Новости раздела

Отец евроислама: «То, что идет из Саудовской Аравии, — это не мусульманство, это арабеизирование»

Профессор Оксфордского университета, один из известнейших мусульманских ученых доктор Тарик Рамадан презентовал свою первую книгу на русском языке. «По стопам пророка» представили широкой публике в московской соборной мечети. На презентации побывал и корреспондент «Реального времени».


«Мусульманам нужны реформы...»

Мусульманский мыслитель говорил на хорошем английском. Египтянин со швейцарским паспортом, Тарик Рамадан давно и последовательно выступает за либерализацию ислама, за его европеизацию — в противоположность исламу в его нынешнем виде, который «арабеизирован», по словам ученого, и уже не так воспринимается мусульманами, как пару столетий назад.

Мусульманам нужны реформы, — заявил Рамадан. — Мы должны понимать и трактовать Коран в соответствии с реалиями сегодняшнего дня… Вместо этого мы сужаем ислам. Пророк (мир ему) был глубок, а мы стали поверхностными… Мы не должны путать арабскую культуру и ислам.

Позиция Тарика Рамадана заключается в том, что исламские богословы должны понимать реалии тех стран, где живут, учитывать и чтить их законы и обычаи, потому что отношение к мусульманам в мире и так не слишком теплое:

— Исламистский имидж — очень негативный, я бы сказал. В некоторых странах до 75% людей имеют отрицательное восприятие ислама: например, во Франции — 75%, в Великобритании — 68%, практически 70% в ФРГ. Стоит только заговорить об исламе — начинается испуг, негативизм. Даже если в России такой вопрос задать — мы знаем, что большинство будет настроено негативно. События на Ближнем Востоке, террористические акты, воинствующие экстремисты из «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация) — все это находит негативное отражение в прессе, но это не новость… И мы, мусульмане, должны сегодня больше объяснять, кто мы такие и чего хотим. Не обороняться, не быть жертвой. Мы должны больше заявлять о себе.

«Мы, российский народ, выступаем за принципы справедливости и достоинства»

Предложение о том, как мусульманам заявить о себе, оказалось неожиданностью для собравшихся:

Прекратите говорить об исламе. Это ловушка. Они специально заманивают вас. Ислам должен быть внутри. Мусульмане должны сегодня больше объяснять, кто мы такие и чего хотим. Не обороняться, не быть жертвой. Мы должны больше заявлять о себе.

Не нужно делить людей на мусульман и немусульман. Есть мусульмане, а есть люди других конфессий: христиане, индуисты, евреи. И я говорю о них с гордостью. Коран говорит: не оскорбляйте то, во что верят другие люди

В случае с Россией все тоже не так просто. Тарик Рамадан считает, что российские мусульмане не до конца осознали себя в современном обществе:

— Новые российские мусульмане, вы должны сделать выводы, кто вы в этом обществе, чего вы хотите, к чему вы призываете, за что ваша борьба. За гордость, за достоинство — или только за мусульман? Или вы готовы убивать людей других вероисповеданий? Нет, не нужно делить людей на мусульман и немусульман. Есть мусульмане, а есть люди других конфессий: христиане, индуисты, евреи. И я говорю о них с гордостью. Коран говорит: не оскорбляйте то, во что верят другие люди. Вы несете ответственность за реакцию людей. И вы должны уважать их веру и религию. И тогда вы станете более видимыми, потому что сейчас все это в национализм в России переходит. Когда я говорю о Европе, я говорю: «Мы, европейцы». И не выталкивайте меня оттуда! И вы должны говорить: «Мы, российский народ, выступаем за принципы справедливости и достоинства».

«Я египтянин по памяти, швейцарец по паспорту, мусульманин по религии»

В речи профессора Рамадана было сложно провести грань между презентацией научной работы и проповедью. Рассуждая о месте человека в мире, о необходимости уважать собственное тело как дарованное свыше, ученый призвал всех мусульман участвовать в климатической конференции в Париже. Не науки ради, а потому что «надо беречь природу, так как она от бога». В то же время профессор усомнился, что от ученого можно услышать ответ на вопросы о клонировании или эвтаназии.

Курс на либерализацию ислама, разумеется, встречает оппозицию среди консервативных слоев духовенства. Во время беседы в Москве один из гостей поставил вопрос недвусмысленно: к какой идентичности себя относит профессор: мусульмане или европейцы? Однако противопоставлять эти понятия Рамадан отказался:

Я египтянин по памяти, швейцарец по паспорту, мусульманин по религии. У меня много идентичностей, и это не проблема. Нет противоречия между признаками мусульманства и гражданства. Пусть мусульмане будут притягивать всех не только красотой стен мечетей, но и искренностью помыслов. То, что идет из Саудовской Аравии, — это не мусульманство, это арабеизирование, — снова заключил профессор.

Нет противоречия между признаками мусульманства и гражданства. Пусть мусульмане будут притягивать всех не только красотой стен мечетей, но и искренностью помыслов. То, что идет из Саудовской Аравии, — это не мусульманство, это арабеизирование

Другой зритель попросил мусульманского мыслителя прокомментировать его связи с движением «Братья-мусульмане». По данным открытых источников, Тарик Рамадан — сын Саида Рамадана и Вафы Аль-Банна, старшей дочери Хассана Аль-Банны, который в 1928 в Египте основал организацию «Братья-мусульмане». То есть приходится основателю организации внуком.

Я внук человека, который в 30-е годы сказал британцам в Египте: «Это, ребята, не ваша страна. Уходите». Я внук человека, который сказал мусульманам: «Для вас нет иного способа освободиться от колонизации, кроме как через веру». Я внук человека, который говорил сионистам: «Это не ваша земля, это не ваша страна, и мы будем за это бороться». Я знаю, что на Западе искажена его позиция, что он поддерживал Гитлера, и так далее. Но он говорил в 30-40-е годы, что один из сигналов западного декаданса — это фашизм. Но сейчас израильская пропаганда говорит обратное. Информация о моем происхождении правдива, но я этим горжусь. Также я не принадлежу к «Братьям-мусульманам», но я считаю, что у них есть право участвовать в политике.

Дмитрий Щипанов
Справка

Тарик Рамадан (родлился 26 августа 1962 года) — франкоязычный швейцарский богослов египетского происхождения. Родился в Женеве. Профессор философии колледжа в Женеве и профессор ислама в университете Фрибура (Швейцария), телеведущий на спутниковом канале Press TV. Журнал Time в 2000 году назвал его одним из 100 наиболее выдающихся новаторов XXI века.

Тарик Рамадан считает, что есть одни неизменные принципы ислама, но его традиции могут отличаться с учетом истории и культуры народа, а также законов проживаемой страны. Противник замыкания мусульман в рамках гетто. Настаивает на сближении мусульман, проживающих в Европе, с европейской культурой. Противник деления мира на западный и мусульманский.

Один из авторов концепции евроислама.

Основные тезисы:

  • Я — европеец, и я — мусульманин.
  • Не бойтесь перестать быть арабами, бойтесь перестать быть мусульманами!
  • Арабская культура — это еще не культура ислама.

Новости партнеров