Новости раздела

Куба: две валюты, элементы «совка», жулики и актриса Хелен Хант

Заметки казанского путешественника об Острове Свободы

Александр Драгони является заядлым путешественником. Точнее, совмещает приятное с полезным: по основному роду деятельности он управляющий партнер компании «Сила ветра». В своей колонке специально для «Реального времени» он рассказал об Острове Свободы – именно так называют Кубу, маленький уголок социализма.

Странное стечение обстоятельств

Вы верите в связь, казалось бы, не связанных напрямую событий? Я не очень. Вернее, я не вижу связи между ними. В декабре я вдруг начал учить иностранный язык. Первый раз после английского еще со школы. Этим языком стал испанский. Без какого-либо логического обоснования выбрал этот язык и стал смотреть видеоуроки Дмитрия Петрова.

А через пару недель мне позвонили и сказали, что есть компания людей, которая хочет отдохнуть на яхте в Карибском море, а меня хотят видеть капитаном на яхте. После долгих поисков (слишком маленький срок был перед началом круиза) нашли единственную свободную лодку на Кубе. А там говорят на испанском!

Короткий круиз прошел у южного берега Кубы между Сьенфуэгосом и островом Кайо-Ларго. Описывать морскую часть нашей поездки не буду. Лучше поделюсь своими впечатлениями и наблюдениями от страны. Вообще, в каждой стране меня интересуют какие-то особенности. Не то чтобы я их выискивал, но замечать что-то отличное всегда интересно. Особенно, в еще сохраняющемся островке социализма.

Вообще, в каждой стране меня интересуют какие-то особенности. Не то чтобы я их выискивал, но замечать что-то отличное всегда интересно. Особенно, в еще сохраняющемся островке социализма

Загар

Для меня самое сложное в перелетах из нашей зимы в жаркое лето — отличие от местных в цвете кожи. Я белый, они — загорелые. В южной стране, где турист — один из главных источников дохода, быть белым и с любопытством озираться вокруг — все равно, что кричать: «Я турист! Я только прилетел, и у меня есть деньги!».

Родная бюрократия

В рюкзаке у меня был GPS-навигатор. Хотя на каждой яхте есть такое оборудование, я его вожу как запасной источник. Багаж проходит через сканер, и работница у экрана ничего не говорит. Я беру вещи. Вижу стоящих таможенников и спрашиваю, надо ли декларировать навигатор. По реакции моих собеседников мне бы сразу понять, что на вопрос: «Он с вами?» надо отвечать: «Нет. Мой товарищ должен привезти». Но я решил поиграть в добропорядочного гостя страны.

Во время часовой процедуры описи и временного изъятия таможенники были увлечены процедурой. Но на улыбку отвечали улыбкой. В этом их отличие от российских коллег. Сказали, что 7 дней хранения бесплатно. Остальные — по 1,80 конвертируемых песо. Так что к вылету мне надо подготовить 3,60.

Процедура выдачи через неделю длилась полчаса. Наконец, мне говорят, что я должен 5,40. А я все песо потратил, кроме 3,60. С карты снять не удалось. Я уже был готов оставить навигатор для защиты революции. Вдруг работница таможни куда-то уходит, потом возвращается и дает мне в руки смятые бумажки описи. Я чувствую в руке монету в 2 недостающих песо. Она молча показывает глазами на видеокамеры.

Это очень сильное впечатление видеть их в таком количестве. Некоторые ухожены и покрашены в броские цвета: розовый, салатовый, бирюзовый

Деньги

На Кубе некоторое время назад ввели конвертируемый песо. Сначала он был только для туристов, и оборот местных песо для туристов был запрещен. А местным нельзя было использовать конвертируемые. Сейчас все смешалось. Турист местные песо может поменять и расплатиться ими на рынке. А кубинцы используют конвертируемые песо для расчета там, где все цены указаны в этих единицах.

Кросс-курс местного песо к конвертируемому – 24 к 1. И постепенно местные начинают платить и зарабатывать не в местных песо, а в конвертируемых.

Цены в туристической сфере стали для меня откровением. В кафе, в гостиницах, в такси, в магазинах — как в Европе. Из Гаваны в аэропорт 25 песо (25 евро). Кофе в кафе 1,5-2 песо.

Американские машины

Это очень сильное впечатление видеть их в таком количестве. Некоторые ухожены и покрашены в броские цвета: розовый, салатовый, бирюзовый. Все для туристов. Основная их часть задействована в такси.

Свобода

Возможно, у меня было подспудное представление о Кубе как о стране с железным занавесом. Это не так. В отличие от жителей СССР кубинцы могут летать в Европу, у некоторых европейское гражданство, кто-то ездит в Америку на заработки. Например, из полутора десятков человек, с которыми я контактировал, у трех (таксист, велорикша, менеджер яхтенной чартерной компании) — испанские паспорта. Это объясняется сильными родственными связями. Почти в каждой кубинской семье кто-то из бабушек или дедушек — из Испании. Но вот влияние европейцев или канадцев с американцами не очень заметно.

Из-за кулинарных привычек бедной жизни, нехватки в стране качественных ингредиентов — еда по большей части не очень вкусная

Еда

Из-за кулинарных привычек бедной жизни, нехватки в стране качественных ингредиентов — еда по большей части не очень вкусная. Понятно, что курица, рис или бобы невкусными быть не могут. Но вот выпечка, кофе, сосиски, сыр, еда многих кафешек — так себе. Если бы кафешками в туристических местах заведовали испанцы, уверен, было бы по-другому.

Сервис

Кубинцы стараются. Особенно частники, которым государство разрешило сдавать комнаты в аренду или устраивать домашние кафешки. Они улыбаются, быстро отвечают на вопросы и достаточно быстро все делают. Остальные — непредсказуемо. То ли климат, то ли социализм… В-общем, кафе с европейским сервисом и привычным вкусом кофе где-нибудь в Старой Гаване быстро бы стало хитом.

Жульничество

Преступности или агрессии я заметить не успел. Пару раз подваливали на улице молодые парни и пытались раскрутить на то, чтобы я пошел в какой-то определенный бар или на танцевальное мероприятие. Такие своеобразные зазывалы. При этом они использовали явную ложь, что в известном «баре Хэмингуэя» коктейли стоят 20 песо (20 евро).

Один раз я согласился. Думаю, пусть покажет место. К тому же я и так хотел выпить. Парень тоже заказал коктейли. Когда принесли счет, я положил песо только за себя. Он пытался объяснить, что у него денег в карманах нет. Но я свел их с барменом взглядом и дальше они что-то стали говорить на испанском. Как я понял, и бармен, и этот парень остались недовольны. Но агрессии ко мне не было.

Алаин, менеджер базы, говорит: «Там управляющий, Бартоломео. Скажите, что вы от меня». Эта фраза стала для меня одной из ключевых про Кубу.

Приметы «совка»

В марине Сьенфуэгоса, куда мы приехали из Гаваны, нас достаточно быстро и в меру любезно для 9 вечера разместили на лодке. К слову, марина – это небольшой яхтенный порт. После этого мы пошли поужинать. В здании марины, похожем то ли на речной вокзал где-то на Волге, то ли на колониальную фазенду тростникового промышленника, мы заметили ресторан. Идем туда!

Стеклянная дверь закрыта. Стучимся. Подходит женщина. «Мест нет». «Мы можем сесть в баре». «Извините, все занято». Хотя мы видим, что бар точно свободен.

Идем в офис нашей чартерной компании. Алаин, менеджер базы, говорит: «Там управляющий, Бартоломео. Скажите, что вы от меня».

Эта фраза стала для меня одной из ключевых про Кубу.

Таксист, везший меня на вылет в аэропорт Хосе Марти, попросил деньги заранее и попросил, если что — сказать, что он мой знакомый. Так как машина не его, и он не официальный таксист.

Обычно внутри стран на яхте можно ходить без каких бы то ни было формальностей. Конечно, прохождение государственных границ требует оформления. Но здесь надо оформляться в каждом яхтенном порту. Даже выходя на один день с Кайо-Ларго, мы должны утром поставить отметку о выходе, а вечером — о приходе. Сделав так один раз, мы на следующий день проигнорировали пограничников. По возвращении начальница сердито на нас посмотрела. Но мы сидели в баре с начальником гавани. Возможно, поэтому последствий для нас не было.

Крайне забавной была закупка продуктов в магазинчике на Кайо-Ларго. Он ориентирован больше на яхтсменов. Там очень странный для привыкшего к европейским или даже азиатским магазинам туриста набор. Есть вино, есть пиво. И много консервов. Батат, ананас, фасоль пяти видов, еще что-то. Большие и дорогие жестяные банки. Как часто их вообще покупают?

Таксист, везший меня на вылет в аэропорт Хосе Марти, попросил деньги заранее и попросил, если что — сказать, что он мой знакомый. Так как машина не его, и он не официальный таксист

Мы взяли несколько бутылок вина и воду. Продавщица вручную вводила цены. Потом позвала местного системного администратора. Он ей что-то объяснял. Вся процедура оплаты заняла 15 минут. Обычная закупка на 15 минут.

Яхтенный порт состоит всего из двух плавучих понтонов. При этом гостевой только один. Там встают яхты. Десятка полтора мест. Офис марины – это одноэтажное здание с несколькими комнатками. В каждой сидит 2-3 человека. И все что-то делают. Болтающих друг с другом работников я не видел. Усердно смотрят в компьютеры. На одно яхтенное место — один человек.

В больших европейских маринах, где может быть 10 понтонов по 30-40 мест, обычно 3-4 офисных и столько же «полевых» работников. Как-то справляются. Опять социализм? Тогда он проигрывает.

Интернет

Интернет-зависимым лучше на Кубу не ехать. Или наоборот — езжайте туда на излечение! Мобильного интернета нет. Только через вай-фай в крупных отелях или в некоторых барах. И доступ по карточкам. Один час — два евро. А карточки продают только в определенных местах, и их может не быть. Выглядит мечтой некоторых российских законодателей и чиновников.

Недвижимость

Сейчас рынок недвижимости Кубы переживает что-то похоже на российский рынок квартир в конце 80-х. Стихийный сбор маклеров на улице. Объявления, написанные от руки. Только-только появившееся разрешение местным продавать (раньше был обмен). Низкие цены. Вместе с растущей открытостью американскому и европейскому рынку это намекает на рост цен в ближайшее время. Появляется желание купить квартирку в Старой Гаване и сделать ее за счет сервиса популярной у туристов.

Америка

В Гаване много туристов из США. В отеле «Инглатерра» увидел съемочную площадку американского сериала House of Lies. В кресле сидела Хелен Хант. Из Майами есть полуофициальный чартерный рейс на Кубу. Так что впереди много интересного.

Появляется желание купить квартирку в Старой Гаване и сделать ее за счет сервиса популярной у туристов

Лобстеры

Ловить их разрешено только государству. В ресторанах они есть. Официальные. Нелегальный вылов запрещен. Если на лодке увидят лобстеров, могут быть серьезные последствия. Это со слов местных. Но в то же время у рыбаков можно обменять лобстеров на ром. Бутылка — полдюжины.

Ром

7-летний темный «Гавана клаб» стоит около 8 песо (8 евро). Это все, что надо знать про ром на Кубе.

Приключения

В самой дальней точке нашего круиза закончился дизель. Обычно в баке яхты топлива на 3-4 дня безостановочного хода. Мы же к тому моменту прошли суммарно около 20 часов на движке. Получалось, что в баке не хватало около 150 литров. В Европе бывают случаи, что топлива не хватает. Но обычно это 10-20 литров. Выясняется это на заправке перед сдачей яхты обратно. Ее надо вернуть с полным баком. И по расчетам понимаешь, что немного не хватало с начала.

На мои предположения, что лодка «левачила» или из нее топливо слили, менеджер базы сделал немного возмущенное лицо. Но я-то помню, что Куба и Россия были друзьями. Сметливый человек сметливого видит издалека. Все залитое топливо нам простили. Сейчас пытаемся выбить компенсацию за нарушенные планы.

Александр Драгони, фото предоставлены автором

Новости партнеров