Новости раздела

Сергей Степашин: «Кризис в нашей стране не менее серьезный, чем в 1998 году...»

Красная папочка без миллиарда, длинные деньги на трубы, удар однолетнего бюджета по инвестору и инструменты «ручного управления»

Итоговая коллегия минстроя РТ — одна из немногих коллегий татарстанских ведомств, которую с завидной регулярностью проводят в конце года и неизменно с участием президента РТ и федеральных гостей. О чем строители говорили сегодня — в репортаже «Реального времени».

Ностальгия по красной папке с миллиардами

Итоговая минстроевская коллегия — одна из немногих коллегий татарстанских ведомств, которую с завидной регулярностью проводят в конце года и с участием президента. И не только. Как заметил сегодня бывший российский премьер и экс-глава Счетной палаты РФ (сейчас он занимает почетную должность — председатель наблюдательного совета госкорпорации Фонд содействия реформированию ЖКХ) Сергей Степашин, уже становится традицией приезжать под новый год в Казань и замерять состояние стройкомплекса. Причем, как позже добавит глава минстроя РТ Ирек Файзуллин, в Татарстане именно на конец года с «середины лета» был перенесен традиционный августовский День строителя. «Считаю, это правильно», — авторитетно заявил он.

Как и в прошлом году, в этом Степашина сопровождал глава российского фонда ЖХК Константин Цицин. Он бывает в Казани еще чаще, и его фирменным стилем стала красная папка с платежкой обычно на полмиллиарда или миллиард (а то и больше), которую он вручает в конце коллегии. Правда, похоже, эта традиция станет скоро достоянием прошлого.

— К сожалению, в фонде ЖКХ ни на 2016, ни на 2017 год не предусмотрено участие в финансировании программ капремонта, — грустно констатировал Степашин в беседе с журналистами. К этому он добавил, что 2017 год будет последним в жизни фонда ЖКХ. Чтобы понять масштабы катастрофы для регионов, можно напомнить, что госкорпорация только Татарстану с 2008 года выделила 10,5 млрд рублей. Но в отличие от гостей Рустам Нургалиевич пылал оптимизмом: «Думаю, что звезды сойдутся и все изменится. Будем просить Всевышнего».

О пользе инструментов «ручного управления»

Модератором заседания кабмина в этом году был премьер РТ Ильдар Халиков, который, объявив регламент, сразу предложил посмотреть министерский ролик. Картинки с диаграммами о количестве построенных универсальных спортплощадок, построенного жилья и выданных сиротам квартир сменялись кадрами с знаменитых субботних строительных совещаний. Их, оказалось, в этом году перевалило за полсотню. Еще несколько лет назад они были открытыми для журналистов, которые становились свидетелями кадровых казней, выговоров и резкой критики. «Если бы не эти видеоконференции, мы бы и малой толики не смогли бы выполнить по всем текущим программам (в 2015 году по титулу министерства реализовывалось 32 программы — прим. ред.)», — поблагодарил Ирек Файзуллин президента за этот инструмент «ручного управления».

Файзуллин пробежался по всем программам, но, прежде всего, вспомнил о том, что нынешний кризис Татарстан встретил с новой волной обманутых дольщиков. realnoevremya.ru/Романа Хасаева

Упомянул министр и еще про один такой инструмент — систему «Народный контроль». По этому каналу связи с народом минстрой получил почти 11 тыс. уведомлений, выполнив из них больше 8 тысяч. «ИТ-технологии делают нас ближе к конкретному человеку. Это помогает наладить реальный диалог, люди менее зависят от чиновников», — считает министр.

Мечта о «квадрате» на татарстанскую голову

Далее Ирек Энварович в целом пробежался по всем программам, но, прежде всего, вспомнил о том, что нынешний кризис Татарстан встретил с новой волной обманутых дольщиков.

«Фирма «Фон» осталась без средств на завершение строительства 18 домов. Также появилась «новая волна» дольщиков по фирме «Свей», «Маг-Строй», которая незаконно начала строительство трех 18-этажных домов вместо 9–этажных по проекту. Для решения проблемы привлечены и правоохранительные органы, — заявил министр (тут нужно отметить, что первая волна дольщиков в РТ пришлась на 2007 год) и предложил ужесточить закон о «долевке». — Чтобы в дальнейшем избежать проблем дольщиков, требуется жесткое закрепление в федеральном законодательстве требования привлечения средств под строительство жилья исключительно банками с участием в уставном капитале государства».

Несмотря на эти проблемы, глава минстроя пообещал, что планка ввода жилья в 2,4 млн кв. метров в год (держится уже пятый год) снижаться не будет и дальше. Правда, с такими объемами пока рано говорить о том, что реализуется давняя мечта местных властей строить в год на одного татарстанца 1 кв. метр жилья. Пока этот показатель на уровне 0,62 кв. м.

Несмотря на эти проблемы, глава минстроя пообещал, что планка ввода жилья в 2,4 млн кв. метров в год снижаться не будет и дальше. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Понятно, что звучало и о том, что впереди 2016 год, который будет непростым из-за снижения инвестиций, задела новостроек. На этом фоне Татарстан оказывается в выигрыше на фоне наличия такого инструмента, как ГЖФ. Как рассказывали корреспондентам «Реального времени» чиновники и министерства, и Госжилфонда, доля жилья по госпрограммам будет расти.

— Государственные программы по поддержке ряда категорий населения в приобретении жилья сдерживают цену на жилищном рынке, то есть повышают доступность жилья, — констатировал сегодня министр строительства РТ.

Инвестировали в капитализацию недвижимости

Далее в докладе следовали размышления на тему смысловой пары «капитальный ремонт и капитализация». Как поясняли докладчики, в республике капитализацию своей недвижимости повысило 2,8 млн человек.

Файзуллин в очередной раз напомнил, что Татарстан с 2008 года участвует в программе капремонта, и, по сути, именно благодаря республике ее распространили на всю Россию (правда, не вся страна благодарна за это, вездесущие коммунисты и эсеры активно критикуют новую статью расходов).

«С 2008 года в РТ отремонтировали в режиме комплексного капитального ремонта около 45 млн кв. метров жилья. За первые три года мы отремонтировали 21 млн кв. метров. При направлении ежегодно 6-7 млрд рублей к 2016 году планировали ликвидировать весь недоремонт. К сожалению, имевшиеся в наличии финансы позволили нам в начале использовать только выборочный, а не комплексный капитальный ремонт. С учетом вторичного захождения по выборочному капремонту отремонтировано 63 млн кв. метров многоквартирного жилья, осталось еще 10 млн кв. метров в домах, построенных до 1998 года», — заявил министр.

Однолетний бюджет ударил по коммунальному инвестору

Но если с жильем минстрой видит свет в конце тоннеля, то вот с изношенностью сетей, по словам Файзуллина, ситуация аховая. Сейчас, чтобы залатать все протекающие трубы и обновить коммунальную инфраструктуру, требуется 93,6 млрд рублей. И это при том, что с 2009 года в татарстанском ЖКХ было реализовано более двухсот инвестпрограмм на 5,8 млрд рублей. «Все они реализованы за счет тарифной составляющей», — констатировал он.

На этом фоне депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин посетовал, что концессионеры, то есть частные инвесторы, не очень охотно идут в малые города. «Для малых городов в фонде ЖКХ федеральные средства заложены на субсидирование ставок и софинансирование сетей», — было обнадежил всех народный избранник.

Но все померкло на фоне заявлений Константина Цицина, к которому обратился татарстанский премьер с вопросом, «не планируется ли продлить программу капремонта сетей».

«Существование фонда ограничено. У нас 2 года на разворачивание этих программ. Как только выходит постановление, мы начинаем рассматривать. Ирек Энварович упомянул про 11 проектов. Единственный вопрос на следующий год — это инвестиционные соглашения. В условиях однолетнего бюджета инвестору будет сложно выстраивать свои проекты. В условиях однолетнего бюджета 3-летние тарифы даже по концессионным соглашениям подтвердить нечем», — констатировал Константин Цицин сложности привлечения инвестора в сети в условиях отсутствия компенсаций через тарифы.

Старое новое жилье

Сергей Степашин свой доклад разбил на тезисы. Но он начал с похвал в адрес принимающей стороны: «Татарстан является одним из лучших субъектов по программе переселения населения из аварийного жилья».

Это стало плавным переходом к теме, которую аккуратно избегают, а именно, что до 7% домов для переселяемых из аварийного жилья строятся в России с нарушением технологий. Можно вспомнить и несколько примеров некачественного жилья из новейшей истории Татарстана. Например, в 2013 году в Буинском районе произошел скандал, который послужил причиной отставки прежнего главы Рафаэля Абузярова. Правда, тогда речь шла не об «аварийщиках», а о жилье для ветеранов. Некачественно построенные дома для участников ВОВ попали в эфир федерального канала. Или недавнюю историю с осыпанием фасадов домов в Казани.

«По нашим учетам, порядка 5-7% домов, которые построены для переселения из аварийного жилья, вызывают вопросы с точки зрения энергоэффективности, качества, инфраструктуры, — подчеркнул Степашин и оговорился, что меньше всего претензий у фонда к Татарстану. — Я попросил бы вас эту планку держать».

Отдельно Степашин поделился своими опасениями, что у программы с аварийным жильем в некоторых регионах могут возникнуть проблемы из-за того, что местные власти предпочитают выкупать на рынке готовое жилье, а не строить самим (в РТ по этим программам работает ГЖФ). «Кризис в нашей стране не менее серьезный, чем в 1998 году, и он сильно ударит в том числе и по стройкомплексу. Сокращаются инвестиции, стройки», — заявил он.

Достаточно пессимистичен был Степашин и в прогнозе на будущее фонда ЖКХ. По его словам, сейчас новый объем аварийного жилья, выявленный после 2012 года, оказался равен включенному в программу. По его мнению, денег не хватит и выходом должно стать арендное жилье.

«В Думе затянулось рассмотрение законопроекта о арендном жилье. Минстрой РФ предложил перенести рассмотрение вопросов арендного и социального жилья на конец 2017 года. Это никуда не годится. В противном случае остановимся в реализации этой программы», — возмутился Степашин.

«Нужны длинные деньги»

На праве хозяина Рустам Минниханов подвел итоги мероприятия. Он похвалил созданную систему по капремонту («создана целая система подрядчиков и по подготовке документов») и призвал ее сохранить. Это звучало особенно актуально на фоне сворачивания федерального софинансирования. Правда, созданная в республике система, похоже, уже вышла на самофинансирование, 2/3 средств программы капремонта составляет местный бюджет (РТ и муниципалитет) и деньги от населения. К слову сказать, за 10 месяцев жильцы перечислили в республиканский фонд 2,3 млрд рублей, что составляет 96,9% от начислений.

Озабоченность Минниханова вызвало то, что жильцы 400 (2,6%) домов откладывают средства на спецсчет, а не перечисляют в республиканский счет. Они, по его мнению, могут быть проблемной зоной.

Покритиковал президент РТ и то, что законы по программам аварийного жилья порой не продуманы, не совершенны и не имеют финансового подкрепления. «Мы нашли путь, когда можем предоставить в аренду социальное жилье или выкуп по соципотеке», — озвучил татарстанское решение проблемы глава Татарстана.

Поднял Минниханов и вопрос состояния инфраструктуры. «Прежде всего, это очистные сети и теплоисточники. Но для восстановления нужны длинные инвестиционные деньги. За счет тарифов не поднимем», — подытожил он.

Арслан Минвалеев

Новости партнеров