Новости раздела

УФАС по РТ: «Два года проработал 44-й закон, однако количество закупок с нарушениями только увеличивается»

Татарстанские антимонопольщики отчитались о контроле госзакупок

Результаты работы антимонопольного органа за год показали, что количество нарушений в области проведения государственных закупок в кризис выросло. Среди нарушений наиболее распространены выходы за нормативные сроки, попытки «затачивать» аукционы под определенных поставщиков, туманные формулировки технических заданий. В свете последнего отчета главы МВД РТ о росте фактов мошенничества отчет УФАС выглядит устрашающе.

Нарушений стало больше

В ходе прошедшей в пресс-центре ИА «Татар-информ» пресс-конференции заместитель руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Татарстану Игорь Павлов провел обширный ликбез о наиболее распространенных ошибках, которые совершаются при осуществлении государственных закупок. Приведенная Павловым статистика наиболее ярко объяснила поводы проведения встречи со СМИ. В 2015 году комиссией было рассмотрено 357 жалоб, из них 189 были признаны обоснованными, в 2014 году на аукционы в УФАС жаловались всего 312 раз.

— Два года проработал 44-й закон, однако количество закупок с нарушениями не уменьшается, а даже увеличивается. Должны были вроде научиться, но нарушения есть, — отметил Павлов.

После этого замруководителя татарстанского УФАС еще больше углубился в статистку, что позволило контрастнее передать назревшие сложности. За год было выписано 815 штрафов на 8,8 млн рублей, что на 1,4 млн больше, чем в 2014-м. Далее Павлов приступил собственно к тому, что стало главной базой для штрафов. Всего УФАС выявило несколько видов типичных нарушений. Во-первых, это неправомерное отклонение от участия в конкурсе или, наоборот, необоснованное включение. При этом нарушение влечет существенный штраф — от 1% цены контракта.

— На каждого члена комиссии может получиться по 30 тысяч за то, что необоснованно отклонили или допустили, — прокомментировал Павлов.

Следующее в рейтинге УФАС нарушение — это неверно составленный протокол. За, казалось бы, технические недочеты можно поплатиться 10 тыс. рублей, при этом главная задача заказчика — ясно объяснить участнику, почему заявка отклонена.

— Если заявки отклоняются, заказчик в протоколе обязан отразить все условия для отклонения, иначе это будет нарушение. И за некорректное оформление протокола предусмотрена ответственность — те же 10 тыс. рублей на лицо, оформившее протокол. — Участник должен знать, за что его отклонили.

Не забыть про санкции

При формировании документации часто встречающейся проблемой стало отсутствие исчерпывающего перечня документов. Причем этот момент может оказаться и остро политическим.

— Например, если предусмотрено наличие лицензии или допуска СРО, заказчик обязан это требование прописывать в документации и в извещении. Не всегда это есть. Правительство РФ выпустило ряд нормативных актов, ограничивающих допуск иностранных товаров, происходящих из иностранных государств. Эти ограничения правительство не зря ввело, это, в частности, последствия санкций. И эти ограничения заказчик не всегда устанавливает, — рассказал Павлов.

Угадай ГОСТ

Частым нарушением является и отсутствие преференций для продукции, выпускаемой предприятиями людей с ограниченными возможностями, а также предприятиями, находящимися в ведении УФСИН. Кроме того, часто заказчики не указывают ГОСТы, создавая значительные неприятности для исполнителей.

— Заказчик должен гадать, какому же ГОСТу должна соответствовать его продукция. Мы это тоже рассматриваем как нарушение, — посетовал замглавы УФАС по РТ.

Однако угадать ГОСТ для участника аукциона еще не самая сложная задача. Часто заказчики забывают написать в контракте сроки оплаты. УФАС напоминает: такое не пройдет.

— Контракт должен содержать срок и порядок оплаты. Многие заказчики пишут, не указывая срок, когда они должны оплатить поставку, а указывают: «После исполнения». И все. Эта фраза может означать и «через три года», и «через пять». В данном случае закон требует устанавливать конкретный срок. Это гарантии поставщикам, что выполненные работы будут оплачены своевременно, — отметил Павлов.

Выступающий напомнил о том, что это влияет также и на размер неустойки.

Следить за изменениями

Завершил свое выступление Игорь Павлов напоминанием о том, что кроме всего перечисленного нужно следить за изменениями в 44-й федеральный закон.

— При рассмотрении жалоб, при плановых, при внеплановых проверках комиссия УФАС выявляет нарушения, выдает предписания заказчику на предмет продления сроков подачи заявки, внесения изменений в документацию и проведения закупки в соответствии с требованиями законодательства. То есть откатывается назад все, и заказчик тратит время и проводит заново закупку, а бывает, срочные нужны — продукты питания, например.

Александр Третьяков, фото tatar-inform.ru

Новости партнеров