Новости раздела

Грузоперевозчики: рынок спасают интернет-магазины

Исследование рынка грузовых перевозок Татарстана. Часть 6

Рынок экспресс-перевозок республики, по мнению некоторых его участников, показывает рост за счет увеличения объемов доставки товаров из интернет-магазинов. Именно электронная коммерция называется основным драйвером отрасли. Тем временем тормозят рынок изменения в законодательстве, которые больно ударили прежде всего по автоперевозчикам, а также рост курсов валют.

Шамиль Гиззатуллин, директор курьерской компании «Мега-Экспресс»:

— Наша работа зависит от численности клиентов, от их активности. В связи с кризисом в некоторой степени упала активность клиентов по заказу отправлений, соответственно с этим у нас упал и оборот.

Больше всего направлений отправляется по России. Объем зарубежных отправлений в связи с ростом цен стал меньше, люди начали экономить. Однако сейчас жители нашего города используют услуги экспресс-доставки и для внутригородских направлений. Люди и внутри республики направляют посылки.

Компаний на рынке сейчас очень много. Если сравнить сегодняшний рынок с рынком десятилетней давности, когда работали лишь 4 основные мировые службы доставки, теперь количество таких компаний сильно возросло. Сейчас на рынке появилось большое количество транспортных компаний, предоставляющих услуги по перевозке крупногабаритных грузов, поэтому от нас постепенно ушли отправления посылок больших габаритов. Если раньше все шло через нас, то теперь уже клиенты пользуются услугами разных компаний.

Среди проблем, во-первых, большая конкуренция. Во-вторых, на данный момент многие компании банкротятся, и из-за этого у нас есть риск недополучить плату за наши услуги. В связи с тем, что мы работаем в основном с юридическими лицами, для нас это особенно актуально. К сожалению, по предоплате не всегда удается работать.

Вячеслав Никрюков, директор компании ImpEx Cargo:

— В сравнении с прошлым годом на рынке на данный момент наблюдается некий подъем, сейчас, наверное, больше объемов. Изменения в законодательстве и изменения экономической ситуации в стране разительным образом не повлияли на наш бизнес, так как мы в основном занимаемся железнодорожными и морскими грузоперевозками. Что касается тарифов на грузоперевозки, нужно отметить, что цены на грузоперевозки в рублевом эквиваленте повысились, а вот в долларовом эквиваленте, наоборот, понизились. Если говорить о российской валюте, то здесь наблюдается 20%-й рост в размере тарифов на грузоперевозки. Внешних сложностей при ведении бизнеса как таковых нет. Конечно, мешает конкуренция. Относительно прогнозов на дальнейшее развитие бизнеса могу сказать, что конкуренция сохранится, кто-то будет приходить, кто-то уходить.

Кирилл Нестеркин, директор по развитию компании «ТЭК ДСК-Логистик»:

— На данный момент, в связи с постоянными изменениями курсов валют, ситуацию на рынке нельзя назвать стабильной. На нестабильность и некоторое «плавающее» положение влияют и последние изменения в законодательстве: к примеру, с ноября текущего года федеральные трассы стали платными для автомобилей грузоподъемностью свыше 12 тонн. В связи с этим рынок немного лихорадит, ставки поднялись, возросла стоимость перевозки. По многим направлениям уже сейчас сложно ориентироваться по старым ценам. Всегда приходится что-то пересчитывать, выставлять какие-то новые цены, постоянно анализировать рынок. Такое влияние я не могу назвать значительным, просто сейчас приходится постоянно разъяснять клиентам, которые уже привыкли к одному уровню цен, почему есть такие изменения в тарифах.

Больше всего отправлений относятся к внутрироссийским. Учитывая сезонность, стоит отметить, что на данный момент наиболее актуальны грузоперевозки из южных регионов, откуда везутся фрукты и овощи, сухофрукты. Большой объем грузоперевозок и в направлении Урала. А вот в направлении Центрального федерального округа на сегодняшний день пока наблюдается некий спад. Сейчас стало тяжелее с грузоперевозками в сторону Москвы и Санкт-Петербурга и в обратном направлении. Это прежде всего связано с ростом тарифов на грузоперевозки именно в данных направлениях.

В сравнении с прошлым годом, наши объемы возросли примерно на 40%. Не знаю, какая ситуация сложилась в других компаниях. Особых изменений в объемах в связи со второй волной кризиса мы не заметили. Единственное, приходится пересматривать с клиентами договоры и устанавливать новые цены.

Сейчас проблемы могут возникнуть при получении кредита на покупку или лизинг автомобильной техники. Здесь уже приходится более тщательно думать, как лучше работать — по кредиту или по лизингу. Приходится постоянно анализировать, решать, к примеру, что выгоднее, — взять новую или старую технику. Приобрести новую технику, тем более иностранного производства, сейчас тяжело. Если мы можем обновить автопарк приобретением новых автомобилей КАМАЗ, МАЗ, то с приобретением иномарок возникают сложности в связи с тем, что в последнее время цены на них резко взлетели.

Я думаю, что все будет в порядке, может быть, будет меньше импорта, но экспорт, в частности, в страны СНГ, на мой взгляд, останется на таком же уровне. На российском рынке, скорее всего, цены чуть вырастут, в особенности ближе к Новому году. Страна у нас огромная, грузоперевозки будут нужны всегда.

Алексей Бедлинский, директор филиала SPSR Express в Казани и РТ:

— За последние четыре года рынок экспресс-доставки показывает не резкий, но стабильный рост. Наблюдается увеличение его зависимости от игроков интернет-торговли. На мой взгляд, интернет-торговля для российского рынка экспресс-доставки — основной драйвер роста. Татарстан же, как субъект РФ, является одним из передовых и успешных регионов, что, в свою очередь, отражается и на региональном рынке экспресс-доставки. Появляется новый бизнес, новые проекты, для которых востребованы наши услуги.

На мой взгляд, в связи с текущей экономической ситуацией наблюдается замедление темпов роста рынка экспресс-доставки. Сейчас все стремятся к сокращению издержек. Что касается сегмента В2В, то клиенты минимизируют свои затраты, иногда даже в ущерб срокам доставки. На рынке е-commerce, наблюдается переориентирование покупателей с западных интернет-магазинов на их китайских конкурентов, что связано с ростом курса евро и доллара. Если говорить о клиентах филиала в Казани, то доля заказов интернет-магазинов сейчас составляет около 20%. Если же коснуться специфики наших клиентов, то уже их клиент проживает в крупных городах-миллионниках.

В связи со сложившейся экономической ситуацией темпы роста рынка существенно замедлились, а экспресс-доставка является отражением деловой активности общества. Наша экономика циклично переживает спады и подъемы. Данные периоды являются для рынка «санитарным» временем, которое переживают только серьезные и значимые игроки.

Ольга Ракова, начальник отдела продаж почтово-курьерской компании «Даймэкс»:

— К сожалению, на сегодняшний день я не могу говорить о стремительной динамике развития рынка экспресс-доставки, за исключением доставки для интернет-магазинов. Каких-либо резких изменений не наблюдается. В нашем бизнесе существует критерий сезонности спроса. Наиболее востребованной почтово-курьерская доставка становится в зимние и весенние месяцы. Летом отмечается некоторое «затишье». Клиенты стали более щепетильно относиться к вопросу экономии средств, однако для нашей компании это является в некотором роде конкурентным преимуществом, так как мы находимся в экономичном ценовом сегменте.

Рынок на сегодняшний день достаточно насыщен, конкуренция высокая. На мой взгляд, наш основной конкурент — западная компания DHL, являющаяся корифеем рынка почтово-курьерских услуг. Не могу сказать, что характер груза как-то принципиально меняется, однако повторюсь, что в связи с активным развитием интернет-магазинов к пересылке все чаще принимаются одежда игрушки, аксессуары и т.п. Популярность онлайн-заказов постоянно растет. Люди сейчас достаточно продвинутые, у всех есть доступ к компьютеру, что упрощает работу.

Проблемы такие же, как и в любом малом бизнесе. На данный момент рынок уже насыщен курьерскими компаниями, в связи с этим встает вопрос продвижения и увеличения узнаваемости своего бренда. База потенциальных клиентов, нуждающихся в наших услугах, уже распределилась между существующими компаниями, найти своего клиента для новичков может быть очень сложно. Повторюсь, конкуренция очень высока, уровень сервиса у большинства курьерских компаний достаточно хороший. В данном вопросе большую роль играет клиентоориентированность и гибкость поставщика данной услуги.

Лилия Салихова
Аналитика

Новости партнеров