Новости раздела

«Массовый склероз и слепота киевлян не поддавались никакому логическому осмыслению»

«Крымская весна»: диверсанты, погибшие служащие «Беркута», митинг и «вежливые люди». Крымский журналист вспоминает, как полуостров входил в Россию

Почти два года прошло, как крымчане добились независимости от Украины и впоследствии стали россиянами. Симферопольский журналист Александр Дремлюгин вспоминает бурные события «Крымской весны». В своей колонке, подготовленной специально для «Реального времени», он рассуждает, к чему пришел полуостров в составе России.

Напряжение нарастало

Начало государственного переворота в Киеве, именуемого «Майданом» и «Революцией достоинства», на полуострове восприняли со сдержанным раздражением и тоской. Украина уже была однажды изнасилована «оранжевой братией», и вот спустя почти 10 лет мы вновь увидели те же информационные приемы и манипуляции. Массовый склероз и слепота киевлян, радостно прыгающих вместе с отмороженными радикалами из западных областей Украины, не поддавались никакому логическому осмыслению. Этим, наверное, можно было объяснить некую отрешенность Крыма, которая продлилась до тех пор, пока не пролилась кровь, и в наш адрес не посыпались угрозы воинствующих националистов и их крымско-татарских пособников из нелегального Меджлиса.

Переломный момент, на мой взгляд, наступил в канун главного мужского праздника, 22 февраля. В тот день крымчане провожали в последний путь местных ребят из правоохранительных органов, погибших в Киеве от пуль «мирных» демонстрантов: старшего прапорщика «Беркута» Андрея Федюкина и старшего лейтенанта Дмитрия Власенко. 24-летний командир роты спецподразделения «Тигр», старший лейтенант Виталий Гончаров был похоронен в Харьковской области. Тысячи людей пришли проститься с ними на главную площадь Симферополя, напряжение буквально хрустело в холодном и сером февральском воздухе. Многие восприняли это как личную трагедию. Уставших и изможденных сотрудников «Беркута» и внутренних войск, которые только что прибыли из Киева и примчались попрощаться со своими боевыми товарищами, встречали буквально со слезами на глазах.

На следующий день встал на дыбы Севастополь, восстала Керчь. Затем в Симферополе у стен крымского парламента состоялся судьбоносный митинг, на котором по вине все тех же проукраинских радикалов из Меджлиса пострадали десятки людей. Погибли пенсионерка Валентина Корнева и молодой мальчишка Игорь Постный.

Что было далее, наверное, уже всем и так давно известно…

Голливудская развязка: «вежливые люди» и российский триколор над Крымом

Страшно было оставаться в составе Украины. После бойни 26 февраля люди расходились по домам, словно побитые собаки — такого отчаяния я еще никогда не испытывал. Перспективы открывались не самые лучшие: либо условный националистический концлагерь с жесточайшими зачистками; либо вооруженные столкновения и реки крови, которые мы чуть позже увидели на Донбассе.

Сложно передать словами всю палитру испытанных чувств, когда на следующий день появились «вежливые люди», и российский триколор взвился над правительственными зданиями.

Надо понимать, что как минимум с 1991 года возвращение в Россию было главной идеей подавляющего большинства крымчан. И вот, наконец, стало стремительно сбываться то, о чем все мечтали, но даже подумать не могли, что всё это случится при нашей жизни. Невообразимую карусель эмоций, которую нам довелось испытать в феврале-марте 2014 года, будем помнить всю оставшуюся жизнь.

Невообразимую карусель эмоций, которую нам довелось испытать в феврале-марте 2014 года, будем помнить всю оставшуюся жизнь. Фото ntv.ru

Готов поспорить, что многие голливудские сценаристы и драматурги позавидовали бы столь лихо закрученному сюжету и его счастливой, даже где-то сказочной, развязке. Такой запредельно высокой концентрации счастья, радости и воодушевления, которая царила в день референдума 16 марта, никогда не было в Крыму и, возможно, уже не будет.

«Москва выделяет огромные деньги»

Сейчас принято считать, что все крымчане, опьяненные идеальным образом всемогущей России, после столкновения с суровой реальностью резко разочаровались в своем выборе. Все это абсолютная чушь, которая не имеет никакой связи с действительностью — «этого не может быть, потому что этого не может быть никогда!». Никто обратно не собирается. Мы же не в каменном веке живем, а в информационном, поэтому были прекрасно осведомлены о многочисленных язвах российской действительности.

Тем более, на бытовом уровне на Украине до 2014 года существовали примерно те же проблемы, что и в России, только в более гиперболизированном, запущенном виде. В этом смысле все постсоветское пространство страдает одними и теми же хроническими синдромами социально-экономических заболеваний.

А надежды, конечно, были и остаются до сих пор. В первую очередь, они связаны с повышением уровня жизни и качества местного самоуправления. Москва вернула полномочия крымским властям, которых в украинский период фактически не было, Москва выделяет огромные деньги, которых республика не видела десятки лет. Но результата по многим показателям до сих пор нет, а в некоторых сферах наблюдается ухудшение ситуации. О чем можно говорить, если до сих пор нет никакого внятного плана развития Крыма и Севастополя?

По сути, крымская власть получила огромный карт-бланш, но так и не смогла им грамотно распорядиться: сотни коррупционных скандалов и уголовных разбирательств, тысячи невыполненных обещаний, множество нерешенных проблем раздражают жителей Крыма.

По общему впечатлению, которое значительно расходится с официальными оценками, эффективность местной власти крайне низка. Кажется, что наши управленцы, среди которых осталось много чиновников украинского периода, все больше занимаются решением частных вопросов, а не общественных.

К сожалению, не спасают и федеральные представители, курирующие Крым — обстоятельства отставки Алексея Чалого с поста председателя Севастопольского заксобрания прекрасно иллюстрируют этот факт. Жить стало сложнее и предпосылок для улучшения ситуации пока не видно. Надеюсь, что федеральная власть, а также крымская общественность сделают правильные выводы и все на своем уровне отреагируют должным образом.

Работа спецслужб

Говорят, что на полуостров пытаются проникнуть диверсанты, «правосеки» и еще какие-то лазутчики. За последние два года эта угроза не снизилась ни на йоту — поток многочисленных шпионов, диверсантов, вербовщиков, провокаторов и других вредителей нескончаем. Отдадим должное профессионализму и самоотдаче наших спецслужб и правоохранительных структур, которые днем и ночью работают над этим вопросом.

Конечно, есть какие-то люди, способные вести подрывную деятельность в Крыму, которые никуда не уехали. И поскольку им до сих пор не удалось сделать какую-нибудь пакость нам, можно сделать вывод, что соответствующие структуры работают хорошо. Я, мои близкие, мои знакомые чувствуем себя в безопасности. Хотелось бы зачистить и власть от всех агентов влияния.

Киевские «сюрпризы»

Пока в Киеве будут оставаться у власти преступники, которых прикрывает международное сообщество, «сюрпризы» будут продолжаться. В любой момент от них следует ожидать чего угодно, любых самых изощренных подлостей и провокаций.

Они обещали нам перекрыть воду — они это сделали. Обещали устроить продовольственную блокаду — сделали. Обещали нас обесточить — сделали. Теперь грозятся отравить воду, устроить морскую блокаду, взорвать энергомост и тому подобное. Единственное, в чем они постоянны, так это в своих гнусных делах. Что завтра взбредет в их воспаленные головы, никто не знает, поэтому ни в коем случае нельзя расслабляться. «Хочешь мира — готовься к войне».

«Крымская весна» еще не завершена. Уверен, если за нашей спиной будет сильное и независимое государство, политическая воля, грамотная и эффективная власть, здоровая и суверенная экономика, сплоченное вокруг великой идеи общество, мы все одолеем. Главное — определиться, какую страну мы хотим построить и как нам это сделать.

Александр Дремлюгин

Новости партнеров