновникам уголовными делами
Основные нарушения мэрии автограда в градостроительном законодательстве, по словам Медведева: это, во-первых, нарушение сроков предоставления разрешения на строительство, утверждение градостроительных планов участков и незаконный отказ в выдаче разрешения строительства (за эти нарушения, кстати, и «полетела голова» Щербы).
— Значительный объем жалоб поступал в прокуратуру в 2015 году. По результатам проверок в исполком было внесено 8 представлений. В результате в исполкоме изменен порядок регистрации выдачи разрешений и ввода в эксплуатацию. Если раньше регистрация проходила непосредственно в управлении градостроительного развития (ныне возглавляемого Ильмиром Исхаковым, — прим.ред.), то теперь регистрация проходит через общую канцелярию исполкома.
Марат Долгов в ответ неожиданно попросил активнее давать процессуальную оценку на наличие признаков преступлений, предусмотренных ст. 169 УК РФ («Воспрепятствование законной предпринимательской деятельности» — от штрафа в 200-500 тыс. рублей до 3 лет лишения свободы). Судебная практика по статье в РФ, отметил он, «достаточно обширная», а в РТ уголовные дела такие есть, но носят «единичный характер, за что мы (прокуроры РТ) подвергаемся обоснованной критике»:
— И еще просил бы обеспечить мониторинг решений арбитражных судов, там, где АС отменяет решения чиновников, признает их действия незаконными, с наложением административного взыскания. И при повторяющемся, многократном характере — ставить вопрос о проведении процессуальной проверки и возбуждении уголовного дела!
Предприниматели автограда: ФССП работает плохо, АТИ еще хуже
Чиновники исполкома автограда после этого как-то присмирели… А Айдар Ахметзадин, председатель Совета молодых предпринимателей, еще добавил масла в огонь своим выступлением, для начала по традиции похвалив мэрию за развитие МСБ («бизнес и власть находятся в постоянном диалоге»):
— Но, как говорится, чем больше дают (власть — бизнесу, — прим.ред.), тем больше и спрашивают (бизнес с власти, — прим.ред.)! Участились внеплановые проверки разных служб. В т.ч. на предприятиях, не подлежащих проверкам, — кинул камешек Ахметзадин в огород надзорных органов и перешел к атаке на ФССП. — Ежемесячно в АС РТ проходят более 3 тыс. заседаний. Львиная доля связана с предпринимателями. 85% выносится положительных заключений о взыскании задолженностей, но реально возвращается пострадавшей стороне не более 10%. Тенденция работы судебных приставов зачастую оставляет желать лучшего! ФССП после получения исполнительного листа приступает к исполнению не ранее чем через месяц. В нестандартных делах еще позже!
Затем Ахметзадин перешел к критике административно-технической инспекции (АТИ) Айрата Насыбуллина. Да, признал он, на тротуарах и газонах меньше машин. Газоны пострижены. Заключены договоры о вывозе мусора, снега. Но вот предпринимателю приходит проверка и сразу выписывает штраф! И это может повторяться, по его словам, до бесконечности. Пример: бизнесмен оплатил штраф на нескошенную траву, скосил ее, через пару дней к нему вновь приходит проверка и выписывает штраф за неправильную установку мусорного бака. И список нарушений может быть длинный: «Неужели в один раз нельзя отразить в протоколе все замечания?!».
О бюрократии по земельному вопросу и о том, кто скрывается сегодня за табличками крупных стройподрядчиков
От лица молодых бизнесменов Ахметзадин также кинул камешек в огород чиновников управления земельных и имущественных отношений (в огороде которого уже скопилась порядочная куча таких камешков за последние два года!). Так, когда предприниматель начинает строительство на арендованном участке, он после оформления незавершенного строительства обращается с просьбой о пролонгации договора:
— Но просьба игнорируется или исполняется со срывом всех сроков! И так бывает даже с теми, кто уже построил объект и ввел его в эксплуатацию. Все сводится к тому, что предпринимателя заставляют вернуть участок и заставляют участвовать в аукционе на общих основаниях. Или предприниматель имеет участок в аренде на 5 лет и принял решение о начале строительства по истечении четырех лет. Он обращается за разрешением в исполком, но вопрос его растягивается на год, он в итоге не успевает оформить участок и вынужден его возвратить в город и вновь участвовать в аукционе!
Айдар Ахметзадин, кажется, вообще говорил с явно ироничным подтекстом, когда перед самой критикой отмечал, например, что «строительная отрасль развивается эффективно, сдаются новые дома», а потом палил со всех орудий по крупным строительным подрядчикам, не меняя тона голоса:
— Строительные гиганты забирают большинство заказов на строительство. Но исполняют на самом деле все мелкие и средние компании. Последнее время все чаще возникает вопрос об оплате субподрядным и подрядным организациям. Предприниматели вынуждены вкладывать свои средства в исполнение обязательств. А получить деньги в ответ могут много месяцев спустя. Крупные строительные компании зачастую это просто известные названия с большой историей, где по факту работает небольшой коллектив, а почти все работы исполняют подрядные организации.
Как Тимур Нагуманов поспорил с Айратом Насыбуллиным
Марат Долгов, впечатленный критикой, зацепился сначала за повторные проверки АТИ, попросил проверить ее на факты «повторности проверок» (Айрат Насыбуллин в зале угрюмо молчал): «Конечно, понимаем, и в бюджет города идут поступления от АТИ, — обратился зампрокурора РТ к Кропотовой. — Но надо посмотреть, откуда эти постоянные проверки? Это неправильно!». Тимур Нагуманов, смелой критикой Ахметзадина и вовсе восхищенный, отметил касательно АТИ, что практика такая есть и в Казани:
— Они действуют, как карательная армия, которая ходит по городу. До смешного доходит: рано утром выпал снег, предприниматель даже не успел лопату в руки взять, стоит на крыльце, а ему уже выписывают штраф! — возмутился он, признав, что проблема и в самом законе РТ, ст. 3.6, заставляющем штрафовать без предупреждений. — АТИ всегда подгоняет все под статью 3.6 («Нарушение правил благоустройства поселений и городских округов»). Бюджет лучше пополнять налогами, а не штрафами!
— Самая неприятная организация, оказывается! — процедил поднятый прокурором Насыбуллин, обидевшийся на нагумановскую «карательную армию». — Почистили город. Каждый день смотрим за снегом. Тоже плохо что ли? У нас в год 68 тыс. заявлений бывает. И мы не проверяем предприятия, у нас нет такого права! Мы только можем осуществлять наблюдение!
— Как бы вы ни защищались сегодня — вас любить не начнут, — ответил ему омбудсмен. — Напрасно принимаете все близко к сердцу и начинаете эмоционально оправдываться.
— Я всегда воспринимаю все близко к сердцу! — прижал руки к груди чиновник.
— Мы просто хотели бы проверить механизм вашей работы, — начал, было, объяснять Нагуманов, перебиваемый Насыбуллиным, но не выдержал. — Я прошу вас меня не перебивать! Вы же работник муниципального учреждения, прошу соблюдать элементарную этику служащего и не позориться перед нашими коллегами-предпринимателями. Мы если с вами перепалку тут устроим — будет очень смешно! Никто заранее вас не обвинил! Бизнес вопрос поднял, законное право надзорного органа взять это в работу и проверить. Вам даже выгодно, если вас сегодня проверит прокуратура. Если у вас все хорошо — вы будете говорить, что у вас все хорошо!
Насыбуллин, сдерживая себя, в ответ призвал ввести в закон право муниципалитета на контроль за благоустройством — только тогда его подчиненные могли бы приезжать сначала с проверкой, получив разрешение у прокурора, и проводить ее по 294-му ФЗ: «А сейчас я даже проверять не имею права! Я только выявляю нарушения правил благоустройства. Мы вообще сами никого не штрафуем!».
«Толку от наших обсуждений нет никакого»
Признал омбудсмен и проблему с деятельностью ФССП, объяснив ее «огромным потоком дел, с которым приставы просто не справляются, что не оправдывает их». Один бизнесмен удивился, что сил приставов хватает на то, чтобы на дорогах изымать даже автомагнитолы у бизнесменов, но «обратной связи» с ними нет, т.е. как-либо вернуть ошибочно взятое после решения суда обратно трудно и даже невозможно: в ФССП огромные очереди.
Долгов в ответ поднял Эльмиру Ахметзянову, начальника одного из отделов ФССП, и узнал, что из-за нехватки рук в автограде нарушены все нормы: на одного пристава приходится по 6 000 дел (при норме в 2 500)! «Поэтому и очереди у нас!», — обиженно заявила она. Зампрокурора посоветовал ей активнее развивать «колл-центры» и вообще электронное взаимодействие». Но Нагуманов устало заметил, что сколько лет ни пытался решать проблемы с приставами, проблема не решается, т.к. обе стороны правы:
— Толку от наших обсуждений нет никакого, — самокритично признал омбудсмен.
За что «Камгэс» требует с субподрядчиков 15%?
Нагуманов также призвал прокуратуру жестче реагировать на нарушения в выдаче разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, «заставлять исполком работать эффективно и быстро»:
— Для предпринимателя каждый день — деньги. Это для нас, чиновников, судебный процесс — процесс. У нас есть люди, готовые ходить в суды годами. А для бизнеса каждый день — убытки! И поэтому предприниматели часто не идут к нам, в прокуратуру и суд, а пытаются вопрос как-то решить для ускорения. К сожалению, по Челнам сегодня есть рост таких вопросов…
Далее пошли жалобы предпринимателей, после выше сказанной критики в адрес властей и надзорных органов переставших стесняться. Первым смельчаком стал гендиректор мебельной фабрики «Ак Барс» и председатель Ассоциации предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности автограда Накип Галимов, не ставший, впрочем, ругать мэрию («мы друг друга понимаем»), зато ополчившийся на крупных подрядчиков: «Малый и средний бизнес сегодня губит крупный бизнес!» По его словам, из-за желания властей выставлять на аукцион только крупные лоты госзаказа в прошлом году в результате комплектации мебелью новых шести детсадов после заключения по ценам со стороны ГИСУ генподрядчик «Камгэс» потребовал с него как с субподрядчика 15% от цены за «генподрядные услуги»:
— За что?! За то, что они со мной заключили контракт? А если я не заплачу, они начнут черт знает с кем его заключать, — возмущался бизнесмен. –Мы идем на условия, заранее зная, что исполнение их для нас убыточно, и вынуждены поставлять мебель прошлого века! От этого никто не выигрывает, кроме генподрядчика! Это полбеды. За выполненные объекты летом прошлого года мы до сих пор с генподрядчика не получили свои деньги!
«Этот экономический сепаратизм будет пресекаться очень жестко, скажу сразу!»
Высказал Галимов и спорную мысль о необходимости устраивать аукционы под крылом мэрии, если сумма госзакупки не превышает 1 млн рублей (сегодня муниципалитет ограничен суммой в 100 тыс. рублей, госзаказ на этот объем можно проводить нецентрализованно по РТ), а не в «ведомстве Геллера» — «чтобы не выигрывали башкирские и ульяновские фирмы». Нагуманов в ответ заявил, что проблему с генподрядчиками можно решать мониторингом и контролем цепочки расходования бюджетных средств, чтобы государство видело, с кем тот или иной «Камгэс» контрактируется.
Пока же никто не вправе вмешиваться в договор с генподрядчиком и контролировать дальнейшее прохождение денег. Но УФАС против изменения ситуации. Однако с пожеланиями местного МСБ проводить торги в автограде, дабы «огораживать госзаказ от бизнеса из других регионов», не согласился ни Нагуманов («выигрывает тот, кто делает качественнее, а не тот, кого прикрывают»), ни Марат Долгов. Долгов обещал вместе с казначейством «позаниматься с генподрядчиками», требующими 10-15% за подрядные услуги, которые фактически не оказывает, но по второму вопросу — отказал в поддержке:
— У нас единство экономического пространства РФ! Вы же прекрасно помните истории, когда нельзя было водку ввозить (в РТ? — прим.ред.). Этот экономический сепаратизм будет пресекаться очень жестко, скажу сразу! Сознательное ограничение доступа производителям других регионов будет пресекаться, — отрезал зампрокурора.
Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.