Новости раздела

«Мобильная война»: интернет-воинство восстало против «платы за воздух» от «большой четверки»

«Реальное время» подсчитало во сколько казанцам обойдется «неиспользование услуг сотовой связи»

«Мобильная война»: интернет-воинство восстало против «платы за воздух» от «большой четверки»
Фото: huffpost.com

Федеральная пресса активно обсуждает новую антикризисную меру «большой четверки» мобильных операторов. А именно то, что в условиях кризиса сотовые компании, видимо, решили компенсировать падение своих доходов за счет введения платы за то, что раньше было бесплатным, или даже за неоказанные услуги, а также освобождать неиспользуемые «симки». Как выяснила газета «Реальное время», такое решение «большой четверки» вызвало взрыв активности россиян. Некто Олег Никитин из Петербурга организовал сбор подписей против платы за неоказанные услуги, и количество подписавшихся достигло небывалых масштабов — почти 300 тыс. подписантов. Несмотря на то, что петиция не имеет юридической силы, эксперты уверены, что размах движения — это серьезный звонок для операторов связи.

Плата за «Вам звонили» и «Удержание вызова»

Сотовые операторы в условиях кризиса стали стараться заработать на услугах, которые раньше были бесплатными, или даже на неоказанных услугах. Так, на форумах защиты прав потребителей в феврале стали появляться сообщения о том, что компании начали брать деньги за ранее бесплатные услуги «Вам звонили» и «Удержание вызова».

При этом о подобных изменениях в своей тарифной сетке компании не уведомляют клиента лично, а выкладывают информацию на своем сайте. На жалобы клиентов в сервисные службы компаний, как правило, приходит стандартный ответ (например, стандартное ответное письмо абоненту от ПАО «МТС» на претензию о необоснованном «подключении» платной услуги «Вам звонили», которая стандартно входила во все тарифные планы в качестве бесплатной):

«В соответствии с п. 24 правил оказания услуг телефонной связи, утвержденных постановлением правительства № 1342 от 09.12.2014, а также п.17.3 условий оказания услуг подвижной связи МТС, компания МТС в одностороннем порядке может изменять ценовые условия предоставления услуг мобильной связи, уведомив об изменениях абонентов не менее чем за 10 календарных дней. Уведомление осуществляется посредством размещения новости в средствах массовой информации, к каким относится сайт компании МТС».

Аналитическая служба «Реального времени» собрала по данным открытых источников операторов стоимость теперь не бесплатных услуг. В основном брались данные по Татарстану и Поволжью.

Стоимость бывших бесплатных услуг (руб/день)
«Неиспользование услуг сотовой связи» (или аналог, включая базовые тарифы) «Вам звонили» (или аналог) «Удержание вызова» (дополнительно к стоимости 2 вызовов)
МТС 3,3 0,9 0
Билайн 5 0,75 0
Мегафон 15 0,6 0,5
Теле2 3 0,5 0
Летай 1 0 0
Размер стоимости может отличаться в разных регионах.
Услуги могут остаться бесплатными для тарифных планов типа «Все включено».

23 февраля СМИ всколыхнула новость о том, что «МегаФон» стал брать плату за звонки даже в том случае, если не было установлено соединение. Фото technodaily.ru

«Плата за ничего» обошла даже петицию против коллекторов

Однако настоящий скандал вызвало взимание сотовыми операторами платы за не оказанные фактически услуги. Сначала 23 февраля СМИ всколыхнула новость о том, что «МегаФон» стал брать плату за звонки даже в том случае, если не было установлено соединение. И хотя основной удар пришелся на «МегаФон», позже выяснилось, что первой эту практику начала компания «МТС».

Неделей позже широкий резонанс получила петиция на сайте Сhange.org «Операторы связи, отмените плату за неиспользование услуг!»:

— При отсутствии платных действий (СМС, звонков, доступа в интернет) в течение определенного времени (от 3 до 12 месяцев) операторы сотовой связи без предупреждения начинают снимать деньги со счета абонента за «неиспользование услуг связи» — 15 р. в сутки, — пишет автор петиции Олег Никитин из Санкт-Петербурга и цитирует СМС от оператора. — Помимо моральной стороны, это незаконно юридически: такая плата является навязанной услугой, которую операторы включают без оповещения абонента и без его согласия. Люди, стремящиеся экономить, получают только лишние расходы. Для стариков, использующих сотовый телефон в деревне только на прием, это вообще огромная проблема. Считаю, что надо отменить плату за неиспользование услуг связи. Это нонсенс — брать с человека деньги за то, что он в магазине не купил товар!

Кем является автор и что намеревается делать дальше, неизвестно (формальным автором указан Олег Никитин из Санкт-Петербурга, с которым связаться не удалось), но его петиция стала одной из самых популярных. Она была опубликована еще 3 недели назад, но набрала популярность только в эти выходные.

За первый час обновленную петицию в прошлую субботу подписали уже более 100 тыс. человек. Ко вторнику число подписавших уже вплотную подошло к 300 тысячам. Сейчас это самая популярная русскоязычная петиция. Она набрала даже больше голосов, чем петиция «Требуем принять закон, регулирующий деятельность коллекторов!».

В результате обнуления баланса и последующего расторжения договора операторы могут вновь пустить высвободившиеся номера в продажу. Фото askorr.ru

Один за всех…

От какого именно оператора пришло такое СМС, на сайте не уточняется, но петиция имеет адресатами четыре крупнейших федеральных компании-оператора мобильной связи: «МегаФон», МТС, «Билайн» и Tele2. Судя по сообщениям в сети и комментариям представителей самих операторов, практика взимания платы за «неиспользование услуг» есть у всех четырех компаний.

— В «МегаФоне» при отсутствии платных действий в течение 45 дней! При том, что никто об этом не уведомляет ни при заключении договора на СИМ-карту, ни при самом списании денежных средств, — пишет в комментарии под петицией Роман Гасымов из Москвы.

Как рассказали «Реальному времени» в Tele2, компания начинает взимать ежедневную плату в размере 3 рублей, если клиент не совершает платных действий и не пополняет счет в течение 120 дней. При этом абонент не может уйти «в минус», поскольку абонентская плата взимается только до момента достижения нулевого баланса. После чего еще спустя 180 дней договор об оказании услуг связи считается расторгнутым по инициативе абонента. В пресс-службе МТС подтвердили, что подобная практика в компании также есть. Если человек в течение 183 дней не пользуется платными услугами оператора, то МТС переводит абонента на тариф «Базовый» с ежедневной платой в размере 3,3 рубля. В пресс-службе компании «Вымпелком» на запрос «Реального времени» не ответили, однако клиенты «Билайна» подтверждают, что аналогичные условия есть и у этой компании.

«Эти меры необходимы, поскольку количество сотовых номеров у операторов ограничено»

Сами сотовые операторы не видят ничего противоестественного в плате за «неиспользование услуг связи».

— Абонент может получить остатки средств со своего счета, написав заявление в салоне Tele2, — рассказали в пресс-службе компании. — Эти меры необходимы, поскольку количество сотовых номеров у операторов ограничено. В результате обнуления баланса и последующего расторжения договора операторы могут вновь пустить высвободившиеся номера в продажу.

Такой же позиции придерживаются и в компании «МТС»:

— После обнуления баланса договор с любым оператором действует 150 дней, и по истечении этого срока, если абонент никак не проявил себя, договор расторгается. Это нужно, в частности, для высвобождения номерной емкости, — сообщили в пресс-службе оператора.

В данном случае человеку навязывают то, что он должен звонить и писать СМС, рассказывает Сергей Емельянов, юрист Союза потребителей ЕАЭС. Фото top.rbk.ru

Это нарушение прав потребителя?

А вот вопрос о законности таких мер — спорный.

— Это незаконно абсолютно. Это нарушение прав потребителя: взимание платы за неоказанные услуги. Из закона о защите прав потребителей следует то, что плата может взиматься только лишь за проданный товар либо оказанную услугу. И компания не может навязывать услуги какие-то. А в данном случае человеку навязывают то, что он должен звонить и писать СМС, — рассказывает Сергей Емельянов, юрист Союза потребителей ЕАЭС.

Марат Камалов, партнер компании «Татюринформ», видит в проблеме другой аспект:

— Когда сотовая компания поддерживает ваш телефон в сети, только наивному кажется, что все это бесплатно и само собой разумеющееся. Для того чтобы его поддерживать, нужно серверное пространство, сотовые вышки, специалисты и так далее. Регулируется это чем? Все мы подписываем соглашения. По обыкновению их никто не читает. Я их тоже не помню: не читал много-много лет. Но там, скорее всего, есть отсылочная бланкетная норма, где сказано, что «я согласен с правилами, регламентами предоставления услуг», которые могут меняться хоть раз в день правлением этой коммерческой организации. Либо вы платите деньги, либо отказываетесь от этой услуги. Это же коммерческая услуга.

«Попросить волка, чтобы он свинью не ел»

Факт подписания петиции сотовые операторы никак не комментируют и вопрос о реакции на нее просто игнорируют. Эксперты же уверены, что никаких последствий она иметь не может.

Никаких последствий петиция иметь не будет. Это должно быть обращение или в Роспотребнадзор, или в Роскомнадзор. Адресовать петицию самим сотовым операторам — это попросить волка, чтобы он свинью не ел, считает Сергей Емельянов.

На запросы «Реального времени» об обращениях граждан в отношении сотовых операторов на основе петиции на момент публикации ответы из татарстанских управлений Роскомнадзора, Роспотребнадзора и ФАС получены не были.

Никаких последствий петиция иметь не будет. Это должно быть обращение или в Роспотребнадзор, или в Роскомнадзор, считает Сергей Емельянов. Фото lenta.ru

Однако масштаб народного недовольства должен заставить сотовых операторов задуматься о той жесткой политике введения платы за все подряд, которую они стали проводить в условиях кризиса и массового обеднения населения.

— Прежде всего, петиция показывает объем, — поясняет Марат Камалов, — она затрагивает не двух, а сотни тысяч людей. Как минимум это повод задуматься для коммерческих организаций, что 300 тысяч их клиентов недовольны. В данном случае это психологическое воздействие, но не более.

Дмитрий Семягин

Новости партнеров

комментарии 33

комментарии

  • Анонимно 01 мар
    Я не понимаю недовольства, по-моему правильно они делают: или пользуйся симкой или отдай другим
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    да ну, а ничего, что люди и так платят за эти симки но по своим тарифам?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    какой смысл иметь сим-карту и не пользоваться ею? о каких тарифах вы говорите?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    хватит придуривуаться, а симка вам за красивые глаза что ли досталась?
    - бабушка лет 80 - телефон лежит только для экстренных вызовов;
    - поехал по работе на вахту в другой регион на пару месяцев, пользуешься другой симкой;
    - работаешь несколько месяцев над проектом, симка рабочая, симка по предыдущему проекту сохраняется на будущее.

    мало? или вы пиарщик сотовиков, и сейчас их защищаете?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    мне симка бесплатно досталась, например. подключал за 100р, которые сразу клали на счет - акция такая была. у меня тариф без абон. платы, ни за что не плачу, только по факту использования услуг. никого я не защищаю, просто я уж за полтора месяца точно хоть раз да позвоню кому-то или напишу смску, для того, собственно, у меня и есть телефон и подключена сим-карта. что касается дедушек и бабушек, многие из них живут в деревнях и предпочитают либо городской стационарный телефон, либо живое общение, а есть, кстати, и такие, кто скайпом умеет пользоваться
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    "Вам звонили" давно уже стала платной, уже даже повышение цены за неё было
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    абсурд, конечно,
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    не у всех. массово стали вводить с ноября прошлого года. но большинство людей до сих пор не знают. в моем личном кабинете (МТС) она значится как бесплатная, но компания за нее деньги снимает регулярно
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    у меня уже то ли в конце 2014го, то ли в начале 2015го услуга стала платной на мтс'е. причем, смска пришла, что вводят плату за услугу и даже вроде была инструкция как ее отключить, если платить не хочешь. около рубля в сутки я считаю лояльной ценой за то, чтобы знать, кто тебе звонил. по сути ведь оператор не обязан нас оповещать, это услуга, а за услуги надо платить, имеют право брать свое. мы просто привыкли, что все нам должны задарма все предоставлять, но увы не всегда так
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    А вы в курсе что связь стоит не 3 руб. за минуту а 2 копейки и где здесь задорма. Вы посмотрите какие офисы у операторов и сколько работников каждому надо платить.
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    вы считаете, что у них мало денег? да они в них купаются и сигары ими подкуривают
    Ответить
    Анонимно 21 май
    Сейчас уже 2019 год и безнаказанность за воровство, развязало руки операторам до такой степени, что они уже в наглую воруют у своих абонентов. Например, если своевременно не оплатить абонплату, то интернет отключают и баланс станет минус 600 руб, и будут требовать погасить, якобы, долг, либо снимут деньги с другого номера. А если выиграешь суд, тебе возможно и вернут эти 600 руб. и на этом наказание для операторов заканчиваются. Это всё равно, что, например, вор в банке своровал 100 руб. а его поймали, забрали 100 руб. и отпустили. Подобная политика о чём говорит? Воры, дерзайте и совершенствуйтесь!!! Такая политика приведёт к гражданской войне!!!
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    Тут важно понимать, что человек оплачивает, пользуясь услугами связи. Оплачивает ли он саму связь или возможность ею пользоваться? Кажется, всегда логикой читалось, что ты платишь за связь. Снятие денег со счёта при неиспользовании сим-карты переводит это в другую плоскость: теперь факт наличия у тебя сим-карты стоит денег.
    То есть, абонент платит не за предоставление услуг, а за их непредоставление. Не абсурд?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    просто знай это и делай символический звонок раз в полтора (или сколько там? три?) месяца, если симка нужна и номер нравится, короче, в чем проблема?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    как всегда, сейчас 6 часов наступит, пиарщики свалят с работы и отвалятся все защитные комменты
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    а почему я должен обязательно тратить деньги? может я только входящие хочу получать! это бред, что я должен кому-то звонить, чтобы с меня не начали снимать деньги за то, что я не пользуюсь сим-картой! это Россия
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    Но вы ею пользуетесь, потому что она работает. Считаете, что она должна работать бесплатно?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    так не бесплатно, она куплена! за нее заплачено!
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    проблема в чём? интересный вопрос, глупый только слегка. Вопрос в том, что абонент платит деньги ни за что. Мало того, по тарифам, где чётко указано в рекламных проспектах "абонентская плата - 0". А снизу приписка мелких шрифтом, что абонентская плата - такая-то при отсутствии платных операций за определённый срок.
    Я могу понять, если бы симка абсолютно неактивна была - входящих звонков тоже бы не было - отключать её. Но при отсутствии именно платной активности - это попахивает мошенничеством
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    что за неё заплачено? 50 рублей, которые были на счёте?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    как бесплатно платит тот человек который звонит
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    почему "ни за что"? платит за то, что держит на себе номер, которым не пользуется
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    Да хоть и 50 руб на счете. Вы же в банк вкладываете деньги вам не кто не говорит мы его закрыли так как вы им не пользовались, а деньги сняли за то что ваш счет обслуживался . Так что тут и правда мошейничество получается.
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    можно даже назвать это "плата за резерв номера"
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    ну так в банке обслуживание и стоит денег независимо от наличия денег на счёте карты)
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    Недовольство операторами и так всегда было и есть: кто-то подворовывает у своих абонентов, кто-то качеством расстраивает, кто-то техподдержку нормальную обеспечить не может, много чем абоненты недовольны, но вот эта последняя инициатива просто ахтунг, я в шоке как можно было до такого додуматься, и ведь 15 рублей не в месяц - в сутки!
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    Мегафон всегда славился своим стремлением поживиться деньгами абонентов законно и не-
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    надо не петиции составлять, а в суд подавать
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    в суд бесполезно - где вы таких юристов как у толстяков найдете?
    Ответить
    Анонимно 01 мар
    в суд не подашь - в договоре указано, что они могут менять условия
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    А как с оборудованием? Сигнализация в машине GSM, охранка на даче и тп. Бывают периоды когда эти девайсы не присылают смсок по несколько месяцев, а звонить они по определению не могут
    Ответить
  • Анонимно 01 мар
    Это всё лирика. Надо подписавшим петицию координированно через интернет договориться о переходе к другому оператору, потом ещё к одному, потом к третьему, пока не подействует недовольство людей них.
    Ответить
  • Анонимно 02 мар
    пора задуматься об альтернативных видах связи, мобильным операторам я уже не доверяю
    Ответить
Войти через соцсети
Свернуть комментарии