Новости раздела

Рынок бытовой техники и электроники: падение на 26%, банные приборы рядом с холодильниками и спрос на «умные» браслеты

Что ждет ритейлеров в Татарстане на рынке БТиЭ к концу года?

В количественном выражении продажи техники стремительно падают. От обвала в денежном выражении рынок спасает только рост цен. Чуть лучше остальных продаются только смартфоны и «нательные» гаджеты. Ретейлеры пытаются компенсировать падение за счет ввода новых товарных категорий как из ряда электроники, так и не связанных с ней. Торговые сети также надеются, что скорый выход нескольких технических новинок может выровнять ситуацию к концу года. Однако аналитики уверены, что без возобновления кредитования в прежних объемах нельзя говорить о восстановлении рынка.

Падение на четверть

Продажи бытовой техники и электроники (БТиЭ) стремительно падают. По данным исследовательской компании GfK, за 9 месяцев этого года в России в количественном выражении падение составило 26%. При этом в денежном эквиваленте продажи упали на 11%. Провал удалось немного компенсировать за счет роста цен. По данным агентства, товары на рынке БТиЭ в среднем подорожали на 19%.

С приведенной статистикой согласны и сами ритейлеры. Так, в сети Domo в Приволжском федеральном округе и Татарстане продажи в натуральном выражении также показали отрицательную динамику на уровне 26%, сообщил «Реальному времени» коммерческий директор компании Алексей Ваничков. Объемы продаж в стоимостном выражении сократились на 15%.

«Умные» девайсы пострадали меньше

Меньше всего кризис затронул носимую технику: смартфоны, смарт-часы, спортивные браслеты, фитнес-трекеры и др. По предоставленной «Реальному времени» информации аналитиков компании «Связной», за 9 месяцев в Казани всего реализовано более 160 тысяч смартфонов на сумму 1,6 миллиарда рублей. Рынок сократился только на 2% в штуках, однако вырос на 12% в рублях. За год средний чек за один гаджет вырос с 8 900 рублей до 10 100. Расширили в магазинах и ассортимент других «умных» аксессуаров, получающих популярность в нашей стране, что связывают с повышением интереса населения к ЗОЖ и расширением возможностей нательных технологий (smart wearables) при их относительно невысокой стоимости.

— Продажи планшетов, рынок которых в Казани перенасытился, падают, — подтверждает Мария Заикина, руководитель пресс-службы ритейлера «Связной». — Еще больше падают и продажи фототехники. И если смартфон стал фактически предметом первой необходимости, то от покупки планшета и цифровой фотокамеры многие могут воздержаться, тем более часть их функционала реализована в «умном» телефоне.

В компании Domo категория «телеком» удерживает уровень продаж относительно уровня прошлого года в некотором плюсе (1%). Что касается количественного измерения, то здесь также наблюдается стабильное падение на уровне 16,5%. Положительную динамику данному сегменту обеспечивает именно такая товарная категория, как гарнитура, которая в натуральном выражении прибавила 1,5% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года и 29% в стоимостном измерении — то есть как раз в новых категориях товаров, таких как смарт-часы, «умные» браслеты, фитнес-трекеры.

Поместится ли банный набор рядом с планшетом и холодильником?

Чтобы на фоне общего падения рынка сохранить какую-то прибыль, ритейлеры рассматривают иные пути сохранения выручки. Например, ряд магазинов пошли на расширение ассортимента товаров, в который включили товары для дома, спортивные принадлежности и товары для детей. К слову, о большей защищенности детских товаров от кризисных перепадов говорили и на недавней конференции «Торговый центр будущего в Татарстане». Например, по такому пути пошла сеть «Эльдорадо».

— Тенденция расширения ассортиментной матрицы за счет выхода на другие сегменты имеет свои плюсы и минусы. Ассортимент расширять нужно, положительные примеры показывают онлайн-игроки, и они от этого выигрывают. С другой стороны, в этом случае ты рискуешь слишком размыть позиционирование, в результате бренд сети будет ассоциироваться не с техникой и электроникой, а непонятно с чем. Когда на сайте одного крупного игрока, входящего в топ-3 ретейлеров БТиЭ, предлагается банный набор в виде веника, шапочки и тому подобного, это кажется странным. Но они считают, что они выбрали правильную модель, концепцию и будут ее расширять. «М.Видео» придерживается противоположной концепции, они хотят продолжать позиционироваться в сегменте БТиЭ и такого смешения происходить не будет. В разные моменты времени те или иные концепции могут быть более или менее эффективными, — считает Иван Федяков, генеральный директор информационно-аналитического агентства INFOLine.

По словам представителя «М.Видео», в компании не следуют общему тренду на добавление нетехнических категорий в ассортимент, так как уверены, что это размывает имидж бренда и компетенции сотрудников. Несмотря на такие комментарии, сеть все-таки расширяет ассортимент, но за счет квадрокоптеров и медицинских приборов. А в Domo, например, вообще говорят лишь о сокращении некоторых позиций в сегменте фото- и цифровой техники.

«Китайцы» как альтернатива корейским и японским брендам

Другой путь, по которому идут магазины, — предложение товаров от менее известных производителей по доступной цене. Это, в первую очередь, касается многочисленных китайских брендов, которые ранее были ориентированы на рынок внутри своей страны. Более того, некоторые китайские компании уже выбились в первые ряды. Так, лидером рынка по динамике среди гаджетов (смартфоны и планшеты) является бренд Lenovo. Например, в «Связном» по итогам полугодия продажи смартфонов китайской компании в России выросли на 101% в штуках и на 95% в рублях. По продажам планшетов рост составил 55% и 50% соответственно.

— С учетом удорожания товаров из-за валютных колебаний китайские бренды в самом деле имеют все шансы на вытеснение традиционных лидеров в более высокую ценовую категорию, что может оказаться объективно на руку китайским производителям при вынужденной переориентации покупателей на бюджетные ценовые ниши, где цена имеет первостепенное значение. В частности, именно с этой переориентацией целевой аудитории на более бюджетные ниши и связаны те проблемы, с которыми в последнее время столкнулась компания Samsung, — отметил Алексей Ваничков из Domo.

На этом фоне нелегким в стране и республике оказалось положение техники Samsung. После того как некоторые ритейлеры отказались от продаж смартфонов южнокорейской фирмы, компания стала терпеть значительные убытки. В «Связном» сообщили, что с начала июня доля «самсунговской» техники сократилась на 25% в штуках и на 40% в рублях.

Однако Федяков, подчеркивая деликатное отношение компании Samsung к российскому рынку, заметил, что южнокорейский производитель долгое время пытался компенсировать рост цен за счет снижения своей маржи. Если говорить о Hi-Tech технике, она производится не на территории России и дорожает. С другой стороны, компания успела подстраховаться и наладить сборку холодильников, телевизоров, стиральных машин в нашей стране.

«Крупные ритейлеры выживают за счет каннибализации»

Как рассказал корреспонденту «Реального времени» Иван Федяков из INFOLine, сейчас на рынке происходит перераспределение потребительского спроса в пользу крупных сетей.

— Многие региональные сети, закрываясь, оставляют спрос неудовлетворенным. Крупные ритейлеры выживают за счет «каннибализации», «съедая» менее успешных игроков. Сейчас действует принцип «пока толстый сохнет, сухой сдохнет». Тот же «М.Видео» по итогам первого полугодия отчитался о небольшом приросте объемов продажи в деньгах. За счет того что слабые игроки ушли, но некоторый спрос остается неудовлетворенным, компания частично компенсирует снижение объемов продаж, — отмечает эксперт.

Антон Пантелеев, руководитель отдела по связям с общественностью «М.Видео», подтвердил «Реальному времени», что сеть за 9 месяцев показала прирост на 5%.

Продажи online vs. offline: кто победит?

Одним из перспективных моделей продаж остаются онлайн-покупки, которые стали достаточно привычными для россиян.

— В онлайне динамика продаж лучше, чем на рынке в целом. Здесь традиционно продолжают покупать гаджеты из средних и высоких ценовых сегментов, спрос на которые там более устойчив. Кроме того, в условиях кризиса больше людей обратилось к онлайн-магазинам, поскольку в этом канале проще мониторить и сравнивать цены, — говорит Мария Заикина.

В «М.Видео» интернет-заказы (включая доставку на дом и продажу в Интернете с получением в магазине) за 9 месяцев показали прирост на 36% и составили более 10% от оборота компании. В Domo тоже наблюдается перетекание покупателей из традиционной розницы в канал интернет-продаж. Компания также зафиксировала падение продаж в онлайн-секторе в натуральном выражении. Однако снижение оказалось гораздо меньшим — на уровне минус 12,5%. При этом в стоимостном выражении объем продаж остался без изменений.

— Конфликта интересов между онлайн- и офлайн-игроками нет, — считает гендиректор INFOLine. — Все уже давно пришли к тому, что будущее — за мультиканальностью. Неважно, где потребитель выбирает и покупает товар — в магазинах или на сайте. Главное, чтобы потребитель думал о товаре, а не о способе совершения покупки. Ритейлеры идут к этому семимильными шагами.

«2016 год будет во многом показательным»

О прогнозах, даже о ближайших, эксперты говорят с осторожностью. С одной стороны, по мнению Марии Заикиной из «Связного», в VI квартале 2015 года предполагается некоторое оживление на рынке персональной электроники: к этому времени выйдут новинки от известных брендов, а также ожидается традиционный рост спроса в предновогодний период. С другой стороны, многие отмечают, что без восстановления кредитования в прежних объемах сложно ожидать роста на рынке БТиЭ.

— Без возврата системы софинансирования покупок наш рынок будет ожидать такая же стагнация, — отмечает Федяков. — Может быть, будет медленно восстанавливаться. Сейчас все стабилизируется и будет соответствовать возможностям россиян.

По словам Федякова, многие игроки сейчас «включили режим ожидания», поскольку ситуация тревожная. При всех открывающихся возможностях существуют повышенные риски. В таких условиях любые инвестиции дорого обходятся. Ритейлеры не совершают резких движений: не торопятся открывать новых магазинов и закрывать и не анонсируют свои планы.

— 2015 год будет во многом отрицательным в сравнении с 2014-м, такого всплеска объемов продаж мы не ожидаем, — говорит он. — 2016 год будет во многом показательным. Тогда мы поймем: вернулись ли мы к восстановлению, росту спроса. Уверен, что рынок бытовой техники и электроники не ждет фатальное падение.

Тимур Рахматуллин

Новости партнеров