Новости раздела

АК «Татарстан» забирает с собой в могилу «болгарские» ребусы минзема

Арбитражный суд Татарстана продлил процедуру конкурсного производства в отношении ОАО «Авиакомпания «Татарстан» на два месяца — до 27 декабря. При этом процесс банкротства идет непросто: кредиторы в непростых отношениях с конкурсным управляющим. Конфликт происходит на фоне обесценивания имущества АКТ: пока удалось получить всего 1,5% от суммы долга. Корреспондент «Реального времени» попыталась разобраться, что происходит с некогда ключевым авиаперевозчиком Татарстана.

Слезы на фоне всей кредиторки

В едином федеральном реестре сведений о банкротствах был опубликован протокол собрания кредиторов авиакомпании «Татарстан», где больше года идет процедура банкротства.

Как выяснила газета «Реальное время», на собрании конкурсный управляющий Евгений Грабалин отчитался о нынешнем финансовом состоянии компании: он уже провел два раунда распродажи немногочисленного имущества компании и сейчас готовится к третьему. Согласно его данным, за период конкурсного производства на счет авиакомпании поступило чуть более 37 млн рублей (при общих долгах более 2,8 млрд рублей, т.е. менее 1,5%), большая часть из которых — 28,8 млн — от взыскания дебиторской задолженности. А от продажи имущества, которое по итогам инвентаризации было оценено в 90 млн рублей (65,8 из которых — авиадвигатели), удалось выручить всего 4,5 млн.

Третьи торги стартовали 12 октября и должны были закончиться на прошлой неделе. Однако результаты в реестре сведений о банкротстве пока не опубликованы. На них было выставлено имущество на сумму почти 9,9 млн рублей, а конечная его цена будет снижена на 50% и составит менее 5 млн рублей, говорится в документе. Кроме того, компания возлагает большие надежды на дебиторскую задолженность: 323 млн рублей «дебиторки» АК «Татарстан» будет продавать всего за 17 млн рублей, торги назначены на 2 ноября.

От продажи имущества, которое по итогам инвентаризации было оценено в 90 млн рублей (65,8 из которых — авиадвигатели), удалось выручить всего 4,5 млн. realnoevremya.ru/Максима Платонова

Куда пропали 12 миллионов доходов?

Отчитался управляющий и о выплатах, которые делала авиакомпания: так, из вырученных за время конкурсного производства 28,8 млн рублей на выплату зарплат рабочим пошло почти 10 млн рублей, 5 млн — на удовлетворения требований кредиторов по договору на оказание услуг по взысканию дебиторской задолженности, заключенному в период наблюдения бывшим директором, 3 млн — на оплату услуг привлеченных специалистов (каких именно — не уточняется), почти 2,8 млн — на погашение текущего НДФЛ, почти 1,2 млн — на другие налоги, почти 700 тыс. рублей — вознаграждение самому Грабалину и пр. Таким образом, погашена первая очередь реестра кредиторов на сумму 468 тыс. рублей и вторая очередь на сумму 12 млн рублей.

Куда делись остальные 16 млн рублей, в документах не сказано. Любопытно, что этот отчет конкурсного управляющего предложили кредиторам «для принятия к сведению», но 75% кредиторов высказались против. От кредиторов на собрании присутствовали представители казанского аэропорта, «Госкорпорация по ОрВД Филиал «Татаэронавигация», ООО «УК «Приволжская продовольственная корпорация», Управление федеральной налоговой службы РФ по Татарстану, компании «НЕТАФ», «Ак барс страхование» и «Тулпар Техник», все вместе они представляли 76% требований кредиторов. Причину Грабалин «Реальному времени» не назвал. «Они мне не обосновали. Они потребовали дать оценку долгосрочных вложений, я ее сделаю, и они будут решать, продавать ее или что-то еще», — лишь сказал он. При этом в протоколе указано, что за период конкурсного производства на действия конкурсного управляющего подано 4 жалобы. По трем жалобам было отказано, а жалоба Управления Росреестра рассматривалась 16 октября, о результатах не сообщается.

Помимо отчета кредиторы отвергли и требования Управления ФНС РФ по РТ. Налоговики просили обязать конкурсного управляющего привлечь специалиста для оценки финансовых вложений (акции ЗАО «Тат-Аэро») и представить собранию кредиторов предложения по порядку реализации данного имущества должника; объяснить превышение лимита расходов на привлеченных специалистов, установленного законом, и объяснить причины неуплаты НДФЛ, подлежащего выплате во вторую очередь текущих платежей (может, здесь должны были появиться оставшиеся от поступлений 12 млн рублей?). Однако 63,7% от общего числа признанных кредиторов проголосовали против внесения этих вопросов в повестку дня.

Стоить отметить, что на следующий же день после собрания, 15 октября, ЗАО «Тат-Аэро» было ликвидировано. Ранее сообщалось, что 3,63 млн акций компании стоимостью по 100 рублей каждая находятся в собственности АК «Татарстан».

Минземимущества «умывает руки»

Примечательно, что «Тат-Аэро» — держатель почти 100% акций самой банкротящейся авиакомпании. Она была создана в 2011 году для управления авиакомпанией, тогда половину акций получили болгарские инвесторы «Булгариан Авиэшн Групп» и «Ескана Русия» (входят в холдинг «Химимпорт»).

Однако через какое-то время они вышли из уставного капитала авиаперевозчика, а акции сосредоточились у ОАО «Татарстан-авиа», в свою очередь принадлежащего минземимущества РТ. Таким образом, ликвидируя компанию, министерство «рвет» все связи с банкротящимся перевозчиком.

Кроме того, с ликвидацией компании АКТ теряет хоть призрачный, но все-таки шанс получить хоть какие-то средства от продажи этих акций. «Пока идет ликвидация, они чего-то да стоят», — говорит в беседе с корреспондентом «Реального времени» Грабалин. Теперь же шансы кредиторов получить назад хоть часть своих средств снова уменьшаются. Напомним, крупнейшими из них являются ООО «НЕТАФ» (к слову, также 100% собственник минзем РТ) с долгом почти 730 млн рублей, наполовину принадлежащее все тому же минземимущества РТ, а также «Связьинвестнефтехиму» и ХК «Ак барс», казанский аэропорт (почти 560 млн рублей), «Приволжская продовольственная корпорация» (более 517 млн рублей), налоговая служба (более 353 млн рублей).

Болгарские инвесторы пришли в татарстанский авиабизнес в 2008 году. На — встреча с делегацией болгарского холдинга «Химимпорт», март 2008 г. (realnoevremya.ru/Михаил Козловский, shaimiev.tatarstan.ru)

Болгары на выход

Напомним, что болгарские инвесторы пришли в татарстанский авиабизнес в 2008 году, получив контроль над «Татарстаном». По условиям соглашения с властями республики «Химимпорт» должен был вложить в модернизацию компании порядка $20 млн. До этого они уже имели опыт работы в этой сфере у себя на родине и решили инвестировать за рубеж, а в кризисный 2008-й год пришлись по душе местным властям. В 2011 году болгары решили расширить сферу влияния, инвестируя в аэропорт Казани $50 млн.

Тогда правительство республики и создало «Татарстан-авиа» со 100% государственным капиталом, которое позже стало учредителем совместных с болгарами предприятий: это нужно было для преодоления законодательного ограничения по участию государственных структур в компаниях с иностранными инвестициями. Однако международное сотрудничество продлилось недолго: уже в 2012 году татарстанская сторона начала высказывать недовольство тем, как их болгарские партнеры управляют аэропортом и авиакомпанией. К тому времени холдинг, по его собственным данным, уже успел вложить в реконструкцию терминала А1 порядка 1 млрд рублей. Тем не менее началась процедура выхода болгарских инвесторов из управления авиакомпанией и аэропортом, в результате чего контроль над первой получил татарстанский минзем, а над вторым — «Связьинвестнефтехим».

Холдинг, по его собственным данным, успел вложить в реконструкцию терминала А1 порядка 1 млрд рублей. realnoevremya.ru/Максима Платонова
Дина Валиуллина
Справка

Напомним, проблемы у авиакомпании «Татарстан» начались после крушения 17 ноября 2013 года самолета Boeing 737-500, в котором погибли 50 человек. После этого Росавиация отозвала у компании сертификат эксплуатанта из-за нарушений сертификационных требований, связанных с подготовкой персонала и соблюдением режима труда и отдыха членов экипажей. С 2014 года компания не осуществляла летной деятельности, и сама обратилась в арбитраж с заявлением о собственном банкротстве. На тот момент, согласно данным оценки, активы компании стоили порядка 90 млн, в то время как годом ранее они оценивались в 223 млн руб.: исчезли земельные участки стоимостью почти 7 млн рублей, а стоимость зданий снизилась с 92 до 2,3 млн рублей. СМИ со ссылкой на гендиректора компании Заура Хуснутдинова сообщали, что здание пожарного депо, авиационно-технический комплекс и земельные участки были списаны в пользу авиакомпании «Ак Барс Аэро».

Новости партнеров