Новости раздела

«Мобильная война»: интернет-воинство восстало против «платы за воздух» от «большой четверки»

«Реальное время» подсчитало во сколько казанцам обойдется «неиспользование услуг сотовой связи»

Федеральная пресса активно обсуждает новую антикризисную меру «большой четверки» мобильных операторов. А именно то, что в условиях кризиса сотовые компании, видимо, решили компенсировать падение своих доходов за счет введения платы за то, что раньше было бесплатным, или даже за неоказанные услуги, а также освобождать неиспользуемые «симки». Как выяснила газета «Реальное время», такое решение «большой четверки» вызвало взрыв активности россиян. Некто Олег Никитин из Петербурга организовал сбор подписей против платы за неоказанные услуги, и количество подписавшихся достигло небывалых масштабов — почти 300 тыс. подписантов. Несмотря на то, что петиция не имеет юридической силы, эксперты уверены, что размах движения — это серьезный звонок для операторов связи.

Плата за «Вам звонили» и «Удержание вызова»

Сотовые операторы в условиях кризиса стали стараться заработать на услугах, которые раньше были бесплатными, или даже на неоказанных услугах. Так, на форумах защиты прав потребителей в феврале стали появляться сообщения о том, что компании начали брать деньги за ранее бесплатные услуги «Вам звонили» и «Удержание вызова».

При этом о подобных изменениях в своей тарифной сетке компании не уведомляют клиента лично, а выкладывают информацию на своем сайте. На жалобы клиентов в сервисные службы компаний, как правило, приходит стандартный ответ (например, стандартное ответное письмо абоненту от ПАО «МТС» на претензию о необоснованном «подключении» платной услуги «Вам звонили», которая стандартно входила во все тарифные планы в качестве бесплатной):

«В соответствии с п. 24 правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением правительства № 1342 от 09.12.2014, а также п.17.3 условий оказания услуг подвижной связи МТС, компания МТС в одностороннем порядке может изменять ценовые условия предоставления услуг мобильной связи, уведомив об изменениях абонентов не менее чем за 10 календарных дней. Уведомление осуществляется посредством размещения новости в средствах массовой информации, к каким относится сайт компании МТС».

Аналитическая служба «Реального времени» собрала по данным открытых источников операторов стоимость теперь не бесплатных услуг. В основном брались данные по Татарстану и Поволжью.

Стоимость бывших бесплатных услуг (руб/день)
«Неиспользование услуг сотовой связи» (или аналог, включая базовые тарифы) «Вам звонили» (или аналог) «Удержание вызова» (дополнительно к стоимости 2 вызовов)
МТС 3,3 0,9 0
Билайн 5 0,75 0
Мегафон 15 0,6 0,5
Теле2 3 0,5 0
Летай 1 0 0
Размер стоимости может отличаться в разных регионах.
Услуги могут остаться бесплатными для тарифных планов типа «Все включено».

«Плата за ничего» обошла даже петицию против коллекторов

Однако настоящий скандал вызвало взимание сотовыми операторами платы за не оказанные фактически услуги. Сначала 23 февраля СМИ всколыхнула новость о том, что «МегаФон» стал брать плату за звонки даже в том случае, если не было установлено соединение. И хотя основной удар пришелся на «МегаФон», позже выяснилось, что первой эту практику начала компания «МТС».

Неделей позже широкий резонанс получила петиция на сайте Сhange.org «Операторы связи, отмените плату за неиспользование услуг!»:

— При отсутствии платных действий (СМС, звонков, доступа в интернет) в течение определенного времени (от 3 до 12 месяцев) операторы сотовой связи без предупреждения начинают снимать деньги со счета абонента за «неиспользование услуг связи» — 15 р. в сутки, — пишет автор петиции Олег Никитин из Санкт-Петербурга и цитирует СМС от оператора. — Помимо моральной стороны, это незаконно юридически: такая плата является навязанной услугой, которую операторы включают без оповещения абонента и без его согласия. Люди, стремящиеся экономить, получают только лишние расходы. Для стариков, использующих сотовый телефон в деревне только на прием, это вообще огромная проблема. Считаю, что надо отменить плату за неиспользование услуг связи. Это нонсенс — брать с человека деньги за то, что он в магазине не купил товар!

Кем является автор и что намеревается делать дальше, неизвестно (формальным автором указан Олег Никитин из Санкт-Петербурга, с которым связаться не удалось), но его петиция стала одной из самых популярных. Она была опубликована еще 3 недели назад, но набрала популярность только в эти выходные.

За первый час обновленную петицию в прошлую субботу подписали уже более 100 тыс. человек. Ко вторнику число подписавших уже вплотную подошло к 300 тысячам. Сейчас это самая популярная русскоязычная петиция. Она набрала даже больше голосов, чем петиция «Требуем принять закон, регулирующий деятельность коллекторов!».

Один за всех…

От какого именно оператора пришло такое СМС, на сайте не уточняется, но петиция имеет адресатами четыре крупнейших федеральных компании-оператора мобильной связи: «МегаФон», МТС, «Билайн» и Tele2. Судя по сообщениям в сети и комментариям представителей самих операторов, практика взимания платы за «неиспользование услуг» есть у всех четырех компаний.

— В «МегаФоне» при отсутствии платных действий в течение 45 дней! При том, что никто об этом не уведомляет ни при заключении договора на СИМ-карту, ни при самом списании денежных средств, — пишет в комментарии под петицией Роман Гасымов из Москвы.

Как рассказали «Реальному времени» в Tele2, компания начинает взимать ежедневную плату в размере 3 рублей, если клиент не совершает платных действий и не пополняет счет в течение 120 дней. При этом абонент не может уйти «в минус», поскольку абонентская плата взимается только до момента достижения нулевого баланса. После чего еще спустя 180 дней договор об оказании услуг связи считается расторгнутым по инициативе абонента. В пресс-службе МТС подтвердили, что подобная практика в компании также есть. Если человек в течение 183 дней не пользуется платными услугами оператора, то МТС переводит абонента на тариф «Базовый» с ежедневной платой в размере 3,3 рубля. В пресс-службе компании «Вымпелком» на запрос «Реального времени» не ответили, однако клиенты «Билайна» подтверждают, что аналогичные условия есть и у этой компании.

«Эти меры необходимы, поскольку количество сотовых номеров у операторов ограничено»

Сами сотовые операторы не видят ничего противоестественного в плате за «неиспользование услуг связи».

— Абонент может получить остатки средств со своего счета, написав заявление в салоне Tele2, — рассказали в пресс-службе компании. — Эти меры необходимы, поскольку количество сотовых номеров у операторов ограничено. В результате обнуления баланса и последующего расторжения договора операторы могут вновь пустить высвободившиеся номера в продажу.

Такой же позиции придерживаются и в компании «МТС»:

— После обнуления баланса договор с любым оператором действует 150 дней, и по истечении этого срока, если абонент никак не проявил себя, договор расторгается. Это нужно, в частности, для высвобождения номерной емкости, — сообщили в пресс-службе оператора.

Это нарушение прав потребителя?

А вот вопрос о законности таких мер — спорный.

— Это незаконно абсолютно. Это нарушение прав потребителя: взимание платы за неоказанные услуги. Из закона о защите прав потребителей следует то, что плата может взиматься только лишь за проданный товар либо оказанную услугу. И компания не может навязывать услуги какие-то. А в данном случае человеку навязывают то, что он должен звонить и писать СМС, — рассказывает Сергей Емельянов, юрист Союза потребителей ЕАЭС.

Марат Камалов, партнер компании «Татюринформ», видит в проблеме другой аспект:

— Когда сотовая компания поддерживает ваш телефон в сети, только наивному кажется, что все это бесплатно и само собой разумеющееся. Для того чтобы его поддерживать, нужно серверное пространство, сотовые вышки, специалисты и так далее. Регулируется это чем? Все мы подписываем соглашения. По обыкновению их никто не читает. Я их тоже не помню: не читал много-много лет. Но там, скорее всего, есть отсылочная бланкетная норма, где сказано, что «я согласен с правилами, регламентами предоставления услуг», которые могут меняться хоть раз в день правлением этой коммерческой организации. Либо вы платите деньги, либо отказываетесь от этой услуги. Это же коммерческая услуга.

«Попросить волка, чтобы он свинью не ел»

Факт подписания петиции сотовые операторы никак не комментируют и вопрос о реакции на нее просто игнорируют. Эксперты же уверены, что никаких последствий она иметь не может.

Никаких последствий петиция иметь не будет. Это должно быть обращение или в Роспотребнадзор, или в Роскомнадзор. Адресовать петицию самим сотовым операторам — это попросить волка, чтобы он свинью не ел, считает Сергей Емельянов.

На запросы «Реального времени» об обращениях граждан в отношении сотовых операторов на основе петиции на момент публикации ответы из татарстанских управлений Роскомнадзора, Роспотребнадзора и ФАС получены не были.

Однако масштаб народного недовольства должен заставить сотовых операторов задуматься о той жесткой политике введения платы за все подряд, которую они стали проводить в условиях кризиса и массового обеднения населения.

— Прежде всего, петиция показывает объем, — поясняет Марат Камалов, — она затрагивает не двух, а сотни тысяч людей. Как минимум это повод задуматься для коммерческих организаций, что 300 тысяч их клиентов недовольны. В данном случае это психологическое воздействие, но не более.

Дмитрий Семягин

Подписывайтесь на телеграм-канал, группу «ВКонтакте» и страницу в «Одноклассниках» «Реального времени». Ежедневные видео на Rutube, «Дзене» и Youtube.

Новости партнеров