Новости раздела

Аэропорт Казани: год завершился падением зарубежного пассажиропотока на четверть

А «Бегишево» станет запасным аэропортом чемпионата мира по футболу

Аэропорт Казани: год завершился падением зарубежного пассажиропотока на четверть
Фото: realnoevremya.ru/Максим Платонов

Итоги 2015 года оказались противоречивыми для казанского аэропорта: прибыль выросла в полтора раза, но пассажиропоток упал на 7%, в основном за счет снижения объемов международных перевозок. Тем не менее Казань продолжает привлекать новых партнеров в лице иностранных авиакомпаний и надеется на открытие летом рейсов в Барселону, Прагу и Будапешт. Участники рынка, опрошенные «Реальным временем», полагают, что курс доллара и евро усложнит эту задачу, но считают, что если рейсы все-таки откроются, то могут стать популярны.

Аэропорт «сберег» прибыль: рост в 1,5 раза по сравнению с 2014 годом

«Несмотря на сложную макроэкономическую ситуацию, в 2015 году аэропорту Казани удалось достичь положительных результатов, увеличив прибыль по сравнению с прошлым годом более чем в полтора раза (с 19,1 млн рублей до 31,6 млн рублей)», — заявил министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин сегодня на итоговой коллегии министерства за прошлый год. По его словам, повысить прибыль удалось во многом благодаря внедрению инструментов системы «Бережливого производства», программе повышения производительности труда, оптимизации расходов, внедрения инноваций и развития персонала. В итоге, по данным министра, производительность труда не просто сохранилась на прежнем уровне, но и выросла на 19%, а зарплата сотрудников — на 9%. Всего реализация программы позволила аэропорту получить экономический эффект в размере 57 млн рублей.

Тем не менее международный пассажиропоток аэропорта, по данным министра, упал почти на 27% и составил 690,8 тыс. человек. Причины очевидны: неблагоприятная ситуация в экономике, рост курсов иностранных валют, отмена авиасообщения с Египтом и спад активности на зарубежных туристических направлениях.

Авиация ориентируется на Европу и на субсидируемые перевозки

Но аэропорт все же надеется привлекать новые авиакомпании для прямого сообщения с Европой. «Продолжаем работать с зарубежными направлениями, сильно пострадавшими от колебания курсов валют. Положительную динамику среди востребованных зарубежных курортных направлений показали греческий Салоники (+28%) и турецкий Даламан (+48,8%)», — говорит Сафин. По его словам, положительные примеры все-таки есть. Так, пассажиропоток на регулярных рейсах «Казань — Хельсинки» авиакомпании Finnair вырос в три раза по сравнению с 2014 и превысил 13,6 тыс. человек. Однако из-за низкого спроса в зимний период полеты по данному направлению с середины января приостановлены и возобновятся только 29 апреля. Кроем того, летом этого года планируется возобновление регулярных рейсов Казань — Барселона авиакомпанией Vueling. Надеется Сафин и на новые рейсы весной: по его словам, «Чешские авиалинии» запустят рейс в Прагу, а венгерская Wizz Air — в Будапешт.

«Вместе с тем аэропорт Казани завершил год с приростом 10,5% к уровню 2014 года по показателям внутренних авиаперевозок (было перевезено почти 1,104 млн человек — прим. ред.). За 20 дней января этого года этот показатель на 40,3% больше аналогичного периода прошлого года», — добавил оптимизма Сафин. Отметим, что в январе открылся новый маршрут Казань — Тюмень, ведутся переговоры по открытию маршрута в Ростов-на-Дону с компанией «Руслайн», а также в Красноярск и Норильск с компанией «Сибирь».

В существующих условиях аэропорт делает ставку на выполнение недавно созданной авиакомпанией «ЮВТ Аэро» рейсов по программе развития региональных авиаперевозок в ПФО, на что бюджетом республики предусмотрено 56 млн рублей, в то время как в 2014 году на эти цели было перечислено менее 47 млн рублей. С января компания уже начала полеты из Казани в Краснодар и Нижневартовск, из Бугульмы в Санкт-Петербург и Нижневартовск, с 20 марта будут выполняться рейсы из Бугульмы в Сочи и Сургут. В январе также открыт новый маршрут из Казани в Ханты-Мансийск, в планах открытие рейсов из Казани в Геленджик, Минеральные Воды и Белгород, из Нижнекамска в Симферополь и Сочи.

Напомним, что помимо «ЮВТ Аэро» субсидированные перевозки в Татарстане выполняют ГУП Оренбургской области «Международный аэропорт «Оренбург» из Казани в Пермь, Оренбург, Самару и Киров; АО «Авиа Менеджмент Груп» из Казани в Саратов и Пензу, из Нижнекамска в Нижний Новгород. Всего по этой программе из республики было выполнено менее 1,8 тыс. рейсов, обслужено 36 тыс. пассажиров.

Министр транспорта России полетал «ЮВТ Аэро» и остался доволен

По итогам года общий пассажиропоток аэропорта Казани снизился на 7,6%. Всего, по прогнозным данным, за 2015 год аэропортами Татарстана «Казань», «Бегишево» и «Бугульма» обслужено 2187,2 тыс. человек, что на 9,2 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

«Сегодня состояние авиаотрасли по разным, в основном внешнеполитическим и макроэкономическим причинам, является турбулентным. С одной стороны, мы видим падение международных перевозок, с другой — устойчивый рост внутренних воздушных линий», — прокомментировал итоги министр транспорта РФ Максим Соколов. Следующим важным этапом для Татарстана он считает реконструкцию аэропорта «Бегишево», который станет запасным аэропортом на чемпионате мира по футболу. Соколов надеется, что работы будут завершены «в ближайшее время». Напомним, из бюджета Татарстана на эти цели уже инвестировано 496,5 млн рублей, а также 270,4 млн рублей собственных средств аэропорта. В 2015 году за счет средств федерального бюджета начались работы по модернизации объектов аэродромной инфраструктуры аэропорта, включающие реконструкцию перрона и рулежных дорожек. Всего на эти цели до 2017 года предусмотрено 798,3 млн рублей, из них 298,5 было выделено в прошлом году.

«Казань является одним из центров региональной авиации, во многом благодаря запуску новой авиакомпании, услугами которой я, кстати, воспользовался и остался доволен», — похвалил министр.

Казани нужен прямой рейс в крупный европейский хаб

«Реальное время» собрало мнение участников рынка о том, насколько реальны планы аэропорта на привлечение иностранных партнеров в существующих экономических условиях.

Азамат Сабиров — генеральный директор компании AVT:

Актуально развивать Европу, потому что «ЮВТ» активно развивает сетку, поэтому не вижу никаких проблем. Вопрос в том, кто будет открывать. Те, кто хотел, уже летают: есть рейс в Стамбул, Vueling летает в Хельсинки, но сезонно, потому что это лоукостер, а лоукостер умеет считать деньги.

Wizz Air вряд ли придет. Потому что мы с ними встречались, они просят сто выкупленных мест туристическими компаниями, тогда они прилетят, а это нереально. Чешские авиалинии тоже испытывают финансовые проблемы, но рейс на Прагу был бы удобен, потому что из Праги на машине практически в любую точку Европы можно за 3-4 часа добраться. Здесь речь идет о том, что крупная авиакомпания открывает рейс в крупный хаб. В принципе, все крупные авиакомпании летают в такой хаб. Но курс валют конечно отпугнет, потому что сейчас даже «Аэрофлот» ввел 10-процентные скидки на перелеты, загрузка не радует. Курс растет в два раза — поток падает в 2 раза.

Но я, конечно, ратую за то, чтобы Татарстан купил какой-нибудь Nord wings, я, конечно, понимаю, что денег нет, но было бы классно вернуть себе базового перевозчика с большими фюзеляжными самолетами. У Чечни есть хотя бы «Грозный-авиа» с одним ЯК-42, надо делать Kazan airlines, и это станет хорошей рекламой города в мире.

Рамиль Мифтахов — генеральный директор туристического агентства «Персона Грата»:

Минтранс еще в прошлом году озвучивал планы по открытию рейсов в Прагу и Будапешт. Если они откроются — это будет замечательно, у наших туристов появятся направления. Через Казань они поедут в Европу. Чехия — достаточно популярная страна и всегда была популярной. Я думаю, туристические агентства будут рады.

В принципе, из-за курса евро поток туристов из России уже уменьшился, поэтому в этом году прошлогодний поток уже и не ожидается. Многие предпочтут лететь уже не «Аэрофлотом», а другими авиакомпаниями, европейскими, используя их материнские аэропорты как транзитный хаб. Хабы в Праге и Будапеште хорошо развиты.

Смысл открывать такие рейсы, конечно, есть. Они будут иметь определенную заполняемость. Данные о снижении пассажиропотока на 27% — это в основном чартеры, закрытые Египет и Турция. Регулярные рейсы просели не так.

Сергей Пасечник — генеральный директор туристического агентства Companion SP

Прага — это уже давно проверенный маршрут и в отсутствие Турции вполне может быть оправдан. Тем более что риски в большей степени берет на себя авиакомпания. Мы встречались трижды с авиакомпанией Wizz Air, они с нами советовались, мы им честно донесли наше видение и нашу позицию. Тем не менее они принимают такое решение — значит, просчитывают, значит, считают нужным.

Для такого города, как Казань, для такого удобного аэропорта рейсов, конечно, маловато. Сам аэропорт недогружен. И Будапешт, и Прага — очень интересные направления. Время покажет — это логистика, которая строится не на один год. Может быть, первые два года это будет убыточно для авиакомпании, но потом население прочувствует курорты Венгрии и возможность беспересадочного перелета. Думаю, там будут и приятные цены, такие как сейчас у FinnAir и Turkish Airlines.

Дина Валиуллина, Максим Матвеев, фото Максима Платонова

Новости партнеров